Научная статья на тему 'Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации'

Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
420
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / ВНЕШНИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ / CONTROL AND CALCULATING BODIES / EXTERNAL FINANCIAL CONTROL / PRINCIPLES OF ACTIVITY OF CONTROL AND CALCULATING BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цанунин Анатолий Александрович

Актуальность исследования обусловлена важностью принципов деятельности органов внешнего финансового контроля как основы для осуществления ими своих полномочий. Рассматриваются принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и их роль в системе внешнего государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации»

Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации Цанунин А. А.

Цанунин Анатолий Александрович / Tsanunin Anatolij Aleksandrovich - инспектор контрольно-методического отдела,

Контрольно-счетная палата Ярославской области, г. Ярославль

Аннотация: актуальность исследования обусловлена важностью принципов деятельности органов внешнего финансового контроля как основы для осуществления ими своих полномочий. Рассматриваются принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и их роль в системе внешнего государственного финансового контроля.

Abstract: relevance of research is caused by importance of the principles of activity of bodies of external financial control as bases for implementation of the powers by them. The principles of activity of control and calculating bodies of subjects of the Russian Federation and their role in system of external state financial control are considered.

Ключевые слова: контрольно-счетные органы, внешний финансовый контроль, принципы деятельности контрольно-счетных органов.

Keywords: control and calculating bodies, external financial control, principles of activity of control and calculating bodies.

Современная экономика носит рыночный характер, и уже давно понятно, что без вмешательства государства, без бюджетной сферы достичь ее развития в современном мире, характеризующемся дефицитом ресурсов, невозможно. В связи с чем, в настоящее время все больше публикаций экономической направленности посвящается бюджетным и связанным с ними отношениям. Исследователей интересуют бюджет в рыночной экономике [1] и его оценка [2], проблемы его дефицита [3] и сбалансированности [4], совершенствование межбюджетных отношений [5] и налоговая политика [6], а также многие другие проблемы. Необходимо понимать, что на практике ответить на большинство из этих вопросов, применительно к конкретному бюджету, могут только контрольно-счетные органы [7, 8, 9, 10], созданные как органы внешнего финансового контроля на основе принципов, закрепленных законодательно и позволяющих им выполнять свои полномочия.

Рассмотрим принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (далее по тексту - КСО) - органов внешнего государственного финансового контроля.

Принципы (от лат. principium - основа, начало) согласно современному экономическому словарю Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б. (ИНФРА-М, 2006) имеют два определения:

1) основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности;

2) установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила хозяйственных действий и свойства экономических процессов.

Базовые принципы деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации восходят к Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI) в 1977 году, а также к Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, принятой IV Конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 5 декабря 2002 года (далее по тексту - Декларация) [11].

От соблюдения указанных принципов во многом зависит эффективность правовой системы регулирования деятельности КСО.

В настоящее время Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований» (далее по тексту - Закон № 6-ФЗ) определены пять принципов, на которых основана деятельность КСО:

- законности;

- объективности;

- эффективности;

- независимости;

- гласности.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований» (далее по тексту - Закон № 6-ФЗ), перечень принципов деятельности КСО является исчерпывающим и не подлежит дополнению.

Как отмечает Лагутин И. Б., в ряде законов субъектов Российской Федерации давно закреплены и другие принципы внешнего финансового контроля, такие как принцип скоординированности действий (Закон Волгоградской области от 04.12.2008 № 1800-ОД «О финансовом контроле на территории Волгоградской

области» // Волгоградская правда. 10.12.2008 № 231 - 232). Закон Нижегородской области от 09.03.2010 № 36-З «О государственном финансовом контроле в Нижегородской области» также разделяет основные принципы на принципы организации и принципы осуществления государственного финансового контроля [12].

В Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, принятой IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в 2002 г., кроме предусмотренных Законом № 6-ФЗ принципов предусмотрены и другие:

- системности:

- ответственности;

- профессионализма;

- соблюдения профессиональной этики.

На мой взгляд, Законом № 6-ФЗ установлены широкие по своему смыслу взаимосвязанные принципы деятельности, которыми охвачены все стороны деятельности КСО, а указанные в Декларации и законах субъектов Российской Федерации «дополнительные» признаки так или иначе уже содержатся в них.

Таким образом, принципы деятельности контрольно-счетных органов тесно взаимосвязаны между собой. Они представляют собой целостную систему, которая призвана обеспечить выполнение задач, стоящих перед органами внешнего государственного финансового контроля.

Строгое следование указанным принципам должно стать главной задачей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации при осуществлении внешнего государственного финансового контроля.

Литература

1. Гиршберг Б. И. Государственный бюджет Российской Федерации в рыночной экономике. // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 4-6.

2. Зырянова М. А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя. // Вестник науки и образования. 2015. № 5 (7). С. 59-63.

3. Марусенко К. А. Методы снижения дефицита бюджета в условиях современного кризиса. // Economics. 2015. № 2 (3). С. 69-71.

4. Гусева Е. В. Проблемы сбалансированности бюджета. // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 5 (35). С. 61-63.

5. Савельева Ю. В. Направления совершенствования системы межбюджетных отношений. // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 67-69.

6. Сеферова З. А. Роль налоговой политики в экономике регионов. // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 51-52.

7. Волков А. Ю., Волков М. А. Об изменениях в государственном финансовом контроле. // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 9 частях. 2014. С. 32-33.

8. Волков М. А. О классификации финансового контроля. // Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 39-41.

9. Волков М. А., Волков А. Ю. О классификации государственного финансового контроля. // Экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 83-85.

10. Волков А. Ю., Волков М. А. О подходах к исторической периодизации финансового контроля. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 268-272.

11. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». / А. А. Бельтюкова, В. Ю. Вобликов, Ю. В. Гинзбург и др.; под ред. А. А. Ялбулганова. // СПС КонсультантПлюс. 2011.

12. Лагутин И. Б. Проблемы и особенности Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». // Финансовое право. 2011. № 8. С. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.