Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВУЗА'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогика / эргономика / методология / антропометрия / психология / философия / обучение / pedagogy / ergonomics / methodology / anthropometry / psychology / philosophy / teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагосян Ашот Саратович, Луганцев Данил Николаевич

В статье исследуется связь эргономики с такими науками, как педагогика и психология, рассматриваются условия повышения производительности и качества труда в современном учебном процессе художественных вузов. Так же разобрана методология меньшей энергозатраты студента и большего повышения качества работы в рамках учебного процесса. Дано определение понятию эргономики, отражена суть эргономики с точки зрения повышения эффективности и снижения трудоемкости учебных операций, повышения производительности и качества труда в современном учебном процессе. Рассмотрены основные задачи эргономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ERGONOMICS FORMATION TAKING INTO ACCOUNT THE PEDAGOGICAL FEATURES OF THE UNIVERSITY

The article explores the connection between ergonomics and such sciences as pedagogy and psychology, and examines the conditions for improving the productivity and quality of work in the modern educational process of art universities. The methodology of less energy consumption of the student and greater improvement of the quality of work within the educational process is also analyzed. The definition of the concept of ergonomics is given, the essence of ergonomics is reflected from the point of view of increasing the efficiency and reducing the labor intensity of educational operations, increasing the productivity and quality of labor in the modern educational process. The main tasks of ergonomics are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВУЗА»

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-276-281 КАГОСЯН Ашот Саратович,

доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, проректор по научной и воспитательной работе Гжельского государственного университета e-mail: gzhelnauka@mail.ru

ЛУГАНЦЕВ Данил Николаевич,

магистрант Института изобразительного искусства и дизайна Гжельского государственного университета e-mail: danil.lugantsev@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВУЗА

Аннотация. В статье исследуется связь эргономики с такими науками, как педагогика и психология, рассматриваются условия повышения производительности и качества труда в современном учебном процессе художественных вузов. Так же разобрана методология меньшей энергозатраты студента и большего повышения качества работы в рамках учебного процесса. Дано определение понятию эргономики, отражена суть эргономики с точки зрения повышения эффективности и снижения трудоемкости учебных операций, повышения производительности и качества труда в современном учебном процессе. Рассмотрены основные задачи эргономики.

Ключевые слова: педагогика, эргономика, методология, антропометрия, психология, философия, обучение.

KAGOSAN Ashot Saratovich,

Grand PhD in pedagogical sciences, associate professor, professor RAO, vice-rector for research andeducational work of

Gzhel State University

LUGANTSEV Danil Nikolaevich,

master's degree student of Institute of Fine Arts and Design ofGzhel State University

PRINCIPLES OF ERGONOMICS FORMATION TAKING INTO ACCOUNT THE PEDAGOGICAL FEATURES OF THE UNIVERSITY

Annotation. The article explores the connection between ergonomics and such sciences as pedagogy and psychology, and examines the conditions for improving the productivity and quality of work in the modern educational process of art universities. The methodology of less energy consumption of the student and greater improvement of the quality of work within the educational process is also analyzed. The definition of the concept of ergonomics is given, the essence of ergonomics is reflected from the point of view of increasing the efficiency and reducing the labor intensity of educational operations, increasing the productivity and quality of labor in the modern educational process. The main tasks of ergonomics are considered.

Key words: pedagogy, ergonomics, methodology, anthropometry, psychology, philosophy, teaching.

Задачей правильной организации рабочего пространства служит достижение эффективности трудового процесса. В современном информационном пространстве

снижется сложность технологических операций, что приводит к облегчению труда (физического и психофизиологического), обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности студентов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Все это напрямую связано с организацией пространства, спроектированного и оснащенного современными приспособлениями для работы, в соответствии с требованиями психофизиологии, социологии и др.

С точки зрения повышения эффективности и снижения трудоемкости учебных операций, повышения производительности и качества труда в современном учебном процессе важны следующие условия:

- уменьшение (или исключение) сложных процессов с чрезмерным или очень большим количеством блоков деятельности;

- исключение излишней сложности технологических операций с огромным объемом студенческого труда;

- устранение дублирования учебных операций;

- исключение высоких физических и психофизиологических нагрузок на студента;

- исключение повторяющихся или частых ошибок студентов в процессе работы, и т. д.

Основная идея рациональной организации рабочего места - как можно меньше стресса, хлопот и эффективное использование времени, а также комфортное и здоровое состояние тела в течение рабочего дня.

Рассматривая эргономические особенности в рамках художественного учебного заведения и подключая педагогическую составляющую рабочего процесса, мы должны понимать, что большее количество времени студенты проводят в творческом процессе, и благотворным он будет только с учетом всех особенностей в эргономике и антропометрии.

Опираясь на мнения представителей экспертного сообщества [1; 2; 7; 8; 11; 12], можно сделать вывод, что тенденция к повышению заинтересованности в творческих специальностях изменяет не только функции учителя, но и весь процесс обучения. В современных научных исследованиях есть повышенный интерес к рассмотрению проблем, связанных с эргономикой в художественных вузах. Необходимость научного анализа и решения вопросов создания эргономичных образовательных условий определяется противоречием между потребностью в научном эргономическом обосновании образовательного процесса и отсутствием представлений о целостной теории педагогической эргономики.

Рациональная организация рабочего места дает положительный психологический эффект и формирует соответствующее отношение к работе. Вы не только сэкономите время, энергию, но и освободите себя от стресса и давления. Рассмотрим более подробно основные аспекты рациональной организации рабочего места.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Эргономика - процесс научной организации работы с целью создания инструментов для улучшения работоспособности, совершенствования методов выполнения человеком любой работы с учетом ее безопасности, комфорта и производительности. Стоит отдавать предпочтение эргономичным вещам. Все они предназначены для комфортной работы. Ваше тело не будет напряжено, и ваша работа будет продуктивной.

В свою очередь мебель не должна загромождать рабочее место, только необходимые шкафы, полки, стенды. Полки и шкафы с наиболее часто используемым материалом должны быть размещены так, чтобы вы могли пользоваться ими без особых усилий.

На рабочем месте должно быть много свободного места. Не загромождайте себя инструментами и кипами бумаг. Если вы используете крупные инструменты в своей работе, лучше, чтобы они занимали как можно меньше места. Используйте тонкие инструменты, несмотря на их габариты.

Высота станка оптимальна, если руки находятся на плоскости и не напрягаются. Высоту станка весьма просто изменить, если он оборудован регулируемой высотой, эта функция поможет вам комфортно устроиться на рабочем месте. Отрегулируйте высоту станка так, чтобы ваши руки свободно действовали на основной плоскости [3].

Чтобы лучше понять принципы организации, нам нужно ознакомиться с основами эргономики, которые неотъемлемо связаны с педагогическим процессом. Термин «эргономика» (ergonomics) впервые был использован польским ученым и изобретателем В. Ястребовским в 1857 г. Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 г., когда группа английских ученых начала организацию общества эргономических исследований. В Советском Союзе в 1920-е гг. было предложено название «эргология», но сейчас наиболее распространенный в английском языке термин является именно эргономика.

Как комплексная наука эргономика возникла в 20-х гг. ХХ в. в результате развития научно-технического прогресса, та как возникла необходимость использования сложных систем в соотнесении с физическими и психологическими возможностями людей. Исследования в этой области впервые были проведены в технически развитых странах, главным образом, в Англии, Соединенных Штатах и Японии. По словам британского эксперта по эргономике Б. Шекла: «Жаль, что эргономики не было в первобытном обществе. Затем, если инструмент неудобный, мир бы смог изменить его в лучшую сторону». В течение длительного периода времени российская наука об эрго-

номике определяется только рационализацией производительности и повышением эффективности труда. В большинстве нормативных документов, принятых в Советском Союзе, - стандартах, санитарных правилах, правилах охраны труда и т. д. понятия «техническая безопасность» и «эргономика» рассматриваются как синонимы. Через некоторое время стало ясно, что игнорирование человеческого фактора в развитии техники и организации условий труда не только невыгодно, но и опасно.

Сегодня, согласно определению, принятому Международной ассоциацией эргономики (МЭА) в 2010 г., эргономика - это «научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также в области применения теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия людей и оптимизировать общую производительность системы» [4; 6].

Цель эргономики формулируется по-разному, но общий смысл остается прежним - согласование конструкции машин и условий их эксплуатации с психологическими и физиологическими особенностями труда.

Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо решить достаточно разнообразные задачи эргономики:

- изучить особенности взаимодействия техники и человека в конкретных условиях;

- совершенствовать технику и условия ее эксплуатации в соответствии с возможностями человека;

- повышение эффективности труда персонала путем создания лучших рабочих мест и т. д.

Эти проблемы могут быть решены только междисциплинарным характером эргономики и ее связью с такими науками, как психология, физиология, экология, антропология и др. Эргономика изучает действия человека в процессе работы, темпы развития новых технологий, затраты энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэкономическом, «meierhenrich и тасгоегдопотю». Микроэкономика занимается изучением и проектированием систем «человек - машина». В частности, за проектирование программных интерфейсов отвечает макроэргономика. Мимдиэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек -команда», «команда - организация», «команда -машина», «человек - сеть». В нем «meierhenrichproduction» исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производствен-

ных задач. Medialocate, в частности, включает в себя проектирование организационной структуры и зданий; планирование и установление графиков работы, гигиену и безопасность.

Макроэкономический аудит и проектирование всей системы учитывают все факторы: технические, социальные, институциональные, внешние по отношению к системе и внутренние. Цель макроэкономики в гармоничной, скоординированной, надежной работе всей системы и всех элементов системы. Эргономика занимается изучением характеристик и возможностей функционирования людей в системах: человек - окружающая среда. Эргономика - научная дисциплина прикладного характера, которая занимается изучением и формированием эффективных систем, управляемых человеком. Она рассматривает движение человека в процессе производства, стоимость энергии, производительность и плотность в определенных видах деятельности и включает такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, профессиональная психология, инженерная психология.

В качестве основных задач эргономики можно отметить, прежде всего, задачи, связанные с описанием характеристик человека как элемента автоматизированной системы. При этом рассматривается процесс восприятия информации, памяти, принятия решений, анализа движений и других процессов, мотивационные проблемы, готовность к деятельности.

С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека важными считаются такие факторы, как утомляемость, монотонность операций, графическая и интеллектуальная нагрузка, условия труда, факторы физической среды, биомеханические и физиологические факторы [9].

Эргономика включает в себя задачу создания новых методов деятельности, которые касаются прежде всего взаимодействия человека и машины. К таким средствам относятся визуальные индикаторы и аудио, органы управления, компьютерные системы, новое оборудование и устройства.

Эргономика выполняет задачи, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи обучения, подготовки и отбора операторов.

За 50 лет эргономики как дисциплины изменились ее приоритеты, сформировались новые специфические направления в том числе и педагогически направленность эргономики. Основные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

усилия специалистов были сосредоточены на наиболее актуальных проблемах науки и проблемах разработки новых продуктов и технологий.

Основной задачей эргономики является обеспечение эффективного и безопасного взаимодействия человека со средствами труда и в производственной среде с учетом специфических возможностей человека и технических средств. В современных реалиях эргономистам приходится решать проблему профессионального отбора и адаптации к условиям человека при реализации технических средств. Но лучший способ обеспечить взаимодействие «человек - технология -окружающая среда» при полном учете человеческого фактора на каждом этапе разработки, использования и утилизации продукции [5; 10].

Зарубежная наука всегда была достойным местом эргономики, как в научной теории, так и в повседневной практике, обеспечивая комфортные и безопасные условия для эффективной деятельности человека в промышленности, в военной сфере, в использовании различных видов транспорта, в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве и архитектуре, в полете и космосе. Значительное внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров: в 1994 г. 60 университетов США и 9 английских университетов осуществляли подготовку эргономистов.

В России сделано большое количество теоретических разработок в области эргономики, которые получили признание и высокую оценку за рубежом, но не востребованы в самой стране. Исключение составляют предприятия оборонной промышленности. Одни ученые считают ее неклассической наукой (В. К. Зарецкий, 1989), другие - сложной научно-технической дисциплиной (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001), третьи - системной междисциплинарной наукой (П. Ю. Шлаен, В. М. Львов, 1999). В номенклатуре АУУ эргономика впервые была отнесена к техническим наукам с кодом специальности 05.02.20 (машиностроение и инжиниринг). Сейчас в соответствии с кодексом это код 19.00.03.

Согласно общим принципам эргономики, развитие той или иной деятельности предполагает изучение внутренних средств человеческой деятельности: ее опыта, знаний, умений, восприятий, мышления, памяти. Участие эргономистов в формировании внешних средств деятельности (инструментов, оборудования и условий) заключается в придании потребителям качественной социальной значимости, практичности, эргономического и эстетического.

Получив подобную информацию об эргономических правилах, мы с уверенностью можем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

сказать, как должно формироваться рабочее место обучающегося.

Материалы и предметы должны быть расположены в хронологическом или в алфавитном порядке, а также в определенных областях, чтобы потратить минимум времени на поиск необходимой вещи. При наведении порядка на рабочем месте нужно классифицировать полки, ставить отметки, оставляя только необходимые вещи.

Оставляйте на рабочем месте только необходимые предметы и материалы. Беспорядок на рабочем месте является причиной уменьшения способности выделять главное. В постоянном поиске нужной вещи требуется много времени и внимания, поэтому лучше избавиться от ненужных вещей на рабочем месте.

Простота в организации рабочего места является ключом к продуктивному рабочему дню. На вашем месте должны быть только инструменты, которые вы используете каждый день. Другие элементы будут вам доступны, но не на рабочем месте.

Правила поддержания порядка на рабочем месте:

- начинайте и заканчивайте рабочий день с восстановления порядка на рабочем месте;

- не храните документы на рабочем столе;

- используйте органайзер для карандашей, булавок, скрепок и других принадлежностей;

- если вы взяли документы из файлов, архивов и папок, их нужно возвратить на место.

Для рациональной организации рабочего места необходимо:

- ежедневное использование только нужных материалов и предметов;

- мебель и оборудование должны быть максимально удобными, безопасными и производительными;

- правильная организация хранения позволит сократить время поиска.

Немаловажным является то, чем будут пользоваться студенты в момент освоения дисциплины «Академическая скульптура». Назначение и содержание скульптурного произведения определит характер пластической структуры и влияет на выбор скульптурного материала. Мягкое вещество (глина, воск, пластилин и др.) используется для моделирования.

Твердое сырье (различные виды камня, дерева и др.) обрабатывается способом резки (гравировки), высвобождения скрытой в нем объемной формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор железных инструментов ^сас!, ^ап и др.), для обработки

дерева инструмент имеет форму долота. Вещества, которые могут переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса, и т.д.), используются для литейных работ, для скульптуры с помощью специальных изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике.

В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывают при помощи ковки и чеканки. Для создания керамической скульптуры используется особый тип глины, изделия из которой обжигают в специальных печах. Цвет в скульптуре встречается в течение длительного времени: нам хорошо известна расписная скульптура классической античности, средневековой, Ренессанс, барокко. Скульпторы Х1Х-ХХ вв. часто довольствовались естественным цветом. Опыт 1950-х-1960-х гг. свидетельствует, что снова пробудился интерес к многоцветной скульптуре. Помимо вышеперечисленных материалов студентами используются такие инструменты, как: стеки из твердых пород древесины, скульптурные станки и т.д.

Педагогика и эргономика должны работать в симбиозе и содействовать совершенствованию учебного процесса, что следует из педагогических задач эргономики. Изучение психологических и физиологических возможностей студентов и преподавателей необходимо с целью создания рабочего пространства, удобного для творчества и сохранения здоровья человека. Такие условия необходимы для физического и духовного развития и совершенствования молодых специалистов.

Список литературы:

[1] Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: Обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников: пособие для учителей физики, математики, географии, географии, биологии и химии. - СПб., 2013. - 240 с.

[2] Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. - Изд. 2-е, стереотипное. - М., 2002. - 224 с.

[3] Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.

[4] Воронина Е.В. Научная организация педагогического труда. Педагогическая эргономика: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 129 с.

[5] Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.

- М.: Просвещение, 2012. - 111 с.

[6] Воронина Е.В. Педагогическая эргономика как отрасль науки // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Октябрь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// research-journal.org/pedagogy/pedagogicheskaya-ergonomika-kak-otrasl-nauki/ (дата обращения: 14.01.2021).

[7] Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1998. -336 с.

[8] Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. - Изд. 4-е, переработан. и дополн.

- М., 2010. - 344 с.

[9] Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 144 с.

[10] Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. - М.: Просвещение, 2011. -206 с.

[11] Основы эргономики и антропометрии: методические указания для самостоятельной работы студентов / Под ред. М.Ю. Сидоренко. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. -41 с.

[12] Шаматава Л.Л. Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного оборудования для живописной мастерской художественно-графического факультета педвуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. -С.101-104.

Spisok lite ratury:

[1] Bukatov V.M., Ershova A.P. Neskuchnye uroki: Obstoyatel'noe izlozhenie socio-igrovyh tekh-nologij obucheniya shkol'nikov: posobie dlya uchitelej fiziki, matematiki, geografii, geografii, biologii i himii.

- SPb., 2013. - 240 c.

[2] Bukatov V.M., Ershova A.P. Ya idu na urok: Hrestomatiya igrovyh priemov obucheniya: Kniga dlya uchitelya. - Izd. 2-e, stereotipnoe. - M., 2002.

- 224 s.

[3] Vozrastnaya i pedagogicheskaya psi-hologiya: hrestomatiya / Sost. I.V. Dubrovina, A.M. Prihozhan, V.V. Zacepin. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999. - 320 s.

[4] Voronina E.V. Nauchnaya organizaciya ped-agogicheskogo truda. Pedagogicheskaya ergonomika: uchebnoe posobie dlya vuzov. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Yurajt, 2019. - 129 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

[5] Vinogradova N.F. Umstvennoe vospitanie detej v processe oznakomleniya s prirodoj. - M.: Prosveshchenie, 2012. - 111 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Voronina E.V. Pedagogicheskaya ergonomika kak otrasl' nauki // Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal. 2012. Oktyabr'. [Elek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// research-journal.org/pedagogy/pedagogich-eskaya-ergonomika-kak-otrasl-nauki/ (data obrash-cheniya: 14.01.2021).

[7] Ershov P.M., Ershova A.P., Bukatov V.M. Obshchenie na uroke, ili Rezhissura povedeniya uchitelya. - Izd. 2-e, pererab. i dop. - M., 1998. -336 s.

[8] Ershova A.P., Bukatov V.M. Rezhissura uroka, obshcheniya i povedeniya uchitelya: Posobie

dlya uchitelya. - Izd. 4-e, pererabotan. i dopoln. -M., 2010. - 344 s.

[9] Lebedinskij V.V. Narushenie psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste. - M.: Izd. centr «Akademiya», 2004. - 144 s.

[10] Nablyudenie i trud detej v prirode / Sost. A.F. Mazurina. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 206 s.

[11] Osnovy ergonomiki i antropometrii: metodi-cheskie ukazaniya dlya samostoyatel'noj raboty stu-dentov / Pod red. M.YU. Sidorenko. - Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2017. - 41 s.

[12] Shamatava L.L. Ergonomicheskij aspekt sozdaniya sredy obucheniya i proektirovaniya ucheb-nogo oborudovaniya dlya zhivopisnoj masterskoj hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta pedvuza // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2010. T. 16. - S. 101-104.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.