Научная статья на тему 'Принципы формирования логистических дистрибутивных систем предприятиями Социалистической Республики Вьетнам'

Принципы формирования логистических дистрибутивных систем предприятиями Социалистической Республики Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТРИБЬЮТОР / DISTRIBUTOR / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ / THE LOGISTICAL CHANNEL / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / DISTRIBUTION / MANUFACTURING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дат До Тьен

В статье рассматриваются особенности формирования логистических дистрибутивных систем предприятиями Социалистической Республики Вьетнам. Обосновывается специфика проектирования дистрибутивных цепей поставок. Раскрываются особенности квалификационного отбора дистрибьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of formation of logistical distributive systems the enterprises of Socialist Republic Vietnam

In article features of formation of logistical distributive systems are considered by the enterprises of Socialist Republic Vietnam. Specificity of designing of distributive chains of deliveries is proved. Features of qualifying selection of distributors reveal.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования логистических дистрибутивных систем предприятиями Социалистической Республики Вьетнам»

СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.

До Тъен ДАТ — аспирант кафедры коммерции и логистики

Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — логистика.

Д Т. ДАТ

^ ^ ^

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ДИСТРИБУТИВНЫХ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ*

Формирование логистических дистрибутивных систем рисоперерабатывающими предприятиями Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) должно производиться с учетом специфики проектирования и согласования логистических взаимодействий в международных дистрибутивных цепях поставок готовой продукции. Такая специфика проявляется, прежде всего, в особенностях делегирования производителями логистических функций дистрибьюторам, унификации стандартов управления поставками готовой продукции в логистических цепях в соответствии с мировыми тенденциями в области международного логистического партнерства и торгового посредничества и оценки эффективности логистики дистрибьюции продукции пищевой промышленности.

Задачу организации системы сбыта на производственных предприятиях целесообразно рассматривать с позиции «уязвимости» ее логистической составляющей, которая может привести к сбоям в функционировании этой системы. Причиной такой уязвимости часто становится недостаточно полная идентификация линий взаимосвязи политики логистики распределения с другими элементами сбытовой политики производственного предприятия. Неотъемлемой частью планирования распределения готовой продукции является проектирование логистических цепей, которому предшествует выбор каналов распределения. Решение такой логистической задачи следует искать с учетом вариативности логистических каналов, их пригодности для распределения различных видов товаров, особенностей их разработки в клиентоориентированном контексте и реорганизации.

Среди каналов распределения выделяются каналы дистрибьюции, которые в современной практике являются одними из наиболее конкурентоспособных путей распределения готовой продукции. Специфика взаимодействий в них определяется особенностями дистрибьюторских соглашений, которые: 1) представляют собой вариант решения нейтрализации вертикального внешнего эффекта, проявляющегося в виде проблемы двойной маржинализации; 2) устанавливают для дистрибьюторов исключительные территории.

Отношение к сбыту у производителя и дистрибьютора различается. Для первого из них первостепенное значение имеет стратегическая деятельность, которая, в частности, заключается в определении круга потенциальных потребителей, продажи им готовой продукции и в их удержании. Для второго на первом месте находятся продажи. Подобные различия создают объективные предпосылки для возникновения логистических конфликтов в дистрибутивных цепях поставок, что предопределяет необходимость выработки специальной стратегии их урегулирования на стадии проектирования таких

ГРНТИ 81.88.00 © Д.Т. Дат, 2012

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.

структур. В рамках подобного проектирования следует учитывать, что логистические распределительные центры розничных торговых сетей сегодня обладают значительной рыночной силой, позволяющей им диктовать свои условия производителям и дистрибьюторам. Поэтому развертывание дистрибьюторских сетей должно предваряться маркетинговыми исследованиями рыночных позиций розничных торговых сетей и их политики закупок.

Проектирование дистрибутивных логистических систем следует осуществлять с учетом следующих функциональных направлений управления подобными структурами: 1) организация и операционное управление физическим распределением в канале дистрибьюции; 2) управление взаимодействиями в дистрибутивной логистической цепи; 3) планирование распределения готовой продукции в дистрибутивных каналах. Кроме того, необходимо учитывать специфику интегрированного управления товарными запасами в дистрибутивных логистических цепях (производитель —► дистрибьютор —► субдистрибьютор), предусматривающего определение норм таких запасов у каждого участника цепи в соответствии с императивами логистического сервиса, установленного производителями [2]. Одно из требований к такому управлению заключается в том, что оно должно обеспечивать необходимый баланс между тянущей и толкающей системами товародвижения в сфере сбыта готовой продукции.

Проектирование дистрибутивных цепей поставок предполагает также учет специфических инвестиций в их формирование и развитие, последствия которых могут быть различными. С одной стороны, подобные инвестиции способствуют поддержанию длительных хозяйственных связей в дистрибутивных цепях поставок, так как формируемые в этом случае активы у их участников не всегда имеют перспективы для альтернативного использования. С другой стороны, такие инвестиции не исключают стремления дистрибьютора к использованию квазиренты, если производитель не имеет возможности его заменить или отказаться от его услуг. Все это создает почву для внутриканальных логистических конфликтов, на которые могут накладываться межканальные конфликты аналогичной экономической природы, что может повлечь разбалансирование всей логистической дистрибутивной системы. Поэтому в рамках ее проектирования необходимо особое внимание уделять, прежде всего, решению задач гармонизации функциональных циклов логистики в дистрибутивных цепях. Кроме того, необходимо учитывать институциональные ограничения, в частности регламентирующие товарное обращение готовой продукции, а также ограничения антимонопольного характера.

Передача производителем (фокусной компанией) логистических функций внешним провайдерам усиливает логистическую зависимость дистрибьюторов от производителя. Удлинение дистрибутивных цепей поставок за счет включения в них субдистрибьюторов приводит к аналогичному эффекту. Причем явный рост логистических затрат в случае увеличения числа уровней в подобных цепях следует соизмерять с транзакционными издержками в коротких цепях (производитель —► дистрибьютор), обусловленными необходимостью контроля производителем деятельности дистрибьютора.

Сегодня значимость роли дистрибьюторов в распределении во многом обусловлена возрастанием числа: 1) розничных торговых сетей специализированных магазинов; 2) крупных магазинов, использующих складские технологии и принцип самообслуживания. Ставка производителей на дистрибьюторов в этих условиях становится необходимой, так как она позволяет противостоять давлению предприятий розничной торговли. Кроме того, новые возможности для дистрибьюции открывает глобализация, которая усиливает тенденцию образования новых международных цепей поставок. Однако формирование международных дистрибутивных цепей неизбежно связано с риском, в том числе логистического характера, который является для производителя внешним.

Одним из способов снижения логистического риска выхода производителя на зарубежный рынок является постепенное усложнение распределения его продукции в следующем направлении: зарубежный сбытовой агент —► зарубежный торговый представитель —► менеджер по работе с ключевыми клиентами —► менеджер по работе с крупными клиентами —► зарубежный дистрибьютор. Квалификационный отбор подобных дистрибьюторов должен производиться исходя из того, что претенденты должны: 1) обеспечить реализацию логистической стратегии распределения готовой продукции производителя; 2) обладать способностью осваивать значительные рыночные территории; 3) ориентироваться на заключение долговременных хозяйственных связей и предоставление полных логистических данных производителю и др. [3; 5]. Выбор кандидатов на роль зарубежных дистрибьюторов необходимо соотносить с прогнозными оценками в отношении развития субдистрибьюторских логистических структур. Кроме того, целесообразно предусматривать возможность развития эксклюзивных

систем дистрибьюции, деятельность которых в России регламентируется договором коммерческой концессии. Производителю заранее, т. е. до начала проверки таких претендентов, необходимо составить шаблон требований к дистрибьютору. Одно из условий принятия решения о формировании международной дистрибутивной логистической цепи — обоснование территориальных границ деятельности для каждого дистрибьютора. Другим условием служат постановка и решение логистических задач, связанных с организацией экспорта готовой продукции за рубеж. Снизить барьеры для выхода производителя на зарубежный товарный рынок позволит его интеграция со стратегическими логистическими альянсами, которые являются одним из видов межфирменных сетей.

В пищевой промышленности СРВ особое место занимают рисоперерабатывающие предприятия. Ежегодно СРВ экспортирует около 10-20 % урожая риса, что не соответствует ее потенциальным возможностям. Увеличение объемов поставок риса за рубеж является одной из главных стратегических государственных задач страны [4]. Реализация этой целевой установки требует создания специализированных зон по возделыванию экспортного риса, а также повышения его качества путем улучшения его переработки. Выполнение последнего условия, в свою очередь, требует строительства в таких зонах комплексных комбинатов по переработке экспортного риса, в которых осуществляется полный закрытый цикл переработки риса: сушка — складирование — обмолачивание — полировка — сортировка — взвешивание и перемешивание сортов риса. Однако все эти меры нельзя признать эффективными, если рисоперерабатывающие предприятия не будут формировать дистрибутивные системы поставок готовой продукции за рубеж на принципах логистики. Особое значение для рисопере-рабатывающих заводов СРВ имеет выход на российский рынок. Объективные предпосылки для этого создают два главных фактора: 1) традиционные партнерские отношения между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам; 2) активизация восточного направления внешней политики РФ.

Российский рынок является перспективным для рисоперерабатывающих предприятий СРВ. Это положение определяется следующими факторами: 1) популярностью риса как продукта питания; 2) достаточно низкой стоимостью этого продукта; 3) широким использованием риса в рецептах блюд быстрого приготовления и диетологических программах питания; 4) сложностью импортозамещения длиннозерного риса, который характеризуется длительным сроком выращивания, увеличивающего риски потери части урожая или снижения качества риса; 5) государственная поддержка возделывания риса в РФ не создает существенных экономических препятствий для экспорта вьетнамского риса; 6) доля риса в общем объеме потребления круп в России составляет более 40 %.

На российском рынке риса доминируют 4 крупных предприятия оптовой торговли, доля в импортных поставках риса составляет почти 70 %. Их отличительными чертами являются ориентация на поставки широкого ассортимента зерновых культур и наличие собственных складов и технологических линий фасовки. Последний фактор вносит существенный вклад в обеспечение конкурентных преимуществ этих предприятий. Другие российские предприятия, осуществляющие импортные поставки риса, как правило, не имеют производственных и логистических активов, так как делают ставку на логистический аутсорсинг. Это не позволяет им иметь значительные запасы импортного риса, что делает их зависимыми от колебаний цен на рынке риса.

Обоснованность концепции формирования рисоперерабатывающими предприятиями СРВ международного логистического дистрибутивного канала является первоочередным фактором, определяющим достижение поставленных государством перед ними целей. Эти каналы сложнее каналов распределения на уровне отечественных рынков, так как в них существует много предпосылок для возникновения логистических конфликтов. Одним из решений этой проблемы следует считать обеспечение логистической совместимости участников дистрибутивной системы [1]. Эта совместимость во многом зависит от степени связности участников этой системы и достигается в результате квалификационного отбора зарубежных партнеров по международному каналу дистрибьюции, который требуется осуществлять с учетом: 1) соответствия канала дистрибьюции маркетинговым требованиям к распределению готовой продукции; 2) рациональности распределения логистических функций между участниками дистрибутивной цепи; 3) наличия на рынке широкого спектра международных и местных логистических провайдеров; 4) логистических и транзакционных затрат на дистрибьюцию; 5) специфики обеспечения сотрудничества и партнерства в дистрибутивных логистических цепях; 6) особенностей мотивирования членов международных дистрибутивных цепей поставок.

ЛИТЕРАТУРА

1. БагиевГ.Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Астерион, 2011. 768 с.

2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.

3. Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 248 с.

4. Окунев О.Б. Экономика Вьетнама. М.: МГИМО-Университет, 2008. 144 с.

5. Штерн Л.В., Элъ-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. 5-е изд. / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.