Научная статья на тему 'Принципы эффективной модели управления молодежной политикой на региональном уровне'

Принципы эффективной модели управления молодежной политикой на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
567
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКОЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ГОСУДАРСТВО / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рачипа Андрей Валерьевич, Касьянов Валерий Васильевич, Самыгин Сергей Иванович

В рамках данной статьи авторами предложены следующие группы принципов эффективного управления молодежной политикой на региональном уровне: реализация принципа субсидиарности, стремление к единству с учетом региональных особенностей; взаимодействие государства с академическим сообществом с целью получения и внедрения новых знаний в практику управления ГМП; управление молодежной активностью (бренд активного участия молодежи), внедрение проектного метода как основы в системе управления ГМП; кадровое обеспечение как важный элемент управления ГМП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рачипа Андрей Валерьевич, Касьянов Валерий Васильевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы эффективной модели управления молодежной политикой на региональном уровне»

УДК 316

Рачипа Андрей Валерьевич

доктор социологических наук, профессор,

заведующий кафедрой социологии, истории и политологии, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, профессор-совместитель кафедры 109 «б», ФГБОУ «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет )» rachipa@sfedu.ru

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com

Andrey V. Rachipa

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Head of Department of Sociology, History and Political Science, Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, Part-time professor of b Department 109 «b», FGBOU «Moscow Aviation Institute (National Research University)» rachipa@sfedu.ru

Valery V. Kasyanov

Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Head of chair of History of Russia, Kuban State University culture@kubsu.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of chair of Human Resource Management and Sociology, Rostov State

Economic University (RINH) darya.maksimovich@gmail.com

Принципы эффективной модели управления молодежной политикой на региональном уровне

Аннотация. В рамках данной статьи авторами предложены следующие группы принципов эффективного управления молодежной политикой на региональном уровне: реализация принципа субсидиарности, стремление к единству с учетом региональных особенностей; взаимодействие государства с академическим сообществом с целью получения и внедрения новых знаний в практику управления ГМП; управление молодежной активностью (бренд активного участия молодежи), внедрение проектного метода как основы в системе управления ГМП; кадровое обеспечение как важный элемент управления ГМП.

Ключевые слова: модель управления, молодежь, молодежная политика, принципы управления молодежной политикой, региональный уровень, государство, Ростовская область.

Principles of efficient

model of management in youth policy at the regional level

Annotation. In this article, the authors proposed the following groups of principles for the effective management of youth policy at the regional level: the implementation of the principle of subsidiarity, the desire for unity, taking into account regional characteristics; State interaction with the academic community in order to obtain and introduce new knowledge into the practice of managing the GMF; management of youth activity (brand of active participation of youth), the introduction of the project method as a basis in the management system of the GMP; staffing as an important element of the management of the GMP.

Keywords: management model, youth, youth policy, youth policy management principles, regional level, state, Rostov region.

В социально-экономическом развитии любого общества особую роль играет молодежь как особая социальная группа со своими специфическими функциями, определяющими тенденции дальнейшего преобразования системы общественных отношений. А это влечет за собой необходимость проведения «модернизации подсистем государственного механизма управления молодежной политики и социальной помощи молодежи как наиболее неустойчивой чувствительной группы» [1, с. 58].

Об актуальности развития молодежной политики и управления ею, говорили и европейские ученые. Так, на 4-й конференции в Вене было принято решение о проведении молодежной политики и сосредоточено внимание на таких моментах управления, как:

- содействие созданию необходимых условий для интеграции молодежи и участия в жизни общества;

- содействие солидарности среди молодежи, особенно через каналы межкультурной коммуникации и обмена;

- дальнейшее развитие политики участия молодежи на местном, региональном, национальном уровнях [2].

Дефицит научных исследований по управлению молодежной политикой на региональном уровне обуславливает необходимость обращения к данной проблематике.

Показателями регионализации выступают не только принятие в субъектах Российской Федерации законов о молодежи и молодежной политике, создание органов по делам молодежи в структуре законодательной и исполнительной власти, финансирование расходов на молодежную политику из территориальных бюджетов, но и повышенная активность субъектов Федерации в разработке и реализации государственной молодежной политики [3]. На федеральном уровне были утверждены основы государственной молодежной политики (ГМП) РФ до 2025 г.

В социальной политике на региональном уровне четко просматривается молодежный аспект. В ходе 14-го заседания Законодательного Собрания Ростовской области депутаты приняли областной закон «О Государственной молодежной политике в Ростовской области». Реализация ГМП на региональном уровне является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Ростовской области, она реализуется по многим направлениям, в числе которых [4]:

- создание социальных, правовых, организационных условий для воспитания духовно богатой личности с высоко нравственными устоями, активной гражданской позицией, а также формирование у молодежи ценностных ориентиров и норм, уважительного отношения к традициям и истории российского общества;

- проведение мероприятий, направленных на привитие чувства уважения к символам РФ: Го-

сударственному флагу, Гербу, Гимну РФ; а также флагу, Гербу, Гимну Ростовской области, официальным символам муниципальных образований; военной, казачьей символике и реликвиям;

- культивирование условий для усиления патриотической направленности работы СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, предотвращения пропаганды насилия, искажения и фальсификации истории отечества и др.

Государственная молодежная политика выступает как механизм реализации интересов молодежи, поскольку на основе нормативно-правовых документов, организационных структур она способствует активизации потенциала молодежи и ее социального облика.

Сегодня региональная молодежная политика складывается в достаточно сложных условиях, хотя именно она нацелена на практическую реализацию в регионе «комплекса мер и выработку конкретных механизмов реализации жизненных интересов и устремлений граждан, удовлетворения их потребностей, оказания молодежи помощи в том, чтобы она заняла достойное место в обществе» [5].

Как подчеркивает Н.С. Смирнова, «существующая модель управления молодежной политикой, при рассмотрении ее на федеральном и региональном уровнях, демонстрирует некоторую утрату черт целостности. Организационные структуры представлены широким спектром различных образований, обладающих не равными обязанностями и полномочиями и претерпевающих частные перестановки» [6, с. 68]. В основу своей деятельности они закладывают разные нормативные акты, не опираясь при этом на единую, разработанную с привлечением экспертов, теоретическую программную базу и без качественной оценки эффективности управления. Неоднозначность и некоторая непродуманность действий государства в вопросах, касающихся молодежи, привели к кризису идентичности молодых поколений [7] и потере контроля над процессами воспитания, социализации и становления молодых личностей. Как подчеркивает Г.А. Лукс, российская молодежь является «интернальной стратой, особенно нуждающейся в активной социальной политике государства по отношению к себе, она становится субъектом активно проводимой социальной политики, реализатором творческой жизнедеятельности» [7, с. 21].

Меры по трансформации системы управления и разработке принципов эффективной модели управления в сфере государственной молодежной политики (ГМП) должны дифференцироваться в зависимости от сложной, непредсказуемой и уязвимой природы молодежи [8].

Управление молодежной политикой на региональном уровне определяется как концептуально важное по причине того, что федеральный центр должен играть ведущую роль в выработке стратегий и правового регулирования отношений. Регионы же, помимо участия в разработке

стратегий, непосредственно разрабатывают и реализуют программы и проекты в данной сфере, определяя адекватные механизмы взаимодействия с молодежью. ГМП в регионах должна базироваться на внедрении эффективных и результативных инновационных проектов, грамотной кадровой политике, активном привлечении молодежи к участию.

Конкретизируем две группы ключевых акторов ГМП, на которые будем полагаться в рамках данной публикации:

- молодежь - это активный социальный субъект;

- государство - гарант прав и свобод молодежи;

- государство и молодежь - две группы акторов ГМП, партнеры в одной сети, причем, государству необходимо руководствоваться ключевым принципом, согласно которому молодежная политика не должна строиться по остаточному принципу.

По нашему мнению, в основе модели управления молодежной политикой должна стоять задача по формированию свободного социально-культурного пространства [9], которое позволило бы креативной молодой личности воплощать свои идеи в жизнь через социальное проектирование или включение в производимые ранее социальные практики.

Выделим следующие группы принципов эффективного управления молодежной политикой в регионах:

- в-первых, взаимодействие государства с академическим сообществом, ориентация на развитие и поддержку процесса получения и внедрения новых знаний как специалистами по работе с молодежью, так и самой молодежью. Вопрос оформления и презентации собственной идеи до сих пор остается актуальным для обеих групп акторов ГМП. Здесь же можно указать на присутствующую пока проблему отсутствия академической интервенции, поскольку в сфере молодежной политики государство еще, к сожалению, держится вне научно-исследовательского дискурса, не ориентируется на научные разработки и рекомендации, и не применяет на практике;

- во-вторых, создание целостной, гибкой системы управления ГМП на всех уровнях и налаживание коммуникации между молодежью и институтами, вовлеченными в реализацию ГМП. Важно стремление к единству, и без стандартизации, с учетом региональных особенностей;

- в-третьих, реализация принципа субсидиарно-сти с передачей максимальных полномочий регионам и местным органам власти по реализации молодежной политики, что позволит сделать бы первых - лидерами по разработке новейших программ и проектов, а вторых -подключать к активному конструктивному взаимодействию с молодежью, имея возможность работать по схеме <:асеЬ:асе» (лицом к лицу);

- в-четвертых, управление молодежной политикой - это управление общественной активностью, необходим переход от «уоиШИеаппд» и

«разБ^егесрепЬ к «геа!ра|Ис1райоп» молодых людей, т.е., от пассивного слушателя и получателя в лице молодежи к ее реальному участию [2].

Безусловно, что бренд активного участия молодежи в общественной жизнинеобходимо все больше продвигать и рекламировать, необходимо также нацеливаться на идеологическое формирование молодежи [10], идею стремления к самореализации личности и преодоления патерналистских настроений. Создание в молодежной среде благоприятного имиджа полезного социального действия и принятия статуса молодежи как полноценного партнера в практике решения актуальных региональных вопросовможет стать прекрасной возможностью для решения тех социально-экономических проблем [11], с которыми государство не справляется или не имеет реальных возможностей для их решения;

- в-пятых, внедрение проектного метода как основы в системе управления ГМП. Проектный метод, по нашему мнению, позволит отказаться от неэффективных и устаревших механизмов системы управления в области молодежной политики. Социальные проекты, разработанные и реализованные самой молодежью, жизнеспособны уже только потому, что их принимает сама молодежь в ответ на свои насущные проблемы и актуальные потребности. Проектный метод -универсальный механизм взаимодействия с молодыми лидерами и молодежными организациями, позволяющий государству быть более динамичным в процессе работы с молодежью;

- в-шестых, кадровое обеспечение - важнейший элемент управления ГМП. Необходима как многоуровневая непрерывная система подготовки кадров, так и нормативная база, определяющая социальный статус и пакет гарантий. Использование программ обмена специалистами и новые технологии практического обучения должны стать важными элементами процесса кадрового обеспечения.

По мнению М.В. Толмачевой, интеграция молодежи в общественно-политическую жизнь Ростовской области предусматривает развитие политической грамотности и правовой культуры молодежи, повышение ее активности как электоральной группы на выборах разного уровня, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, а также международное сотрудничество в области ГМП [12, с. 58].

Таким образом, для выстраивания модели эффективного управления ГМП на региональном уровне необходимо пересмотреть существующую парадигму молодежной политики к России. Необходимо вести работу с молодежью с целью объяснения ей выгодности и престижности полезного социального действия, отказаться от примитивных и устаревших форм организации работы с молодежью и активно применять инновационный проектный подход. Трансформация системы управления молодежной политикой не должна выражаться только в реформировании государственных структур и создании новых

элементов. Это должна быть целостная общественно-государственная сеть, выстроенная на государственном уровне, в рамках которой возможна реализация интегрированной (трансвер-сальной) молодежной политики, где многочис-

Литература:

1. Никишина И.В. Формирование государственного механизма управления региональной молодежной политикой / И.В. Никишина, Н.В. Никитина // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. № 1. С. 58-63.

2. Lasse Siurala. A European framework for youth policy. Council of Europe Publishing, 2006. 57 p.

3. Першуткин С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация : монография. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005 г.

4. Областной закон Ростовской области от 25.12.2014 № 309-ЗС «О государственной молодежной политике в Ростовской области» (принят ЗС РО 18.12.2014) из информационного банка «Ростовская область».

5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/90356/

6. Смирнова Н.С. Проблемы эффективной модели управления молодежной политикой на региональном уровне / Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика: сборник докладов по итогам научно-практической конференции / под ред. О.А. Ивановой, М.В. Никитиной. СПб., 2013. С. 68-70.

7. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара, 2003. 278 с.

8. Gafiatulina N.Kh. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, G.A. Vorobyev, V.V. Kasyanov, T.M. Chapurko, I.I. Pavlenko, S.I. Samygin // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 5. P. 602-609.

9. Касьянов В.В. Социология культуры. Москва-Краснодар, 2013.

10. Volkov Y.Y. Definition of the subjectivity of financial in sociological science / Y.Y. Volkov, D.V. Krotov, A.V. Rachipa, D.S. Zagutin, Z.A. Zhapuev // Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 5. P. 8-17.

11. Касьянов В.В. Государственная идеология современной России // Общество: философия, история, культура. 2011. № 3-4.

12. Толмачева М.В. Современная молодежная политика: опыт и проблемы (на материале Ростовской области) // Власть. 2010. № 3. С. 58-63.

ленными акторами межсекторной координации станут молодежь и молодежные объединения, органы регионального и местного управления, политические партии, представители бизнес-структур, эксперты научного сообщества.

Literature:

1. Nikishina I.V. Formation of the state mechanism of management of regional youth policy / I.V. Nikishina, N.V. Nikitina // Scientific and technical statements SPbGPU. 2008. № 1. P. 58-63.

2. Lasse Siurala. A European framework for youth policy. Council of Europe Publishing, 2006. 57 p.

3. Pershutkin S.N. Transit society: Youth policy and socialization : мonograph. Novosib. state un-t Novosibirsk, 2005.

4. The regional law of the Rostov region of December 25, 2014 № 309-ZS «On the State Youth Policy in the Rostov Region» (adopted by the ZO RO December 12, 2014) from the information bank «Rostov Region».

5. Strategy of the state youth policy in the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006 № 1760-p. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90356 /

6. Smirnova N.S. Problems of an effective model of youth policy management at the regional level / Regionalization of youth policy in Russia: history, experience, practice: a collection of reports on the results of a scientific-practical conference / ed. O.A. Ivanova, M.V. Nikitina. SPb., 2013. P. 68-70.

7. Lux G.A. Social innovative design in the regional youth policy. Samara, 2003. 278 p.

8. Gafiatulina N.Kh. Socio-political changes as a socio-cultural trauma for the social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, G.A. Vorobyev, V.V. Kasyanov, T.M. Chapurko, I.I. Pavlenko, S.I. Samygin // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. T 8. № 5. P. 602-609.

9. Kasyanov V. V. State ideology of modern Russia // Society: philosophy, history, culture. 2011. № 3-4.

10. Volkov Y.Y. Definition of the subjectivity of financial in sociological science / Y.Y. Volkov, D.V. Krotov, A.V. Rachipa, D.S. Zagutin, Z.A. Zhapuev // Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 5. P. 8-17.

11. Kasyanov V.V. Sociology of culture. Moscow-Krasnodar, 2013.

12. Tolmacheva M.V. Modern youth policy: experience and problems (on the material of the Rostov region) // Power. 2010. № 3. P. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.