Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ЭКСПОЗИЦИИ РАБОТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ'

ПРИНЦИПЫ ЭКСПОЗИЦИИ РАБОТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОНТРАСТ / СИММЕТРИЯ / РАВНОВЕСИЕ / ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исакова Анастасия Дмитриевна, Маркова Ростислава Сергеевна

В статье проанализированы принципы экспозиции работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном музее. Автор акцентирует внимание на особенностях расположения экспонатов в залах музея в зависимости от размера, освещения и цветового решения произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE EXHIBITION OF WORKS IN AN ART MUSEUM

Тhe article analyzes the principles of the exposition of works of fine and decorative-applied art in an art museum. The author focuses on the peculiarities of the location of exhibits in the halls of the museum, depending on the size, lighting and color scheme of the works.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ЭКСПОЗИЦИИ РАБОТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ»

ПРИНЦИПЫ ЭКСПОЗИЦИИ РАБОТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Исакова Анастасия Дмитриевна

преподаватель, ГАПОУНСО «НОККиИ», РФ, г. Новосибирск Gmail: holodnayanata1999@gmail.com

Маркова Ростислава Сергеевна

учитель,

МБОУ «Гимназия №13 им. Э.А. Быкова, РФ, г. Новосибирск Е-mail: rostislava-m@bk.ru

PRINCIPLES OF THE EXHIBITION OF WORKS IN AN ART MUSEUM

Anastasia Isakova

Teacher, GAPOUNSO "NOKKiI", of the Russian Federation, Novosibirsk

Rostislava Markova

Teacher,

MBOU "Gymnasium No. 13 named after E.A. Bykov, of the Russian Federation, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы принципы экспозиции работ изобразительного и декоративно -прикладного искусства в художественном музее. Автор акцентирует внимание на особенностях расположения экспонатов в залах музея в зависимости от размера, освещения и цветового решения произведений.

ABSTRACT

The article analyzes the principles of the exposition of works of fine and decorative-applied art in an art museum. The author focuses on the peculiarities of the location of exhibits in the halls of the museum, depending on the size, lighting and color scheme of the works.

Ключевые слова: экспозиционный центр, контраст, симметрия, равновесие, цветовая гамма.

Keywords: exposure center, contrast, symmetry, balance, color gamut.

Грамотное расположение экспонатов имеет большое значение, так как впечатление от произведения во многом зависит и от его правильной подачи. Особенности организации экспозиции проанализированы в рамках выставок в Новосибирском государственном художественном музее.

14 сентября 2018 года в выставочных залах НГХМ состоялась Вторая международная триеннале современной графики, включавшая в экспозицию около 500 работ ведущих художников многих регионов России (от Москвы до Владивостока и от Дагестана до Санкт-Петербурга) и двадцати шести стран мира (Канада, Нидерланды, Бельгия, США и др.). Экспозиция строится по национальным школам искусства (каждый зал представляет работы определенной страны). При составлении экспозиции используются следующие приемы:

• выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку. Ведущие экспонаты помещают

в центре, подчеркивают их роль направленным освещением, созданием вокруг свободного пространства, что обязательно привлекает внимание посетителей;

• принцип симметрии и уравновешенности (рис.1, а);

• прием контрастного показа (рис.1, б).

Работы одинакового формата, связанные между

собой по технике и цветовой гамме, располагались в горизонтальный ряд на одном уровне.

Фон для экспонирования графики был двух цветов: нейтральный серый и бежевый. В выставочных залах используются лампы дневного света, дающее рассеянное освещение. Размеры экспозиционного пояса установлены, исходя из среднего роста человека и уровня его глаз относительно пола (примерно 150-155 см) [1]. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо. Интересные для посетителей сведения о каждой стране, чьи произведения представлены на выставке, содержались в пояснительных текстах и на информационных стендах.

Библиографическое описание: Исакова А.Д., Маркова Р.С. ПРИНЦИПЫ ЭКСПОЗИЦИИ РАБОТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2022. 12(102). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/14682

а) б)

Рисунок 2. Использование экспозиционных приемов: а) принцип симметрии и уравновешенности; б) прием контрастного показа

14 ноября 2018 г. в НГХМ была открыта выставка «Новое. Избранное», знакомящая зрителя с работами, поступившими в фонды музея с 2009 по 2018 годы.

Экспозиция полностью строится по отдельным коллекциям, поступившим от владельца в дар или по итогам международных выставочных проектов, а также приобретенным у частных коллекционеров. При составлении экспозиции используются следующие приемы:

• разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания [2];

• выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

• выделение первого и второго планов;

• принцип симметрии и уравновешенности.

Несколько небольших картин, подобранные по

размеру и одинаково оформленные, размещались на одном уровне, с одинаковыми, близкими интервалами между ними или группами на разных расстояниях, но всегда на одной высоте. Это объединяет плоскостную композицию стены. Произведения скомпонованы по материалу, технике, цветовой гамме, тематике. Фон для экспонирования работ был двух цветов: нейтральный серый и бежевый. Размеры экспозиционного пояса установлены, исходя из среднего роста человека и уровня его глаз относительно

пола (примерно 150-155 см). Для экспонирования объемных предметов применялись подиумы, высотой не менее 70 см от пола (иначе осложняется осмотр и восприятие) [3]. В залах, где проводилась выставка, использовались лампы дневного света, дающее рассеянное освещение, а также дополнительный подсвет (объемные предметы желательно освещать сверху).

22 ноября 2018 в НГХМ состоялось открытие художественного проекта «Новосибирск», посвящён-ного 85-летию Новосибирского союза художников России. На выставке было представлено свыше 500 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусств, фотохроники и документов.

Экспозиция строится по комплексному принципу. Все экспонаты были скомпонованы по материалу, технике, цветовой гамме, тематике (рис.2). Несколько небольших картин, подобранные по размеру и одинаково оформленные, размещались на одном уровне, с одинаковыми, близкими интервалами между ними или группами на разных расстояниях, но всегда на одной высоте. Это объединяет плоскостную композицию стены [4]. Два изображения, выполненные в одной технике и подчиненные единой теме, но разные по размерам, создают уравновешенную композицию, если меньшее висит над большим. Картины, написанные маслом, расположены рядом с такой же масляной живописью, акварель с акварелью, графика с графикой.

Рисунок 3. Вадим Иванкин. Будда. Бумага/смеш. техника, 90х66,7 см, 2018 г.

Таким образом, расположение живописных и графических работ, а также произведений декоративно-прикладного искусства базируется на основных законах и принципах композиции: выделение композиционного центра, закон цельности и равновесия, симметрии и асимметрии, ритм. Немаловажным

является учет особенностей восприятия объектов человеком: фиксация внимания на сильном раздражителе (тоновой и цветовой контраст), осмотр слева направо (человек читает и пишет слева направо) и т.д.

Список литературы:

1. Галкина Т.В. Музееведение: основы создания экспозиции. —Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. —56 с.

2. Герценберг В.Р. О принципах экспозиции [Текст] / В.О. Герценберг // Творчество, 1986. — №7. — С.

3. Гнедовский М.Б. Музейная выставка [Текст] / М. Гнедовский // Советский музей, 1986. — №3. — С.30.

4. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музееведение. — М.: РИК, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.