Научная статья на тему 'Принцип законности в таможенных проектах и заметках Александра Николаевича радищева'

Принцип законности в таможенных проектах и заметках Александра Николаевича радищева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ / ИСТОРИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ / А.Н. РАДИЩЕВ / РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / ПРО ФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / HISTORY OF STATE AND LAW OF RUSSIA / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL THOUGHT / A.N. RADISHCHEV / RUSSIAN CUSTOMS POLICY / PRINCIPLE OF LEGALITY / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чилькина Ксения Владимировна

Введение: современная государственная внутренняя политика в такой непро стой сфере реализации государственного закона, как деятельность таможенных органов испытывает традиционные нагрузки, характерные для этого вида государ ственного управления на протяжении, по крайней мере, трехсотлетней истории развития российской государственности. При решении современных проблем обеспе чения законности в данных отраслях управления следует учитывать накопленный исторический опыт правового регулирования. Цель: анализ таможенных проектов и записок (политико-правовых трудов) А.Н. Радищева с целью выявления средств укрепления законности в деятельности российской таможенной службы. Методо логическая основа: использованы методы системного анализа, историко-правовой, сравнительно-правовой. Результаты: по итогам анализа таможенных проектов и записок А.Н. Радищева выявлены политико-правовые инструменты, способствующие укреплению законности, сокращению числа правонарушений в сфере деятельности органов российской таможни. Выводы: практическая деятельность и политико правовые труды (взгляды) А.Н. Радищева на рубеже XVIII-XIX вв. и в дальнейшем выступали одним из оснований совершенствования государственной политики и российского законодательства в сфере деятельности таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF LEGALITY IN CUSTOMS PROJECTS AND NOTES OF ALEKSANDR NIKOLAEVICH RADISHCHEV

Background: modern state domestic policy in certain areas of the implementation of state law (customs activities) is experiencing traditional pressures characteristic of this type of government over at least three hundred years of Russian statehood development. When solving modern problems of ensuring legality in these branches of government, one should take into account the accumulated historical experience of legal regulation. Objective: to analyze the customs projects and notes (political and legal works) of A.N. Radishchev in order to identify the means of strengthening the rule of law in the activities of the Russian customs service. Methodology: methods of system analysis, historical and legal, compara tive legal have been used in the research. Results: based on the analysis of customs projects and notes A.N. Radishchev identified political and legal instruments that contribute to strengthening the rule of law, reducing the number of offenses in the sphere of activities of the Russian customs authorities. Conclusions: practical activities and political and legal works (views) A.N. Radishchev at the turn of the XVIII-XIX centuries and in the future they were one of the grounds for improving the state policy and Russian legislation in the field of customs.

Текст научной работы на тему «Принцип законности в таможенных проектах и заметках Александра Николаевича радищева»

21. Golovin S.Y. Terminological Ambiguity in Law: Causes of and Ways to Eliminate. //Jurisprudence. 2010. No. 2. P. 53-62.

22. Belokon N.V. Juridiko-linguistic Uncertainty: Content of the Concept // Bulletin of Voronezh State University. Series: Right. 2012. № 1. P. 46-54.

23. Rodionov O.N. Legal and Linguistic Uncertainty Legal and Linguistic Uncertainty // Russian legal journal. 2015. No. 4. P. 151-154.

24. Monitoring of the Legal Framework and Practice. Parliamentary hearings. Vol. 2. M.: The Federation Council, to 2003.104 p.

25. Lukyanova EA. Law of the Laws // Legislation Act. 1999. No. 11. P. 79-87.

26. Tikhomirov Y.U., Rakhmanina T.N., Khabibulin A.G. Law on Normative Legal Acts - an Actual Agenda // Journal of Russian law. 2006. No. 5. P. 88-93.

27. Boshno S.V. The Law on Normative Legal Acts: Past, Present and Future // Law and modern state. 2015. No. 2. P. 7-22.

28. Vetyutnev Yu.Yu. About Legal Contingency and Legal Chaos // Journal of the Russian law. 2003. No. 7. P. 72-78.

29. Shundikov K.V. Factor of Randomness in the Legal Life of Society // Legal policy and legal life. 2013. № 2 (51). P. 8-14.

30. Kerimov D.A. Methodology of Law (Object, Function, Philosophy of Law Issues). M.: Avanta +, 2001. 560 p.

31. Rastrigin L.A. This Casual, Casual, Casual World. M.: Young Guard, 1974, 208 p.

32. Berezin E. Capital Sheet. Number of Dollar Billionaires in Russia Has Grown. // Ros. newspaper. 2018. April 19.

33. Gavrilenko V.I. «Human security» as a New Model of the Welfare State // Bulletin of the Saratov State Academy of Law. 2017. №6 (119). P. 11-15.

34. Zorkin V. Letter and Spirit of the Constitution // Ros. newspaper. 2018. 9 October.

УДК 35.071; 340.130.53. К.В. Чилькина

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЕКТАХ И ЗАМЕТКАХ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА РАДИЩЕВА

Введение: современная государственная внутренняя политика в такой непростой сфере реализации государственного закона, как деятельность таможенных органов испытывает традиционные нагрузки, характерные для этого вида государственного управления на протяжении, по крайней мере, трехсотлетней истории развитияроссийской государственности. При решении современных проблем обеспечения законности в данных отраслях управления следует учитывать накопленный исторический опыт правового регулирования. Цель: анализ таможенных проектов и записок (политико-правовых трудов) А.Н. Радищева с целью выявления средств укрепления законности в деятельности российской таможенной службы. Методологическая основа: использованы методы системного анализа, историко-правовой,

© Чилькина Ксения Владимировна, 2019

Кандидат юридических наук, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: BaryshkovaK@rambler.ru © Chilkina Kseniya Vladimirovna, 2019

Candidate of law, Рrofessor of the State and law history department (Saratov State Law Academy) 61

сравнительно-правовой. Результаты: по итогам анализа таможенных проектов и записок А.Н. Радищева выявлены политико-правовые инструменты, способствующие укреплению законности, сокращению числа правонарушений в сфере деятельности органов российской таможни. Выводы: практическая деятельность и политико-правовые труды (взгляды) А.Н. Радищева на рубеже XVIII-XIX вв. и в дальнейшем выступали одним из оснований совершенствования государственной политики и российского законодательства в сфере деятельности таможни.

Ключевые слова: история государства и права России, история политико-правовой мысли, А.Н. Радищев, российская таможенная политика, принцип законности, профилактика преступлений.

K.V. Chilkina

THE PRINCIPLE OF LEGALITY IN CUSTOMS PROJECTS AND NOTES OF ALEKSANDR NIKOLAEVICH RADISHCHEV

Background: modern state domestic policy in certain areas of the implementation of state law (customs activities) is experiencing traditional pressures characteristic of this type of government over at least three hundred years of Russian statehood development. When solving modern problems of ensuring legality in these branches of government, one should take into account the accumulated historical experience of legal regulation. Objective: to analyze the customs projects and notes (political and legal works) of A.N. Radishchev in order to identify the means of strengthening the rule of law in the activities of the Russian customs service. Methodology: methods of system analysis, historical and legal, comparative legal have been used in the research. Results: based on the analysis of customs projects and notes A.N. Radishchev identified political and legal instruments that contribute to strengthening the rule of law, reducing the number of offenses in the sphere of activities of the Russian customs authorities. Conclusions: practical activities and political and legal works (views) A.N. Radishchev at the turn of the XVIII-XIX centuries and in the future they were one of the grounds for improving the state policy and Russian legislation in the field of customs.

Key-words: history of state and law of Russia, history of political and legal thought, A.N. Radishchev, Russian customs policy, the principle of legality, crime prevention.

| Принцип законности содержится и раскрывается сегодня в первую очередь

| на конституционном уровне в ст. 15 Конституции РФ. Данной статьей провоз-

го

? глашается, во-первых, что Конституция Российской Федерации имеет высшую

о

>1 юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Россий-

« ской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

§ Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Во-вторых, органы

0

1 государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,

I

| граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, принцип законности означает необходимость соответствия всех законов местного уровня, подзаконных правовых актов, а также действий всех физических и юридических лиц Конституции РФ, как основному закону государству, ядру его правовой системы.

На сегодняшний день деятельность российской таможни не свободна от

62 определенных проблем обеспечения законности [1], имеющих место в россий-

скои практике государственного управления в период развития российского государства уже три столетия назад.

Специалисты отмечают, что в истории Российского государства с самых начал его основания нарастала потребность в едином, основном государственном законе [2]. Соборное уложение 1649 г. стало первым печатным изданием законодательного акта общего характера [2, с. 438]. Уже в конце XVII столетия согласно российскому праву должностные лица и судьи должны были соблюдать государственный закон [2].

Следующим этапом развития теоретического и правового развития принципа законности был период правления Петра I. Во многих указах этого монарха утверждается и раскрывается принцип законности [2, с. 439-443]. Екатерина II продолжала расширять принцип законности. Речь идет уже не просто о восприятии государственного закона всеми слоями общества как единственного источника регулирования отношений и правопорядка, но и об ответственности должностных лиц. Екатерина стремилась организовать на принципе законности все сферы государственного и местного управления, в процессе работы Уложенной Комиссии над сводом законов Российской империи она предложила «выделить виды узаконений, главенствующую роль отдав законам» [2, с. 444]. К концу XVIII в. «российская верховная власть не только декларирует принцип законности, но и на законодательном уровне определяет механизмы его реализации, обеспечивает законодательную подготовку чиновничества и усиливает ответственность за игнорирование указанного требования» [2, с. 446]. В этих условиях Александр Николаевич Радищев продолжительное время возглавлял Санкт-Петербургскую таможню — одно из ведущих государственных учреждений. е

т

А.Н. Радищев известен в первую очередь как литератор — автор произве- и дений с критикой современной ему России («Путешествие из Петербурга в Мо- а скву», ода «Вольность» и др.). В отечественной историографии не много работ, о

в

посвященных политико-правовым взглядам А.Н. Радищева. Во-первых, следует о

й

отметить ряд работ середины прошлого века, среди которых диссертация В.С. с Покровского «Радищев как политический мыслитель XVIII в.» [3], где речь идет, Р прежде всего, о крепостном праве, о социальных, исторических, политических е

взглядах мыслителя, о влиянии на его творчество Французской буржуазной о

й

революции. В 1952 г. в Киеве была защищена диссертация А.Б. Дубровиной «По- р

литические и правовые взгляды А.Н. Радищева» [4]. В 1950-е годы в советской Ч

печати было опубликовано несколько статей, освещающих политико-правовые о

взгляды и деятельность А.Н. Радищева [5; 6; 7]. В 1981 г. была опубликована к

статья П.С. Грацианского о конституционных воззрениях А.Н. Радищева [8]. м

Новый этап исследований трудов А.Н. Радищева с политико-правовых по- I

зиций начался в 2000-х гг. В основном, в качестве предмета исследования ана- ¡§

лизируются правовые взгляды А.Н. Радищева [9; 10; 11; 12]. 2

Однако в российской историографии не освещены его гражданско-правовые 2

взгляды, тогда как и они, наряду с уголовно-правовыми позициями мыслителя, 9 представляются весьма актуальными.

А.Н. Радищев пять лет (1766-1771 гг.) обучался праву в Лейпцигском университете, и помимо его литературной деятельности особое значение имеют его правовые взгляды. По возвращении в Санкт-Петербург в 1771 г. он несколько лет проработал в качестве военного прокурора (обер-аудитора) при штабе Петербургского главнокомандующего. В 1777 г. поступил в Коммерц-коллегию, 63

управляющую торговлей и промышленностью, а в период с 1780 по 1790 гг. он работал в Петербургской таможне, впоследствии возглавив ее. Таким образом, он занимался не только хозяйственной, но и административной юридической деятельностью, вопреки мнению некоторых российских авторов [13, с. 50]. Об этом позволяет говорить анализ политико-правовых трудов А.Н. Радищева, и результатом его деятельности в период с 1780 по 1790 гг. были труды о законодательстве, разработанные проекты законов.

Санкт-Петербургская портовая таможня в конце XVIII в. занимала лидирующее место среди таможенных учреждений России, причем объем морской торговли в этот период значительно превосходил объемы сухопутной, быстро происходила специализация кадрового состава таможен [14, с. 27, 29]. В этих условиях от служащих таможни требовалось знание законодательства, комплексный подход в решении текущих вопросов. В процессе работы он составил несколько проектов с предложениями реформировать таможенное дело и содействовать более успешной реализации государственного закона. В числе этих трудов были и проект основного закона государства (труд «О разделении Уложения российского»), и проект гражданского кодекса (уложения), исследованию роли которых в российской специальной литературе посвящено несколько работ.

Одним из значимых законопроектов А.Н. Радищева был проект нового генерального таможенного тарифа. Действовавший ранее тариф 1767 г., хотя и принят ввиду «несоответствия потребностям экономики», он был составлен без надлежащих правил и отличался разными пошлинами на уцененные товары. По нему запрещался ввоз хлебного вина, французской водки, иностранной соли, бархата, тафты, парчи, шелковой бахромы, шелковых лент, галунов, мехов, а также мышьяка и некоторых других ядов. Налагался запрет на отпуск (вывоз) золота и серебра в монетах, слитках и деле, леса, пороха, селитры, пряжи льняной и накатной из чистой и чесаной пеньки, пакли. Высокой пошлиной был обложен итальянский шелк [15, с. 160].

В Проекте нового генерального таможенного тарифа А.Н. Радищев предложил новый алфавитный способ каталогизации товаров, который способствовал бы сокращению числа сговоров между купцами и таможенниками: он предлагает выделять в качестве самостоятельных позиций каталога товаров, перевозимых через границу, распространенные и востребованные виды товаров (например: чулки, перчатки, рукавицы и пр., тогда как согласно действовавшему тарифу чулки относили к товарам, производимым из шелка, а завозили в Россию не только шелковые, но и другие чулки) [16]. Купцы ради экономии предлагали работникам таможни за определенную мзду приписать товар к тем позициям, которые были обозначены в каталоге. Радищев предлагал сделать каталог более подробным, что бы каждая статья касалась общего представления о ввозимом товаре, в этой статье специальными пунктами были выделены виды данных товаров, к общей статье был дан комментарий, чтобы определить пошлину на все неизвестные товары подобного качества, обозначенные статьей тарифа.

Новый алфавитный каталог товаров должен был сократить расход времени на таможенное оформление товаров и число таможенных преступлений. В государственном тарифе 1782 г. был изменен порядок расположения товаров в описи — наименования были расположены в алфавитном порядке [17], как то и предлагал Радищев.

Чиновник отмечает также, что при оформлении товаров следует буквально воспринимать закон, а не толковать его, следует исключить из описания товаров комментарии, не отражающие его сущности (например, в каких емкостях товары содержатся и пр.), следует исключить из практики налогообложения разные по величине пошлины с одного и того же товара. В целях соблюдения закона Радищев предлагал изменить подход, имевший место в действующем тарифе 1766 г., согласно которому вновь ввозимые неизвестные ранее товары причислялись к уже записанным в тарифе. «Всякое уподобление остается в воле судящаго о вещи, а закон тем совершеннее бывает, чем меньше в суде на произвол судящаго оставляется, и чем больше судия имеет волю или способ полагать решения по своему благоизобретению, а чем меньше имеет он власти или способа умствовать и давать вещам виды по понятию своему, тем вящая положена будет пристрастиям его преграда, и тем меньше он поползнуться возможет на корыстолюбие, ибо все к тому пути у него отъяты» [16, с. 54]. Таким образом, принцип законности А.Н. Радищев видел и в том, чтобы в государственном законе (в различных подзаконных актах) обозначать виды товаров, их качества, каждому товару назначать только ему предписанную пошлину, что должно способствовать сокращению судебного произвола. В целях введения в действие нового тарифа, чиновник предложил издать общее для всех предписание, «чтобы о новых товарах давали знать в главное начальство с приложением образцов оных товаров» [16, с. 55].

Следующим объектом внимания Радищева был вопрос об определении тары, в которой содержится товар, перевозимый через границу. В современной ему практике товар на таможне выкладывался из тары (если было возможно) и определялся самостоятельным весом, но этот процесс занимал много времени (и не е всегда можно было выложить товар и определить его вес). Купечество в основном и указывало только вес самого товара без тары, а на таможне товар взвешивали с а тарой, что приводило к проблемам в налогообложении. Было предложено уста- о новить ориентировочные размеры и вес тары, характерной для перевозимого | товара, установить на нее отдельную пошлину, указать чуть завышенный тариф о на нее, т.к. не было единообразия тары. Таким образом, таможенные отправле- а ния станут быстрее и легче. Радищев предложил дифференцировать товары по в их необходимости: предметы роскоши считать вместе с упаковкой, на дорогие н необходимые товары вес тары вообще не облагать налогом, «ибо малая прибавка | в весу делает в товаре высокой цены большую разницу» [16, с. 56]. Д

Предлагалось ввести новые принципы налогообложения товаров, перевозка С которых была связана с риском их порчи (например, посуда). В данном случае й пошлину надо было взыскивать по количеству (поштучно) провозимого, а не по Д стоимости целого груза. Такой подход к налогообложению исключил бы злоу- еми потребления таможенников, которые часто оформляли, как лом, целый товар •и и по сговору с купцом облагали его меньшим налогом. Ш

Также Радищевым был выявлены разногласия тарифов 1757 и 1766 гг., при- 8 водившие к несоразмерному таможенному обложению. 0

В докладе Императору о Гостином дворе Санкт-Петербурга А.Н. Радищев 9 обосновывал необходимость постройки таможенных пакгаузов и погребов, хранение товаров в которых способствовало бы сокращению злоупотреблений [18]. В качестве источника финансирования данных складских помещений предлагалось повысить налог на Гостиный двор Санкт-Петербурга, поскольку данный налог не соответствовал получаемым собственниками и арендаторами помещений Гостиного двора доходам. 65

В годы правления Екатерины II активно развивалась пограничная государственная служба [19], и Радищева привлекали в качестве эксперта в вопросах укрепления государственной границы. Утверждение принципа законности следует и в реакции Александра Николаевича на доклад генерал-губернатора П.Б. Пассека, который в своей деятельности противоречил Указу Екатерины II 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров». Согласно ст. 4 данного Указа было обозначено, что на границе каждые десять верст должны были находиться (должны быть устроены специальные дома) два объездчика для контроля за границей. Генерал-губернатор Пассек сообщал, что он «места пребывания объезщиков и их жилище назначает не чрез десять верст одно от другаго, .... но в тех местах, где есть дорожки и тропинки, и там, где есть на белорусской или польской стороне при границе местечки или селения» [20, с. 60].

В «Примечаниях на доклад директора Петербургской таможни Г.Ю. Даля» Радищев подробно описывал те злоупотребления таможенников, которые имели место до принятия нового таможенного тарифа 1782 г., (введен в действие в 1883 г.) и после введения данного тарифа также предложил ряд мер, служащих укреплению законности и противодействию преступности в их числе — коллегиальное участие таможенников в клеймении товара, его отвесе и счете, комиссионная подпись документов, чтобы в месте оформления товаров повозки были опечатаны с правом вскрытия данных печатей городничими и земскими судами только тех местностей, где есть таможни. Предлагалось также предоставить городничим и нижним земским судам право досмотра всех лиц, сопровождаю-а щих груз [21].

? Огромное количество контрабанды, попадавшей на территорию Российско-

го и

я го государства, вызвало ужесточение условий пропуска многих товаров через | российско-польскую границу. Указом Екатерины II 1789 г. был запрещен экспорт I и импорт различных товаров «сухим путем через таможни, в наместничествах | Екатеринославском, Могилевском, Киевском и Полоцком». Одним из авторов I данного законопроекта был А.Н. Радищев [22].

| Спустя короткое время, уже в правление Александра I, активно стало раз-

| виваться законодательство, регламентирующее деятельность таможенных и | пограничных учреждений [23]. Многие из принятых в дальнейшем законода-'I тельных актов реализовывали предложения А.Н. Радищева по организации | таможенного дела. Уже в последние годы жизни, когда Радищев из ссылки был | возвращен ко Двору и включен в состав комиссии по систематизации российского законодательства, он создал ряд законопроектов, где учитывались особенности российской системы управления (в частности, ограниченная монархия призна-ё валась им в качестве оптимальной формы правления), предшествующий опыт § государственной службы. Закон, по мнению А.Н. Радищева, принимается для | того, чтобы граждане, проживающие в обществе, знали, в чем состоят их права и | обязанности, ... что дозволено и что запрещено. [24, с. 146]. Закон государственный подлежит изменению в силу меняющихся условий жизни народа, однако «законодатель мудрый, не убояся препятствий и трудностей от частных людей, неистовых самолюбцев, презрив негодования некоторых для пользы миллионов, сокрушит неясности прежних узаконений, низвергнет ненависть чиносостояния разделяющие, воздвигнет закон для всех единый, в действии своем, неминуемый, 66 в изречениях неумолимый, который обнажит всем начальную цель общества и

незыблем водрузится в сердца всех сограждан» [24, с. 147]. Среди средств, используемых государственной властью в укреплении законности, мыслитель выделял: воспретительные (императивные), побуждающие (стимулирующие), предупредительные (профилактические) [24, с. 151]. Все законопроекты А.Н. Радищева были пронизаны идеей соблюдения государственного закона, основанного на естественном праве народа: «Закон положительный не истребляет, не долженствует истряблять и немощен всегда истребить закона естественнаго».

Безусловно, можно говорить о том, что литератор, государственный служащий, военнослужащий, юрист Александр Николаевич Радищев на всех этапах жизненного пути следовал принципу законности, был убежденным сторонником государственного закона. Анализ его политико-правовых трудов, в частности таможенных проектов и заметок, дает нам представление об актуальности, глубине и принципиальности этих работ. К числу форм реализации принципа законности, согласно трудам А.Н. Радищева, можно отнести упорядочение действующего законодательства, его унификацию, расширение контрольных полномочий государственных органов в отдельных сферах регулирования общественных отношений (в том числе в таможенном деле), распространение коллегиального начала в производстве отдельных процессуальных мероприятий с целью сокращения злоупотреблений служащих (освидетельствование и отправка грузов с таможни), техническое и содержательное упорядочение реестров товаров с целью повышения качества работы отдельных государственных учреждений (таможни), требование буквального соблюдения закона, сокращающее действие субъективного фактора в регулировании общественных отношений.

Библиографический список с

1. Агамагомедова СА. Проблемы административно-правового регулирования ве- | домственного контроля деятельности таможенных органов в современный период // а Административное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 23-30. Т

2. Кодан С.В. Генезис законодательного закрепления принципа и режима законно- к сти в деятельности государственной администрации в России (XVII - начала XX в.) // й Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской У академии наук. 2012. Вып. 12. С. 436-451. |

3. Покровский В.С. Радищев как политический мыслитель XVIII века: дис. ... канд. е юрид. наук. М., 1945. 563 с. О

4. ДубровинаА.Б. Политические и правовые взгляды А.Н. Радищева: дис. ... канд. Ю юрид. наук. Киев, 1952. 46 с. g

5. Покровский С. Юридические труды А.Н. Радищева // Советское государство и е право. 1954. № 2. й

6. Солодкин И.Н. Уголовно-правовые воззрения А.Н. Радищева // Вопросы уголов- аа ного права и процесса. Ученые записки Ленинградского университета. 1956. № 202. M С. 23-49. I

7. Кабатов ВА. Новое исследование о государственно-правовых взглядах А.Н. Ради- № щева (Покровский С.А. Государственно-правовые взгляды Радищева. М.: Госюриздат, 1 1956. 310 с.) // Советское государство и право. 1958. № 8. С. 126-133. )

8. Грацианский П.С. Конституционные воззрения А.Н. Радищева // Советское го- 0 сударство и право. 1981. № 4. С. 107-114. 9

9. Водолаго М.В. Вопросы уголовного права в творчестве А.Н. Радищева (общая характеристика) // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 2. С. 152-158.

10. Есина ОА. Александр Николаевич Радищев как основоположник Российской уголовной статистики: Межрегиональная конференция, посвященная 60-й годовщине празднования Дня прав человека: тезисы докладов. Вып. 7. Волгоград: Изд-во Волгоградской академии МВД России, 2011. С. 84-86. 67

11. Илюхин A£., Смоляров М.В. Идея наказания в воззрениях К.Г. Лангера, А.Н. Радищева, И.С. Лопухина: историко-правовой аспект // Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: сборник научных статей. Курск, 2013. С. 13-19.

12. Смоляров М.В. Основные политико-правовые и пенитенциарные воззрения Екатерины II, А.Н. Радищева // Юридическая наука. 2014. № 3. С. 26-28.

13. Макогоненко Г.П. А.Н. Радищев. Очерк жизни и творчества. М.: Гослитиздат, 1949. 196 с.

14. Балковая В.Г. Становление портовых таможен России (XVI-XVIII вв.) // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 24-30.

15. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / под общ. ред. А. Е. Жерихова. М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 592 с.

16. Радищев А.Н. [Проект нового генерального таможенного тарифа] // А.Н. Радищев. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 49-58.

17. Тариф 1782 г. для всех Портов и пограничных Таможен Российской империи, кроме Астрахани, Оренбурга и Сибири // ПСЗ РИ. Т. XLV. Книга тарифов.

18. Радищев А.Н. [Записка о Гостином дворе] // А.Н. Радищев. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 68-72.

19. Аванесов С.Б. Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в 18-19 века // Наука и современность. 2013. № 22. С. 235-242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Радищев А.Н. [О таможенных обрядах]: I. Отзыв о докладе белорусского генерал-губернатора Пассека // А.Н. Радищев. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 59-63.

21. Радищев А.Н. [О таможенных обрядах]: II. [Примечания на доклад директора Петербургской таможни Г.Ю. Даля] // А.Н. Радищев. Полное собрание сочинений. М.;

| Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 63-66. ~ 22. Радищев А.Н. Проект доклада о запрещении провоза товаров иностранных чрез

S пограничные к Польше лежащия таможни // А.Н. Радищев. Полное собрание сочине-I ний. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 73-86. Ï 23. Кайданов Н.И. Систематический каталог делам Департамента внешней торговли,

| хранящимся в Архиве Департамента таможенных сборов и других бывших учреж-I дений по части промышленности и торговли, хранящимся в Архиве Департамента о таможенных сборов: Тут же: Дополнения к Каталогу делам Департамента внешней ¥ торговли. 1877 г.

? 24. Радищев А.Н. О законоположении // А.Н. Радищев. Полное собрание сочинений.

| М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952).

0

1 I

« References

| 1. Agamagomedova SA. Problems of Administrative and Legal Regulation of De-

| partmental Control over the Activities of Customs Authorities in the Modern Period // '§ Administrative and municipal law. 2017. No. 2. P. 23-30.

« 2. Kodan S.V. Genesis of Legislative Consolidation of the Principle and Regime of Le-

S. gality in the Activities of Public Administration in Russia (XVII - early XX century) // " Scientific Yearbook of the Institute of philosophy and law of the Ural branch of the Russian I Academy of Sciences. 2012. Issue. 12. P. 436-451.

^ 3. Pokrovsky V.S. Radishchev as a Political Thinker of the XVIII century: dis. ...of cand.

of law. M., 1945. 563 c.

4. DubrovinBA. Political and Legal Views of A. N. Radishchev: dis. ... of cand. of law. Kiev, 1952. 46 p.

5. Pokrovsky S. Legal Works of A.N. Radishchev // Soviet state and law. 1954. No. 2.

6. Solodkin I.N. Criminal-legal Views of A. N. Radishchev // Questions of criminal law 68 and procedure. Scientific notes of Leningrad University.1956. No. 202. Р. 23-49.

7. Kabatov V.A. New Study on State-legal Views of A. N. Radishchev. (Pokrovsky S.A. State-legal views of Radishchev. Moscow: Gosyurizdat, 1956. 310 p.) // Soviet state and law. 1958. No. 8. P. 126-133.

8. Gratsianskiy P.S. Constitutional Views of A. N. Radishchev // Soviet state and law. 1981. No. 4. P. 107-114.

9. Vodolaga M.V. Criminal Law Matters in the Works of A. N. Radishchev (General characteristics) // Actual problems of Russian law. 2008. No. 2. P. 152-158.

10. Esina O.A. Alexander Nikolaevich Radishchev as the Founder of Russian Criminal Statistics: Interregional conference dedicated to the 60th anniversary of the celebration of human rights Day: abstracts. Issue. 7. Volgograd: Publishing house of Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2011. P. 84-86.

11. Ilyukhin A.V., Smolyarov M.V. Idea of Punishment in the Views of K.G. Langer, A.N. Radishchev, I.S. Lopukhin: Historical and Legal Aspect // Criminal law in the evolving society: problems and prospects: collection of scientific articles. Kursk, 2013. P. 13-19.

12. Smolyarov M.V. Main Political, Legal and Penitentiary views of Catherine II, A.N. Radishchev // Legal science. 2014. No. 3. P. 26-28.

13. Makogonenko G.P. A.N. Radischev. Essay of Life and Creativity. M.: Goslitizdat, 1949. 196 p.

14. Balkova V.G. Formation of Port Customs of Russia (XVI-XVIII centuries). Bulletin of the Russian Customs Academy. 2011. No. 3. P. 24-30.

15. Kislovsky Yu.G. History of Customs Affairs and Customs Policy of Russia. 3-e Izd. / under the General editorship of A. E. Zherihov. M: RUSINA-PRESS, 2004. 592 p.

16. Radishchev A.N. [Draft of the New General Customs Tariff] // A.N. Radishchev. Complete works. Moscow; Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938-1952. Vol. 3 (1952). P. 49-58.

17. Tariff of 1782 for All Ports and Border Customs of the Russian Empire, except Astrakhan, Orenburg and Siberia. T. XLV. Book of Tariffs. H

18. Radishchev A.N. [Note on the Gostiny Dvor] // A. N. Radishchev. Complete works. K Moscow; Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938-1952. a Vol. 3 (1952). P. 68-72. C

19. Avanesov S.B. Study of Customs Policy and Customs Affairs in Russia in the 18th- | 19th Century // Science and modernity. 2013. No. 22. P. 235-242. 3

20. Radischev A.N. [About the Customs and Rites]: I. Review of the report of the Be- P larusian Governor-General of PASAKA // A.N. Radischev. Complete works. Moscow; B Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938-1952. Vol. 3 (1952). 0 P. 59-63. |

21. Radischev A.N. [About the Customs and Rites]: II. [Notes on the report of the Direc- | tor of the St. Petersburg customs G. Y. Dahl] // A.N. Radischev. Complete works. Moscow; C Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938-1952. Vol. 3 (1952). | P. 63-66. a

Q)

22. Radishchev A.N. Draft Report on the Prohibition of the Carriage of Foreign Goods M through the Border to Poland Attached Customs // A. N. Radishchev. Complete works. I Moscow; Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938-1952. 3 Vol. 3 (1952). P. 73-86. 2

23. Kaidanov N.I. So. Systematic Catalogue of the Affairs of the Department of Foreign ) Trade, Stored in the Archives of the Department of Customs Duties and Other Former 9 Institutions in the Field of Industry and Trade, Stored in the Archives of the Department

of Customs Duties: Here: Additions to the Catalogue of the Affairs of the Department of foreign trade. One thousand eight hundred seventy seven

24. Radishchev A.N. About the Law Statute // A.N. Radischev. Full collection of works. Moscow; Leningrad: Publishing house of the USSR Academy of Sciences, 1938-1952. Vol. 3 (1952).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.