Научная статья на тему 'Принципы финансово-правового стимулирования внедрения коммерческими организациями цифровых технологий'

Принципы финансово-правового стимулирования внедрения коммерческими организациями цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансово-правовой стимул / стимулирование / принцип / цифровые технологии / коммерческие организации / financial and legal incentive / incentives / principle / digital technologies / commercial organizations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньков Владимир Васильевич

Введение: в связи с возросшим влиянием процессов цифровизации на все сферы жизнедеятельности, особое значение приобретает внедрение хозяйствующими субъектами цифровых технологий, высокий уровень которого может быть обеспечен посредством применения финансово-правового стимулирования. Цель: формирование научно-обоснованной системы принципов финансово-правового стимулирования внедрения и использования коммерческими организациями цифровых технологий; оценка уровня реализации каждого из представленных принципов. Методологическая основа: системный метод исследования, формально-юридический подход, метод интерпретации. Результаты: с учетом научно доказанных принципов финансового права сформулирована авторская система принципов финансово-правового стимулирования внедрения цифровых технологий коммерческими организациями. Выводы: выявлены особенности этой системы; доказана необходимость закрепления системы обозначенных принципов в действующем законодательстве в целях исключения их неоднозначного толкования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Financial and Legal Incentives for Commercial Organizations to Implement Digital Technologies

Background: due to the increased influence of digitalization processes on all spheres of life, the introduction of digital technologies by business entities, a high level of which can be achieved through the application of financial and legal incentives, is of particular importance. Objective: the formation of a science-based system of principles of financial and legal incentives for the implementation and use of commercial organizations of digital technology; assessment of the level of implementation of each of the principles presented. Methodology: systematic method of research, formal-legal approach, method of interpretation. Results: taking into account scientifically proven principles of financial law formulated the author’s system of principles of financial and legal incentives for the implementation of digital technologies by commercial organizations. Conclusions: the features of the system have been identified; the need to strengthen the system of the indicated principles in the current legislation in order to eliminate their ambiguous interpretation has been proved.

Текст научной работы на тему «Принципы финансово-правового стимулирования внедрения коммерческими организациями цифровых технологий»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-238-244

УДК 347.73

В.В. Меньков

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Введение: в связи с возросшим влиянием процессов цифровизации на все сферы жизнедеятельности, особое значение приобретает внедрение хозяйствующими субъектами цифровых технологий, высокий уровень которого может быть обеспечен посредством применения финансово-правового стимулирования. Цель: формирование научно-обоснованной системы принципов финансово-правового стимулирования внедрения и использования коммерческими организациями цифровых технологий; оценка уровня реализации каждого из представленных принципов. Методологическая основа: системный метод исследования, формально-юридический подход, метод интерпретации. Результаты: с учетом научно доказанных принципов финансового права сформулирована авторская система принципов финансово-правового стимулирования внедрения цифровых технологий коммерческими организациями. Выводы: выявлены особенности этой системы; доказана необходимость закрепления системы обозначенных принципов в действующем законодательстве в целях исключения их неоднозначного толкования.

Ключевые слова: финансово-правовой стимул, стимулирование, принцип, цифровые технологии, коммерческие организации.

V.V. Menkov

PRINCIPLES OF FINANCIAL AND LEGAL INCENTIVES

FOR COMMERCIAL ORGANIZATIONS TO IMPLEMENT DIGITAL

TECHNOLOGIES

Background: due to the increased influence of digitalization processes on all spheres of life, the introduction of digital technologies by business entities, a high level of which can be achieved through the application of financial and legal incentives, is of particular importance. Objective: the formation of a science-based system of principles of financial and legal incentives for the implementation and use of commercial organizations of digital technology; assessment of the level of implementation of each of the principles presented. Methodology: systematic method of research, formal-legal approach, method of interpretation. Results: taking into account scientifically proven principles of financial law formulated the author's system of principles of financial and legal incentives for the implementation of digital technologies by commercial organizations. Conclusions: the features of the system have been identified; the need to strengthen the system of

© Меньков Владимир Васильевич, 2022

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Menkov Vladimir Vasilievich, 2022

Postgraduate student of the Department of Financial, banking and customs law named after Professor 238 N.I. Khimicheva (Saratov State Law Academy)

the indicated principles in the current legislation in order to eliminate their ambiguous interpretation has been proved.

Key-words: financial and legal incentive, incentives, principle, digital technologies, commercial organizations

Развитие национальной экономики любого государства на сегодняшний день немыслимо без применения достижений цифровизации всех областей науки и производства. Более того, можно с уверенностью говорить, что страны, не стимулирующие процесс внедрения искусственного интеллекта в систему государственного управления, финансов, промышленного производства, социального взаимодействия, уже в ближайшее время окажутся в группе экономических «аутсайдеров», не способных конкурировать на мировых рынках с ведущими державами. Следовательно, задача научного сообщества заключается в создании теоретической базы подобного стимулирования, в том числе и правовой.

Следует обратить внимание на то, что принципы финансово-правового стимулирования практически не исследованы. К такому выводу можно прийти, если принимать во внимание позицию ученых о том, что принципы могут быть присущи исключительно деятельности, а в праве как совокупности норм они отсутствуют [1, с. 12]. В науке финансового права достаточно много работ, посвященных анализу принципов финансово-правовых стимулов и их отдельных видов, то есть определенных финансово-правовых институтов, но не деятельности, которой и является стимулирование. Не будет ошибочным применение базовых принципов финансово-правовых стимулов в контексте осуществления деятельности по применению последних.

Думается, что разработка системы принципов финансово-правового стимулирования должна начинаться с изучения возможности распространения общепризнанных принципов финансового права на указанный вид деятельности, тем более что последние были изучены столь досконально, что не порождают больше научных дискуссий, а лишь требуют обсуждения в контексте адаптации к потребностям времени. Действительно, принципы финансово-правового стимулирования должны быть логичным следствием отраслевых принципов, некоей их трансформацией, но отнюдь не противопоставлением.

В отраслевой науке обоснованно подчеркивается взаимосвязь принципов финансового права и финансово-правовых стимулов, в частности, важность исследования указанных стимулов в рамках перспективной разработки принципов финансового права [2, с. 33]. В частности, обращается внимание на принцип социальной направленности финансово-правового регулирования, исследуемый представителями науки финансового права как базовый и отраслевой.

Научное внимание уже было уделено принципам применения налоговых стимулов, которые являются видом финансово-правовых стимулов [3]. Так, Н.Н. Лайченкова пришла к выводу, что систему принципов налогового стимулирования составляют как общеправовые, так и отраслевые, среди которых принципы законности, социальной справедливости, равенства (равного налогового бремени). А вот среди институциональных принципов налогового стимулирования автором отмечены принципы всеобщности применения налоговых стимулов, их применение без ущерба государственным и частным интересам, добровольность применения налоговых стимулов, а также их использование

исключительно для достижения общественно значимых либо государственно важных программ.

Думается, что отдельные выводы, полученные вышеуказанным ученым, целесообразно экстраполировать на область финансово-правового стимулирования использования цифровых технологий коммерческими организациями, т.е. предпринять научную попытку по исследованию особенностей реализации указанных принципов либо по их внедрению в базовый инструментарий процесса финансово-правового стимулирования.

Если же говорить о реализации принципов финансово-правового стимулирования в рамках внедрения цифровых технологий коммерческими организациями, то придется столкнуться с вопросом о неизбежной трансформации принципов финансового права в XXI веке. Ведь еще три десятилетия назад отсутствовал даже повод заниматься подобными исследованиями в силу слабого применения хозяйствующими субъектами digital-инструментов и неспособности последних оказывать качественное воздействие на национальную экономику.

Упомянутый ранее принцип всеобщности налогового стимулирования следует рассматривать как базовую идею финансово-правового стимулирования внедрения и использования цифровых технологий коммерческими организациями. Естественно, что всеобщность касается всего видового разнообразия финансово-правовых стимулов, не только налоговых. В данном случае всеобщность предполагает распространение на всех участников хозяйственной деятельности системы финансово-правовых стимулов.

В качестве примера можно привести бюджетно-правовые стимулы в виде грантов, целью которых является наращивание научно-технического потенциала государства, в том числе и внедрением в деятельность коммерческих организаций digital-инструментов. Так, в Постановлении Правительства от 3 мая 2019 г. № 5541 (далее — Постановление № 554) указывается на возможность участия в конкурсе на получение грантов всех желающих, а закрепленные исключения не носят индивидуального характера и содержат обобщенные характеристики. То есть потенциальными получателями грантов п. 3 Постановления № 554 рассматриваются в целом все юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, а п. 9 указанного Постановления обозначает общие требования, исключающие принцип индивидуализации при осуществлении данного вида финансово-правового стимулирования. Это, в частности, требования, касающиеся налогового резидентства, регистрации на территории РФ, отсутствия задолженности перед бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ и прочие. Пункт 10 Постановления № 554 предусматривает возможность установления дополнительных требований к участникам конкурса на получение грантовой поддержки, но опять же носящих всеобщий характер.

Следующим принципом финансово-правового стимулирования внедрения цифровых технологий коммерческими организациями следует признать прин-

1 См.: Постановление Правительства от 3 мая 2019 г. № 554 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Федеральному государственному бюджетному учреждению „Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере» на осуществление грантовой поддержки проектов малых предприятий по разработке и внедрению цифровых платформ и технологий для них, направленных на развитие информационной инфраструктуры, и на осуществление государственной поддержки юридических лиц в целях финансового обеспечения проектов по разработке, применению и коммерциализации «сквозных» цифровых технологий"» (в ред. от 30 сентября 2021 г. № 1666) 240 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 19, ст. 2310.

цип обеспечения баланса публичных и частных интересов в процессе подобного стимулирования. Данный принцип пересекается с двумя базовыми принципами финансового права — приоритета публичных задач в финансово-правовом регулировании и социальной направленности финансового права [4, с. 5-6].

Именно успешная реализация обозначенного принципа вызывает особый научный интерес и сложности в практическом аспекте, поскольку зачастую невозможно, не затронув, не ущемив интересы отдельно взятого субъекта, удовлетворить потребности всего общества в целом. Равно как и нереально обеспечить частный интерес без удовлетворения интереса публичного. Это свидетельствует о неочевидной, но перманентной связи таких интересов. А ведь, по мнению Л.В. Лазарева, противопоставление публичных и частных интересов неправильно, поскольку первые составляются из последних, а любая отрасль права есть элемент общественного устройства и существует только для общественных целей [5, с. 12].

Необходимо понимать, что «стремление Правительства Российской Федерации внедрить и развивать цифровые технологии в экономике страны практически моментально отождествляется с внушительными цифрами расходной части федерального бюджета, обеспечивающей финансирование масштабных проектов или государственных программ» [6, с. 38]. Более того, при достижении обозначенного баланса важно не допустить нарушение интересов государства (иного публично-территориального образования) либо причинения последнему определенного ущерба. В данном случае речь идет о недополучении бюджетных доходов или так называемых налоговых расходах. Регламентированные Бюджетным кодексом РФ и отдельными подзаконными нормативно-правовыми актами1 они, в том числе, имеют стимулирующий потенциал. Так, под стимулирующими налоговыми расходами понимается целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации2.

Применение финансово-правовых стимулов неизбежно влечет за собой сокращение поступлений в бюджеты всех уровней, но в долгосрочной перспективе способно на начальном этапе такие доходы увеличить, а в результате и оптимизировать хозяйственную деятельность и экономику в целом, решая, в том числе глобальные задачи, стоящие перед Российской Федерацией в целом. Правовое регулирование финансово-правовых стимулов внедрения цифровых технологий коммерческими организациями подтверждает обозначенное положение. Предоставление субсидии как бюджетно-правового стимула осуществляется с учетом

1 См.: Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 г. № 796 «Об общих требованиях к Ю оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» 1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 26, ст. 3450; Постановление Правительства ) РФ от 12 апреля 2019 г. № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых ^ расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее — Постановление № 439) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 16, ст. 1946; Приказ Минфина России от 29 августа 2019 г. № 136н «Об утверждении Правил формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 15.06.2021).

2 См. п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации». 241

обеспечения результата предоставления субсидии. Однако в процессе достижения общественно значимых целей и удовлетворения публичных интересов не должны оставаться ущемленными потребности отдельного субъекта. «Государственная финансовая деятельность, как чрезвычайно подвижная сфера общественных отношений, направлена прежде всего на формирование стабильного механизма поддержания баланса частных и публичных интересов, в том числе социальную поддержку и защиту населения» [7, с. 3].

Государство в полной мере при формировании системы финансово-правового стимулирования внедрения цифровых технологий коммерческими организациями учитывает необходимость обеспечения частных интересов. Это подтверждается принятым в середине 2020 года пакетом документов1, предоставляющим льготы 1Т-компаниям, прежде всего, по уплате страховых взносов.

Следующим принципом, лежащим в основе финансово-правового стимулирования внедрения цифровых технологий коммерческими организациями, следует признать принцип его применения исключительно для достижения государственно значимых целей. Например, все стимулы, применяемые в рамах реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», ориентированы на формирование на территории государства эффективно функционирующего цифрового пространства. Так, российским организациям предоставляются субсидии в целях возмещения осуществленных ими затрат на разработку digital-продуктов для дальнейшего создания и развития производства высокотехнологичной продукции. Целью предоставления таких субсидий является стимулирование деятельности российских организаций, осуществляющих деятельность по разработке цифровых платформ и (или) программных продуктов, связанных с субтехнологиями сквозных цифровых технологий, определяемых дорожными картами по направлениям развития сквозных цифровых технологий, предусмотренных федеральным проектом «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2.

Подтвердить особую значимость реализации нацпроекта «Цифровая экономика», инструментом которой является финансово-правовое стимулирование внедрения цифровых технологий коммерческими организациями, позволяет анализ дорожных карт развития «сквозных» цифровых технологий. Так, развитие цифровой технологии виртуальной и дополненной реальности имеет своей целью, прежде всего, развитие экономики, а также существенное повышение производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формирование новых подходов к процессу обучения и повышение уровня образования, качественное повышение уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача3. Возмещение государством части затрат позволит российским организациям занять существенную долю мирового рынка цифровых технологий.

ё 1 См., например: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений

в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31, ч. I, ст. 5024.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 529 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции» (в ред. от 27 января 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 19, ст. 2286.

3 См.: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной 242 и дополненной реальности». Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

Пристальный научный интерес наблюдается в отношении эффективности как принципа финансового права в целом, так и принципа отдельных видов финансово-правовых стимулов в частности. И вновь рассмотрение данного принципа в контексте финансово-правовых стимулов упирается в понятие налоговых расходов, поскольку их осуществление предполагает в том числе оценку их эффективности. Постановление № 439 дает определение понятиям «оценка эффективности налоговых расходов» и «сводная оценка эффективности налоговых расходов». Так, сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется в контексте достижения глобальных целей государственных программ, определенных в документах стратегического планирования Российской Федерации. Ведомствами самостоятельно определяется методика оценки эффективности налоговых расходов как в отношении всей системы налоговых стимулов, так и в отношении конкретной налоговой льготы1. Определяются подобные методики и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ2.

В целом анализ Постановления № 439 и представленное выше исследование финансово-правовых стимулов и их видов позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменения в данный нормативно-правовой акт. В силу того, что выпадающие доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации составляют не только налоговые льготы, но и иные виды налого-во-правовых стимулов, целесообразно по всему тексту документа заменить понятие «налоговые льготы» на понятие «налоговые стимулы», о необходимости закрепления которых в Налоговом кодексе РФ отмечается в научной литературе [8, с. 29 и др.]. Это научное положение не потеряло своей актуальности и «злободневности» и в настоящее время, особенно сейчас, когда развитие цифровой экономики возможно достигнуть лишь методами убеждения (в данном случае, стимулированием), исключив применение принудительных инструментов. Включение в налоговые расходы не только налоговых льгот, но и иных налоговых стимулов подтверждается также публикациями практических работников [9].

Однако следует констатировать отсутствие унифицированной системы оценки именно финансово-правовых стимулов, тем более в рамках внедрения цифровых технологий коммерческими организациями. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о необходимости разработки правил оценки применения финансово-правовых стимулов, заключающейся в соотношении полученных коммерческими организациями с помощью использования цифровых технологий результатов с затратами, понесенными на стимулирование. Указанные правила должны быть утверждены Постановлением Правительства РФ.

Таким образом, для повышения эффективности и достижения целей применения финансово-правового стимулирования внедрения коммерческими организациями цифровых технологий необходимо закрепление в законодательных актах

1 См.: Приказ Минприроды России от 5 июня 2020 г. № 340 «Об утверждении Методики ) оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации „Налоговый вычет из 2 налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на строительство (бурение) разведочной 8 скважины на месторождениях углеводородного сырья, которая оказалась непродуктивной"»

(в ред. от 25 июня 2020 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Приказ Минсельхоза России от 2 апреля 2020 г. № 176 «Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации» // Министерство сельского хозяйства РФ. Информационный бюллетень. 2020. № 6.

2 См.: Постановление Правительства Саратовской области от 15 ноября 2019 г. № 789-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления оценки налоговых расходов Саратовской области» // Новости Саратовской губернии. 2019. 18 нояб. 243

совокупности правовых принципов. В систему принципов финансово-правового стимулирования коммерческих организаций, внедряющих и использующих цифровые технологии, следует включить всеобщность финансово-правового стимулирования, обеспечение баланса публичных и частных интересов в процессе финансово-правового стимулирования, обеспечение финансово-правовым стимулированием государственно значимых целей, эффективность финансово-правового стимулирования.

Библиографический список

1. Принципы законодательства в фокусе междисциплинарных исследований. Вступительное слово профессора В.М. Баранова при открытии XXI форума «Юртехнетика» // Юридическая техника. 2020. № 14.

2. Беликов Е.Г. Финансово-правовые стимулы социальной направленности в области банковского кредитования // Банковское право. 2016. № 2.

3. Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

4. Химичева Н.И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии формирования // Финансовое право. 2009. № 2.

5. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: Формула права, 2003. 647 с.

6. Кикавец В.В. Налог на государственные закупки как основа баланса публичных и частных интересов в процессе финансового обеспечения государственных и муниципальных закупок в условиях развития цифровой экономики // Финансовое право. 2019. № 5.

7. Рукавишникова И.В. Финансово-правовые механизмы защиты интересов нео которых категорий физических лиц // Финансовое право. 2019. № 12.

Jp. 8. Беликов Е.Г. Проблемы финансово-правового обеспечения развития Российской

Я Федерации как социального государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, » 2016. 46 с.

i 9. Зенцова Е.В. О ходе создания системы контроля, учета и оценки эффективности

g налоговых расходов // Бюджет. 2020. № 3.

го

Ч References

| 1. Principles of Legislation in the Focus of Interdisciplinary Research. Introductory

I speech by Professor V.M. Baranov at the opening of the XXI forum "Yurtechnetics" // ! Legal technique. 2020. No. 14.

0 2. Belikov E.G. Financial and Legal Incentives of Social Orientation in the Field of Bank

1 Lending // Banking law. 2016. No. 2.

I 3. Laichenkova N.N. Incentives in Tax Law. Diss. ...cand. of law. Saratov, 2007.

■S 4. Khimicheva N.I. Scientifically Grounded Principles of Financial Law as a Vector of

J Its Action, Development and Formation of a New Methodology of Formation // Financial § law. 2009. No. 2.

? 5. Lazarev L.V. Legal Positions of the Constitutional Court of Russia. M.: The formula

t of law, 2003. 647 р.

| 6. Kikavets V.V. Tax on Public Procurement as a Basis for the Balance of Public and

§ Private Interests in the Process of Financial Support of State and Municipal Procurement in the Conditions of Digital Economy Development // Financial Law. 2019. No. 5.

7. Rukavishnikova I.V. Financial and Legal Mechanisms for Protecting the Interests of Certain Categories of Individuals // Financial law. 2019. No. 12.

8. Belikov E.G. Problems of Financial and Legal Support for the Development of the Russian Federation as a Social State. Extended abstract diss. ... doc. of law. Saratov, 2016. 46 р.

9. Zentsova E.V. On the Progress of Creating a System of Control, Accounting and 244 Evaluation of the Effectiveness of Tax Expenditures // Budget. 2020. No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.