УДК 336.71 ББК 67.99(2)116.3
принципы экономической безопасности
коммерческих банков
МАЙЯ АНАТОЛЬЕВНА АЗАРСКАЯ,
профессор кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета,
доктор экономических наук, доцент E-male: [email protected];
валерий леонидович поздеев,
профессор кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета, доктор экономических наук, профессор E-male: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность
Citation-индекс в электронной библиотеке ниион
Аннотация. Рассмотрены принципы экономической безопасности коммерческих банков, направленные на соблюдение законности деятельности, защищенности от рисков и угроз и реагирования на них.
Ключевые слова: банки, экономическая безопасность, законность, риски и угрозы, защищенность, система раннего реагирования, предупредительные меры.
Annotation. The article discusses the principles of economic security commercial banks, aimed at the rule of law activities, security risks and threats and respond to them.
Keywords: banks, economic security, legality, risks and threats of over-protected by a system of early warning, preventive measures.
Современные экономические условия обязывают коммерческие банки находить механизмы устойчивого развития и гибкого реагирования на внешние воздействия, которые мешают достижению целей развития. В этих условиях важным обстоятельством выступает формирование системы управления экономической безопасностью банков. В настоящее время многие из них разрабатывают и внедряют у себя различные программы экономической безопасности, но все они используются для внутреннего потребления и не могут носить общего характера. Вместе с тем, необходимость разработки эффективной системы управления экономической безопасностью коммерческих банков подчеркивается и тем, что в настоящее время идет череда отзывов лицензий у банков, что свидетельствует об актуальности разработки основ управления экономической безопасностью банков.
Следует согласиться с учеными, которые полага-
ют, что политика экономической безопасности банковской деятельности должна включать в себя основные цели, задачи, принципы, направления и этапы реализации мер по обеспечению безопасности банковской деятельности. В ней должны найти отражение объекты защиты, потенциальные угрозы безопасности деятельности кредитных организаций, банковские риски, приоритетные направления обеспечения безопасности банковской деятельности [2, с.9].
Среди общих проблем, связанных с рассматриваемой темой, выделяется проблема формирования принципов, на основе которых будет происходить управление экономической безопасностью. «Принципы обеспечения экономической безопасности — это обусловленные политическими, экономическими, духовно-нравственными и иными факторами основополагающие идеи, руководящие начала, которые отражают природу, особенности и назначение деятельности
специально уполномоченных органов и должностных лиц по обеспечению экономической безопасности»[1].
Это значит, что управление экономической безопасностью банка должно выстраиваться по определенным принципам, среди которых можно назвать следующие:
• законности и нормативно-правого обеспечения экономической безопасности банков;
• системной защищенности банка от рисков и угроз;
• сбалансированных интересов персонала, руководства и собственников;
• раннего предупреждения и реагирования на риски и угрозы;
• согласованности общих планов (прогнозов) развития банка с задачами обеспечения экономической безопасности банков;
• превентивности мер предупреждения рисков и угроз экономической безопасности банков.
Рассмотрим названные принципы подробнее.
Принцип законности и нормативно-правого обеспечения экономической безопасности банка
Принцип характеризует, что финансовая деятельность банка должна носить законный характер, иначе система обеспечения экономической безопасности не сможет выполнить своих задач. Неуклонное исполнение принципа законности является основой для выполнения других принципов экономической безопасности банка.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее обеспечение экономических интересов, можно разделить на три группы: федеральное, региональное (законодательство субъектов Российской Федерации) и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
В законодательстве Российской Федерации можно выделить следующие подгруппы:
а) Конституция Российской Федерации;
б) законы Российской Федерации;
в) подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Принцип системной защищенности коммерческого банка от рисков и угроз
Экономическая безопасность органично связана с защищенностью жизненно важных интересов банка и его структурных подразделений. Поскольку интересы банка различны и взаимосвязаны необходимо реализовать системный подход к выражению защищенности.
Системность связана с понятиями целостность, элемент, связь, отношение и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка. Целостное функционирование системы оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней.
В коммерческом банке можно выделить несколько уровней защищенности:
• правовая защищенность интеллектуальной собственности;
• социальная защищенность работников банка;
• защищенность от недобросовестной конкуренции;
• защищенность активов банка;
• защищенность информационной среды и данных о финансовой деятельности банка.
Сущность системной защищенности от рисков и угроз выражается в объединении отдельных взаимосвязанных видов защит, необходимых для реализации целей экономической безопасности банка. Безусловно, что достижение поставленных целей возможно лишь на основе решения комплекса задач. К наиболее значимым из них можно отнести:
• выявление реальных и прогнозирование потенциальных рисков и угроз;
• определение способов ослабления или нейтрализации рисков и угроз;
• нахождение финансовых источников для обеспечения экономической безопасности банка;
• тесное взаимодействие руководства с правоохранительными и контрольными органами в целях предотвращения и пресечения правонарушений, направленных против интересов банка;
• создание собственной, соответствующей рискам и угрозам, службы безопасности банка.
Решение задач экономической безопасности также требует системного подхода при принятии решений руководителями банка.
Принцип сбалансированности интересов персонала, руководства и собственников
Сбалансированность интересов персонала, руководства и собственников выступает необходимым условием обеспечения экономической безопасности банка. Любой конфликт интересов может стать источником угроз, рисков недобросовестных действий, при-
чиной социально-экономических конфликтов.
Этот принцип также предполагает, установление на законодательном уровне ограничений, требований к обеспечению защиты интересов всех участников и ответственность за их нарушение. Например, такие требования к обеспечению защиты интересов наемных работников установлены трудовым законодательством.
Принцип раннего предупреждения и реагирования на риски и угрозы
Принцип раннего предупреждения и гибкого реагирования на риски и угрозы обеспечивает руководство банка информацией о потенциальных рисках и угрозах, с которыми может столкнуться деятельность банка. Под системой раннего предупреждения, Д. Хан и Х. Хунгенберг понимают «особую информационную систему, благодаря которой руководство организации получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней среды и/или внутренней среды, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на угрозы соответствующими мероприятиями» [3].
Различают две системы раннего предупреждения:
1) ориентированная на внутренние процессы банка и направленная на предварительную оценку кризисных состояний производства продукции;
2) ориентированная на процессы, происходящие во внешней среде и направленная на прогнозирование рисков угроз со стороны государства, конкурентов, контрагентов и др.
Одной из главных задач системы раннего предупреждения и реагирования является выявление угрозы отзыва лицензии с целью оперативного поиска путей восстановления платежеспособности банка.
На базе системы гибкого реагирования строится система управления рисками (угрозами), которая включает в себя их идентификацию, оценку и нейтрализацию.
Процесс создания системы раннего предупреждения может состоять из следующих этапов:
1. Анализ истории развития банка с целью выявления опасных зон в финансовой деятельности.
2. Выбор показателей (индикаторов), для постоянного мониторинга событий деятельности и установление их пороговых значений.
3. Выделение зон экономической безопасности на основе значений показателей.
4. Расчет значений показателей (индикаторов) в отчетных периодах.
5. Определение зоны экономической безопасности банка в отчетном периоде.
Принцип гибкого реагирования на риски и угрозы позволяет банку адаптироваться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и, следовательно, избегать рисков и угроз, связанных с этим.
Адаптивность характеризует не только способность своевременно реагировать на внешние изменения, но и способность учитывать внутренние возможности. Чем более квалифицированно построена система раннего предупреждения, тем более полно используются возможности для нейтрализации рисков и угроз.
Принцип согласованности планов (прогнозов) развития банка с задачами обеспечения экономической безопасности
Эффективность хозяйственной деятельности банка зависит от согласованности различных видов планов. В банках разрабатываются текущие, краткосрочные, долговременные (стратегические) планы и показатели всех планов должны быть взаимоувязаны. Планы развития доводятся до подразделений банка, и только успешное выполнение плановых заданий подразделениями позволит достичь плановых результатов деятельности. Иными словами, согласованность планов достигается в том случае, когда в их формирование и выполнение вовлекается весь коллектив банка.
Безусловно, к разработке планов должны подключаться и службы (специалисты) экономической безопасности.
Процесс разработки планов с учетом выполнения задач экономической безопасности может выглядеть следующим образом:
• анализ выполнения плановых заданий развития банка за прошедший календарный год, определение резервов эффективности;
• обоснование целей и задач развития банка в перспективном периоде с учетом возможных рисков и угроз;
• определение пороговых значений основных показателей (индикаторов) хозяйственной деятельности;
• согласование планов с подразделениями банка и доведения до них контрольных цифр;
• оперативный контроль за достижением пороговых значений показателей (индикаторов) и оценка вклада отдельных структурных подразделений в общее выполнение плана.
Такой подход позволит отразить систему взаимосвязанных решений в области развития финансовой деятельности и экономической безопасности банка.
Принцип превентивности мер предупреждения рисков и угроз экономической безопасности банка
Принцип превентивности мер предупреждения рисков и угроз направлен на выполнение совокупности взаимосвязанных мероприятий для создания условий, обеспечивающих эффективное развитие банка:
• оперативный контроль за выполнением плановых заданий, выявление отклонений от плана и причин, повлекших отклонения;
• укрепление трудовой дисциплины и разработка мер по повышению производительности труда;
• повышение ресурсоотдачи и оборачиваемости оборотных средств;
• совершенствование технологии производства на основе инновационных решений;
• охрана активов: объектов, денег, материальных ценностей, коммуникаций, оборудования, грузов, персонала;
• совершенствование бухгалтерского учета и защита данных;
• расширение клиентской базы банка;
• распознавание симптомов кризисных состояний.
Профилактические меры включают также работу
с партнерами, конкурентами, правоохранительными органами:
• оценка конкурентоспособности банковских товаров и услуг;
• проведение мероприятий по противодействию недобросовестной конкуренции;
• проведение переговоров с клиентами по просроченным платежам с целью сокращения уровня задолженности;
• взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам противоправных посягательств на собственность, персонал и имидж организации. Принципы экономической безопасности, изложенные в отношении коммерческих банков, могут быть использованы хозяйствующими субъектами других отраслей и видов деятельности.
литература
1. Макарейко Н.В. Правовые принципы обеспечения экономической безопасности // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2009. — № 1(10). С.13-17.
2. Суглобов А.Е., Светлова В.В. Внутренний контроль в системе обеспечения экономической безопасности кредитных организаций. Монография. М.: ИД «Городец», 2015. — 140 с.
3. Хан Д. Планирование и контроль: Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. / Д. Хан, Х. Хунгенберг. /Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 2005. С.259.
Reference
1. Makarejko N.V. Pravovye principy obespechenija jekono-micheskoj bezopasnosti // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. — 2009. — № 1(10). S.13-17.
2. Suglobov A.E., Svetlova V.V. Vnutrennij kontrol' v sisteme obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti kreditnyh organizacij. Monografija. M.: ID «Gorodec», 2015. — 140 s.
3. Han D. Planirovanie i kontrol': Stoimostno-orientirovannye koncepcii kontrollinga. / D. Han, H. Hungenberg. / Per. s nem. — M.: Finansy i statistika, 2005. S.259.