Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В АРКТИКЕ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
187
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЕ ГОРОДА / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барчугова Е. В., Габитов С. Т.

В статье поднимается вопрос актуализации базисных положений освоения территории Арктической зоны Российской Федерации. Выявляются основные вызовы: изменение климата, энергетическая безопасность, миграция населения и т.д. В качестве реализации показателей устойчивого развития АЗРФ выдвигаются принципы, согласно которым должна формироваться городская среда Заполярья. Предложенные в статье принципы адаптивности, автономности, мобильности, модульности, экологичности и энергоэффективности создают основу для устойчивого развития региона АЗРФ, улучшения условия проживания населения, снижения затрат на энергоносители и продукты питания, повышения экологических показателей городской среды, уменьшения влияния человека на экосистему, комфорта взаимодействий населения, а также способность города в короткие сроки реагировать на такие вызовы, как непостоянная плотность населения и глобальное потепление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION AND ORGANIZATION OF URBAN SPACE IN THE ARCTIC

The article raises the issue of updating the basic provisions for the development of the territory of the Arctic zone of the Russian Federation. The main challenges are identified: climate change, energy security, population migration, etc. As an implementation of the indicators of sustainable development of the Russian Arctic, principles are put forward according to which the urban environment of the Arctic should be formed. The principles of adaptability, autonomy, mobility, modularity, environmental friendliness and energy efficiency proposed in the article create the basis for the sustainable development of the Russian Arctic region, improving the living conditions of the population, reducing energy and food costs, improving the environmental performance of the urban environment, reducing human impact on the ecosystem, and comfort of interactions population, as well as the ability of the city to quickly respond to challenges such as fluctuating population density and global warming.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В АРКТИКЕ»

Принципы формирования и организации городского пространства в Арктике

см см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

Барчугова Елена Викторовна

кандидат архитектуры, доцент, профессор МАРХИ, старший научный сотрудник лаборатории архитектурного формообразования НИИТИАГ РААСН, [email protected]

Габитов Саяр Тахирович

магистр архитектуры, МАРХИ, [email protected]

В статье поднимается вопрос актуализации базисных положений освоения территории Арктической зоны Российской Федерации. Выявляются основные вызовы: изменение климата, энергетическая безопасность, миграция населения и т.д. В качестве реализации показателей устойчивого развития АЗРФ выдвигаются принципы, согласно которым должна формироваться городская среда Заполярья.

Предложенные в статье принципы адаптивности, автономности, мобильности, модульности, экологичности и энергоэффективности создают основу для устойчивого развития региона АЗРФ, улучшения условия проживания населения, снижения затрат на энергоносители и продукты питания, повышения экологических показателей городской среды, уменьшения влияния человека на экосистему, комфорта взаимодействий населения, а также способность города в короткие сроки реагировать на такие вызовы, как непостоянная плотность населения и глобальное потепление.

Ключевые слова: арктические города, экстремальная среда, архитектурная типология

С момента распада Советского Союза и перехода Российской Федерации в условия рыночной экономики началась стремительная деградация территорий АЗРФ (Арктической зоны Российской Федерации). Недостаток финансирования, в совокупности с изолированностью региона, ошибками в процессе его освоения, привели к росту показателей социальной необеспеченности, кризису и падению качества жизни населения. Данная ситуация усугубляется актуальными геополитическими, экономическими и природными факторами [1,2].

Тем не менее, Арктика на сегодняшний день является одним из самых важных и перспективных регионов в мире, выступая в качестве следующего "фронтира" человечества. Данный факт в первую очередь связан с практически неизведанными запасами природных ископаемых и биологических ресурсов. Однако не меньший интерес представляет и транспортно-логистический потенциал региона. Динамика изменения климата, ярче всего проявляющаяся в Арктике, сделала возможной круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути (далее СМП). Этот торговый маршрут с точки зрения скорости коммуникации может стать заменой существующему торгового пути из Азии в Европу через Суэцкий канал.

Приведенные факты доказывают необходимость комплексного развития территорий АЗРФ, с целью создания толчка для развития российской экономики и ее диверсификации [3]. Нынешняя система расселения, управления и развития Арктики за последние тридцать лет показала свою неэффективность. В связи с этим необходим пересмотр парадигмы освоения Заполярья, формирование принципов и проектной философии, на которых она должна основываться [4].

В рамках статьи выдвигается гипотеза о возможном уменьшении влияния ряда негативных природно-климатических факторов с помощью комплекса мер, заключающихся в разработке актуализированной модели управления и освоения территорий, методов организации архитектурной среды. Гипотеза опирается на идею создания нового подхода к организации городского пространства, системы расселения в АЗРФ. Экстремальные условия севера заключаются не только в суровых природно-климатических условиях, но и в динамике их изменений, стагнации экономики региона, энергетическом и общественном кризисе. Это в свою очередь показывает необходимость создание гибкой, адаптивной модели организации пространства Заполярья, способной в короткие сроки отвечать встающим перед ней вызовам.

Создание нового подхода к освоению территории АЗРФ откроет не только возможности для восстановления и устойчивого развития региона, но будет поспособствует уменьшению нагрузки на федеральный бюджет, снизит влияние человеческой жизнедеятельности на

хрупкую экосистему, сократит показатели миграции населения за счет организации более комфортной городской среды.

АЗРФ - это самый урбанизированный регион Российской Федерации, показатели населения составляют 2 млн чел., причем 90% из них сосредоточены в городах. Основа подхода к освоению Заполярья в СССР состояла в создании промышленных урбанизированных центров, в противовес западному подходу, в первому очередь опиравшегося на создание сети вахтовых поселений.

Арктические города создавались по очаговому принципу [5], вдали от всех транспортно-логистических магистралей, в условиях технологической "пустоши", совместно с городом создавался комплекс производств и объектов, обеспечивающих его автономность [6]. С середины ХХ века, когда транспортные магистрали оказались способными снабжать Арктику всем необходимым, Арктическая комплексность начала сворачиваться. Особенности плановой экономики, высокие дотации, позволяли обеспечивать достаточные показатели комфорта для жителей Заполярья. Однако с момента перехода РФ на капиталистические правила рынка, Арктические поселения оказались неконкурентоспособны и слишком капиталоемкими, поскольку их структура не учитывала природно-климатические особенности территорий. В дополнении к этому зависимость региона от внешних поставок негативно сказалась на покупательной способности его граждан, социальной напряженности и перспективах развития местных предприятий. Потерянная Арктическая комплексность урбанизированных образований, способная изменить ситуацию, была утеряна и требует своей организации с нуля. Таким образом, возникает острая необходимость в воссоздании системного подхода и автономности развития городов.

Период с конца ХХ века по сегодняшние дни ознаменовался затяжным экономическим, демографическим и социальным кризисом для территорий АЗРФ. Стремительное снижение уровня доходов, низкие показатели комфорта, социальная напряженность, жилищный кризис и пр., сказались на росте миграционных потоков, ставших доминирующими в регионе. Во многих крупных центрах освоения севера, таких как Мурманск, Норильск, Игарка и т.д..население сократилось вдвое, а общие потери региона за 24 года составили 1 млн. 973 тыс. чел. [7]. При этом некоторые арктические города, например Сабетта, напротив выросли в размерах в сотни раз. Перечисленные факты говорят о том, что города Заполярья одними из первых столкнулись с ситуацией непредсказуемой плотности населения, а сама структура северных городских образований, созданная по принципам «средней полосы», оказалась неспособна эффективно реагировать на данные процессы. Процессы сжатия используемых территорий в таких городах как Мурманск или Норильск происходит неравномерно, создавая эффект «пустых квартир» в жилых домах. Это в свою очередь приводит к снижению социальной и экономической активности в районе, усиливает его маргинализацию, снижает эффективность его снабжения.

С подобным явлением на сегодняшний день столкнулись многие города АЗРФ. Городские власти зачастую отказываются признавать тренды сжатия по причине сложностей, которые следуют за данным признанием при попытках получить дополнительное финансирование. Одним из немногих городов, признавших свое постепенное сжатие стала Воркута. В городе была принята

программа, предполагающая переселение жителей города из окраин в центр, для сохранения плотности населения города и экономии на снабжении «вымирающих окраин». Так на сегодняшний день был закрыт ряд районов и поселков - спутников Воркуты.

Имеет место и другая проблема - невозможность ликвидации опустевшей застройки в связи с большой стоимостью данного мероприятия для городского бюджета и отсутствия федеральной программы, предполагающей его со-финансирование. Это приводит к появлению городов-призраков на территории АЗРФ, оказывающих значительное негативное влияние на хрупкую арктическую экосистему.

Таким образом, одна из приоритетных проблем северных городов - адаптация к циклам расширения и сжатия его населения. Сложившаяся ситуация на сегодняшний день доказывает, что подход по осуществлению стопроцентного капитального строительства не может эффективно реагировать на нестабильную ситуацию в регионе. Необходима.его реформация и введение в обиход быстрых методов строительства, позволяющих в тоже время в короткие сроки ликвидировать объекты [8].

Перечисленные доводы приводят нас к выводу о том, что строительство на севере должно быть:

• максимально ориентированным на учет тенденций сжатия/расширения пространства города;

• экологичным, чтобы снизить нагрузку на окружающую природную среду.

На сегодняшний день вновь стал актуален вопрос о базовых моделях освоения территорий Арктики. После перехода РФ к рыночной экономике, предпочтение начало отдаваться вахтовому методу расселения, поскольку он не требует значительных вложений в городскую инфраструктуру. Однако данный подход крайне негативно сказывается на состоянии Арктических столиц, недополучающих финансирование из-за смещения вектора развития на поселки вахтового типа. Согласно текущей стратегии целью освоения АЗРФ является обеспечение постоянного пребывания человека на данных территориях, и повышение уровня жизни горожан до среднероссийских показателей.

На основе описанных выше тенденций в статье определяются основные принципы формирования современного арктического города:

Адаптивность - способность архитектурных объектов изменяться и реагировать на изменение свойств грунтов основания за счет инструментов мобильности, регулирования состояния вечной мерзлоты методами термостабилизации грунтов.

На сегодняшний день, вследствие глобального изменения климата, одним из сложнейших вызовов, встающих перед архитектором или проектировщиков, становится риск разрушения грунтов основания. По оценкам исследователей, в течение следующих 30 лет, значительная доля вечномерзлых грунтов потеряет до 60% своей несущей способности. В связи с этим необходима интеграция в городскую структуру полярных городов несущих систем, уменьшающих динамику деградации вечной мерзлоты или предполагающих возможность быстрой трансформации и переноса архитектурных объектов на новые участки территории.

В рамках статьи выдвигается гипотеза о перспективности использования с этой целью следующих решений:

система термостабилизации грунтов основания, замедляющая процесс разрушения слоя вечной мерзлоты;

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

см см о см

со

о ш т

X

3

<

т о х

X

утепленная плита основания - более простая и гибкая с точки зрения реализации система, предполагающая блокирование исходящего от здания тепла;

мобильные фундаментные системы, по примеру структурных фундаментов - позволяющих в короткие строки перестраивать городскую ткань, исходя из возникающих вызовов.

Автономность - свойство каждого отдельного архитектурного объекта, городского района, или города в случае возникновения чрезвычайной ситуации обеспечивать себя в течение некоторого времени жизненно необходимыми ресурсами и энергией.

АЗРФ ежегодно испытывает большие проблемы в своем развитии из-за неэффективности существующей энергетической системы, зависящей от устаревших с точки зрения КПД мазутных и угольных тЭц. Многие из них на сегодняшний день имеют высокие показатели износа и требуют больших капиталовложений для поддержания работоспособного состояния. В дополнение к этому значительная доля энергоресурсов доставляется в регион из центра страны, что повышает конечную стоимость энергоснабжения для потребителя и затраты регионального бюджета в целом. В связи с этим для достижения показателей устойчивого развития в первую очередь оказывается необходимым решение вопроса диверсификации и повышения стабильности энергетических поставок в регион.

Необходимо достижение показателей максимальной автономности АЗРФ от внешних поставок за счет интеграции в его структуру современных методов энергогенерации. Достижение таких показателей возможно за счет развития атомных генерирующих систем, подобных ПАТЭС Ломоносова, а также за счет интеграции в городскую структуру Арктики возобновляемых источников энергии. Последние опыты в данном направлении, в первую очередь в республике Саха, показали свою достаточную эффективность, поскольку позволили не только снизить потребление привычных углеводородов до 30-50%, но и обеспечить запас электроэнергии в случае ЧС.

Выдвигаемое качество реализуется за счёт организации децентрализованной энергетической системы по типу энергетических кооперативов (с широким применением возобновляемых источников энергии), создания разветвленной системы промышленных и общественных объектов.

Мобильность - способность к реструктуризации ткани города путем переноса или сборки/разборки архитектурных объектов как способа быстрого реагирования на изменения климатической ситуации.

Как говорилось выше, изменение климата несет высокие риски для всей человеческой инфраструктуры Арктики. Уже на сегодняшний день, значительная доля жилых объектов подвергаются консервации, из-за отсутствия иного решения проблемы потери несущей способности грунтов.

Данный фактор делает необходимым пересмотр подхода к проектированию и строительству на Севере. Мобильность архитектурной среды, и ее способность к реструктуризации становятся необходимым качеством реализованных сооружений. Актуализация данного принципа возможна только в случае использования более простых с точки зрения разборки и возведения современных клеено-деревянных конструкций.

На сегодняшний день в регионе АЗРФ особенно остро стоят вопросы проектирования, строительства и

реконструкции архитектурных объектов. Большая часть строительного оборудования пришла в негодность, а транспортировка распространенных в регионе железобетонных конструкций оказывается экономически нецелесообразной. В качестве альтернативы привычным методам строительства выдвигается предложение по широкому применению в АЗРФ клеено-деревянных конструкций в комбинации с ^Т-панелями в качестве ограждающих элементов зданий. Подобное решение значительно снизит затраты на транспортировку. Помимо этого, современные деревянные конструкции способны удовлетворять всем требованиям норм безопасности и позволяют возводить здания высотой до 9 этажей в минимальные сроки вплоть до 1-2 месяцев. При этом сам процесс строительства в значительно меньшей мере требует присутствия высококвалифицированных кадров. В случае использования более мобильных и простых в сборке фундаментных систем, как например структурный фундамент, оказывается возможном и быстрое перемещение объекта в структуре города.

Модульность - типизация и возможность замены отдельных элементов архитектурной среды арктического города. Данный фактор предлагается реализовы-вать за счет использования в архитектурных объектах деревянных каркасных конструкций, достаточно легких в возведении и транспортировке в отдаленные территории АЗРФ. Современные клеено-деревянные конструкции обладают высокими показателями взаимозаменяемости и ремонтопригодности.

Экологичность и энергоэффективность - применение экологичных материалов в строительстве и расширение сферы использования возобновляемых источников энергии, и энергоэффективных инженерных систем снизит нагрузку на энергетическую отрасль региона, и, как следствие, на его экосистему.

События 2020 года во время аварии на предприятии Норникель показали, насколько хрупка арктическая экосистема под влиянием проводимых человеком преобразований. Существующие на данных момент предприятия как промышленного, так и энергетического сектора оказывают негативное влияние, как на природу, так и на организм человека. В пример можно привести явление "черной вьюги" в Норильске, когда вместе с снегом на город выпадают и побочные продукты обработки никеля.

На сегодняшний день высокие показатели влияния человека на экосистему Арктики в первую очередь связаны с высокими показателями износа и неэффективностью различных систем, будь то инфраструктурные энергетические или же хозяйственно-бытовые объекты. Их решение возможно лишь путем планомерной модернизации, своевременной ликвидации аварийных систем и интеграции технологий наблюдения и предотвращения катастроф на федеральный уровень. Требуется интеграция в промышленно-индустриальный комплекс новых технологий строительства и материалов, а энергетический сектор, помимо модернизации, должен быть диверсифицирован новыми экологичными методами генерации электроэнергии.

Предложенные в статье принципы адаптивности, автономности, мобильности, модульности, экологичности и энергоэффективности создают основу для устойчивого развития региона АЗРФ, улучшения условия проживания населения, снижения затрат на энергоносители и продукты питания, повышения экологических показателей городской среды, уменьшения влияния человека на

экосистему, комфорта взаимодействий населения, а также способность города в короткие сроки реагировать на такие вызовы, как непостоянная плотность населения и глобальное потепление.

Литература

1. Бурый О.В. Опорные зоны развития Арктики: содержание, оценка, перспективы / О.В. Бурый, Т.Е. Дмитриева // Социально-экономические, политические и исторические аспекты развития северных и арктических регионов России: материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), Сыктывкар, 17-18 октября 2018 года. Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2018. С. 21-26.

2. Комплексная оценка климатических изменений в морской Арктике с использованием данных МПГ 2007/08 / Г.В. Алексеев, А.В. Пнюшков, Н.Е. Иванов [и др.] // Проблемы Арктики и Антарктики. 2009. № 1(81). С. 7-14.

3. Богданов В.Н. Российская Арктика: возможности XXI века / В.Н. Богданов, А.С. Воронков, Е.В. Медведев и др. Москва: Издательские технологии, 2018. С. 452.

4. Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции / науч.ред. Г.В. Жигу-нова. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2018. С. 388.

5. Чайка Е.А. Принципиальные подходы к пространственной организации северных и арктических территорий // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 174-187. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1 kvart22/PDF/11_chajka.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-1-174-187

6. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография. Архангельск: САФУ, 2013. С. 280.

7. Паникар М.М. Императивы современной государственной политики стран Арктического региона по освоению территорий Крайнего Севера / М.М. Паникар, А.Е. Шапаров // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гу-манит. и соц. науки. 2016. № 6. С. 33-44. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.33.

8. Холодилова К.А. Качество жизни населения в условиях вахтового труда на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. №5. С. 96-102.

Principles of formation and organization of urban space in the Arctic Barchugova E.V., Gabitov S.T.

Moscow Institute of Architecture (State Academy) JEL classification: L61, L74, R53

The article raises the issue of updating the basic provisions for the development of the territory of the Arctic zone of the Russian Federation. The main challenges are identified: climate change, energy security, population migration, etc. As an implementation of the indicators of sustainable development of the Russian Arctic, principles are put forward according to which the urban environment of the Arctic should be formed. The principles of adaptability, autonomy, mobility, modularity, environmental friendliness and energy efficiency proposed in the article create the basis for the sustainable development of the Russian Arctic region, improving the living conditions of the population, reducing energy and food costs, improving the environmental performance of the urban environment, reducing human impact on the ecosystem, and comfort of interactions population, as well as the ability of the city to quickly respond to challenges such as fluctuating population density and global warming. Keywords: arctic cities, extreme environment, architectural typology References

1. Bury O.V. Supporting zones for the development of the Arctic: content,

assessment, prospects / O.V. Bury, T.E. Dmitrieva // Socio-economic, political and historical aspects of the development of the northern and Arctic regions of Russia: materials of the All-Russian Scientific Conference (with international participation), Syktyvkar, October 17-18, 2018. Syktyvkar: Komi Republican Academy of Public Administration and Management, 2018, pp. 21-26.

2. Comprehensive assessment of climate change in the maritime Arctic using

IPY 2007/08 data / G.V. Alekseev, A.V. Pnyushkov, N.E. Ivanov [et al.] // Problems of the Arctic and Antarctic. 2009. No. 1(81). pp. 7-14.

3. Bogdanov V.N. The Russian Arctic: Opportunities for the 21st Century /

V.N. Bogdanov, A.S. Voronkov, E.V. Medvedev et al. Moscow: Publishing technologies, 2018. P. 452.

4. Development of the Arctic territories: experience, problems, prospects:

materials of the international scientific-practical conference / scientific ed. G.V. Zhigunov. Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center, 2018. P. 388.

5. Chaika E.A. Principal approaches to the spatial organization of the

Northern and Arctic territories // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. No. 1 (58). pp. 174-187. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/11_chajka.pdf DOI:

10.24412/1998-4839-2022-1-174-187

6. Lukin Yu.F. Russian Arctic in a changing world: monograph. Arkhangelsk:

NArFU, 2013, p. 280.

7. Panikar M.M. Imperatives of the modern state policy of the countries of the

Arctic region for the development of the territories of the Far North / M.M. Panikar, A.E. Shaparov // Vestn. Sev. (Arctic) feder. university Ser.: Humanite. and social science. 2016. No. 6. S. 33-44. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.33.

8. Kholodilova K.A. The quality of life of the population in terms of shift work

in the Far North (on the example of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug) // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2008. No. 5. pp. 96-102.

X X

о го А с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

го m

о

2 О M

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.