Научная статья на тему 'Принципы этнического разделения мусульманской уммы России'

Принципы этнического разделения мусульманской уммы России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ислам / умма / этнические мусульмане / регионы России / всероссийская перепись населения / Титульный этнос / лингвистическая классификация этносов / Islam / Umma / ethnic Muzzulmans / regions of Russia / Ail-Russian census of the population / original ethnicity / linguistic ethnic classification

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гевондян Артур Сергеевич

Рассматриваются вопросы численности этнических мусульман России. На основе географического принципа и лингвистической классификации этносов дается анализ четырех межрегиональных исламских умм (Поволжской, Кавказской, представителей Среднеазиатской и Внешней). Раскрыта дифференциация регионов РФ по темпам исламизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of ethnic Muzzulman quantity in Russia have been considered. Four inter-regional Islamic umms (including the Volga, the Caucases, the Central Asian and Vneshnyia representatives) have been analysed according to the geographical principle and linguistic ethnic qualification. Some regions of the Russian Federation have been differentiated in compliance with the rate ofislamization.

Текст научной работы на тему «Принципы этнического разделения мусульманской уммы России»

ГЕОГРАФИЯ

УДК 28(470+571)

ПРИНЦИПЫ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗДЕЛЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЫ РОССИИ

© 2009 г. А C. Гевондян

Кубанский государственный eниверситет, Kuban State University,

ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, 350040, Stavropolskaya St., 149, Krasnodar, 350040,

econgeo@kubsu.ru econgeo@kubsu.ru

Рассматриваются вопросы численности этнических мусульман России. На основе географического принципа и лингвистической классификации этносов дается анализ четырех межрегиональных исламских умм (Поволжской, Кавказской, представителей Среднеазиатской и Внешней). Раскрыта дифференциация регионов РФ по темпам исламизации.

Ключевые слова: ислам, умма, этнические мусульмане, регионы России, всероссийская перепись населения, титульный этнос, лингвистическая классификация этносов.

The problems of ethnic Muzzulman quantity in Russia have been considered. Four inter-regional Islamic umms (including the Volga, the Caucases, the Central Asian and Vneshnyia representatives) have been analysed according to the geographical principle and linguistic ethnic qualification. Some regions of the Russian Federation have been differentiated in compliance with the rate of islamization.

Keywords: Islam, umma, ethnic Muzzulmans, regions of Russia, All-Russian census of the population, original ethnicity, linguistic ethnic classification.

Ислам на территории России начал распространяться в начале 40-х гг. VII в. - спустя несколько лет после смерти пророка Мухаммада, с именем которого связано его становление и развитие. В настоящее время ислам является основной религией более чем тридцати народов России, а также значительной части переселенцев, прибывших в Россию на временное и постоянное место жительство. Религии принадлежит выдающаяся роль в формировании этих народов, становлении и развитии всех без исключения аспектов их культур, менталитета [1, с. 3].

По результатам переписи населения 2002 г., сумма всех этнических мусульман составляет 14,4 млн чел., или 10 % населения России (таблица).

Крупнейшими по численности мусульманскими народами являются татары, башкиры, чеченцы, аварцы, казахи, азербайджанцы, даргинцы, кабардинцы, кумыки, ингуши.

Из-за проблем с разделением этносов и субэтносов точная численность мусульманских народов России неизвестна. Большинство ученых склоняется к тому, что из татар нужно вычесть до 300 тыс. кряшен и нагайба-ков, из кабардинцев - до 10 тыс. этнически православных моздокских кабардинцев, а численность осетин-мусульман не превышает 100 тыс. чел. [2]. Последние тенденции, происходящие в религиозной сфере, свидетельствуют о том, что уже не меньше трети аджарцев перешли в христианство [3, с. 605]. Данные социологических опросов позволяют также предположить, что до четверти адыгов и татар и до 10 % казахов за последние 20 лет стали исповедовать неисламские религии, в первую очередь - православное христианство [4].

Большинство мусульманских лидеров утверждают, что только среди граждан нашей страны численность

мусульман достигает 20 млн чел., причем некоторые муфтии и исламоведы говорят о 25 и 35 млн чел. [3, с. 173]. По данным социологических опросов, доля мусульман в российском обществе колеблется от 2 до 7 %, что в среднем составляет около 7 млн чел. [3, с. 174].

Таким образом, точная численность российских мусульман в настоящее время неизвестна и может быть определена, если в опросные листы следующей всероссийской переписи населения будет включен пункт о вероисповедной принадлежности. Поэтому исследование опирается на утверждение о том, что всех этнических мусульман, считающихся реальными приверженцами исламской религии, - 14,4 млн чел. Эта цифра близка к истине, если иметь в виду мусульман - граждан России. Однако в России проживает немалое количество мусульман-мигрантов, как находящихся в стране на законном основании, так и нелегалов. С учётом русских женщин, вышедших замуж за мусульман, и детей от смешанных браков численность мусульман приближается к 20 млн чел., так как, в соответствии с мусульманской традицией, женщина, вышедшая замуж за мусульманина, автоматически становится мусульманкой, и мусульманами считают детей от смешанных браков [7, с. 7].

Мусульман, проживающих в России, Р.А. Силантьев сгруппировал по этническому и географическому признаку в четыре группы [8, с. 12]:

1. Поволжская (или татаро-башкирская). Данную группу образуют самые крупные тюркские народы страны: татары, башкиры, казахи, которые формируют крупнейшее по численности (около 7890 тыс., или 55 % российских мусульман) и занимаемому ареалу межрегиональное мусульманское сообщество России -поволжскую умму. В её ареал входят все регионы

Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов (за исключением Республик Тыва и Хакасия, Алтайского и Красноярского краев), Астраханская и Волгоградская области Южного федерального округа. Это сообщество моноэтнично: почти две трети - представители одного народа - татары; монорелигиозно - абсолютное большинство относящихся к нему мусульман исповедуют суннизм ханафитского мазхаба. В регионах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного округов татары, башкиры и казахи также составляют большинство мусульман, однако их доля колеблется от 44 до 60 %, что позволяет считать эти территории зонами конвергенции различных

межрелигиозных умм. Схожий тип конвергенции наблюдается и в двух других регионах Южного федерального округа - Ростовской области и Краснодарском крае, через которые проходит граница зон влияния Поволжской и Кавказской уммы. В Поволжской умме можно выделить три субцентра, или полюса, -Казанский, Уфимский и Московский, к которым исторически тяготеет большинство ее региональных мусульманских сообществ. Астраханская и Волгоградская имеют вполне самодостаточные региональные уммы, которые не имеют явно выраженных связей с каким-либо из полюсов.

Народы мусульманской культуры России* (по [5, 6])

Семья Группа Народ Численность, чел.

Таджики 120 136

Осетины -дигорцы 100 000

Индоевропейская Иранская Курды 19 607

Пуштуны 9 800

Талыши 2 548

Армянская Хемшилы 1 542

Семитская Южно-центральная Арабы 10 630

Арабы среднеазиатские 181

Татары 5 554 601

Башкиры 1 673 389

Казахи 653 962

Азербайджанцы 621 840

Кумыки 422 409

Карачаевцы 192 182

Узбеки 122 916

Алтайская Тюркская Балкарцы 108 426

Турки 92 415

Туркмены 33 053

Киргизы 31 808

Татары крымские 4 131

Турки-месхитинцы 3 257

Уйгуры 2 867

Каракалпаки 1 609

Кабардинцы 519 958

Адыгейцы 128 528

Абхазско-адыгская Черкесы 60 517

Абазины 37 942

Шапсуги 3 231

Чеченцы 1 360 253

Аварцы 814 473

Северокавказская Даргинцы 510 156

Ингуши 413 016

Нахско-дагестантская Лезгины 411 535

Лакцы 156 545

Табасараны 131 785

Рутульцы 29 929

Агулы 28 297

Цахуры 10 366

Уральско-Юкагирская Уральская Бесермяне 3 122

Сино-тибетская Китайская Дунгане 801

Картвельская Аджарцы 252

Всего 14 404 015

2. Кавказская. Ее образуют все мусульманские народы Северного Кавказа, среди которых наиболее многочисленными являются чеченцы, аварцы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки и ингуши (около 6055 тыс. чел., или 42 % российских мусульман). Это мусульманское

сообщество выглядит наиболее пестрым как этнически, так и конфессионально. Более тридцати относящихся к нему народов исповедуют суннизм шафиитского маз-хаба (около 65 %), суннизм ханафитского мазхаба (около 30 %) и шиизм джафаритского толка (около 5 %).

Среди народов Дагестана, Чечни и Ингушетии получили широкое распространение суфийские тарикаты на-кшбандийя, кадирийя и шазилийя, приверженцами которых является значительная часть их мусульман. Степень религиозности у мусульман Северного Кавказа довольно высока, однако сильно варьирует в зависимости от этнической принадлежности. Ареал Кавказской уммы ограничивается 9 субъектами Южного федерального округа: Дагестаном, Чечней, Ингушетией, Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией, Адыгеей, Калмыкией и Ставропольским краем. Кавказская умма стремительно распространяет свое влияние на новые регионы, что обусловлено высоким уровнем рождаемости и миграционной подвижности ее членов. За последнее десятилетие выходцы Северного Кавказа заметно изменили этнический состав всех крупных и средних городов страны, что позволило им оспорить монополию Поволжской уммы на Дальнем Востоке и в Центральной России.

3. Среднеазиатская - представители мусульманства в России. Ее образуют узбеки, таджики, киргизы и туркмены (около 310 тыс. чел., или 2 %). Подавляющее большинство ее членов исповедуют суннизм ханафит-ского мазхаба, хотя среди узбеков и таджиков довольно много сторонников ваххабизма, а значительная часть припамирских таджиков придерживается исламизма. Этнические группы, составляющие Среднеазиатскую умму, практически не образуют районов компактного проживания в сельской местности, предпочитая оседать в городах. Благодаря своей сплоченности и высокому уровню религиозности, выходцы из Узбекистана и Таджикистана зачастую оказывают заметное влияние на жизнь городских мусульманских общин, нередко занимая в них руководящие посты. Положение мигрантов сближает их с мусульманами с Северного Кавказа, многие из которых также покинули свои родные села в поисках заработка либо спасались от войны и политической нестабильности. Ни в одном из регионов страны они не доминируют, однако в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральном округах их доля в 4-6 раз выше и составляет заметную часть всех практикующих мусульман.

4. Внешняя - самая малочисленная группа российских мусульман, которую образуют арабы, турки, курды, персы, пуштуны (около 140 тыс., или 1 %). Это межрегиональное мусульманское сообщество весьма полиэтнично и полирелигиозно, однако, среди составляющих ее народов особую активность проявляют арабы, в большинстве своем - мусульмане-сунниты различных мазхабов. Благодаря врожденному знанию арабского языка и высокой религиозности, арабы часто привлекаются российскими мусульманами как преподаватели основ ислама, словесности и мусульманской культуры, составляя заметную долю преподавателей медресе, а в некоторых регионах они смогли даже занять посты высших духовных лидеров [9]. Из-за своей малочисленности члены Внешней уммы не доминируют ни в одном регионе, однако оказывают сильное влияние на жизнь некоторых региональных мусульманских сообществ. Доля этого межрегионального сообщества наиболее велика в Центральном (4 %), Северо-Западном (1,5 %) и Южном федеральных округах (1,5 %).

Несмотря на присутствие в российском исламе целых четырех межрегиональных исламских сообществ, ход его истории определяется только двумя уммами -Поволжской и Кавказской. Серьезные различия между ними придают российской умме ярко выраженный биполярный характер и делают маловероятным объединение российских мусульман под единым руководством [8, с. 12].

Поволжский центр российской уммы превосходит Кавказский как по количеству ориентирующихся на него мусульман и мусульманских общин, так и по влиянию его духовных лидеров на происходящие в российском исламе процессы, однако это превосходство не выглядит абсолютным. Мусульмане Северного Кавказа объективно обладают большей энергией, чем их единоверцы из Казани и Уфы, и довольно быстро распространяют свое влияние, поэтому уже в ближайшее время ситуация в российском исламе может измениться в пользу Кавказского центра [8, с. 12].

С точки зрения демографической истории России, XX в. можно без преувеличения назвать для Северного Кавказа триумфальным: ни один другой макрорайон России не имел в течение бурного XX столетия столь значительного прироста населения. Соотношение этносов, за счет которых это достигнуто, было разным на разных этапах, но вектор тенденции оставался неизменным [10, с. 9].

В 1959 - 1989 гг. доля титульных этносов в северокавказских республиках (за исключением Адыгеи) увеличилась. Увеличение этнической однородности связано с высоким естественным приростом, который определил общий прирост титульного населения: темпы прироста за 1959 - 1989 гг. у большинства северокавказских народов были выше 100 %, а чеченцев и ингушей - выше 200 % [11, с. 65].

Уже сегодня можно говорить о том, что Юг России - самый исламизированный регион, так как в пяти из тринадцати его регионов (Дагестане, Ингушетии, Чечне, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии) этнические мусульмане составляют большинство населения, а еще в трех (Астраханской области, Северной Осетии и Адыгее) их доля в 2-3 раза превышает среднероссийскую. Этническим мусульманином является каждый четвертый житель Юга России, в а в Поволжье - только каждый пятый.

Литература

1. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М., 2004.

320 с.

2. Народы России : энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова.

М., 1994. 480 с.

3. Силантьев Р.А. Новейшая история исламского сообще-

ства России. М., 2005. 605 с.

4. Камакин А. Натиск на Восток // Итоги. 2005. 31 окт. URL:

http://www.itogi.ru/archive/2005/44/62285.html (дата обращения: 11.12.2008).

5. Национальный состав и владение языками, гражданство.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 4.

URL: http:// www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_4_01.html

(дата обращения: 11.12.2008).

6. Пучков П.И. Лингвистическая классификация народов //

Народы и религии мира. URL: http:// www.CBOOK.

ru/peoples/class/lingv1.shtml (дата обращения: 11.12.2008).

7. Малашенко А.В. Ислам и политика в современной России

// Мусульмане изменяющейся России. М., 2002. 336 с.

8. Силантьев Р.А. Ислам в современной России : энцикло-

педия. М., 2008. 576 с.

9. Гайнутдин Р. О единстве мусульман России // Ислам

Минбэре. М., 2004. С. 2.

Поступила в редакцию_11 января 2009 г.

10. БелозёровВ. Этническая карта Кавказа М., 2005. 304 с.

11. Трифонова З.А. Расселение этнических групп в России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1926-2002) // Вестн. МГУ. Серия 5. География. 2008. № 2. С. 62 - 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.