Научная статья на тему 'Принципы формирования рынка квот на загрязнения окружающей среды между предприятиями'

Принципы формирования рынка квот на загрязнения окружающей среды между предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК КВОТ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ / MARKET OF QUOTAS OF POLLUTION / АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECOLOGICAL CAPACITY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЕМКОСТЬ / ASSIMILATORY POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иртегова Е.Г.

В статье раскрывается понятие и структура рынка квот на загрязнения. Приводится описание ассимиляционного потенциала и экологической емкости окружающей среды, их роль в определении объема рынка квот на загрязнения. Дается анализ применения данного рыночного механизма для отечественных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF THE MARKET OF QUOTAS OF ENVIRONMENTAL POLLUTION BETWEEN THE ENTERPRISES

In article the concept and structure of the market of quotas of pollution reveals. The description of assimilatory potential and eco-logical capacity of environment, their role is provided in scoping of the market of quotas of pollution. The analysis of application of this market mechanism for the domestic enterprises is given.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования рынка квот на загрязнения окружающей среды между предприятиями»

УДК 338.45

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КВОТ НА

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Иртегова Е.Г.

Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия, irtegova_eg@mail.ru

В статье раскрывается понятие и структура рынка квот на загрязнения. Приводится описание ассимиляционного потенциала и экологической емкости окружающей среды, их роль в определении объема рынка квот на загрязнения. Дается анализ применения данного рыночного механизма для отечественных предприятий.

Ключевые слова: рынок квот на загрязнение, ассимиляционный потенциал, экологическая емкость.

PRINCIPLES OF FORMATION OF THE MARKET OF QUOTAS OF ENVIRONMENTAL POLLUTION BETWEEN THE ENTERPRISES

Irtegova E.G.

Samara state technical university, Samara, Russia, irtegova_eg@mail. ru

In article the concept and structure of the market of quotas of pollution reveals. The description of assimilatory potential and ecological capacity of environment, their role is provided in scoping of the market of quotas ofpollution. The analysis of application of this market mechanism for the domestic enterprises is given.

Keywords: market of quotas of pollution, assimilatory potential, ecological capacity.

В настоящее время большое внимание со стороны государства, гражданского общества и профессиональных сообществ уделяется вопросам экологии, механизмам совершенствования эколого-экономической деятельности предприятий. Одной из

наиболее распространенных идей по регулированию системы выбросов предприятий в окружающую среду стало квотирование. Метод квотирования заключается в распределении объемов загрязнения между хозяйствующими субъектами региона или территории с последующим созданием рынка торгуемых квот на выброс загрязняющих веществ между данными предприятиями. Концепция создания рынка торговли квотами на выбросы является в полной мере не разработанной и в данной статье мы рассмотрим положительные и спорные стороны концепции и некоторые варианты их совершенствования.

Рынок квот в мире уже существует и функционирует с конца 80-х годов XX века. На данном рынке ведется продажа объемов сокращенных выбросов, созданы специализированные углеродные биржи, на рынке действуют брокеры и компании, оказывающие юридические услуги, обеспечивающие сопровождение подобных проектов.

Примерами рынков торгуемых квот на выбросы являются рынки Европы, Австралии; также существуют программы США по регулированию выбросов SO2 и NOx - «Кислотные дожди» и программа по регулированию свинцовых примесей в бензине и выбросов хлорфторуглеродов; межстрановый Киотский протокол, распределяющий квоты за вредные выбросы в атмосферу характерные для механизмов торговли квотами парниковыми газами; Европейская система торговли единицами выбросов.

Важнейшей частью концепции распределения квот является ассимиляционный потенциал окружающей среды (АПОС), т.е. способность природной среды усваивать и перерабатывать вредные вещества без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию или отсутствию у природной среды способности ассимилировать некоторое количество вредных выбросов, предприятие имеет возможность экономить или повышать соответственно природоохранные издержки. Однако, настоящее состояние природной среды во многих случаях требует дополнительных затрат на восстановление ассимиляционного потенциала территории. Это обусловлено тем, что промышленные центры и кластеры распространяются неравномерно и за частую находятся в городской черте - это особенность советского времени, когда вокруг крупного промышленного предприятия формируется город. Понятно что функционирование городской

среды и хозяйственной деятельности субъектов дает свой результат воздействия на окружающую среду. Территориальная неоднородность АПОС требует создания управленческого механизма его использования на уровне региона и страны. Также необходимо учитывать трансграничный аспект при определении экологической емкости территории и определении квот на выбросы по элементам и группам загрязняющих веществ для региона. Помимо этого каждый субъект Российской Федерации имеет природоохранные объекты и зоны, ассимиляционный потенциал которых, при расчете объема рынка торговли квот на выбросы не должны учитываться.

Ассимиляционный потенциал может рассматриваться как специфический природный ресурс, на который могут быть установлены права собственности. Величина АПОС условно определяется предельными нормативами вредного воздействия на окружающую среду - предельно допустимые концентрации, выбросы и сбросы (ПДК, ПДВ, ПДС) и другими нормативами, которые постоянно совершенствуются. Таким образом АПОС территории рассчитывается, как:

А = А + А + А

^тер -^пдк 1 -^пдв 1 ^пдс

Для определения объема рынка квот на выбросы необходимо отдельно выделить понятие экологической емкости территории. Экологическая емкость окружающей среды (ЭЕОС) - это способность природной среды вмещать антропогенные нагрузки, вредные химические и иные воздействия в той степени, в которой они не приводят к деградации земель и всей окружающей среды. Нагрузки на природу в пределах ее возможностей означают ее экологическую емкость, а нагрузки сверх ее возможностей (емкости) приводят к нарушению естественного закона экологического равновесия. Закон "Об охране окружающей природной среды" посвящен установлению и соблюдению предельно допустимых норм нагрузки на окружающую среду с учетом ее потенциальных возможностей (предельно допустимых выбросов и сбросов, предельно допустимых концентраций, предельно допустимых уровней). Несоблюдение, нарушение этих норм приводит к привлечению виновных к ответственности и возможному ограничению, приостановлению и прекращению деятельности предприятий, производственной и иной деятель-ности[1]. Отметим, что АПОС и ЭЕОС в полной степени не учи-

тывают временной фактор, а именно учёт эффектов суммации и перераспределения между фазами вредных выбросов, период их разложения в природной среде. Для каждого элемента и групп загрязняющих веществ этот показатель индивидуальный, поэтому вычислить точную ЭЕОС и АПОС представляется достаточно трудным.

Учитывая всю специфику региона, его экологическую емкость, ассимиляционные возможности, трансграничный аспект и другие факторы, можно составить план объема рынка квот на загрязнения и его плановое распределение между хозяйствующими субъектами. Для составления подобных планов нужны предварительные математические расчеты и моделирования, но данные планы будут иметь погрешность, т.к. показатели АПОС не возможно вычислить полностью. Естественно, рыночные отношения в рыночной сфере предполагают создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей и обеспечивающей сделки по торговле правами на выбросы. По мимо предприятий задействованных в торговле квотами, появляются дополнительные участники данного рынка, такие как государство, банки, биржи, проектные организации, брокеры и другие. Изобразим схему рынка торгуемых квот на выбросы на рисунке 1.

Рис. 1 Схема рынка торгуемых квот на выбросы загрязняющих веществ.

Органы управления следят за эквивалентностью сделок (т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличивалось) и способствует созданию рыночной инфраструктуры: закрепление прав собственности и организации, обеспечивающие реализацию этих прав (в том числе выдача лицензии или сертификата собственности); контроль за деятельностью экологических банков и бирж.

Предприятия, сокращая выбросы, экономят права/квоты на загрязнения, которые вкладываются в специальный экологический банк для дальнейшего использования или продажи. Банк становится накопителем прав и имеет возможность продавать и покупать их. Банк выполняет функцию учета квот и обеспечивает процесс погашения израсходованных прав, не допуская их повторного использования и спекуляции.

Банки могут также предоставить предприятиям временные права на увеличение выбросов, т.е. экологические кредиты. Для окружающей среды данная система приносит положительный результат, так как хозяйствующий субъект понимает, что по истечении срока предоставления кредита ему надо сократить выбросы. Однако если предприятие будет постоянно покупать разрешения на выбросы, то стимулов повысить свою экологическую эффективность у предприятия не будет.

В системе рынка также необходима биржа, где возможно осуществление сделки по купле-продаже прав на выбросы.

В схеме также представлен элемент «посредник» в отличии от общепринятых схем данного рынка. Посредником в отношениях между субъектами рынка могут выступать проектные организации, брокерские фирмы и прочие организации, которые в свою очередь также требуют контроля со стороны органов управления и других субъектов рынка.

Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью. Однако метод рыночного квотирование может привести к неравномерному загрязнению окружающей среды и возможности появления коррупционного фактора на низком уровне - между предприятиями и клерками низшего звена. На данный момент концепция рынка торгуемых квот на выбросы в стране не может быть введена по нескольким причинам. Во-первых, крупным промышленным предприятиям по прежнему будет выгодно покупать дополнительные квоты, даже по завышенных ценам, нежели проводить природоохранные мероприятия на производстве и повышать свою экологическую эффективность. В данном случае только введение высоких штрафных санкций сможет стимулировать данные предприятия к снижению загрязнения окружающей среды. Во-вторых, точно рассчитать объем рынка квот на загрязнения с учетом АПОС является

на данным момент достаточно проблематичным, т.к. необходимо учитывать временной интервал разложения загрязняющих веществ и равномерность распределения промышленных объектов на территории, без учета природоохранных зон. В большинстве случаев предприятия находятся уже в природной зоне, подвергшейся антропогенному воздействию и для того чтобы корректно рассчитать АПОС необходимо определить уже существующий масштаб загрязнений и нанесения экологического вреда природной среде.

С другой стороны введение рыночного механизма распределения квот на загрязнения для предприятий может привести к снижению выбросов в окружающую среду. Для предприятий появляется возможность при проведении природоохранных мероприятий сохранения средств и их последующего распределения. Сохраненные квоты могут пойти в зачет загрязнений в будущем периоде или пойти на хранение в экологический банк или продажу на экологической бирже. В любом случае рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью хозяйствующих субъектов и за ними будущее экологической политики ведущих стран.

Список литературы

1. Экология. Юридический энциклопедический словарь/ Под ред. проф. С.А. Боголюбова. - М.: Издательство НОРМА, 2001. -448с.

Рецензент:

Ладошкин Альберт Иванович, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.