2.7. ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ И ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ
Саенко А. В., аспирант Кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.
Аннотация: в статье рассматриваются принцип
взаимности и принцип национального режима, как основные начала международного частного права и международного гражданского процессуального права.
Ключевые слова: принцип взаимности, принцип
равенства, наука, международное частное право, международное гражданское процессуальное право, международное публичное право, международный договор, сотрудничество, принцип национального режима, законодательство.
PRINCIPLE OF RECIPROCITY AND PRINCIPLE OF A NATIONAL TREATMENT IN THE INTERNATIONAL CIVIL PROCEDURAL LAW
Saenko A. V., post-graduate, the department of civil and employment law People’s friendship university of Russia.
Annotation: the article describes principle of reciprocity and principle of national treatment, as basic principles of international private law and international civil procedural law.
Keywords: principle of reciprocity, principle of equality, science, international private law, international civil procedural law, international public law, international treaty, cooperation, principle of national treatment, legislation.
Совершенствование правовых, культурных и иных связей государства с другими странами способствует развитию международного частного права и
международного гражданского процессуального права, что находит свое выражение во взаимном признании государствами действия их законов, а также судебных актов.
В науке международного частного права принцип взаимности понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества. Принцип взаимности в международном частном праве является проявлением похожего принципа в международном публичном праве - принципа равенства и
сотрудничества государств, закрепленного в ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций 1945 года. Оба принципа носят характер сверхимперативных норм или норм jus cogens, имеющих высшую юридическую силу. Определение такого характера этих норм содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, где сказано, что данные принципы принимаются и
признаются международным сообществом в целом как
1
нормы, отклонение от которых недопустимо .
Равенство государств - принцип международного публичного права, который предполагает их уважительное отношение друг к другу, выражающееся в оказании взаимной помощи иностранным лицам по вопросам защиты гражданских прав. Взаимное сотрудничество - частноправовая сторона равенства государств. Автор полагает, что равенство и взаимность - две стороны одной медали: в публичных отношения государства равны, а в частной сфере в отношении прав своих граждан они устанавливают взаимно льготный режим.
Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве2.
В процессуальном праве взаимность означает равенство процессуальных прав российских и иностранных граждан и организаций.
В статье автор отмечает, что в рамках международного гражданского процессуального права понятие взаимности можно рассматривать в таких аспектах: как принцип и как двустороннюю связь между двумя государствами.
Как правовой принцип взаимность существует в рамках международного гражданского
процессуального права и является особым объектом для научного исследования, воплощается в правовых актах и международных договорах.
По способу закрепления принципа взаимности в правовом акте выделяют: «прямое» и «косвенное». Прямое закрепление принципа взаимности можно наблюдать в ст. 1 Федерального закона «О
несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой при отсутствии международного договора решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
«Косвенное» закрепление принципа взаимности, то есть без прямого указания на данный принцип, часто используется в большинстве международных договоров. Например, в соглашении об оказании правовой помощи часто используется формулировка «государства берут на себя обязательства совершать те или иные действия на взаимной основе».
По форме закрепления принципа взаимности в качестве основания для совершения процессуальных действий выделяют: взаимность как императивное требование, неисполнение которого влечет отказ иностранного государства в совершении требуемых действий, и взаимность как факультативное, или «дополнительное», основание для совершения процессуальных действий государством при
1 Брановицкий К.Л. Принцип взаимности в международном гражданском процессе / Арбитражный и гражданский процесс, 2005. № 8. С. 27.
2 Международное частное право: Учебник/М.М. Богуславский. - 6-
е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 98.
Бизнес в законе
3’2012
отсутствии соответствующего международного договора.
Закрепление взаимности в качестве факультативного основания может рассматриваться как дополнительная возможность защиты своих прав на иностранной территории даже при отсутствии между странами соглашения или договора.
В международном гражданском процессе взаимность также можно рассматривать как отношения, то есть реальную двустороннюю связь между двумя государствами3.
Взаимность в виде реально сложившихся отношений между государствами подтверждается правовым общением их компетентных органов, а именно отношениями между судебными властями данных государств.
Многие международные соглашения (ст. 18 Нью-Йоркской конвенции о взыскании за границей алиментов 1956г., ст. 8 Брюссельской международной конвенции о некоторых правилах, относящихся к гражданской юрисдикции по вопросу о столкновении судов 1952г. и др.) закрепляют положения о равенстве судебных процессов и взаимности. Заключая соглашения о правовой помощи, государства обязуются действовать на взаимной основе, гарантируя совершать аналогичные действия со стороны государства-контрагента «в целях осуществления сотрудничества в области правовых отношений на основе уважения суверенитета» .
Далеко не всегда принцип взаимности дает позитивные результаты для сторон частных правоотношений. Иногда государство, руководствуясь общими интересами, по политическим либо идеологическим соображениям вводит какие-либо ограничения, например, отказывается вручать документы, исходящие от судов определенного государства, или исполнять решения этих судов. Подобные меры не являются нарушениями норм международного права, поскольку предоставление взаимности не считается обязанностью государства. Однако из-за этих мер гражданин лишается возможности защитить свои законные интересы. Получается, что на него возлагается ответственность за действие государственных органов, на которые он не в состоянии повлиять5.
Незначительность эффекта взаимности и сложности, связанные с практическим применением этого принципа, объясняют, почему в ряде случаев от него отказываются. Например, в Швейцарии с принятием Федерального закона «О международном частном праве» от 18 декабря 1987 года было отменено требование взаимности как условия признания и исполнения иностранного судебного решения. Аналогичным образом поступили в Бразилии, где оно в том же качестве предусматривалось Гражданским процессуальным кодексом 1878 года. В германском праве требование взаимности вопреки критическому к нему отношению сохраняется в виде условия
3 Брановицкий К.Л. Принцип взаимности в международном гражданском процессе / Принцип взаимности в международном гражданском процессе / Арбитражный и гражданский процесс, 2005. № 8. С. 29.
4 Юрова Н.М. Международное гражданское процессуальное право: теоретические основы имплементации норма в правовой системе Российской Федерации. - М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 107.
5 Елисеев Н.Г., Вершинина Е.В. Международное гражданское процессуальное право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. С. 40.
признания иностранного судебного решения (п. 5 гл. 1 §328 Германского гражданского уложения), но от него отказались как от предпосылки признания действия иностранного производства по делу о несостоятельности в отношении имущества должника, находящегося на территории Германии (ст. 102
Вводного закона к Положению о несостоятельности от 5 октября 1994г.)6.
Непосредственно с принципом взаимности связана возможность применения ответных ограничительных мер, именуемых реторсией. Под реторсией в международном частном праве понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физические или юридические лица первого государства7.
Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности по отношению к соответствующему государству. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения.
Автор считает, что благодаря данному правилу достигается соблюдение принципа равенства, исключается дискриминация по признаку государственной принадлежности, гарантируется уважительное отношение к иностранному государству, его гражданам и организациям.
Возможность применения реторсии установлена рядом законодательных актов. Так, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (ч. 4 ст. 398 ГПК РФ, ч. 4 ст. 254 АПК РФ).
Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.
Принцип национального режима является одним из основных начал, как и международного частного права, так и международного гражданского процессуального права.
Под принципом национального режима понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах8.
6 Елисеев Н.Г., Вершинина Е.В. Международное гражданское процессуальное право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011 г. С. 41.
7 Международное частное право: Учебник/М.М. Богуславский. - 6е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 101.
8 Международное частное право: Учебник/М.М. Богуславский. - 6е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 94.
В России этот принцип в отношении иностранных граждан закреплен в Конституции. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом.
Таким образом, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ более широко, чем в Федеральном Законе, поскольку этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов.
Российское гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство не содержит специальных норм, регулирующих участие иностранных лиц в судебном разбирательстве. На иностранных граждан распространяются общие нормы национального процессуального законодательства: иностранцы пользуются гражданскими
процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с отечественными лицами. Аналогичное положение предусмотрено и в отношении иностранных юридических лиц.
По действующему в России законодательству предоставление национального режима иностранным гражданам не обусловлено наличием взаимности. Из этого следует, что суд или иной орган не может требовать наличия взаимности для российских граждан, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено в федеральном законе или международном договоре.
Из международных соглашений необходимо назвать Минскую конвенцию 1993 года, Кишиневскую конвенцию 2002 года и многочисленные двусторонние договоры о правовой помощи.
Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима).
Автор подчёркивает, что в России национальный режим применяется в отношении прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.
Список литературы:
1. Брановицкий К.Л. Принцип взаимности в международном гражданском процессе / Арбитражный и гражданский процесс, 2005. № 8. - С. 27, 29.
2. Елисеев Н.Г., Вершинина Е.В. Международное гражданское процессуальное право: Учебное пособие. -М.: Проспект, 2011. - С. 40-41.
3. Международное частное право: Учебник/М.М.
Богуславский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - С. 94, 98, 101.
4. Юрова Н.М. Международное гражданское
процессуальное право: теоретические основы
имплементации норма в правовой системе Российской Федерации. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 107.
5. Саенко А.В. Источники международного гражданского процессуального права. // Пробелы в российском законодательстве №3, 2012, с. 92-95.
Reference list:
1. Branovitsky K.L. Principle of reciprocity in the international civil process / Arbitration and civil process, 2005. N 8. - P. 27, 29.
2. Yeliseyev N.G., Vershinina E.V. International civil procedural law: Text edition. - M.: Prospect, 2011. - P. 4041.
3. International private law: Textbook/M.M. Boguslavsky. - 6. - M.: Norm: INFRA-M, 2011. - P. 94, 98, 101.
4. Yurova N. M. International civil procedural law: theoretical bases of an implementation provision in legal system of the Russian Federation. - M.: Volters Kluver, 2010. - P. 107.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Саенко А. В. посвящена рассмотрению принципа взаимности и принципа национального режима в международном гражданском процессуальном праве. Принцип взаимности и принцип равенства являются одними из фундаментальных принципов международного сотрудничества и носят характер норм jus cogens, имеющих высшую юридическую силу, принимаемых и признаваемых международным сообществом в целом в качестве норм, отклонение от которых недопустимо.
Принцип взаимности, состоящий в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав, при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве, в рамках международного
гражданского процессуального права является особым объектом для научного исследования и воплощается в правовых актах и международных договорах.
Автором статьи проводится анализ сложностей, связанных с практическим применением данного принципа, а также причин отказа в ряде случаев от его применения на примере законодательства Швейцарии, Бразилии, Германии.
Кроме того, автором рассматривается связанная с принципом взаимности возможность применения
государством ответных ограничительных мер, именуемых реторсией.
Под принципом национального режима, являющегося одним из основных начал как международного частного права, так и международного гражданского процессуального права, понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным
гражданам и юридическим лицам. Указанный принцип может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Автор статьи рассматривает также закрепление и применение принципа взаимности и принципа национального режима в Российской Федерации.
Изложенные в статье материалы обладают актуальностью, поскольку развитие и совершенствование правовых, культурных и иных связей государств способствуют развитию международного частного права и международного гражданского процессуального права, взаимному признании государствами действия их законов и судебных актов.
Материал, изложенный в статье, может быть полезен равно как для юристов-практиков, так и для дальнейших научных исследования в данной области .
К.ю.н.,
доцент кафедры гражданского и трудового права
Российского университета дружбы народов
Е. П. Ермакова