ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Т.К. БЛОХИНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Российского университета дружбы народов К.А ИВУШКИН,
генеральный директор ОАО «Машиностроительный завод «Знамя»
В процессе реформирования российской экономики в 1990-х годах оборонно-промышленный комплекс стал терять свое стратегическое значение, что нашло проявление в резком падении рентабельности предприятий ОПК, в размывании кадрового, технологического и научного потенциала. Не оправдались ложные надежды на конверсию оборонно-промышленного комплекса, поскольку основную часть высвобождаемых мощностей оказалось нечем загрузить, а на другой части производили случайную продукцию, что привело к неизбежной деградации производственно-технологической базы комплекса. Вместе с тем наметившиеся в последнее время тенденции по преодолению кризиса оборонного комплекса наиболее остро поставили проблему проведения его реструктуризации, которая в значительной мере затрагивает аспекты региональной политики в части содействия оптимальному использованию и воспроизводству ресурсов ОПК. Это обусловливает актуальность выработки механизмов преодоления социальных последствий такой реструктуризации, реализация которых ориентирована преимущественно на региональный уровень.
Современное состояние ОПК отражает ряд негативных последствий проведенного в 1990-х годах реформирования, которые проявляются в следующем:
• прекращение или сокращение до минимума выпуска ряда важнейших образцов (изделий) вооружения и военной техники;
• сохранение большого количества устаревших производственных мощностей и низкий средний уровень их загрузки;
• сокращение инвестиций и, как следствие, прогрессирующее старение производственного и научного оборудования;
• старение и снижение профессионального уровня научных и производственных кадров, неполная занятость персонала и низкий (при
высоких квалификационных требованиях) уровень заработной платы; • спад уровня научно-технических разработок и отсутствие положительной динамики их восполнения.
Комплексное решение перечисленных проблем потребовало разработки и реализации необходимых мероприятий на уровне Правительства Российской Федерации по реструктуризации всего ОПК, восстановлению в полном объеме государственного заказа на производство продукции оборонных отраслей промышленности. В связи с этим была принята Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 — 2006 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 713. Согласно этому документу в основу развития ОПК положена оптимизация его структуры путем формирования системообразующих интегрированных структур, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции военного, двойного и гражданского назначения, на эффективное решение всего комплекса проблем — от загрузки мощностей, обновления основных производственных фондов до диверсификации производства, обеспечения правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности. Проведение реструктуризации сопровождалось сокращением почти в два раза количества предприятий, включаемых в ОПК, сосредоточением производства вооружений и военной техники на остающихся в структуре ОПК и созданием условий для обеспечения им максимальной загрузки мощности и поддержки соответствующего уровня оплаты труда.
На сегодняшний день оборонно-промышленный комплекс России включает около 1 700 предприятий и организаций, выпускающих продукцию военно-оборонного назначения. Эти предприятия расположены в 72 субъектах Российской Федерации, 129 предприятий (расположенные в 32 регионах
страны) выступают в качестве градообразующих. По своей организационно-правовой форме они разделяются на государственные унитарные предприятия (43 %), акционерные общества с государственным участием (29 %), акционерные общества без государственного участия (28 %). На предприятиях и в организациях оборонных отраслей промышленности работают около 2,5 млн чел., что составляет около 5 % занятых в экономике и около 17 % занятых в промышленности. Вместе с членами семей это составляет немногим менее 10,0 млн чел. или около 6—7 % всего населения Российской Федерации1.
Анализ структуры ОПК показывает, что она отличается значительным разбросом предприятий по регионам страны (72 субъекта РФ), в большинстве из них оборонные предприятия являются градообразующими , что смещает акцент проводимой реструктуризации в социальную сферу этих регионов. Прежде всего, это связано с той социальной нагрузкой, которую несут оборонные предприятия в местах своей дислокации. Учитывая, что реализация социальных гарантий работникам выводимых из состава ОПК предприятий не подкреплена в Программе реструктуризации ОПК реальными механизмами, вся тяжесть социальных проблем ложится именно на регионы, где расположены такие предприятия. Вместе с тем возможности большинства регионов по организации региональных программ конверсии и обеспечения занятости высвобождаемых работников объективно ограничены. Перепрофилирование хотя бы части крупных предприятий ОПК сопровождается перекладыванием издержек по социальной поддержке работников этих предприятий и членов их семей на местные органы власти, которые не готовы к такому объему затрат. При этом происходит сокращение поступлений в местные бюджеты от реформируемых предприятий, что дополнительно сокращает финансовые возможности территорий по полному и качественному выполнению социальных функций.
Проводимая реструктуризация ОПК обострила две основные и взаимосвязанные проблемы, с которыми приходится сталкиваться регионам: с одной стороны — это избыточность рабочей силы на оборонных предприятиях, а с другой — потенциальный, а в ряде случаев уже и реальный дефицит квалифицированных специалистов. В конечном счете все упирается в крайне малую загружен-
1 И. Б. Федоров, В. К. Балтян, П. Д. Крутько, В. И. Матвеев, А. Я. Савельев. О современных тенденциях поддержания и развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Аэрокосмическое образование и проблемы молодежи. Сб. матер. научн.-практич. конф. - М.: 2006. С. 4.
ность производственных мощностей, как раз и определяющую избыточность кадровых ресурсов. Следствием такой избыточности становится низкая производительность труда и, соответственно, низкие заработки, что, в свою очередь, провоцирует отток наиболее ценных кадров и препятствует омоложению кадрового состава. Численность оттока работников из оборонных отраслей составляет 7 % в год от общей численности занятых, что в общей структуре занятости является незначительным, однако эти цифры не отражают кроящегося за ними ухудшения качества кадровых ресурсов ОПК: из оборонных предприятий уходят работники очень высокой квалификации. При этом растет число персонала предпенсионного и пенсионного возраста, тенденции возрастных характеристик работников ОПК сопровождаются снижением численности профессионально подготовленной молодежи. Не работает система подготовки инженерных кадров по многим оборонным направлениям.
В результате сложилась тревожная ситуация, когда состояние потенциала ОПК зависит не только от наличия рабочих мест, но и от разного рода стимулов, которыми определяются спрос и предложение на региональном рынке труда. Вместе с тем региональные рынки труда из-за того состояния, в котором они сейчас находятся, не готовы самостоятельно решить весь объем свалившихся на них проблем.
Определенным выходом является создание комплексной системы развития кадров на оборонно-промышленных предприятиях и территориях, включающей подготовку кадров, их развитие и переподготовку, управление ими, привлечение их к выработке стратегий предприятий, использование и развитие социальной инфраструктуры, взаимодействие с региональными и местными властями и общественными организациями. Это требует выработки определенных подходов к созданию такой системы, которая позволяла бы решать следующие задачи:
1) создание системы государственного заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК;
2) создание системы целевой контрактной подготовки и закрепления специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК;
3) разработка нормативно-методической базы для системы целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонного комплекса;
4) разработка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и инженерно-технических кадров;
5) разработка и внедрение системы мер для закрепления выпускников на оборонных предприятиях, включая установление соответствующего уровня оплаты труда, внеконкурсное поступление в аспирантуру по заявке предприятия.
Кроме того, региональная политика поддержки предприятий ОПК должна учитывать следующие сложившиеся в отрасли проблемы.
1. Важнейшей является проблема омоложения кадрового состава: люди моложе 30 лет составляют менее 2 % общей численности ОПК. Многие оборонные предприятия, обеспеченные заказами и сталкивающиеся с нехваткой квалифицированных кадров, разворачивают собственные программы по обучению и закреплению у себя молодых специалистов. Следует, однако, подчеркнуть, что проблема «кадрового голода» заключается не столько в отсутствии специалистов нужного профиля, сколько в нежелании способной молодежи устраиваться на работу на оборонные предприятия. Одним из способов решения данной проблемы была отсрочка от призыва на военную службу для молодых специалистов, но с 2008 г. этого права они лишаются. Поэтому без создания условий для привлечения и закрепления молодых специалистов на оборонных предприятиях эта задача не сможет быть решена. Весомым фактором привлечения специалистов является решение жилищных вопросов, где определяющая роль принадлежит региональным властям. Использование совместных ресурсов оборонных предприятий и территориальных властей для строительства жилья для молодых специалистов могло бы создать ощутимые стимулы по их закреплению на производстве.
2. Кадровые вопросы не исчерпываются проблемами привлечения специалистов из высшей школы — в ОПК столь же явно начинает ощущаться недостаток специалистов со средне-специальным образованием — техников и квалифицированных рабочих. Такого рода нехватку кадров вряд ли удастся покрыть с помощью правительственных постановлений, поэтому представляется, что одним из способов устранения кадрового дефицита могло бы стать предоставление региональных налоговых льгот тем предприятиям ОПК, которые направляют часть своей прибыли на содержание профильных технических училищ и колледжей.
3. В условиях частичной переориентации оборонных предприятий на выпуск народнохозяйственной продукции, высвобождения рабочей силы при переходе предприятий на новые условия хозяйствования ключевое значение имеет создание системы переподготовки кадров, позволяющей в относительно короткие сроки осуществить переквалификацию специалистов, включая военнослужащих, увольняемых
в запас из рядов Вооруженных Сил. Создание такой системы в рамках региональных рынков труда требует решения ряда проблем в системе профессионального образования:
• определение кадровой потребности предприятий ОПК на текущий период и перспективу;
• расширение участия предприятий в организации практического обучения с предоставлением материально-технической базы;
• участие ведущих специалистов предприятий в проведении учебного процесса;
• расширение участия предприятий, в том числе и финансового, в формировании и деятельности системы подготовки и переподготовки кадров, в создании современной учебной базы для проведения подготовки специалистов.
4. Необходимо внести соответствующие корректировки в деятельность учебных заведений начального профессионального образования, которые осуществляют подготовку квалифицированных рабочих, в том числе для отраслей оборонного комплекса. Учреждения профессионального образования в настоящее время не имеют явно выраженной отраслевой направленности в связи с тем, что осуществляют подготовку кадров по целому ряду профессий и специальностей для предприятий разных отраслей в соответствии с потребностями региональных рынков труда. Координация усилий региональных органов и оборонных предприятий позволит упорядочить процесс подготовки работников нужных именно конкретному производству специальностей.
Таким образом, разработка соответствующих программ в рамках региональной политики по поддержке проведения реструктуризации предприятий ОПК позволит восстановить лидирующее положение отрасли в структуре экономики региона и страны в целом.
В некоторых субъектах Федерации проблемы содействия реструктуризации ОПК находят свое положительное решение, что проявляется не только в помощи и содействии развитию входящих в комплекс предприятий, но и в непосредственном участии в формировании оптимальных условий для их функционирования. Так, в Москве разработана Межотраслевая целевая комплексная программа поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы2, которая состоит из ряда мероприятий, направленных на дальнейшее восстановление и
2 Постановление Правительства Москвы от 5 октября 1999 г. № 924-ПП «О мерах по сохранению, развитию и эффективному использованию интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы».
укрепление связей профессиональной школы с производством в новых социально-экономических условиях, на создание региональной системы кадрового обеспечения ОПК.
Правительство Москвы исходит из того, что ОПК имеет большое значение в экономике города. В столице находится более 500 предприятий и организаций ОПК, что составляет около 26 % от всего ОПК страны. Среди них имеется 36 головных компаний создаваемых в ОПК интегрированных структур. В связи с чем, являясь ядром высоких технологий, ОПК вносит основной вклад в обеспечение присутствия Москвы на карте технологического развития России, а также в увеличение высокотехнологичной составляющей в структуре экспорта города и страны.
Для решения проблем, возникших в ходе реструктуризации ОПК, Правительство Москвы осуществляет финансовую поддержку предприятий в различных формах. Механизм поддержки предусматривает предоставление им финансирования в виде бюджетного кредита и бюджетной субвенции, финансовой помощи в реализации проектов расширения производства.
Другой формой содействия сохранению и развитию промышленного потенциала является проводимая Правительством Москвы реструктуризация долгов оборонных предприятий в городской бюджет и за поставленные энергоресурсы. В интересах высвобождения оборотных средств оборонных предприятий, снижения их издержек на содержание объектов социальной сферы и в целом для повышения конкурентоспособности продукции Москва приняла от ОПК в собственность более 400 жилых домов и строений за последние несколько лет. Кроме того, город оказывает помощь в ремонте инженерных коммуникаций и жилого фонда предприятий.
С целью сохранения научного потенциала Москва укрепляет технологическую и научную базу производства и увеличивает наукоемкость товаров и услуг. Правительство Москвы определило приоритетные направления развития науки и технологий, для чего принята городская программа по реализации этих направлений с общим объемом финансирования на три года до 6,0 млрд руб. С 2003 г. по статье «Наука» городского бюджета предусматриваются ассигнования в объеме не менее 1 % в год от его расходной части.
Одним из вопросов программы является использование земельно-имущественного комплекса оборонных предприятий. Предприятия занимают значительную территорию по всей Москве - более 2,5 тыс. га., в связи с чем Правительство Москвы пре-
дусматривает совместные решения по использованию этих земельных участков предприятиями и городом.
Серьезное значение в программе отводится вопросам сохранения и развития кадрового потенциала ОПК Москвы. Критической для ОПК остается проблема носителей научных знаний, количество которых только сокращается: обозначился дефицит квалифицированных рабочих, средний возраст которых по ОПК в Москве составляет около 55 лет.
Для восполнения дефицита в кадрах в Москве разработана функциональная городская подпрограмма «Кадры промышленности»3, цель которой — сохранение и развитие интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы. В программе сформулированы основные задачи по преодолению наиболее острых кадровых проблем, которые состоят в следующем:
• создание системы городского заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК Москвы;
• создание системы целевой контрактной подготовки и закрепления специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК Москвы;
• разработка нормативно-методической базы для системы целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонного комплекса Москвы;
• разработка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и инженерно-технических кадров;
• разработка и внедрение системы мер для закрепления выпускников на оборонных предприятиях города Москвы, включая установление соответствующего уровня оплаты труда, внеконкурсное поступление в аспирантуру по заявке предприятия и др.;
• разработка и внедрение системы адресных мер поддержки высших учебных заведений, отдельных факультетов и кафедр, занятых подготовкой кадров молодых специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
• разработка системы мер по возмещению затрат на образование специалистов при их трудоустройстве не по специальности.
Таким образом, сформулированные в программе задачи позволили охватить весь комплекс проблем, с которыми столкнулись оборонные предприятия, и спланировать ряд мероприятий, позволяющих их
3 Комплексная программа промышленной деятельности города Москвы на 2001 — 2003 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 3 апреля 2001 г. № 315-ПП.
решать. Эффективность реализации программы во многом обеспечивается рядом принципов, которые были положены в основу концепции.
1. Комплексность программы, что проявляется в охвате высших учебных заведений, играющих определяющую роль в подготовке кадров и выполнении научных исследований для предприятий ОПК Москвы.
2. Взаимная увязка программных мероприятий:
• по вертикали: программа — подпрограмма — конкретные проекты;
• по горизонтали: подготовка молодых специалистов, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих.
3. Координация действий всех исполнителей федерального и регионального уровней, включая Минобразования России, Минэкономики России, Минтруда России, Минатом России, Правительство Москвы, РКА РФ, оборонные предприятия, высшие учебные заведения.
4. Блочный принцип построения Программы, который предусматривает возможность встраивания в структуру программы дополнительных мероприятий, например, подготовку кадров для развития предпринимательства в процессе реструктуризации предприятий ОПК Москвы.
Основные мероприятия программы включают:
• повышение уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
• закрепление молодых специалистов на оборонных предприятиях, расположенных в городе Москве;
• повышение роли ресурсов системы вузов Москвы как интегрированного потенциала академической и отраслевой науки;
• развитие в московском регионе различных форм интеграции образования, науки и промышленности.
Программа предусматривает ряд источников финансирования включенных в нее мероприятий, важнейшим из которых является образовательный кредит. Кредит складывается из ряда составляющих, в том числе:
• средства от целевого использования части льгот, предоставляемых городом предприятиям ОПК в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. № 264;
• средства, выделяемые Комитетом труда и занятости на финансирование программ в рамках согласованных сумм с целью повышения ква-
лификации и переподготовки специалистов;
• средства, предоставляемые Департаментом поддержки малого предпринимательства для целевой профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оборонных предприятий;
• средства бюджета города. Образовательный кредит погашается предприятием в течение нескольких лет в соответствии с условиями, определенными в заключенных договорах. Погашение кредита начинается с момента окончания срока отработки специалиста на предприятии (3 года). Формирование образовательного кредита, схема его расходования и возврата являются серьезным стимулом участия предприятий в этой программе.
Таким образом, опыт Москвы по формированию региональной политики сохранения и развития научно-технического, производственного и кадрового потенциала предприятий ОПК показал, что на уровне территории можно создать реальные условия для преодоления негативных последствий реформирования оборонного комплекса, которые способствовали бы эффективному развитию предприятий ОПК, нацеленных на разработку техники и технологий нового поколения.
В 2006 г. государственный оборонный заказ вырос на 29 % и составил рекордную для нашей страны сумму — 300 млрд руб. Эти деньги распределяются по приоритетным направлениям, согласующимся с государственной программой перевооружения Российской армии до 2015 г. Но без квалифицированных рабочих рук современное оружие не сделаешь... Поэтому только грамотное и оперативное решение кадровых проблем позволит оборонно-промышленному комплексу выйти на качественно иной уровень — в том числе сохранить и существенно развить свой кадровый потенциал.
Анализируя современное состояние ОПК и социальные последствия его реформирования, следует отметить, что кризис в данном случае — не всегда признак упадка, для ОПК — это важнейший момент развития, если проблемы получают адекватное и всестороннее решение. Поэтому задача регионов заключается в том, чтобы находить эффективные пути оперативного преодоления кризисных явлений. Для этого, в свою очередь, необходимо ликвидировать существующую оторванность действий правительства по реформированию ОПК от социально-экономического развития регионов, что требует увязки конверсии с национальными приоритетами в региональной экономике.