Научная статья на тему 'Принципы формирования партнерства в научно-образовательной сфере'

Принципы формирования партнерства в научно-образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПАРТНЕРСТВО / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ксения Николаевна, Андронова Ирина Александровна

Статья посвящена рассмотрению основных принципов организации партнерства в научно-образовательной сфере, сущность которого заключается во взаимодействии вузов с отечественными высокотехнологичными предприятиями в ходе организации и осуществления инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева Ксения Николаевна, Андронова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTNERSHIP PRINCIPLES IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHERE

The article deals with the basic principles of the partnership`s organization in scientific and educational spheres, the essence of which lies in the interaction of universities with high-tech enterprises in the organization and implementation of innovation.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования партнерства в научно-образовательной сфере»

УДК 334.7: 001.83

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСТВА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных принципов организации партнерства в научно-образовательной сфере, сущность которого заключается во взаимодействии вузов с отечественными высокотехнологичными предприятиями в ходе организации и осуществления инновационной деятельности.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, инновационная деятельность, принципы управления, партнерство, научно-образовательная сфера, результаты интеллектуальной деятельности.

THE PARTNERSHIP PRINCIPLES IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHERE

Annotation. The article deals with the basic principies ofthe partnership^s Organization in scientific and educational spheres, the essence ofwhich lies in the interaction of universities with high-tech enterprises in the Organization and Implementation of Innovation. Keywords: high education establishment, Innovation, management principies, partnership, scientific and educational sphere, results of intellectual activity.

Технический прогресс находится в прямой зависимости от образовательного и профессионального уровня специалистов, от процессов интеграции высшей школы с наукой и производством. В промышленно развитых странах мира постоянно совершенствуются и создаются новые формы такого сотрудничества, что ведет за собой как рост практической значимости вузовских научных исследований, так и создает условия для получения высшей школой финансовой самостоятельности для осуществления научного поиска. Формы непосредственного стимулирования инновационной деятельности при реализации специальных финансовых проектов и программ со стороны государства могут быть существенно расширены. На развитие вузовской науки и соответственно инновационной деятельности оказывается влияние на государственном уровне и со стороны промышленных монополий. Последние участвуют в ассигнованиях на научные исследования вузов, осуществляют контроль планирования научно-исследовательских работ (НИР) в вузах, проводят исследования на договорных началах, а также предоставляют широкие возможности ученым вузов для работы по совместительству в промышленности.

Например, в США наиболее типичными формами сотрудничества вузов с промышленностью являются финансирование промышленностью фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в вузах, совместные исследования, взаимодополняющие исследования. Примером такого сотрудничества может служить договор между Гардвардским университетом и фирмой «Monsanto» в США [3]. В случае заинтересованности правительства в соответствующих исследованиях, оно финансирует их. Например, в Канаде деятельность центров при ряде университетов (Канадский центр промышленных инноваций при университете Ватерлоо, Центр промышленных инноваций провинции Квебек и др.) финансируется совместно правительством, университетами, промышленностью, частными фондами. Политика правительства Великобритании в отношении развития науки в высшей школе определяется процессами внедрения научных исследований в производство. Поэтому государство старается финансировать научные исследования на стадии их внедрения в промышленность.

В настоящее время в промышленно развитых странах расширяется связь высшей школы с малыми и средними предприятиями, так как в них более оперативно внедряются новшества. Например, в Германии для передачи достижений науки и техники средним и малым предприятиям создаются исследовательские объединения [2].

© Сергеева К.Н., Андронова И.А., 2014

К.Н. Сергеева И.А. Андронова

Ksenia Sergeeva Irina Andronova

Другой формой сотрудничества вузов с промышленностью являются объединенные проекты, в которых принимают участие научные подразделения университета и промышленные фирмы. Как правило, такое сотрудничество основывается на долгосрочных отношениях. Примером может служить объединенное исследование в Штутгартском университете [1], где участвуют несколько исследовательских групп университета и промышленные фирмы.

Также эффективной формой сотрудничества вузов с промышленностью в Германии являются институты, создаваемые при университетах [4]. Данные институты имеют свой штат, оборудование и самостоятельно проводят исследования. Другим примером взаимосвязи вузовской науки с производством является создание в университетских подразделениях частных и государственных структур по передаче научных достижений в производство. Одним из таких вариантов может служить создание фирмы-посредника, которая определяет возможности внедрения научных разработок в промышленность и оказывает вузам помощь в коммерческом использовании полученных результатов. В администрацию такой фирмы входят представители заинтересованных сторон вуза и организации (предприятия), внедряющие новшества.

Одной из действенных форм взаимодействия вузов и промышленности являются региональные комплексные объединения учебных, научных и производственных организаций, функционирующих в рамках особых зон - технополисов. В пределах этих зон осуществляется обмен научно-техническими и производственными идеями, создаются мелкие инновационные предприятия, которые оперативно воплощают в производство научно-технические достижения. Технополисы образуют своеобразные территориальные зоны «высокой технологии». Ддром для их формирования являются университеты, вокруг которых концентрируются промышленные корпорации, научно-исследовательские подразделения, лаборатории, информационно-вычислительные центры.

Следует отметить, что кроме перечисленных форм интеграции вузов с промышленностью, практикуется также участие ученых и специалистов вузов в научно-исследовательских проектах корпораций, фирм и других организаций. В свою очередь, специалисты промышленных предприятий и фирм работают в качестве преподавателей-совместителей в вузах, что создает условия для отбора промышленными предприятиями талантливых студентов для работы в них после окончания вуза. Способность к совместной деятельности вузов и предприятий на основе совпадения интересов и целей, ценностных ориентаций дает возможности для успешной деятельности организации и фактически ведет к новому типу построения производственных отношений. Процессы самоорганизации продолжаются с использованием кооперативного опыта, в частности, в образовании моделей организаций будущего, например, сетевых структур, кластеров, территориальных комплексов и т.п. Многие исследователи видят в кооперации объединение усилий нескольких участников при выполнении какой-либо работы, которая не под силу одному. Очень важен также признак добровольности взаимодействия, так как при игнорировании этого признака теряется смысл кооперации.

Принципы кооперации в инновационной сфере основываются на классических управленческих принципах, таких как разделение труда, единоначалие, дисциплина, полномочия и ответственность, подчиненность и корпоративный дух. Классические принципы, уточненные применительно к системе управления партнерством, должны быть также дополнены специфическими принципами управления конкретными результатами такой деятельности [3], результатами интеллектуальной деятельности (РИД), основными из которых являются:

— управление результатами интеллектуальной деятельности, ориентированное на формирование и последующее воспроизводство научного потенциала вузов;

— придание инвестиционного характера процессу управления РИД;

— рациональное использование современных организационно-экономических механизмов в процессе формирования и дальнейшего управления партнерством;

— ориентация на создание «реальных» РИД и максимальную реализацию потенциала каждого из них;

— создание рациональной системы мотивации участников партнерства и авторов-исследователей.

Обоснуем целесообразность применения этих принципов.

1. Управление результатами интеллектуальной деятельности, ориентированное на формирование и последующее воспроизводство научного потенциала вузов. Если не активизировать инновационную деятельность вузов, то сложно будет рассчитывать на расширение их присутствия на соответствующих сегментах рынка, а следовательно, будет окончательно утрачена возможность повышения экономической эффективности их деятельности. В связи с этим, а также с учетом принципа системности, по нашему мнению, необходимо в качестве цели управления результатами интеллектуальной деятельности для каждого вуза поставить неуклонное наращивание его научно-технического потенциала. Этому принципу сопутствует ориентация на максимальную реализацию потенциала каждого РИД.

2. Придание инвестиционного характера процессу управления РИД. Необходимость реализации этого принципа обусловлена изначальной ориентацией инвестиций на получение соответствующего экономического результата. Важно также наличие определенных льгот, предоставляемых при осуществлении инвестиционной деятельности, а также высокий уровень развития методологии оценки эффективности инвестиций.

3. Рациональное использование современных организационно-экономических механизмов в процессе формирования и дальнейшего управления партнерством. В настоящее время в отечественной и зарубежной рыночной практиках используется большое многообразие экономических и организационно-правовых механизмов, которые призваны обеспечить эффективное с экономической точки зрения функционирование хозяйствующих субъектов, в том числе высокотехнологичных предприятий. Многообразие таких механизмов связано с разносторонностью экономических отношений, свойственных предприятиям различных организационно-правовых форм, а также различным сферам их деятельности. В то же время, жесткой специализации экономических и организационно-правовых механизмов нет, один и тот же механизм в различных условиях может сыграть как положительную, так деструктивную роль.

4. Ориентация на создание «реальных» РИД и максимальную реализацию потенциала каждого из них. Повышение эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности, создаваемыми вузами в рамках выполнения государственного заказа возможно только в том случае, если каждый результат рассматривать в форме товара, то есть объекта, имеющего потребительную стоимость. В этом случае появляется возможность обеспечить рациональное управление ими с точки зрения получаемого при этом экономического эффекта. Представление РИД как товара требует, чтобы они были привязаны к их собственнику, поскольку без этого невозможен их оборот в правовом пространстве рыночных отношений. В этом случае, как правило, РИД рассматриваются как объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Таким образом, с экономической точки зрения повышение эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности является задачей того собственника, в распоряжении которого находится ОИС. Условием реализации этого принципа является создание эффективного научно-технологического рынка в РФ, основными товарами на котором будут выступать объекты интеллектуальной собственности.

5. Создание рациональной системы мотивации участников партнерства и авторов-исследователей. Потенциал созданных РИД зависит от изначальной нацеленности творческих коллективов на создание этих результатов как конкурентных на научно-технологическом рынке образцов товара. Поэтому при управлении партнерством на протяжении всех этапов жизненного цикла не-

обходимо не только учитывать мотивации всех участников процессов создания и реализации этих результатов, но и создавать для них эффективную систему мотиваций. Это будет стимулировать творчество и поиск нестандартных вариантов решения задач, возникающих в процессе выполнения тех или иных работ. Без реализации этого принципа в практике функционирования высокотехнологичных предприятий инновационная деятельность не сможет стать источником появления коммерчески значимых РИД.

Процесс формирования эффективного партнерства схож с процессом формирования групп и включает в себя следующие стадии: начало формирования партнерства, взаимное раскрытие, кооперация, эффективное партнерство (см. рис.).

Стадии

Рис. Этапы процесса формирования инновационного партнерства

Частным случаем сформированного партнерства выступает совместный проект (совместные научные исследования). В рамках одного соглашения о сотрудничестве между вузом и предприятием может реализовываться несколько проектов. При этом целесообразно для каждого проекта отдельно конкретизировать полномочия, зоны ответственности и влияния участников. Но решение о целесообразности коммерческого воплощения РИД принимает предприятие, а в дальнейшем всеми участниками обсуждаются альтернативные варианты применения результатов научных исследований.

В качестве примера можно привести ведущуюся в настоящее время работу по формированию перечня технологических платформ при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Однако данный инструмент государственной инновационной политики не учитывает малые инновационные предприятия в качестве субъекта и не подразумевает их участия. Следовательно, актуальна разработка аналогичного механизма взаимодействия на местном уровне (на уровне муниципалитетов, районов) для координации инициатив малых инновационных предприятий и крупных высокотехнологичных организаций.

Кроме того, следует разработать систему национальных приоритетов в области обеспечения национальной экономической безопасности. Задача приоритетных секторов экономики заключается в генерировании спроса на инновационные продукты и услуги. К основным секторам экономики, критичным для национальной безопасности, авторами отнесены медицина, образование, военно-

промышленный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность, транспорт и связь. В каждом секторе должен быть определен перечень критических продуктов и услуг, на которые формируется государственный заказ. Инновационное развитие данных секторов экономики обеспечивает, с одной стороны, определенный объем государственного заказа, содействующий динамичному развитию высокотехнологичных предприятий, с другой стороны, позволяет сформировать самообеспеченную экономику в наиболее важных для национальной безопасности областях.

Необходимо создание эффективного механизма осуществления госзаказа, то есть совершенствование процедуры госзакупок. В настоящее время наиболее проблемной областью является формирование эффективного механизма госзакупок нематериальных активов и инновационных услуг. Это определяет необходимость разработки концепции государственного заказа на исследования и разработки, что является перспективным направлением исследований.

Для оптимизации взаимосвязи вузов, предприятий и других участников партнерства предлагается использовать концепцию маркетинга взаимодействия, которая ориентирована на долгосрочные отношения и соответственно позволяет учитывать и выстраивать все детали осуществления взаимосвязи.

Для выстраивания новой организационной структуры необходима ориентация на оптимальное использование ресурсов, рациональные виды взаимодействий, распределения взаимной ответственности и рисков целесообразно использовать научные теории, на которых основывается концепция системы организации инновационной деятельности вуза и в целом организации гармоничного инновационного процесса.

Гармоничный инновационный цикл должен включать в себя механизм организационного взаимодействия, быть привязанным к фазам экономического цикла (как глобального, так и локального) и учитывать особенности национальной институциональной среды. В узком сегменте может быть применен также кластерный [2] подход (пространственные организации), если речь идет о создании региональной инновационной системы, и, соответственно, наращивание потенциала определенного региона, а также частично восстановление отраслевыхмеханизмов (отраслевой науки) как своего рода координирующих элементов и источников открытых инноваций.

В последнее время в связи с актуализацией темы качества проводимых исследований, в том числе диссертационных, появилось много работ, посвященных проведению научных исследований в вузах [1]. При этом предметом внимания большинства авторов являются вопросы организации ресурсного обеспечения, подготовки кадров и обсуждения институциональных реформ образования. Все эти работы подчеркивают необходимость повышения эффективности научно-исследовательской деятельности вуза, качественной подготовки исследователей и даже значимость научной школы для осуществления этих процессов. При этом мало внимания уделяется вопросам организации научных сообществ, их формированию и теоретическому осмыслению явлению «научной школы» структуры организации научной деятельности.

Библиографический список

1. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект): монография / О.Ю. Грезнева. - М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2003.

2. Дуненкова E.H. Формирование инновационно-промышленных кластеров для развития индустриального региона: автореферат дис.... канд. экон. наук. - Москва, 2005. - 25 с.

3. Институциональные механизмы формирования и использования интеллектуального потенциала высокотехнологичных организаций: отчет по НИР (промежуточный) / ГУУ; рук. работы Д.Н. Земляков. - М., 2011.-№ 02.740.11.0356

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.