Научная статья на тему 'Принципы формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя информатики'

Принципы формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTELLECTUAL COMPETENCE OF A COMPUTER SCIENCE'S TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / THE PRINCIPLES OF BUILDING BRAIN COMPETENCE / SOCIAL NETWORKING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маньшин М.Е.

В данной статье анализируются некоторые вопросы профессиональной подготовки будущего учителя информатики в условиях компетентностного подхода. Выделяются принципы формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя, анализируются возможности социальных сетевых технологий в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маньшин М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of building intellectual competence of an intending computer science teacher

This article analyzes some problems of professional training of intending computer science teacher in the conditions of competence approach. The work marks out the principles of intellectual competence of intending computer science teacher and analyzes the opportunities of social network technologies in that process.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя информатики»

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

М. Е. Маньшин, канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики обучения математике и информатики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия, m-manschin@yandex.ru

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования указывается, что подготовка будущего учителя в вузе направлена на формирование у него определенных общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. Именно их сфор-мированность является показателем готовности выпускника к профессиональной педагогической работе.

Поскольку интеллект определяет успешность любой деятельности, то считаем, что интеллектуальная компетентность является базовой и основополагающей для всех компетентностей, указанных в Федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования. При этом интеллектуальную компетентность необходимо рассматривать как форму зрелого интеллектуального развития применительно к освоению субъектом определенной предметной области, а в качестве ее психологической основы, в первую очередь, выделить его понятийный и метаког-нитивный опыт1.

Рассмотрим более подробно вопросы формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя информатики.

Интеллектуально компетентные учителя информатики характеризуются сфор-

Опыт интеллектуального контроля обучающиеся получают только в том случае, если учебная информация дает им возможность: понять и принять цели собственной деятельности, продумать средства их реализации; осознанно выстроить алгоритм собственных действий.

мированностью у них основных составляющих данной компетентности: дедуктивной, индуктивной, алгоритмической и языковой компетентностей2. Поскольку стать компетентным учитель может только после приобретения необходимой в его профессиональной деятельности информации, знаний, практического опыта и мотивации к саморазвитию, т. к. в формировании интеллектуальной компетентности сфера образования играет важнейшую роль. Поэтому в процессе профессиональной подготовки необходимо создать условия для максимального обогащения личного субъектного опыта студента. Такому обогащению способствуют использование на занятиях квазипрофессиональных ситуаций, интерактивных форм обучения, тренингов, групповых проектов, технологии обучения в сетевых сообществах.

= Таким образом, в условиях профессиональной подготовки в вузе интеллектуальная компетентность будущего учителя информатики будет эффективно формироваться, если обучение будет направлено на интеллектуальную самоактуализацию лич-= ности и развитие ее когнитивных ресурсов.

Анализируя закономерности формирования интеллектуально -педагогической компетентности (в нашем случае — интел-

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

лектуальной), Е. Е. Полянская выделяет следующие принципы ее формирования у будущего учителя: приоритетность, обогащение ментального опыта, формирование познавательного стиля3.

Согласно принципу приоритетности, необходимо построить дидактическую систему формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя, направленную на использование психологических механизмов интеллектуального развития студента.

Опишем правила, следующие из этого принципа: содержание профессионального педагогического образования использовать как средство формирования интеллектуальной компетентности обучающихся; активно использовать в образовательной программе такие виды учебной деятельности, которые наиболее приближены к профессиональной; преподаватель должен быть организатором плодотворного взаимодействия между учебным содержанием и обучающимися, одним обучающимся с другим обучающимся, а не транслятором учебного материала.

Согласно принципу обогащения ментального опыта дидактические воздействия должны быть направлены на развитие особенностей состава и строения индивидуального ментального опыта будущего учителя информатики.

Сформулируем правила, реализующие этот принцип: механизмы формирования интеллектуальной компетентности будущего учителя информатики носят индивидуаль-

ный характер, их содержательное оформление реализуется через предметные области знания; конструируя учебный материал, необходимо учитывать такие аспекты процесса образования понятий, как формирование базовых компонентов понятийных психических структур; представленность декларативных и процедурных знаний; опыт интеллектуального контроля обучающиеся получают только в том случае, если учебная информация дает им возможность: понять и принять цели собственной деятельности, продумать средства их реализации; осознанно выстроить алгоритм собственных действий; предварительно просмотреть и проанализировать проблемы до принятия решения; предсказать и спрогнозировать последствия принимаемых решений; оценить результаты своей интеллектуальной деятельности; увидеть собственные ошибки, понять их причины; выбрать стратегию своего собственного обучения; созданию условий для развития у будущих учителей информатики метакогнитивной осведомленности способствуют задания, которые знакомят студентов с правилами продуктивного мышления при решении профессиональных проблем, дают возможность осуществлять самооценку успешности своей деятельности и оценить свои сильные и слабые интеллектуальные качества; открытая познавательная позиция формируется в ходе решения педагогических задач, которые дают студентам возможность осознавать существование различных подходов к одной и той же педагогической ситуа-

Рис. 1. Диалоговое окно образовательного портала edu.vspu.ru

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ции и работать в рамках разных подходов; предполагают наличие различных вариантов решения; содержат противоречивые данные; мотивируют готовность обсуждать и принимать «необычные» идеи; -способствуют развитию способности воспринимать неожиданную информацию.

Согласно принципу формирования перс о -нального познавательного стиля, обогащение ментального опыта будущего учителя информатики определяется дидактическими условиями раскрытия и роста индивидуальных особенностей склада ума, формированием его собственного педагогического стиля.

Сформулируем правила, следующие из этого принципа: недопущение «навязывания» студентам способа познания, присущего их преподавателю; оказание помощи будущему учителю информатики в выявлении у него собственных познавательных особенностей; создание условий, которые бы способствовали развитию имеющихся познавательных стилей студента.

Выделенные принципы формирования интеллектуальной компетентности будущих учителей информатики в полной мере осуществляются в условиях социальных сетевых технологий. Эти же принципы определяют ключевые положения обучения в условиях применения социальных сетевых технологий: а) образовательный процесс определяется объектами и инструментами, которыми пользуется обучающийся; б) образовательный процесс определяется средой, в которой происходит освоение нового знания; в) образовательный процесс осуществляется в сообществе обмена знаниями.

Сетевые сообщества, являясь «ближайшим окружением» будущего учителя информатики в сетевой компьютерной среде, обеспечивают взаимодействие личности обучаемого с окружающим социумом и этим способствуют формированию его профессиональных компетентностей и, в частности, интеллектуальной компетентности. Полагаем, что современную профессиональную подготовку необходимо организовывать не только в стенах университета, на лекциях, семинарах, практических занятиях, но и с исполь-

Сетевые сообщества обеспечивают взаимодействие личности

обучаемого с окружающим социумом и этим способствуют формированию его профессиональных компетентностей.

зованием социальных сетевых технологии. Так, например, студенты Волгоградского государственного педагогического университета имеют возможность обучаться, общаться, разрабатывать свои проекты на образовательном портале edu.vspu.ru (см. рис. 1.)

Это позволяет обучающемуся приобрести дополнительный опыт взаимодействия в Интернет через участие в совместных образовательных проектах (разработке электронных образовательных ресурсов, образовательных сайтах), обсуждение различных проблем на форуме и т. д., что способствует формированию у будущего учителя информатики умений выражать свое мнение, вести продуктивный диалог, работать в группе, профессиональной и интеллектуальной компетентности, а также, как указывает А. Н. Сергеев, меняет облик самой компьютерной сети, создавая новые условия для обучения4.

Таким образом, реализация сетевых образовательных технологий при обучении будущих учителей информатики удовлетворяет принципам формирования их интеллектуальной компетентности, а значит — они могут быть эффективно использованы в процессе профессиональной подготовки.

V

1. Савин Е. Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2002.

2. Маньшин М. Е., Смыковская Т. К. Формирование интеллектуальной компетентности будущего учителя информатики при использовании систем задач по математической логике // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Под общ. ред. Е. В. Коротаевой, С. С. Чернова. — Книга 12. — Новосибирск: Издательство «СИБРИНТ», 2012. 216 с.

3. Полянская Е. Е. Закономерности и принципы формирования интеллектуально-педагогической компетентности будущего учителя в контексте психодидактического подхода // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т 11. Самара, 2009.

4. Сергеев А. Н. Теоретические основы и технологии обучения в сетевых сообществах Интернета: Монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.