Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / права человека / принципы / законность / целесообразность. / маќомоти корњои дохилї / њуќуќњои инсон / принсипњо / ќонуният / маќсаднок.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солехзода Ф.Ф.

В статье автором анализируется принцип законности в деятельности органов внутренних дел. Исходя из существующих в науке точек зрения, автор определяет основное предназначение данного принципа в деятельности органов внутренних дел и раскрывает его содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF LEGALITY AS A BACKBONE PRINCIPLE IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Дар маќола муаллиф принсипи ќонуниятро дар фаъолияти маќомоти корњои дохилї тањлил кардааст. Дар асоси нуќтањои назарї дар илм мављудбуда, муаллиф маќсади асо-сии принсипи мазкурро дар фаъолияти маќомоти корњои дохилї муайян намуда, мазмуни онро ошкор мекунад.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 340.131.4

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИНСИПИ КОНУНИЯТ ХДМЧУН ПРИНСИПИ БАНИЗОМОВАРАНДА ДАР ФАЪОЛИЯТИ МАКОМОТИ КОРХОИ ДОХИЛП

THE PRINCIPLE OF LEGALITY AS A BACKBONE PRINCIPLE IN THE ACTIVITIES

OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

СОЛЕХЗОДА Ф.Ф.

Solehzoda F.F.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин факультета № 2 Академии МВД Республики Таджикистан,

подполковник милиции

Дотсенти кафедраи фан^ои давлатй-^уцуции факултети № 2

Академияи ВКД Цум^урии Тоцикистон, подполковники милитсия Associate Professor of the Department of State legal disciplines offaculty No. 2 of the Academy of the MIA of the Republic of Tajikistan, lieutenant

colonel of the Militia

Научная специальность: 12.00.02 - Конституционное право; право конституционного судебного процесса; правовое регулирование местной власти (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки).

Ихтисоси илми: 12.00.02 - Хукуки конститутсионй; х,ук;ук;и мурофиаи судии конститутсионй; танзими хукукии хокимияти махаллй (5.1.2. Илмхои хукукй-оммавй (хукукй-давлатй)).

Scientific specialty: 12.00.02 - Constitutional law; constitutional litigation; legal regulation of local authorities (5.1.2. Public Law (State Law) Sciences).

Рецензент: ДИНОРШОХ А.М. - первый заместитель исполнительного директора филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе, доктор юридических наук, профессор (научный руководитель).

Такриздиханда: Диноршох А.М. - муовини аввали директори ичроияи Донишгохи давлатии Москва ба номи М.В. Ломоносов дар шахри Душанбе, доктори илмхри х,укук;ши-носй, профессор (рохбари илмй).

Reviewer: DINORSHOH A.M. - First Deputy Executive Director of the Branch of Moscow State University named after M.V. Lomonosov in Dushanbe, Doctor of Law, Professor (scientific adviser).

Аннотация: В статье автором анализируется принцип законности в деятельности органов внутренних дел. Исходя из существующих в науке точек зрения, автор определяет основное предназначение данного принципа в деятельности органов внутренних дел и раскрывает его содержание.

Ключевые слова: органы внутренних дел, права человека, принципы, законность, целесообразность.

Аннотатсия: Дар макола муаллиф принсипи конуниятро дар фаъолияти макомоти корхои дохилй тахлил кардааст. Дар асоси нуктахои назарй дар илм мавчудбуда, муаллиф максади асосии принсипи мазкурро дар фаъолияти макомоти корхои дохилй муайян намуда, мазмуни онро ошкор мекунад.

E-mail: farogat. solekhzoda. 81@bk.ru

Вожа^ои калиди: макомоти корх,ои дохилй, хукукдои инсон, принсипхо, конуният, максаднок.

Annotation: In the article, the author analyzes the principle of legality in the activities of the internal affairs bodies. Based on the points of view existing in science, the author determines the main purpose of this principle in the activities of the internal affairs bodies and reveals its content.

Key words: Internal affairs bodies, human rights, principles, legality, expediency.

После приобретения независимости в Республике Таджикистан начались кардинальные демократические преобразования, целью которых является построение правового и демократического государства, а также провозглашение приоритета прав и свобод человека и гражданина. Данные положения нашли свое отражение в Конституции Таджикистана и выступают в качестве важной и значимой основы для формирования правового статуса личности в Таджикистане.

Статья 5 Конституции страны устанавливает два важнейших принципа, которые определяют правовое взаимодействие человека с государством - признание в качестве высшей ценности прав человека и обязанность государства признавать и защищать права и свободы человека [1]. Последний принцип выражается в организации деятельности органов государственной власти одним из приоритетных направлений деятельности которых выступает вопрос обеспечения и реализации прав и свобод человека и гражданина.

На эту функцию государственных органов особо обращает внимание Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон. В частности, в своем послании Маджлиси Оли 26 декабря 2018 года он отмечал, что «обеспечение правопорядка, безопасности государства, спокойствия и стабильности в обществе, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью являются непосредственными служебными обязанностями и гражданским долгом каждого сотрудника правоохранительных органов» [13].

Среди государственных органов, призванных обеспечивать и защищать права человека важное место отводится органам внутренних дел (далее - ОВД). В действую-

щем законодательстве страны устанавливается, что данные органы призваны обеспечивать реализацию и защиту конституционных прав человека, и этот аспект создает предпосылки для повышения роли милиции в укреплении законности и правопорядка в стране [6].

В процессе реализации деятельности по защите прав человека ОВД важное значение имеют принципы организации и деятельности данного органа, выступающие в качестве фундамента, на которых строится взаимоотношение между индивидом и милицией.

В научной литературе категория «принцип» изучена достаточно подробно. Под ним, как правило, понимают основополагающие фундаментальные основы, посредством которых определяются смысл и содержание права и правовой системы. Помимо этого, ряд авторов указывает, что организация и деятельность государственных органов базируются на определенных принципах [8, с. 9-10].

Деятельность ОВД также строится на определённых принципах. Как отмечают по этому поводу А.В. Куракин и М.В. Костен-ников, «принципы устанавливают основополагающие начала организации деятельности органов внутренних дел. Они выступают в качестве связующего звена между нормативными предписаниями различной отраслевой принадлежности» [10, с. 23].

Исходя из этого, в законодательстве большинства постсоветских государств устанавливаются принципы организации и деятельности ОВД. Данные принципы определяют основные начала функционирования данных органов. Данные принципы закреплены и в законодательстве Республики Таджикистан (статья 4 Закона РТ «О милиции») [6]. Данные принципы определяют критерии, на основе которых функционируют органы милиции. Характеризуя данные критерии,

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

Р.М. Раджабов и Н.М. Самиев отмечают, что принципы должны иметь правовую основу, т.е. закрепленные в законе, регулировать основополагающие начала функционирования органов милиции; нарушение одного принципа привод к нарушению и иных принципов деятельности органов милиции и данные принципы должны отражать гуманистическую сущность в деятельности милиции [14, с. 47-52].

Анализируя и систематизируя данные принципы, мы можем подразделить их на две категории - организационные и функциональные.

Первая категория принципов определяет вопросы организационного построения ОВД.

Вторая категория в свою очередь, определяет процессуальную составляющую в деятельности ОВД, т.е. порядок их взаимодействия с гражданами в процессе защиты их законных интересов обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.

Здесь мы остановимся на изучении принципа законности как системообразующего организационного принципа в деятельности ОВД.

Статья 1 Конституции Республики Таджикистан провозглашает нашу страну правовым государством [1]. В юридической литературе понятие «правовое государство» трактуется как построение власти, основанного на праве и которое реализуется и ограничивается им. Исходя из этого, можно заключить, что принцип законности является основным элементом, посредством которого определяется режим «правового государства», т.е., именно посредством соблюдения законности определяется построение власти, основанном на праве.

Дальнейшее содержание понятия «правового государства» и через его призму понятия «законности» находит свое основание в статьях 10 и 14 Конституции Республики Таджикистан. В данных статьях устанавливается приоритет Конституции и законов страны, а также определяются цели и задачи деятельности всех органов государственной власти [1].

Привязка принципа законности к категории «правовое государство» даёт основание ряду ученых трактовать его понятие в широком смысле, т.е. как общественно-социальное явление. В частности, Я.Л. Алиев, В.Б. Клишков отмечают, что состояние законности в государстве отражает уровень правовой организации общественной, политической жизни; связь права и деятельности как государственной власти, так и государства в целом [2, с. 90-95]. Исходя из этого определения, они выделяют следующие признаки законности:

- во-первых, оно является социально-правовой категорией,

- во-вторых, характеризует организацию и функционирование общества и государства на правовой основе [2, с. 9095].

В свою очередь В.Т. Батычко указывает, что «понятие законности очень многогранно» [4]. По его мнению, данная категория включает в себя такие аспекты, как:

- условия жизни государственно-организованного общества;

- требование о соблюдении всех видом правовых норм всеми субъектами [4].

При этом, в литературе встречаются и иные трактовки понятия законности, которые относятся к отраслевому определению данного понятия. Данные понятия можно трактовать как узкие понятия законности, которые сводятся к требованию о неукоснительном соблюдении законов. Например, К.Ф. Гуценко под законностью понимает «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и общественными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами» [5, с. 38]. Схожую позицию высказывает Ф.М. Раянов. По его мнению, законность - «это правовая категория, посредством которой определяется отношение к законам в обществе и государстве» [7]. Исходя из данных трактовок принципа законности можно заключить, что данный принцип состоит из таких компонентов, как неуклонное и обязательное исполнение законов всеми управомоченными субъектами, а также защиту от противоправных действий.

Осори Академияи ВКД Чумдурии Точикистон. № 1 (57). 2023

В контексте рассматриваемого нами вопроса, наиболее точно характеристику принципу законности даёт Н.В. Одина, по мнению которой категория законности в юридической науке понимается в трех аспектах.

Во-первых, как категория правового характера осуществляемое в повседневной деятельности государства и общества.

Во-вторых, уважение и исполнение закона всеми субъектами.

В-третьих, как правозащитный механизм [12, с. 161-162].

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что, устанавливая понятие «законности» в законодательстве, государство стремится организовать общественную жизнь в рамках четко установленных правил, которым должны следовать все субъекты, без исключения.

Говоря о реализации данного принципа в деятельности ОВД, напомним, что он закреплен в статье 4 Закона РТ «О милиции» и определяет режим и метод деятельности данных органов. Характеризуя данный принцип, Е.В. Киричек верно отмечает, что он имеет особую значимость в деятельности органов внутренних дел и его содержание подразумевает неукоснительное соблюдение предписаний правовых норм всеми ее сотрудниками [8, с. 200-201]. Далее он отмечает, что сотрудники ОВД ни при каких условиях не должны нарушать закон. В свою очередь, Н.А. Овчинников отмечает, что законность способствует укреплению правопорядка, а также создает условия для противодействия коррупции, сама законность нуждается в обеспечении целым комплексом правовых, организационных, экономических и иных средств [11, с. 23].

Таким образом, закрепление данного принципа в деятельности ОВД, в первую очередь, направлено на то, чтобы сотрудники этих органов в своей деятельности строго придерживались буквы закона. Исходя из этого, большинство авторов, иссле-

дуя вопрос о реализации принципа законности в деятельности ОВД отмечают, что порой приходится сталкивается с такой категорией, как целесообразность. Например, В.С. Афанасьев отмечает, что «нельзя противопоставлять целесообразность законности, принимать противоречащее закону решение, ссылаясь на целесообразность» [3, с. 94].

Действительно, в ходе реализации своей деятельности сотрудники ОВД могут столкнуться с такими ситуациями, когда приходится выбирать между применением законных средств или целесообразностью. Сотрудники ОВД должны избегать выбора между различного рода интересами, не связанными с его непосредственной деятельностью, т.е., не должно существовать конфликта интересов, когда сотрудник ставится перед выбором законного действия и целесообразности. В случае возникновения подобной ситуации, существует большая опасность нарушения интересов граждан, общества и государства.

Основываясь на положениях действующего законодательства, следует утверждать, что законность и целесообразность в деятельности сотрудников ОВД должны быть едины и предусмотрены в законе.

Таким образом, принцип законности в деятельности ОВД подразумевает под собой два аспекта:

Во-первых, безусловное и точное соблюдение предписаний нормативных актов всеми без исключения сотрудниками ОВД. Иными словами, при реализации своей деятельности по защите интересов граждан, обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью сотрудники ОВД сами должны соблюдать положения законов.

Во-вторых, в ходе осуществления своей деятельности, сотрудники ОВД обязаны следить, чтобы иные органы государственной власти и их должностные лица, а также физические и юридические лица неукоснительно выполняли законные предписания, не нарушая требований закона.

Использованная литература

1. Конституция Республики Таджикистан, принятая 6 ноября 1994 года путем всенародного референдума (с изменениями и дополнениями, внесенными путем всенародного референдума 26 сентября

1999, 22 июня 2003 и 22 мая 2016 гг. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ncz.tj/content (дата обращения: 03 января 2023 г.).

2. Алиев, Я.Л., Клишков, В.Б. Законность как один из основополагающих принципов эффективной деятельности органов внутренних дел / Я.Л. Алиев, В.Б. Клишков // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. - 2018. - № 6. - С. 90-95.

3. Афанасьев, В.С. Проблемы укрепления социалистической законности в деятельности органов внутренних дел / В.С. Афанасьев // Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. - М., 1977. - С. 92-98.

4. Батычко, В.Т. Теория государства и права в вопросах и ответах / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 233 с.

5. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы в СССР: учебник / Андреев В.В., Басков В.И., Гуценко К.Ф., Ковалев В.А., и др.; Под ред.: Гуценко К.Ф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 288 c.

6. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17.05.2004 г., № 41 // Адлия: Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан / Министерство юстиции РТ. Версия 7.0.

7. Законность: понятие и принципы. Дискуссионные вопросы законности // [Электронный ресурс]

- Режим доступа: URL: https://iurkom74.ru/ucheba/zakonnost-ponvatie-i-printsipi-diskussionnie-voprosi-za-konnosti (дата обращения: 05 января 2023 г.).

8. Киричек, Е.В. Принципы деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Е.В. Киричек // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 6.- С. 200-201.

9. Комиссаров, А.В., Миняйленко, Н.Н. Правовые принципы деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): монография / А.В. Комиссаров, Н.Н. Миняйленко. - Новосибирск, 2017. - 133 с.

10. Куракин, А.В., Костенников, М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции / А.В. Куракин, М.В. Костенников // Полицейская и следственная деятельность. - 2013. - № 2. - С. 22-49.

11. Овчинников, Н.А. Административно-правовое регулирование обеспечение законности в системе МВД России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Николай Александрович Овчинников.

- М., 2011. - 28 с.

12. Одина, Н.В. Законность как принцип деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / Н.В. Одина // Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие. Сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции. - М., 2020. - С. 161-162.

13. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 26.12.2018 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prezident.ti/ru/node/19089 (дата обращения: 05 января 2023 г.).

14. Раджабов, Р.М., Самиев, Н.М. Правовые принципы организации и деятельности милиции как одной из систем правоохранительных органов Таджикистана / Р.М. Раджабов, Н.М. Самиев // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2012. - № 1 (17). - С. 47-52.

References

1. The Constitution of the Republic of Taj ikistan, adopted on November 6, 1994 by a national referendum (with amendments and additions made by a national referendum on September 26, 1999, June 22, 2003 and May 22, 2016 // [Electronic resource] - Access mode: http: / /ncz.tj/content (accessed 03 January 2023).

2. Aliev, Ya.L., Klishkov, V.B. Legality as one of the fundamental principles of the effective operation of internal affairs bodies / Ya.L. Aliev, V.B. Klishkov // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. - 2018. - No. 6. - P. 90-95.

3. Afanasiev, V.S. Problems of strengthening socialist legality in the activities of internal affairs bodies / V.S. Afanasiev // Ensuring socialist legality in the activities of internal affairs bodies. - M., 1977. - Р. 92-98.

4. Batychko, V.T. Theory of State and Law in Questions and Answers / V.T. Batychko. - Taganrog: TRTU, 2005. - 233 p.

5. Gutsenko, K.F. Law enforcement agencies in the USSR: Textbook / Andreev V.V., Baskov V.I., Gutsenko K.F., Kovalev V.A., and others; Ed.: Gutsenko K.F. - M.: Publishing House of Moscow. un-ta, 1991.

- 288 p.

6. Law of the Republic of Tajikistan "On the Police" dated May 17, 2004, No. 41 // Adlia: Centralized Bank of Legal Information of the Republic of Tajikistan. / Ministry of Justice of the Republic of Tatarstan. Version

7.0.

7. Legality: concept and principles. Debating issues of legality // [Electronic resource] - Access mode: URL: https://jurkom74.ru/ucheba/zakonnost-ponyatie-i-printsipi-diskussionnie-voprosi-zakonnosti (date of access: January 05, 2023).

8. Kirichek, E.V. Principles of police activities to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation / E.V. Kirichek // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - No. 6. - 2014. - Р. 200-201.

9. Komissarov, A.V., Minyailenko, N.N. Legal principles of the activities of the National Guard Troops of the Russian Federation (theoretical and legal aspect): monograph / A.V. Komissarov, N.N. Minyailenko. -Novosibirsk, 2017. - 133 p.

10. Kurakin, A.V., Kostennikov, M.V. Principles of organization and activity of the Russian police / A.V. Kurakin, M.V. Kostennikov // Police and investigative activities. - 2013. - No. 2. - Р. 22-49.

11. Ovchinnikov, N.A. Administrative and legal regulation of ensuring the rule of law in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: author. dis. ... cand. legal Sciences: 2.00.14 / Nikolai Aleksandrovich Ovchinnikov. - M., 2011. - 28 p.

12. Odina, N.V. Legality as a principle of activity of internal affairs bodies of the Russian Federation / N.V. Odina // Extreme situations, conflicts, social harmony. Collection of scientific papers based on the materials of the XX International Scientific and Practical Conference. - M., 2020. - Р. 161-162.

13. Message of the President of the Republic of Tajikistan to the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, December 26, 2018 // [Electronic resource]. - Access mode: http://prezident.tj/ru/node/19089 (date of access: January 05, 2023).

14. Radjabov, R.M., Samiev, N.M. Legal principles of the organization and activities of the police as one of the systems of law enforcement agencies in Tajikistan / R.M. Radjabov, N.M. Samiev // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. - No. 1 (17). - 2012. - Р. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.