2. Никитин, М. В. Методические и методологические подходы к реализации системы анализа маркетинговой информации на рынке санаторно-курортных услуг здравниц семейного отдыха.// Государственная поддержка малого предпринимательства: Материалы докл. на II научн.-практ. конф. экономистов Южн. федеральн. округа РФ. - Новочеркасск, 2001. -.44-45 с.
Степанова Н.Л.
Принципы аэро- и гелиотерапии при хронических слизисто-гнойных бронхитах в программах повышения квалификации терапевтов детских и подростковых здравниц
По свидетельству Г.А. Самсыгиной (2009) «хронический бронхит определён как хроническое распространённое воспалительное поражение бронхов, сопровождающееся продуктивным кашлем, разнокалиберными влажными хрипами в лёгких, наличием 2-3 обострений заболевания в году на протяжении не менее двух лет подряд. Установлено, что, начавшись в детстве, заболевание продолжается при достижении больными зрелого возраста. Сложность проблемы хронического бронхита нашла в определённой степени свое отражение в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (Х пересмотр ВОЗ, 1995 г.) (Международная статистическая классификация), где значатся разные наименования (варианты) хронического бронхита, которые клинически трудно различимы, что вызывает определённые сложности в повседневной практике». Обсуждая данные таблицы 1, следует сослаться на мнение Н.А.Максименковой (2008), которая указывает, что «патогенез хронического бронхита у детей сложен. Определяющее значение в формировании заболевания придаётся инфекционным факторам. При воздействии вирусов на незрелые тканевые структуры развитие хронического воспаления в бронхах возможно уже в раннем детском возрасте. Выявлено, что H. influenzae, S. pneumoniae способны повреждать цилиарный эпителий, ухудшать функцию ресничек. Размножение микроорганизмов способствует дальнейшему
Таблица 1
Действующая классификация хронических бронхитов (МКБ-Х)
Нозологические формы хронических болезней нижних дыхательных путей
1. Хронический бронхит простой (J 41.0), слизисто-гнойный смешанный простой и слизисто-гнойный (J 41.1), (J 41.8).
2. Хронический бронхит неуточнённый (J42),
3. Хронический бронхит обструктивный и астматический (J44).
прогрессированию воспаления как за счёт самостоятельного повреждения структуры бронха, так и вследствие активации энзимов воспалительных клеток. Следствием этого является нарушение мукоцилиарного очищения. Это приводит к развитию панбронхита и перибронхита, способствует формированию деформирующего бронхита». Как отмечает И.В.Гондакова (2008), «хронический бронхит у детей имеет достаточно чёткую клиническую симптоматику. Заболевание протекает с ежегодными обострениями воспалительного процесса (2-3 раза в год). Основными клиническими проявлениями является кашель со слизисто-гнойной или гнойной мокротой, стойкие физикальные изменения в лёгких, которые у большинства больных сохраняются не только при обострении процесса, но и в период ремиссии. На рентгенограммах грудной клетки отмечаются диффузные изменения лёгочного рисунка, его усиление, сетчатая деформация, преимущественно в прикорневых и нижних отделах, тяжистость корней и отсутствие их структурности. Хроническому бронхиту у детей свойственны стабильные эндобронхиальные изменения, преимущественно катарального или катарально-гнойного характера. При бронхографии выявляется деформация стенки бронхов в виде различной степени втяжений и выбуханий, неровность контуров бронхиальных ветвей, их оголенность, обеднение мелкими бронхиальными разветвлениями, обрывки контрастного вещества (деформирующий бронхит). Таким образом, хронический бронхит у детей имеет достаточно чёткую клиническую и рентгено-бронхологическую симптоматику. Вместе с тем, обязательным условием диагноза хронического бронхита является исключение у больного других форм хронической патологии лёгких, протекающих с синдромом бронхита (бронхоэктатическая болезнь, врождённые пороки развития лёгких, первичные иммунодефицитные состояния, муковисцидоз, первичная цилиарная дискинезия и др.)». В рамках сформированных нами программ повышения квалификации терапевтов детских и подростковых здравниц, назначение талассотерапии как топпингового (от англ. topping -первоопределяющий) фактора профилактики сезонных обострений у изучаемого контингента больных, включало аэротерапию, гелиотерапию и морские процедуры (обтирания, обливания, влажные укутывания простынями, смоченными морской водой, морские купания, в т.ч. свободное и дозированное плавание). При этом следует подчеркнуть, что назначение солнечных ванн изучаемым группам больных основывалось в период проведения настоящего исследования на индивидуальных особенностях течения названных заболеваний конкретного пациента, а также с учетом теплового ингредиента длинноволновой части солнечного спектра. Последнее регулировалось схемой индивидуальных врачебных назначений для каждого изучаемого пациента в части длительности приёма им на курорте Анапа гелиопроцедур в утренние (вечерние) часы тёплых и прохладных периодов. Предложенные нами методы восстановительного лечения активно используются при реабилитации детей, страдающих слизисто-гнойными хроническими бронхитами, в т.ч. перенесших психотравмирующее воздействие стрессогенных факторов.
Возникшие в результате этого расстройства настроения выступают в качестве одного из главных барьеров на пути адаптации к активной жизни, а своевременное и правильное использование методов психотерапевтического воздействия (терапевтическая фидуция) способствует снижению выраженности дезадаптационных признаков, недопущению их дальнейшего развития и хронизации. В соответствии с вышесказанным основными целями представленных реабилитационных мероприятий являются:
- оказание помощи в решении проблем и устранение симптомов, которые продуцируются слизисто-гнойными хроническими бронхитами, в т.ч.при соприкосновении ребенка с психотравмирующей ситуацией;
- коррекция межличностных отношений ребенка, страдающего хроническими болезнями нижних дыхательных путей, со сверстниками и взрослыми;
Таблица 2
Модификация унифицированных технологий исчисления продолжительности теплых воздушных ванн при ЭЭТ от 230 и выше для пациентов, проходящих курс восстановительного лечения на черноморском побережье Краснодарского края в детских здравницах - базах исследования по поводу слизисто-гнойных хронических бронхитов (3 41.1 по МКБ-Х)
Виды теплых воздушных ванн (ЭЭТ от 23° и выше)
Аэростатические и слабодинамичные (при скорости ветра до 1 м/сек)
Среднединамичные (при скорости ветра 1-4 м/сек)
Сухие
(при относительной влажности менее 55%) и Умеренно сухие (при относ, влажности 56-70%)
I режим: начинать в 1 день с 15 минут, прибавляя ежедневно по 20 минут до суммарного достижения 2-3 часов.
Начинать в 1 день с 10 минут, прибавляя ежедневно по 15 минут до суммарного достижения 2 часов.
II режим: начинать в 1 день с 20 минут, прибавляя ежедневно по 15 минут до суммарного достижения 3-4 часов.
Начинать в 1 день с 20 минут, прибавляя ежедневно по 15 минут до суммарного достижения 2 часов.
III режим: начинать в 1 день с 30 минут, прибавляя ежедневно по 20 минут до суммарного достижения 5 часов.
Начинать в 1 день с 20 минут, прибавляя ежедневно по 20 минут до суммарного достижения 3 часов.
Влажные
(при относительной влажности воздуха 71-85%)
I режим: в 1 день - 15 минут, прибавлять ежедневно по 10 минут до суммарного достижения 2 часов
в 1 день — 10 минут, прибавлять ежедневно по 10 минут до суммарного достижения 1 часа.
II режим: в 1 день - 15 минут, прибавлять ежедневно по 20 минут до суммарного достижения 3 часов.
в 1 день - 15 минут, прибавлять ежедневно по 15 минут до суммарного достижения 1,5 часов.
III режим: в I день — 30 минут, прибавлять ежедневно по 30 минут до суммарного достижения 3 часов.
в 1 день — 20 минут, прибавлять ежедневно по 20 минут до суммарного достижения 2,5 часов.
Сырые (при относительной влажности воздуха более 85%) I режим: в 1 день - 10 минут, прибавлять ежедневно по 10 минут суммарно в день - 1 час. в 1 день - 10 минут, прибавлять ежедневно по 10 минут, суммарно в день 40 мин.
II режим: в 1 день - 15 минут, прибавлять ежедневно по 5 минут, суммарно в день - 1,5 часа. в 1 день - 15 минут, прибавлять ежедневно по 5 минут, суммарно в день 50 мин.
III режим: в 1 день - 20 минут, прибавлять ежедневно по 10 минут, суммарно в день - 2 часа. в 1 день - 20 минут, прибавлять ежедневно по 10 минут, суммарно в день 1-1,5 часа.
- выработка адекватных поведенческих стереотипов, усиление способности несовершеннолетних пациентов к самоконтролю.
Завершая изложение основных принципов наших обучающих программ для терапевтов детских и подростковых здравниц, следует разъяснить, что непосредственно адъювантный терапевтический эффект, т.е. активация неспецифической иммунорезистентности у детей, страдающих слизисто-гнойными хроническим бронхитами, объясняется правильной дозировкой гелиопроцедур, методика назначения которых изложена в таблицах 3 и 4 настоящей научной работы.
Таблица 3
Рекомендуемые часы приёма процедур гелиотерапии изучаемому контингенту
больных (3 41.1 по МКБ-Х)
Режимы Часы приёма по месяцам
Май-июнь Июль-август Сентябрь
№ 1 9.00-12.00 8.00-11.00 9.00-13.00
16.00-18.00 16.00-18.00
№2 8.00-13.00 8.00-12.00 9.00-14.00
16.00-18.00 16.00-19.00
№3 8.00-14.00 8.00-12.00 9.00-16.00
16.00-18.00 16.00-18.00
*) режимы назначения гелиопоцедур выбраны в соответствии с конкретными климатическими условиями (температура, влажность воздуха, количество солнечных дней и т.д.), подтверждёнными официальными заключениями и иными документами гидрометцентра изучаемого курорта российского Причерноморья.
Таблица 4
Авторская модификация дозирования процедур гелиотерапии в теплые и прохладные климатические периоды года пациентам, проходящим курс восстановительного лечения на черноморском побережье Кубани в детских здравницах - базах исследования по поводу слизисто-гнойных хронических
бронхитов
Режимы Теплый и прохладный периоды (март-октябрь) в биодозах. Прохладный период (ноябрь-февраль) в калориях
Начальная доза Максимальная доза Начальная доза Максимальная доза
№1 (слабого воздействия) 1/4 1,5 5 30
№2 (умеренно-интенсивного воздействия) 1,5 2,5 5 40
№3 (интенсивного воздействия) 2,5 3 5 60
Комментируя данные таблиц 2-4, следует указать, что ведущими базами исследования являлись: а) детское отделение санатория «Морская звезда» лазаревского района г. Сочи; б) педиатрическое отделение НИИ нейроортопедии и восстановительной медицины (г.Сочи). Кроме этого эмпирическая база исследования определялась динамикой синдикативности (т. е. объединительным терапевтическим эффектом) от применения авторских методик комплексного применения природных физических лечебных факторов курорта Анапа для оптимизации ведущих клинико - функциональных, биохимических и психофизиологических характеристик наблюдаемых пациентов. В этой связи плановое внедрение этих методик осуществлялось на ряде баз исследования, куда входили такие анапские здравницы, как ФГУ «Детский санаторий «Бимлюк», ФГУ «Детский санаторий «Голубая волна», «Кубанская Нива» и «Черноморская зорька». Основную группу наблюдения составляли дети 7-12 лет, страдающие слизисто-гнойным хроническим бронхитом, с анамнезом этого заболевания не менее 3-х лет (п=278, р<0,05), проходившие по авторским методикам восстановительное лечение на указанных базах исследования в 2005-2010 годах. Контрольную группу, аналогичную основной по возрасту, половому составу (53,2% мальчиков или п=148 и 130 девочек или 46,8%) составили также 278 детей с аналогичным диагнозом, лечившихся за минувший пятилетний период в этих же детских здравницах Анапы, но по традиционным (стандартным) методикам. Предложенная в рамках настоящего исследования системная восстановительная терапия для детей со слизисто-гнойными хроническими бронхитами включала в себя особые технологии климатолечения, основу которых составляли следующие научные походы, сформированные И.А.Балабановой (тематические публикации 2000-2008 годов): а) 1 режим: аэротерапия от 10 до 40 мин., при температуре
воздуха 19-230С с 7 до 10 часов с и 16 до 18 часов. Гелиотерапия: рассеянная радиация с ] биодозы до 1 биодозы №12, каждый 5-й день делается перерыв. Морские процедуры при температуре воды 20-260С от 1,5 до 10 мин., плавание в медленном темпе; б) 2 режим: аэротерапия - теплые или умеренно прохладные воздушные ванны от 10 до 60 мин., при температуре воздуха 17-230С с 7 до 10 часов с физическими упражнениями и с 16 до 18 часов. Гелиотерапию начинали с ] биодозы и доводили до 2 биодоз в течение 16 дней (каждый 7-й день делался перерыв). Морские процедуры рекомендовались при температуре воды 23-260С от 3 до 25 мин. в режиме свободного плавания. Процедуры ЛФК назначались по следующему режиму: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика в первую декаду - щадящая, со второй - щадящее - тренирующая, а с третьей -тренирующая.
Литература
1. Балабанова, И. А. Технологии климатолечения детей на курорте Анапа. Методические рекомендации. - Анапа,2008. - 87 с.
2. Гондакова, И.В. Клиническая симптоматика хронических бронхитов у детей. //Новый терапевтический архив. - 2008.№ 1. - 58-59 с.
3. Максименкова, Н.А. Научная дискуссия по поводу патогенеза хронического бронхита у детей.//Блокнот практического пульмонолога. - 2008.№ 1. - 3437 с.
4. Самсыгина, Г. А. О действующей классификации болезней бронхо - легочной системы.//Вестник российского респираторного Общества.- 2009.№1. - 23-25с.
Экономическое развитие личности Вершинин В.П.
Научное обоснование системы маркетингового сопровождения потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации (малой комплексной энергетики)
Говоря о когенерации, как об основном содержании малой комплексной энергетики, следует сослаться на научный термин, введенный в практику отечественной энергетики А.А.Новицким (2001), который трактует когенерацию (термин образован от слов «комбинированная генерации электроэнергии и тепла), как процесса совместной выработки электрической и тепловой энергии с помощью мини-ТЭЦ, газопарового и газотурбинного оборудования. Смысл когенерации состоит в том, что при прямой выработке электрической энергии создается возможность утилизации попутного тепла, где рабочее тепло (например, на ТЭЦ) после использования в процессе выработки электроэнергии применяется