Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ESG, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРИНЦИПЫ ESG, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ESG / ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко Владимир Анатольевич, Лядова Юлия Олеговна

В статье раскрывается значимость финансовой устойчивости предприятия в современных экономических условиях, рассматриваются факторы внешней и внутренне среды, влияющие на финансовую устойчивость, а также представлены их классификация у различных авторов. Сделан акцент на том, что классификация подвергается постоянным корректировками и изменениям и каждый раз появляются все новые факторы. Одними из примеров таких новых факторов послужили описанные в статье распространение вируса COVID-19, цифровизация и принципы ESG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG PRINCIPLES AS AN INTERNAL FACTOR AFFECTING THE FINANCIAL STABILITY OF AN ENTERPRISE

This article reveals the importance of the financial stability of an enterprise in modern economic conditions, examines the factors of the external and internal environment that affect financial stability, and also presents their classification by various authors. The emphasis is placed on the fact that the classification is subject to constant adjustments and changes, and every time new factors appear. One of the examples of such new factors was the spread of the COVID-19 virus described in the article and the principles of ESG.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ESG, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ»

научно-исследовательские, опытно-

производственные и другие виды услуг как конечный продукт деятельности внутренних структурных подразделений предприятия.

Местный рынок элементов готовой продукции и услуг - это свободный рынок, являющийся сферой обращения на территории одной или более административно-территориальных единиц.

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства в конкретной сфере. С одной стороны, предпринимательская способность является особым фактором производства, соединяющим все остальные факторы в единую экономическую систему. С другой стороны, вовлекаемые сегодня в производство труд и капитал меняют свое качество и производительность на базе новых технологий, что позволяет резко повысить уровень хозяйствования. Рано или поздно, но предпринимателю независимо от размера и организационно-правовой формы предприятия приходится обращаться к

инновационным возможностям для преодоления ограничений в производстве и сбыте продукции. Как показывает практика, в большинстве случаев промедление приводит к потере

конкурентоспособности, снижению объемов производства и даже прекращению бизнеса из-за его неэффективности [1, с.24].

Поэтому центральным вопросом является рассмотрение вопросов производственно-технологической и инновационно-технологической поддержки малых предприятий на всех этапах их жизненного цикла.

Конечной целью является не просто создание среды, благоприятной для конкретных хозяйствующих субъектов, а обеспечение существования их совокупной деятельности в интересах общества.

Список литературы:

1. Конкурентно-инновационный подход к управлению предприятием // Проблемы управления в социально-экономических системах: теория, методология, практика: монография -Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - 216 с.

ПРИНЦИПЫ ESG, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Черненко Владимир Анатольевич

д.э.н., профессор

Балтийский государственный технический университет

ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт - Петербург Лядова Юлия Олеговна аспирант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт - Петербург

ESG PRINCIPLES AS AN INTERNAL FACTOR AFFECTING THE FINANCIAL STABILITY OF AN ENTERPRISE

Chernenko Vladimir

Doctor of Economics, Professor Baltic State Technical University of Military Academy named after D.F. Ustinov

Saint-petersburg Lyadova Yulia graduate student St. Petersburg State University of Economics

Saint-petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается значимость финансовой устойчивости предприятия в современных экономических условиях, рассматриваются факторы внешней и внутренне среды, влияющие на финансовую устойчивость, а также представлены их классификация у различных авторов. Сделан акцент на том, что классификация подвергается постоянным корректировками и изменениям и каждый раз появляются все новые факторы. Одними из примеров таких новых факторов послужили описанные в статье распространение вируса COVID-19, цифровизация и принципы ESG

ABSTRACT

This article reveals the importance of the financial stability of an enterprise in modern economic conditions, examines the factors of the external and internal environment that affect financial stability, and also presents their classification by various authors. The emphasis is placed on the fact that the classification is subject to constant adjustments and changes, and every time new factors appear. One of the examples of such new factors was the spread of the COVID-19 virus described in the article and the principles of ESG.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, принципы ESG, факторы внутренней и внешней среды Keywords: financial stability, ESG principles, factors of internal and external environment

Одной из важнейших составляющих механизма поддержания финансового

благополучия хозяйствующего субъекта в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры является финансовая устойчивость. Она характеризует результат, как текущего развития, так и финансового, а также инвестиционного, кроме того, содержит всю необходимую информацию для инвестора и отражает способность хозяйствующего субъекта отвечать в рамках своих обязательств и наращивать экономический потенциал.

Чем выше устойчивость хозяйствующего субъекта, тем он менее подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, что в значительной степени снижает риски банкротства. Особенно это актуально в последнее время, когда изменения происходят молниеносно. Поэтому одной из основных задач анализа финансовой устойчивости предприятия является изучение данных факторов, правильная оценка их воздействия на стабильность хозяйствующего субъекта с целью своевременного реагирования на изменения, происходящие во внешней среде.

Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы являются факторами внешней среды предприятия,

которую можно рассматривать как определенную экономическую категорию. Она представляет собой активно и быстро изменяющийся комплекс факторов, а также условий объективно-независимого или искусственного происхождения, находящихся за пределами зоны непосредственного воздействия со стороны предприятий, но способные негативно или положительно сказаться на длительности хозяйствующего субъекта.

Внутренние факторы напрямую связаны с тем, как происходит управление финансово-хозяйственной деятельностью, зависят от организации деятельности предприятия и могут в случае необходимости подвергаться

корректировке. Внутренние факторы интересны тем, что предприятие способно влиять на их, корректировать их влияние и в отдельных случаях управлять ими.

В научной литературе можно встретить различные классификации факторов, оказывающих воздействие на финансовую устойчивость. При этом стоит отметить, что не существует единой универсальной классификации. Каждый автор по-своему группирует факторы, исходя из своих целей. Несколько примеров таких авторских классификаций приведены на рисунке 1.

Классификация факторов внешней и внутренней среды

О. В. Ефимова

Внешние:

- темпы инфляции.

- стоимость и доступность финансовых ресурсов,

- отраслевая специфика,

- динамика валютных курсов,

- состояшерынкаи перспективы его развития Внутренние:

- финансовая стратегия организации и конкретные цели и задачи в зависимости от стадии развития,

- политика в области упр ав л ення о боро шыми основным капиталом,

- возможности

пр о ji зв од сгв енн ого потенциала,

- возможные финансовые альтернативы привлечения источников и др.

Т. V. Тур манидзе

Внутренние:

- внепроизводсгвашые

- производствшные, -нарушение

технологической, а также хозяйств мной дисциплины. Внешние:

- природные условия,

- внешнеэкономические условия,

- социальные условия,

- экономическая политика государства,

- конъюнктура рынка.

Е.Б. Герасимова А. Д. Шеремет

Внешние:

- связи

вн ешн еэкон омически е,

- природные,

- социальные. Внутренние:

- основные факторы

(опр еделяюши е р езультаты работы организации), -побочные (неосновные) факторы (напрямуюне связаны с сущностью п оказателя, н о влияют н а него)

С.П. Бараненко, B.C. Михель

Внешние:

- инфляция,

- преобразование налоговой системы,

- колебание валютных курсов,

- банкротство должников, требования кредиторов,

- фаза экономического развития

Рисунок 1. Классификация факторов внешней и внутренней среды у разных авторов [3,7,8]

Стоит отметить, что классификации факторов и их содержание постоянно подвергаются пересмотру и корректировке в соответствии с изменениями, происходящими в экономике в частности, и в мире в целом. Одним из ярких примеров фактора, который в значительной степени повлиял на деятельность предприятий в последнее время, является распространение COVID-19. Причем негативные последствия нового вируса были связаны именно с тем, какие меры предпринимались для его нераспространения. Сокращение сектора услуг, банкротство предприятий МСП, обвал на фондовых ранках, сокращение мирового туризма наложило отпечаток и продолжает сказываться на финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, которые не могут самостоятельно повлиять на ситуацию, но вынуждены прикладывать все усилия и использовать различные инструменты и методы с целью подстроиться и сохранить свою конкурентоспособность в условиях непростой экономической ситуации [5].

Цифровизация экономики так же может быть рассмотрена в качестве фактора, оказывающего влияние на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, поскольку развитие цифровых технологий и их активное внедрение в экономические отношения трансформируют традиционные рыночные отношения и требуют выработки новых решений в области управления современным предприятием. Следовательно, цифровая экономика оказывает существенное влияние на деятельность предприятий. С другой стороны, результаты процессов цифровизации можно эффективно применить в рамках анализа финансовой устойчивости.

Еще одним не менее ярким примером фактора, влияющего на финансовую устойчивость предприятия, являются принципы ESG, получившие в последнее время большое распространение. Данные принципы включают три составляющие [1]:

- ответственное отношение к окружающей среде (E — environment). Экологические принципы определяют то, как предприятия заботятся об окружающей среде, как стараются минимизировать ущерб, наносимый экологии.

- высокая социальная ответственность (S — social). Суть социальных принципов заключается в том, как предприятия относятся к персоналу, своим поставщикам, клиентам, какие условия труда создаются для работников, в каких социальных проектах участвует.

- высокое качество корпоративного управления (G — governance). Управленческие принципы касаются качества управления предприятиями, а именно прозрачность отчетности, отношения с акционерами, зарплаты менеджмента и т.д.

Следование предприятием данным принципам способствует его устойчивому развитию и, как следствие, финансовой стабильности.

При этом стоит отметить, что эти принципы не могут быть одинаково развиты на предприятии. Акцент может быть сделан на одном или нескольких принципах в зависимости от специфики деятельности компании. Так, например, на промышленных предприятиях внимание уделяется экологическим принципам, в компаниях сферы услуг - социальным, а в финансовых -управленческим.

Данное явление в западных странах приобрело популярность в последние несколько лет. В России о принципах ESG заговорили два года назад, но на сегодняшний день они активно внедряются в бизнес. Более того, около трети отечественных банков добавили в кредитный процесс ESG-оценку предприятий, а 20% в ближайшем будущем планируют это сделать. Суть заключается в том, что банки будут тестировать заемщиков на предмет соблюдения вышеперечисленных принципов устойчивого развития.

Внимание, которое сейчас уделяется принципам ESG, связано с тем, что в настоящее время на рынке происходит трансформация денежных и финансовых потоков. Акцент сдвигается в сторону ESG-формата и цифровизации, что задает направление развития бизнеса и способствует росту экономики. Следовательно, предприятия ESG-формата будут успешно функционировать на внутренних и внешних рынках. Кроме того, стоимость таких компаний будет расти по сравнению с конкурентами, которые не придерживаются ESG-формата.

Применение принципов ESG будет оказывать положительное влияние на бизнес. По мнению главного исполнительного директора компании «ВТБ Капитал Инвестиции», старшего Вице-президента ВТБ Владимира Потапова, акции тех компаний, которые применят принципы ESG «ведут себя лучше, чем другие ценные бумаги», имея тем самым преимущества. Кроме того, такие хозяйствующие субъекты имеют социальную и экологическую ответственность, что оказывает благоприятное влияние на экономику, а также на окружающую среду [2].

Принципы ESG могут быть увязаны с финансовой устойчивостью и рассмотрены в качестве фактора внутренней среды, поскольку использование данных принципов находится в зоне ответственности предприятия при принятии управленческих решений. Применение принципов ESG оказывает влияние на то, как предприятие воспринимается другими участниками рынка, в том числе финансовыми институтами, что влияет на его успешность и, как следствие, устойчивость.

Таким образом, эффективность деятельности предприятия зависит от влияния множества факторов внешней и внутренней среды. При этом влияние факторов может как позитивно, так и негативно сказаться на функционировании хозяйствующего субъекта. Поэтому для сохранения своей финансовой устойчивости в условиях постоянно изменяющейся внешней среды

предприятию необходимо постоянно отслеживать последние тенденции в мировой экономике и бизнесе, чтобы вовремя применить управленческие решения, сохранив конкурентные преимущества на рынке.

Литература:

1. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать - режим доступа к изд.: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699 655a435

2. В ВТБ оценили влияние ESG-принципов на - режим доступа к изд.: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/616850609a794 7203b51882d

3. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2006. — 458 с.

4. Лядова Ю.О. Анализ факторов, влияющие на финансовую устойчивость предприятия, и методики их оценки / Ю.О. Лядова// Известия Санкт-Петербургского государственного

экономического университета. - 2018. - № 4 (112). -С. 175-179.

5. Лядова Ю.О. Финансовая устойчивость предприятий в условиях «цифровизации» экономики: поиск новых подходов и инструментов /Ю.О. Лядова// Экономика и управление: проблемы, рещения. - 2020. - Т.2. № 7.- С. 100-107.

6. Система управления финансовой устойчивостью компании - режим доступа к изд.:https://www.profiz.ru/se/5_2018/fin_ustojschivos

и

7. Турманидзе Т. У. Финансовый анализ. — 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 287 с.

8. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — 2-е изд., перераб. и доп./ А. Д.Шеремет, Е. В. Негашев. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 208с.

9. Горскин А. Г. Факторы влияния на финансовую устойчивость корпорации // Проблемы современной науки и образования. -2017. - №6(88). - С.37-42.

ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ УСЛУГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макарович Людмила Сергеевна

Магистрант Российского гуманитарного университета,

г.Москва

ELEMENTS OF THE COMMUNICATION PROCESS ON THE EXAMPLE OF

THE SERVICE SECTOR.

Makarovich Lyudmila Sergeevna

Master's student at the Russian University for the Humanities,

Moscow

АННОТАЦИЯ

Эффективные коммуникации с клиентами являются ключевым неценовым инструментом целенаправленного формирования потребностей и спроса потребителей на рынке услуг, вследствие чего для обеспечения конкурентоспособности организаций сферы услуг необходимо выстраивать коммуникативные процессы с клиентами на основе новейших моделей коммуникаций, адаптированных для множества получателей.

АNNOTATION

Effective communication with clients is a key non-price tool for purposeful formation of consumer needs and demands in the service market, as a result of which, in order to ensure the competitiveness of service organizations, it is necessary to build communication processes with clients based on the latest communication models adapted for many recipients.

Ключевые слова: коммуникации, коммуникативный процесс, модели коммуникаций, коммуникационная эффективность, барьеры, информация.

Key words: communications, communication process, communication models, communication efficiency, barriers, information.

Сегодня активность на рынке и динамика экономического развития организаций сферы услуг находится в зависимости от множества факторов, среди которых одними из важнейших следует признать средства коммуникаций с клиентами. Это обусловлено тем, что именно коммуникации сегодня становятся ключевым инструментом целенаправленного формирования потребностей и спроса потребителей на рынке услуг. Также следует отметить, что коммуникации относятся к неценовым инструментам стимулирования продаж,

поэтому в условиях стагнации экономической активности и недостатка финансовых ресурсов вследствие противоэпидемических ограничений отечественные организации сферы услуг могут использовать коммуникации и коммуникационную политику как реальную альтернативу традиционным ценовым инструментам стимулирования.

Следовательно, для повышения

экономической эффективности и достижения высокого уровня конкурентоспособности любая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.