4/2007
ВЕСТНИК
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
А.А. Морозенко (МГСУ)
Строительное производство нашей страны на современном этапе характеризуется практически полным переходом отрасли на рыночные принципы функционирования, следствием чего является огромная конкуренция между участниками рынка, а поскольку все участники имеют равный доступ к материальным ресурсам, повышение конкурентоспособности той или иной организации может быть достигнуто за счет, введения новейших достижений науки, широкого использования инновационных технологий, оптимизации организационных структур, а также методов подготовки и организации строительного производства. За последние годы наблюдается интенсивное насыщение организаций, работающих в строительстве, компьютерной техникой. При этом ее использование крайне не эффективно из-за невысокой грамотности персонала, и что самое главное, отсутствие практических, научно-обоснованных рекомендаций по широкому использованию современных информационных технологий в процессе проектирования, организационно-технологической подготовки и строительства.
В настоящее время оптимизация работы организационной структуры строительной компании является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку рыночная экономика диктует свои условия, в которых неэффективно организованный процесс - это упущенное время, возможности, средства и как следствие, потеря конкурентоспособности. Обострение конкурентной борьбы на рынке между строительными компаниями актуализирует проблемы снижения производственных издержек, необходимость строгого учета и контроля за расходованием, оптимизацией ресурсов по всем направлениям. Особое внимание стало уделяться вопросам организации строительного производства, внедрению гибких технологий, эффективному использованию производственных мощностей.
Сегодняшние требования к организации крупного строительства, заставляют руководителей строительных компаний трансформировать структуру производственных ресурсов предприятия, отказываясь от функционально-иерархического управления, преобразуя в динамику производственный потенциал.
Основным экономическим показателем сложного крупномасштабного объекта, который включает в свой состав целый ряд сооружений, зданий и инженерных систем является величина затрат на поддержку его жизненного цикла. Эти затраты складываются из расходов на проектирование и строительство объекта, а также на ввод в эксплуатацию и поддержание объекта в работоспособном состоянии в течение всего срока службы.
Задача минимизации таких затрат заключается в создании единой логистической системы управления с объединением информационных, технологических, строительных, снабженческих и распределительных возможностей, применяя новейшие информационные технологии в целях интеграции строительных процессов, процессов анализа и переработки информации, эффективного использования информационных ресурсов, необходимых для повышения качества управления организационно-технологическими процессами.
Учитывая территориальную разбросанность возводимых сооружений, объемы строительно-монтажных работ, сроки строительства, качество объектов, экономические показатели и ряд других требований, связанных с усложнением организации, возрастающим объемом обрабатываемой информации, увеличивающимся числом управленческого персонала, возникает необходимость создания логистической структуры управления, соединяющую и координирующею иерархическую структуру подразделений, основной целью которой, является стратегическое управление всеми материальными потоками, запасами и информационными ресурсами.
Создание при крупномасштабном строительном объекте единой логистической системы, построенной на основе современных подходов, методов, средств вычислительной техники, телекоммуникаций и информационных технологий, продиктована в первую очередь спецификой строительной площадки, как крупной многомерной структурой по со-
ВЕСТНИК
МГСУ
4/2007
зданию и освоению целого ряда разноплановых сооружении, при возведении которых, необходимо объединение специалистов функциональных ключевых подразделении, участвующих в процессе строительства с наделением их высокоскоростными средствами обмена информациеи, мощными каналами выхода к техническои информации, базам данных и другим информационным ресурсам.
Внутриплощадочная Интрасетъ является частью единоИ информационной среды логистической системы. Интрасетъ открыта для подключения строительно-монтажных управлении. Подключение осуществляется на основе единых принципов по единым протоколам и форматам обмена данных, принятых в сетях Интранет.
В качестве телекоммуникационной среды Интрасети для передачи цифровоИ информации используется высокоскоростная транспортная магистраль. Ресурсы магистрали могут быть предоставлены заинтересованным организациям в процессе строительнои деятельности:
- информационный обмен,
- совместные проекты,
- проваидерские услуги,
- интерактивные услуги,
- видео наблюдение,
- видеосвязь,
- создание локальных сетеИ на уровне подразделения одного предприятия или нескольких предприятии.
Логистическая транспортная среда - это инфраструктура, объединяющая ресурсы сети, выполняющие функции транспортирования. При транспортировании происходит не только перемещение информации, но и обеспечивается аппаратныи и программныи контроль и управление сетью, маршрутизация потоков данных, оперативное переключение и другие сетевые функции.
Логистическая информационная система открыта для подключения пользователеи и корпоративных сетеИ, осуществляется через коммутационные узлы-шлюзы по различным каналам связи, включая волоконно-оптические линии связи, проводные и эфирные линии связи. Иерархия телекоммуникационных ресурсов, объединяемых Интрасетъю.
Единая логистическая система крупномасштабной строительной площадки необходима для поддержки деятельности структур организационного управления, для учета и оптимального использования всех видов ресурсов, обеспечения эффективной работы по возведению сооружении, в том числе внештатных ситуациях, для взаимодеИствия с внешними информационными системами. Единая логистическая система, интегрированная со всеИ иерархиеИ управленческого аппарата, позволит руководителям проекта, руководителям служб и предприятиИ оптимизировать процессы принятия управленческих решениИ, а затем, в результате ее развития, прогнозировать последствия этих решениИ.
В логистическоИ среде Интрасети должна обеспечиваться высокая степень инфор-мационноИ безопасности на основе как программных, так и технических средств защиты. Для обеспечения надежноИ работы телекоммуникационноИ сети должна быть создана служба администрирования и технического обслуживания Интрасети в рамках логистического информационного центра.
Задачи, решаемые при создании единоИ логистическоИ системы:
• создание подразделения, логистическоИ организации, в ведении котороИ будут находиться информационные ресурсы ограниченного доступа, принадлежащие органам управления (базы данных, содержащие персонифицированную информацию о сроках, объемах, цифровые карты с привязкоИ к местности, карты инженерных сетеИ и т.п.) и предоставление еИ соответствующих полномочиИ.
• создание логистическо-аналитическоИ группы;
• создание центра управления информационными ресурсами - внутриплощадочного информационного центра;
• создание и последующее развитие единоИ инфраструктуры - общеплощадочноИ транспортноИ многофункциональноИ сети;
4/2007 МГгУНИК
• формирование баз данных, баз знаний, библиотек и иных информационных ресурсов, создание комплекса взаимосвязанных общеплощадочных баз данных;
• автоматизация деятельности служб на основе разработанных или адаптированных программных средств, переход на электронный документооборот в рамках действующего законодательства;
• организация возможности оперативного проведения видеоконференций и селекторных совещаний, а также доступа к базам данных и аналитической информации;
• корректировка, согласование и определение разногласий в директивных сроках, вариантов и методов поставки, монтажа конструкций с учетом предложений и замечаний логистиков.
Главным в логистическом подходе при организации строительной площадки, которая закладывает «фундамент» дальнейшего строительства, является разработка организационно-технологических решений, основанной на расчленении этапов производственного процесса, выделении в его составе элементов в свою очередь подразделяющихся на выполнение этапов:
I - разработка и анализ совмещенного плана внутриплощадочных работ в границах сформированных узлов комплекса;
II - расчленение на отдельные группы с разбивкой по участкам инженерных коммуникаций, тоннелей, каналов, кабельных блоков, автомобильных и железных дорог, подземных частей зданий и сооружений;
III - определение очередности выполнения внутриплощадочных работ по группам и участкам с учетом временных ограничений возведения зданий и сооружений комплекса;
IV - разработка технологических карт на совмещенное выполнение внутрипло-щадочных работ;
V - мониторинг состояния объектов строительства и оперативное решение сопутствующих задач.
Создание логистической системы управления является дополнением к традиционной практики организации строительного производства. Предполагается, что реализация логистических подходов обеспечит эффективное использование инвестиций и капиталовложений путем:
- минимизации складских площадей, перевалочных складов, приобъектных сла-дов, закрытых складов за счет инжиниринга и управления запасами;
- уменьшения затрат на строительство временных инженерных зданий и сооружений за счет логистического планирования.
- экономии расходов, связанных с работой административного аппарата, за счет повышения эффективности управления с помощью современных информационных технологий;
- повышения качества строительства за счет организационно- технологической надежности системы управления;
- сокращения между нормативными и директивными сроками строительства за счет внедрения логистической системы управления.
Сегодня условия крупного строительства настоятельно требуют объединения строительных, транспортных и промышленных компаний, обслуживающих инфраструктуру строительной площадки, в интегрированные логистические сети. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставку и контроль ресурсов. Решение проблемы предполагает применение качественно новой стратегической инновационной системы - интегрированной логистики. Наиболее эффективные решения в сфере крупномасштабного строительства могут быть реализованы в логистических цепочках.