Научная статья на тему 'Принципы формирования интегрированной логистической цепи организации розничной торговли на рынке продовольствия'

Принципы формирования интегрированной логистической цепи организации розничной торговли на рынке продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИКА / REGION ECONOMY / TRADE / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Максим Сергеевич

Рассмотрены проблемы развития логистической и торговой инфраструктуры. Сформулированы принципы формирования интегрированной логистической цепи организации розничной торговли на рынке продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMING INTEGRATED LOGISTIC CHAIN WITH FOOD MARKET RETAILER

The problems of logistics and trade infrastructure development are discussed. Principles of integrated logistic chain development in food market retail are formulated.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования интегрированной логистической цепи организации розничной торговли на рынке продовольствия»

на этой основе определение уровня спроса на мясо и мясопродукты с учетом рациональных норм потребления. Эффективная поддержка мясопродуктового подкомплекса Иркутской области позволит стимулировать межрегиональный обмен, сформирует базу для интеграции продовольственных рынков, воссоздания специализированных предприятий и комплексов на основе кооперации, интеграции и глубокой постадийной специализации, использующих интенсивные промышленные технологии производства продукции животноводства. В этой связи нам представляется необходимым создание региональной системы распределения государственной поддержки, обеспечивающей эффективные межотраслевые отношения на основе принципа паритетного развития. По мере усиления положительных тенденций в экономическом развитии степень опеки со стороны государства будет постоянно уменьшаться. Благоприятное развитие данного сценария предполагает решение стратегических задач производителей, где важная роль принадлежит планированию объемов производства продукции. В этой связи производственно-технологическое восстановление и дальнейшее развитие мясопродуктового подкомплекса предусматривают выделение приоритетов, которые наиболее отзывчивы на инвестиции с позиций роста производства и его эффективности. При поступательном развитии отрасли данных показателей можно достичь к 2010 г.

При развитии рынка мяса и мясопродуктов по оптимистическому варианту прогнозируемый рост объемов производства достигнет 105 тыс. т, что превысит показатель 2000-2005 гг. (49 тыс. т) более чем вдвое и позволит приблизиться к уровню 1991 г. При этом преобладающую долю в структуре производства мяса будут иметь сельскохозяйственные предприятия (86,5%). Только в этом случае возможны стабилизация конъюнктуры в мясопродуктовом подкомплексе и укреп-

ление продовольственной безопасности. Так, при значительных инвестиционных вливаниях в отрасль, обеспечении расширенного воспроизводства, повышении платежеспособного спроса населения и улучшении демографической ситуации в целом предлагается соотношение собственного производства и потребления на уровне 80%, что удовлетворит потребности населения региона в мясе и мясопродуктах по доступным ценам. Предварительные расчеты показали, что прогнозируемый объем производства мяса позволит полностью загрузить имеющиеся производственные мощности крупных перерабатывающих предприятий. Вместе с тем при расширении конкурентной среды за счет функционирования мелких производств (которые, по оценке 2005 г., производят более 50% колбасных изделий и полуфабрикатов в регионе) и наличии устойчивого платежеспособного спроса на мясную продукцию предполагается насыщение рынка осуществлять за счет ее ввоза из соседних регионов, но на уровне, не превышающем 25%, чего при условии реализации оптимистического варианта возможно достичь к 2010 г. (удельный вес ввоза в общем фонде потребления составит 18,6%). Таким образом, стабилизация конъюнктуры в мясопродуктовом подкомплексе Иркутской области в 20072010 гг. будет способствовать повышению уровня потребления мяса и мясопродуктов до 69 кг на душу населения, что составляет 92% от рекомендуемых медицинских норм.

Прогнозируемое увеличение объемов производства мяса и мясопродуктов в Иркутской области приведет к росту товарного предложения на региональном рынке. Однако следует учитывать, что в условиях открытого рынка и высокой дифференциации населения по уровню доходов очень трудно прогнозировать объемы ввоза продукции и ее вывоза за пределы региона, а также предпочтения потребителей.

М.С. КУЗНЕЦОВ

аспирант

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

С течением времени любая розничная стигнутом уровне. Этот выбор обусловлен организация оказывается перед выбором — прежде всего достигнутым предельным уров-развиваться дальше или остановиться на до- нем использования организацией возможнос-

© М.С. Кузнецов, 2006

М.С. КУЗНЕЦОВ

тей собственной логистической и торговой инфраструктуры и поэтому основывается на принятии решения о том, повышать эффективность этих инфраструктур или нет. Здесь розничная организация невольно становится участником создания интегрированной логистической цепи, которая начинает формироваться с принятием решения о централизации каких-либо неэффективных по отдельности коммерческих функций компании. Это характерно и для других участников логистической цепи, которые с целью повышения эффективности также стараются централизовать управление жизненно важными функциями. В нашем случае участниками интегрированной логистической цепи являются производитель продовольственных товаров, посредник и розничный торговец. Можно сформулировать 1-й принцип формирования интегрированной логистической цепи, согласно которому процесс логистической интеграции начинается с необходимости централизации коммерческих функций компании.

С одной стороны, участники логистической цепи могут создавать интегрированные логистические цепи в силу их неоспоримых преимуществ. С другой стороны, интеграция возникает в результате явной инициативы одного из участников логистической цепи. Применительно к продовольственному рынку интегрирующим звеном должен стать розничный торговец как сторона, наиболее заинтересованная в увеличении жизненного цикла продовольственных товаров, имеющих ограниченный срок годности, ведь оборачиваемость товарных остатков в рознице существенно ниже, чем у оптовых посредников и производителей. Исходя из этого можно сформулировать 2-й принцип формирования интегрированной логистической цепи организации розничной торговли на рынке продовольствия, который подразумевает активную и ведущую роль именно розничного торговца в деле интеграции и заставляет участников товародвижения глубоко осмыслить те преимущества, которые они получат от интеграции с эффективным розничным торговцем.

Организации необходимо оценить потенциал и привлекательность ресурсов для интеграции и попытаться использовать их в качестве интеграционного фактора. При выделении 3-го принципа формирования интегрированной логистической цепи необходимо обратить внимание на то, что прежде, чем создавать

интегрированные логистические цепи, компании должны оценить возможности интеграции своих ресурсов, а уже затем возможности системной интеграции.

Сложность современных экономических систем не позволяет заниматься чем-то одним, не изменяя другого. Тесная связь подразделений организации друг с другом, их взаимодействие с внешними агентами на фоне жесточайшей конкуренции и целей стратегического планирования требуют адекватной оптимизации не только желаемого процесса, но и смежных с ним процессов, а также их инфраструктур. Розничный торговец не извлечет никакой выгоды, к примеру, из внедрения новой информационной системы, пока не обучит персонал работе с ней, пока не перезаключит договора с поставщиками и клиентами, пока не настроит должным образом систему расчетов под изменившиеся условия и т.п. Мы говорим о комплексном подходе к формированию интегрированной логистической цепи, который рассматривает ее как совокупность глубоко зависимых друг от друга процессов и их инфраструктур. Это можно считать 4-м принципом.

Нет большого смысла в интеграции компаний, если внутренние процессы каждой организации не интегрированы. В качестве 5-го принципа следует обозначить необходимость построения внутренней интегрированной логистической цепи организации, а после начинать формирование внешней интегрированной логистической цепи. В этом случае входные и выходные потоки организации должны легко интегрироваться с аналогичными потоками другой организации.

Выделим 6-й принцип. Для целей интеграции необходимо рассматривать розничную организацию как совокупность определенных компетенций, должностей и процессов, связанных с движением товара, с тем чтобы проанализировать существующие проблемы и найти способы их решения. Проблемой для организации может быть как неэффективное функционирование какого-то процесса, так и избыточность или недостаточность некоторых функций и должностей. Посредством глубокого анализа и оптимизации процессов, функций и должностей компания может достигнуть требуемого уровня эффективности товародвижения.

Учитывая тот факт, что в основном ошибаются люди, а также то, что увеличение

Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)

звенности логистической цепи влечет за собой уменьшение скорости потоков и снижение качества товара и информации, выделим

7-й принцип формирования интегрированной логистической цепи. Суть его сводится к следующему: все, что может быть централизовано, должно быть централизовано; все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано; все, что может происходить без участия человека, должно происходить без его участия. В реализации 7-го принципа может помочь 6-й принцип.

Автоматизация и интеграция ресурсов и систем розничной организации, действующей на продовольственном рынке, характеризуются рядом особенностей. Во-первых, продукты питания имеют срок годности, следовательно, их жизненный цикл короче, чем у непродовольственных товаров. Во-вторых, употребление продуктов в пищу прямо влияет на здоровье человека, поэтому контроль над оборотом продовольственных товаров установлен самый жесткий. На этом рынке существует множество инстанций, контролирующих законность оборота продуктов питания и соблюдение прав потребителей. Также особые требования предъявляются к условиям транспортировки и хранения продуктов питания. Исходя из этого можно сформулировать 8-й принцип, который необходимо учитывать при формировании интегрированной логистической цепи на рынке продовольствия. Этот принцип должен основываться на приоритетности продовольственной группы товаров над всеми другими. Интегрированная логистическая цепь организации розничной торговли должна прежде всего отвечать интересам движения продовольственных товаров. Также, согласно

8-му принципу, интегрированная логистическая цепь должна максимально ускорить процесс доведения товара до конечного потребителя. При выборе участников логистической цепи в розничной торговле на продовольственном рынке, при прочих равных условиях, необходимо отдавать предпочтение тем поставщикам, движение товара от которых занимает меньше времени. Огромный ассортимент товаров, большое количество розничных точек торговой сети — вот атрибуты современного розничного торговца. При таком положении дел эффективное функционирование систем по учету необходимых продовольственных характеристик товара может принести много пользы, начиная от недопущения попадания

просроченного товара на полки магазинов, порчи в результате неправильного хранения и заканчивая отличными результатами государственных проверок. Все это прямо влияет на имидж торгового предприятия и затраты, связанные с движением товара.

Следующий, 9-й принцип предполагает создание единого информационного пространства между подразделениями компании или между компаниями. Это необходимо для достижения полного взаимопонимания между участниками, осуществления оперативного обмена информацией и исключения возможности потери информации. Единое информационное пространство позволяет интегрировать информационные потоки, упорядочить их и установить контроль над их движением.

Формирование интегрированных логистических цепей в розничной торговле зачастую сопряжено с использованием высокотехнологичных способов товародвижения, основанных на широком применении различных программных средств и средств автоматизации. Интегрированные процессы бывают настолько точными и выверенными, что от обслуживающего их персонала требуются определенные навыки и высокая доля ответственности. Интеграция подразумевает сокращение неэффективных должностей и процессов, уменьшение количества людей, имеющих доступ к товару и информации. При этом оставшиеся ключевые сотрудники наделяются настолько высокой ответственностью, что небольшой сбой в их работе может вызвать необратимые, даже катастрофические последствия. Для целей высокой стабильности интегрированных систем следует соблюдать 10-й принцип, рекомендующий использование набора необходимых правил и инструкций, описывающих функциональные обязанности и ответственность сотрудника, занимающего определенную должность в интегрированной компании, а также технологии движения товара и информации для лучшего понимания связи между сотрудниками.

Поскольку в процессе интеграции логистической цепи ключевые сотрудники будут наделены гораздо большей ответственностью, а сам процесс интеграции приводит к существенным затратам ресурсов компании, что потребует от сотрудников повышения производительности труда и самоотдачи, то необходимым условием в процессе интеграции логистической цепи мы видим создание систе-

Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.