ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВ КАК ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
PRINCIPLES OF HOLDING FORMATION AS A FORM OF ENTERPRISE INTEGRATION DEVELOPMENT
УДК 346.721.4
Горбачева Алина Анатольевна, студентка факультета землеустройства направления «Менеджмент», Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Gorbacheva A.A. [email protected]
Аннотация
В настоящее время ведущей характеристикой социально-экономической среды выступает масштаб производства. Возможности приобретения дополнительного эффекта при увеличении масштаба является причиной, по которой всё чаще отдельные бизнес-единицы стремятся к интеграционному объединению. В этой связи широкое распространение получают холдинги. В статье проведено комплексное исследование основ функционирования компаний холдингового типа как сложной экономической системы.
Annotation
Currently, the leading characteristic of the socio-economic environment is the scale of production. Opportunities for gaining additional value at scale up is the reason why more and more individual business units seek integration. In this regard, holdings are becoming widespread. The article provides a comprehensive study of the foundations of the functioning of holding companies as a complex economic system.
Ключевые слова: холдинг, холдинговая структура, управляющая компания, дочерняя компания, предприятие.
Keywords: holding, holding structure, management company, subsidiary, enterprise.
Обязательный признак холдинга - холдинговые отношения между его участниками. Эти отношения можно охарактеризовать как особую форму интеграционного взаимодействия субъектов хозяйствования, которая связана с их субординацией и предполагает возможность одному из них определять важнейшие вопросы в сфере управления и хозяйствования других. [3]
Выделяют определенные принципы, на основе которых формируются подобные интегрированные системы. К ним относятся:
- наличие компании-интегратора с опытом организации бизнеса и управления инвестиционными ресурсами, а также возможностью привлечения заемных средств;
- технологическая взаимосвязь субъектов формирования для обеспечения увеличения объемов и повышения конкурентоспособности произведенной продукции;
- активное участие всех структурных подразделений в производственно-финансовой деятельности;
- создание экономических условий для равных возможностей всех интегрированных предприятий в достижении эффективности их производственно-хозяйственной деятельности;
- финансовая и материальная поддержка в самой организации и в деятельности совместного производства.
Холдинговые компании образуются с определенной целью. Как правило, это завоевание новых рынков и (или) снижение издержек. [1] Существует несколько путей, по которым компании могут объединяться в холдинги.
Холдинги могут создаваться посредством последовательного присоединения компаний, занятых одним видом бизнеса и получения контроля над ними. Такой вид интеграции называется горизонтальным и проводится с целью завоевания новых секторов рынка.
Второй путь - объединение предприятий, образующих единую технологическую цепочку, от сырья до готовой продукции или вертикальная интеграция. Такое объединение нацелено на снижение общих издержек и повышение1 стоимости1 компании1 за счет увеличения1 её стабильности. Третий, более сложный путь, заключается в последовательном создании предприятий и их дальнейшем 1 присоединений к группе. Четвертый -объединение не только отдельных коммерческих организаций, но и объединение! уже сформированных холдингов. Кроме1 того, объединяться! могут не только1 национальные, но также 1 транснациональные1 компании.
И еще один путь, который широко1 использовался1 многими' Российскими предприятиями в начале1 90-х годов, в условиях перехода на самоокупаемость - «деление» больших компаний при их реструктуризации. Такая трансформация приводила к появлению в большом количестве дочерних фирм со 100% участием 1 управляющей компании.
В последнее время, в российской практике всё чаще стал использоваться, популярный на западе, агрессивный метод включения предприятия в состав1 холдинга с использованием1 процедуры1 банкротства. Для получения контроля над конкурентом1 достаточно1 приобрести долги этого1 предприятия и осуществить 1 необходимый действия, определенный в законе1 о банкротстве. Также1 процедура банкротства используется1 для преобразований и разделения частей, составляющих холдинг, отчуждения части группы^ для последующего1 включения1 в состав1 холдинга. Судя по публикациям1 в СМИ, на сегодняшний день этот способ1 приобретения1 предприятий является почти самым1 универсальным.
Общие1 принципы^ создания1 организационной структуры^ для интегрированных и для обособленных предприятий являются одинаковыми.
Однако1 получаемые1 структуры1 в результате1 сильно1 различаются. Далее1 рассмотрим1 эти принципы.
1) Функциональный 1 принцип.
Формирование! структуры! происходит на основе1 разделения организаций в зависимости от характера деятельности подразделений. Это значит, что для каждого1 ресурса существует отдельная1 служба, например1 управление человеческими ресурсами осуществляется кадровым отделом, научными - инновационным, кроме1 того создаются1 маркетинговые, финансовые, бухгалтерские1 и другие 1 службы. Такая1 схема предполагает иерархичность структуры в высокую степень централизации принятия решений.
Функциональная структура управления1 имеет свои преимущества. Например, коллектив1 в такой структуре1 может выполнять задачи эффективнее за счет общей координации и четкого разделения обязанностей. Также, выполняя совместные задания сотрудники расширяют профиль своей специализации, тем самым1 совершенствуя1 профессионализм. Это приводит к взаимозаменяемости персонала, что делает организацию более адаптированной к кадровым вопросам.
Основным недостатком функциональной структуры является значительное1 смещение1 центра управления1 вверх1 (то есть руководство1 находится далеко1 от конкретных производственных1 процессов)1 и командная цепочка как бы растянута по вертикали. Таким образом, усложняется реализация решений, касающихся одновременно нескольких отделов, из-за необходимости иерархической координации.
2) Дивизиональный 1 принцип.
Предприятия с широким1 профилем1 выпускаемой1 продукции или широким территориальным распространением обычно организовываются по дивизиональному принципу. Основанием1 для разделения1 на дивизионы1 является1 конечный продукт, а точнее1 его вид. Например, отдель^ молочного1 комбината, который занимается производством молока, кисломолочной
продукции, сыров, масла и т.д. целесообразно разделить по соответствующим1 направлениям. Это подразумевает под собой создание1 функциональных подотделов, обеспечивающих обработку всех ресурсов в рамках одного1 продуктового1 направления. Причем1 эти подотделы1 располагают правом на свободу в принятии определенных решений. Подобные дивизионы также называются программными, продуктовыми и др.
Такая схема управления удобна для использования на предприятиях с большим количеством территориально обособленных подразделений, занимающихся одним видом деятельности. К ним относится, например, сети магазинов1 розничной торговли. Однако 1 в чистом1 виде дивизиональная1 схема применяется довольно1 редко. Подразделение1 бухгалтерии, например, зачастую не разделяется по дивизионам и остается общим для всего предприятия. [5]
3) Матричный принцип.
Матричный принцип является логическим продолжением функциональной и дивизионной схем управления. В этой схеме командная цепочка формируется как по горизонтали (дивизионально), так и по вертикали (функционально). Таким 1 образом1 устанавливается1 официальная командная цепочка и для функциональных взаимоотношений и для отношений между дивизионами. Целью1 является1 координация производства товаров одновременно в каждой стране или регионе и обеспечение согласования действий на каждой товарной цепочке. Недостатком1 такой структуры является её двойственность, так как она влечет за собой разрушение1 принципа единоначалия. У каждого1 сотрудника1 одновременно1 есть несколько начальников, что может привести не к росту координации, а к неразберихе.
4) Сетевой принцип.
Отличия, так называемой, «динамической сетевой организации»1 от других структур1 принципиальны. Структура дезагрегирует основные1
функции' (производство, бухгалтерия, продажи и т.д.), перераспределяя1 их между отдельными организациями, работающими по контракту, оставаясь в роли стержневой компании. Стержневая1 компания лишь объединяет результаты деятельности сетевых компаний и не претендует на их самостоятельность или прибыль. Сетевая1 структура это уже не автономная1 компания, но и не холдинговая, а более динамичное и свободное объединение.
Что касается конкретно1 холдингов, разделение1 организационных структур можно также произвести по вертикальному и горизонтальному принципу построения. Так в вертикально структурированных, взаимосвязанных технологически холдингах организация структуры управления будет осуществляться сначала по функциональному, а потом по дивизиональному принципу. В диверсифицированный компаниях1 и компаниях с горизонтальной структурой управления, наоборот, сначала по дивизиональному принципу, а затем по функциональному.
Первый тип структур используется в холдингах в рамках одной технологической цепочки. Такие организации преобладают в нефтяной, металлургической, химической и иных подобных отраслях промышленности. Второй тип характерен для объединений, в которых предприятия горизонтально распределены географически или внутри широкого1 товарного1 рынка. Например1 торговые1 объединения или предприятия предоставляющие услуги связи. [2]
Итак, холдинг - это сложное, многоуровневое формирование. Холдинговые структуры имеют много преимуществ, верно используя которые, они могут быть эффективней своих конкурентов в отрасли, а также выйти на новые рынки, получить большую прибыль и значительно снизить возможные риски. Организационная структура в управлении любым предприятием, а в особенности таким крупным и сложным формированием как холдинг - мощный резерв для повышения эффективности работы предприятия. Существует множество примеров, когда на аналогичных
предприятиях, примерно одинаковых по размеру, осуществляющих деятельность в одной и той же сфере, наблюдается разная производительность труда и различная доходность. Как правило, это является результатом эффективной, или наоборот, неэффективной организационной структуры.
Литература
1. Берзон Н. И. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. 2016. №4 С.35-38
2. Ермолик А.В., Шевцова Н.В. Холдинг как форма предпринимательских объединений // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10 С.303-304.
3. Копыченов Г. А. Холдинги как прогрессивная форма предпринимательских объединений // ГИАБ, 2009. - №6 - С.63-66.
4. Майзель А.И. и др. Предпринимательские структуры в рыночной экономике. СПБ: Санкт-Петербургский Университет экономики и финансов, 1995. - 432 с.
5. Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения. - Москва, 2017. - С.94
Literature
1. Berzon NI Modern trends in the development of holdings // Company management. 2016. No. 4 P.35-38
2. Ermolik A.V., Shevtsova N.V. Holding as a form of business associations // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2014. No. 10 P.303-304.
3. Kopychenov GA Holdings as a progressive form of business associations // GIAB, 2009. - No. 6 - P.63-66.
4. Maisel A.I. and other Entrepreneurial structures in a market economy. SPB: St. Petersburg University of Economics and Finance, 1995. - 432 p.
5. Psareva N.Yu. Holding relations. - Moscow, 2017 .-- p.94