Научная статья на тему 'Принцип вины в системе принципов уголовного права'

Принцип вины в системе принципов уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4689
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип вины в системе принципов уголовного права»

© О.В. Стрилец, 2008

ПРИНЦИП ВИНЫ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРАВА

О.В. Стрилец

Принципы права - основные и руководящие идеи, направляющие правовое регулирование. С точки зрения общей теории права в принципах раскрываются и конкретизируются сущность и социальное назначение права как уровня человеческого знания.

В соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова под принципом обычно понимается «исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» [13, с. 595]. Принципы являются первыми компонентами понятийного аппарата ряда правовых категорий. А.В. Наумов указывает: «В юридической науке правовые принципы обычно увязываются с идеями, фиксирующими представление о том, каким право должно быть, об идеале как цели права» [9, с. 13]. Определяя социальный аспект принципов права, В.К. Бабаев подчеркивает: «Принципы права выражают то главное, основное в праве, что должно быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени» [1, с. 24].

В то же время, как справедливо отмечают С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев, «в гносеологическом плане правовые принципы представляют собой идеи и положения, которые, с одной стороны, отражают господствующие взгляды по вопросам права, характерные для данной исторической эпохи; с другой стороны, формулируют определенные требования, выраженные в обобщенной форме и адресованные участникам правоотношений - судьям и адвокатам, истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим» [8, с. 23].

Точное отражение процессов нашего общества в содержании уголовного законода-

тельства возможно лишь через анализ общественного правосознания. Только он дает возможность рассматривать уголовное законодательство и институты уголовного права по критериям справедливости или несправедливости. Это возможно, прежде всего, потому, что общественное правосознание вмещает в себя такие общечеловеческие идеи разумного устройства права, как справедливость и равенство, гуманизм и законность.

Данные общечеловеческие идеи, «преломленные через содержание предмета уголовного права, и образуют то, что сейчас принято называть принципами уголовного права» [11, с. 4].

Принцип вины наряду с другими принципами уголовного права всегда находил свое отражение в законодательстве именно потому, что во все времена воспринимался как основополагающие идеи правосознания.

С данной точки зрения большое значение имеет вопрос о систематизации принципов уголовного права. В юридической литературе отражены разнообразные подходы к определению системы принципов. Г.А. Кри-гер предлагал разделить принципы на три группы - общие, межотраслевые и отраслевые. При этом автор определял общие принципы как «основные черты организации правового регулирования всей системы социалистического права», а межотраслевые и отраслевые принципы - «специфику и конкретизирующих организацию правового регулирования в нескольких смежных отраслях и в каждой отдельной отрасли права» [10, с. 103-105]. П.А. Фефелов, основываясь на функциональной направленности, выделяет среди принципов уголовного права основные и регулятивные (см.: [14, с. 113]).

Вместе с тем в теории уголовного права существовало классическое разделение принципов на общеправовые и специальные.

Основываясь на данной градации принципов, С.Г. Келина предлагала закрепить в качестве принципов уголовного права равенство перед законом, личную и виновную ответственность, справедливость ответственности, законность и другие положения. При этом автор утверждает, что «эти принципы выражают специфику предмета и метода уголовного права, то есть юридическое своеобразие именно данной отрасли» [7, с. 66].

В.Д. Филимонов, систематизируя принципы по содержанию и структуре, выделяет следующие группы принципов:

1) принципы, определяющие содержание и систему правовых норм Особенной части уголовного права, - охрана личности, общества и государства и принцип систематизации правовых норм по охраняемым объектам;

2) принципы уголовной ответственности - конституционные принципы уголовной ответственности (законности, равенства граждан перед законом, ответственности за совершенное преступление, ответственности за общественно опасное деяние и его общественно опасные последствия, вины, справедливости, гуманизма) и иные принципы уголовной ответственности (неотвратимости уголовной ответственности и стимулирования предупреждения преступлений, их общественно опасных последствий и исправления осужденных) (см.: [15, с. 56-131]).

Учитывая различный подход авторов к систематизации принципов, представляется возможным вывод, что специализация или избирательность принципов уголовного права по отношению к различным этапам реализации уголовной ответственности неправомерна, так как уголовное законодательство Российской Федерации закрепляет принципы, которые носят универсальный характер для уголовного права как отрасли права.

Систематизация принципов уголовного права имеет доктринальный характер и должна рассматриваться через систему норм, закрепленных в законодательстве, направленных на поддержание социального контроля посредством мер уголовно-правового характера.

Принципы права в силу своей социальной и юридической необходимости должны закрепляться и формализироваться в зако-

нодательстве. «В отечественной юриспруденции, - пишет А.И. Бойко, - сложилось практически однозначное понимание природы и назначения принципов как руководящих идей или начал, нормативных обобщений, характеризующих главное и основное в праве и его применении. Принципы цементируют частные предписания. Если отсутствие законов в обществе создает, по мнению социологов, состояние аномии, то отказ от генеральных директив в самом праве повлечет атрофию и законотворчества, и правоприменения» [2, с. 40-41].

Сущность вопроса о соотношении принципов уголовного права с принципами уголовного законодательства находится в соотношении уголовного права и закона. При этом «соотношение системы права как его внутренней формы или структуры, выявляющей его закономерности, имманентные свойства, с одной стороны, и системы законодательства как внешней формы выражения позитивного права - с другой» [12, с. 36].

Принципы уголовного права, в отличие от принципов законодательства, прошли длительную социальную эволюцию и воспринимаются как основные идеи, выработанные обществом. Развивая данную мысль, нужно отметить, что принципы права есть непосредственное отражение упомянутой обусловленности в общественном сознании, а принципы уголовного законодательства только ее опосредственный образ в уголовном законодательстве.

Следует согласиться с мнением, что каждый принцип уголовного права имеет самостоятельное значение. Уголовное право не может следовать только одному какому-либо принципу, как бы важен он ни был, так как само уголовное право выполняет не одну, а ряд социальных функций. Вместе с тем системность уголовно-правовых принципов означает их тесную связь и взаимообусловленность.

Независимо от того, закреплены принципы права или нет в специальных статьях закона, они в полной мере выполняют регулятивно-охранительные функции. Однако сам факт декларации принципов в Уголовном кодексе, бесспорно, повышает их значение, гарантируя охрану и соблюдение в обществе основных социальных ценностей.

Впервые в российском уголовном законодательстве, непосредственно в Кодексе, сформулированы основные принципы, которые носят такой же обязательный практический характер, как и иные нормы УК РФ.

Законодатель в Уголовном кодексе РФ закрепил пять принципов: законность (ст. 3), равенство граждан перед законом (ст. 4), вина (ст. 5), справедливость (ст. 6), гуманизм (ст. 7).

Утверждение в содержании ст. 3 УК РФ классической формулы «nullum сптеп, nulla poena sine lege» («нет преступления, нет наказания без закона») дает возможность правоприменителю правильно и точно реализовать уголовно-правовые нормы. В то же время усиление принципа законности указанием на недопустимость применения уголовного закона по аналогии неразрывно связывает данное положение с принципом вины. Применение закона по аналогии, как показывает история развития нашего общества, нередко приводило к объективному вменению. Разумеется, уголовный закон не содержит норм, устанавливающих ответственность за обнаружение умысла.

Принцип вины, так же как и принцип законности, по сути отображает равенство граждан перед законом: если лицо виновно, оно подлежит ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Сравнивая принцип вины и принцип равенства граждан перед законом,

Н.Г. Иванов утверждает: «Согласно принципу вины, его онтологической интерпретации, субъект, виновный в совершении преступления, кто бы он ни был и что бы из себя не представлял, должен нести ответственность. Но ст. 4 УК добавляет, что помимо этого все перед уголовным законом равны. Но равны в чем? В виновности, которая единственно обосновывает ответственность. Декларирование в УК принципа равенства граждан перед уголовным законом способно, таким образом, создать мнение о желании законодателя завуалировать фактическое неравенство, покрытое древним символом порфироносного Божественного представительства, явно излишни-

ми для справедливого закона акцентами, способными вместе с тем выполнять совершенно определенную служебную функцию идеологического штампа» [5, с. 51].

Справедливость в уголовном праве является категорией универсальной, обеспечивающей связь между принципами права. Многие авторы связывают реализацию принципа справедливости с учетом степени вины. «Реализация данного принципа, - пишет Р.Р. Галиакбаров, - связана с соразмерностью содеянного лицом поступка и уголовной ответственности и наказания за него» [3, с. 18]. Вместе с тем нельзя связывать содержание принципа справедливости только с его реализацией, данное понятие намного шире. Вина и справедливость как философско-этические, оценочные категории свидетельствуют об истинности и правильности определенного поведения личности с точки зрения общественных интересов. Социальная сущность принципов вины и справедливости обусловливает их взаимосвязь.

При закреплении принципа гуманизма в УК РФ наблюдается двусторонний подход: «Обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав человека совершившему преступление лицу. В первом случае установление уголовной ответственности, в отдельных случаях достаточно суровой, должно оказывать сдерживающее влияние на неустойчивых членов общества и предупреждать совершение преступлений, обеспечивая тем самым защиту общества. Принцип гуманизма также направлен на обеспечение прав человека преступившим закон и совершившим преступление лицам» [6, с. 13]. Рассмотрение принципа гуманизма в двух аспектах связано с его сложностью и неоднозначностью. Однако при утверждении, что данный принцип является гарантией обеспечения безопасности человечества, и при закреплении принципа гуманизма через наказание наблюдается непосредственная связь с принципом вины. В первом случае - через социальную сущность принципа вины, то есть оценки отношения лица к социальным ценностям общества, и влиянием «на неустойчивых членов общества». Во втором - путем обращения к виновному лицу, совершившему преступление, при назначении наказания. «Нака-

зание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства» (ч. 2 ст. 7 УК РФ).

Нами не преследуется цель детального анализа всей системы принципов уголовного законодательства. Вместе с тем попытаемся определить роль и место принципа вины в системе принципов уголовного права.

Так, В.Д. Филимонов считает, что соотношение между принципами можно обнаружить как в горизонтальном, так и в вертикальном их выражении. Соотношение принципов по горизонтам определяется предметом их регулирования. По этому признаку выделяются три группы: принципы, регулирующие условия уголовной ответственности; принципы, регулирующие основание и содержание уголовной ответственности; принципы, регулирующие обязательность уголовной ответственности. Соотношение принципов по вертикали выявляет их определенную иерархию. В данной градации верховенство занимает принцип справедливости как принцип, предопределяющий содержание других принципов (см.: [15, с. 50-55]).

В.В. Мальцев предлагает свою схему системы принципов уголовного права. Как отмечает автор, «принцип справедливости -наиболее насыщенный и широкий в социальном плане - по своим уравнивающей и распределяющей сторонам предопределяет содержание принципов равенства и гуманизма. Принцип равенства, в свою очередь, обусловливает основания принципа вины. Ведь последний есть не что иное, как субъективное (внутреннее, психологическое) основание равенства граждан в уголовном праве. Поскольку уголовно-правовое содержание справедливости (как и принцип равенства по отношению к принципу вины) может быть и не исчерпанным в принципах равенства и гуманизма, не исключается и прямое влияние справедливости (конечно, и принципа равенства) на принцип законности. Между тем так или иначе (прямо или опосредованно) все содержательные принципы уголовного права (справедливости, равенства, вины и гуманизма) воздействуют на содержание уголовного законодательства только через посредство формального (слу-

жебного, функционального) принципа законности» [11, с. 131].

Соглашаясь с мнениями авторов о «верховенстве» принципа справедливости, его экстраординарности 1 и значении в содержании данного принципа социальной справедливости как одной из категорий общественного сознания, хотелось бы отметить, что принцип справедливости предопределяет содержание ординарных принципов, к числу которых мы относим следующие принципы: вины, равенства и гуманизма. Соответственно, последние, в свою очередь, реализуя уравнивающую и распределяющую сторону социальной справедливости, обусловливают содержание принципа вины. Поведение лица в момент совершения общественно опасного деяния основывается на сознательном, свободном и равном выборе, то есть «субъективном» основании равенства граждан перед законом. Вместе с тем выбор поведения определятся системой идей и взглядов на социальные ценности, выработанные в обществе. Ни в коей мере не отрицая активной роли сознания личности в генезисе его поведения в момент совершения общественно опасного деяния его свободе выбора между преступным и непреступным видом поведения, нужно заметить, что в совершении преступления есть степень ответственности и общества. Поэтому оценка поведения лица при совершении общественно опасного деяния должна основываться только на гуманных идеях, присущих данному обществу. В иерархии принципов уголовного права принцип законности как единое основание нормативного закрепления идей, выраженных в этих принципах, является неординарным 2.

Полагаем, что говорить о подчиненности принципов уголовного права при их систематизации односторонне, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Под принципами права следует понимать основные и руководящие идеи правосознания, соответствующие потребностям развития и функционирования современного общества, уровню социального контроля.

В российском уголовном законодательстве сформулированы основные принципы, которые носят такой же обязательный практический характер, как и иные нормы УК РФ.

Принцип вины неразрывно связан с системой принципов уголовного законодательства. Взаимосвязь принципа вины с уголовно-правовыми принципами реализуется в различных направлениях: путем непосредственного законодательного закрепления принципа вины; учета истинности и правильности того или иного поведения личности с точки зрения общественных интересов и оценки отношения лица к социальным ценностям общества. Особенность регулятивного воздействия принципа вины состоит в том, что он, как и другие принципы, определяет содержание и характер норм уголовного права.

Систематизация принципов уголовного права должна основываться на их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии.

Принцип справедливости является экстраординарным, так как предопределяет содержание других принципов уголовного права.

Принципы вины, равенства и гуманизма - ординарные, так как обусловливают реализацию принципа справедливости в уголовном праве.

Принцип законности - неординарный, так как служит главным образом единым основанием закрепления положений принципов уголовного права в уголовном законодательстве.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Экстраординарный - чрезвычайный. При этом ординарность - обыкновенный» (см.: [13, с. 458, 908]).

2 «Здесь частица “не” употребляется для придания значения утвердительности (не просто обыкновенный. - О. С.)» (см.: [4, с. 979]).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаев, В. К. Теория современного советского права / В. К. Бабаев. - Н. Новгород : Нижего-род. ВШ МВД РСФСР, 1991. - 155 с.

2. Бойко, А. И. Принципы уголовного права и уголовная политика / А. И. Бойко // Уголовное право. Общая часть / под ред. В. Н. Петрашева. -М. : ПРИОР, 1999. - С. 40-61.

3. Галиакбаров, Р. Р Уголовное право. Общая часть : учебник / Р. Р. Галиакбаров. - Краснодар : Кубан. гос. аграр. ун-т, 1999. - 448 с.

4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. Т. 1 / Т. Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2000. - 1209 с.

5. Иванов, Н. Г. Парадоксы уголовного закона / Н. Г. Иванов // Государство и право. - 1998. -№3. - С. 50-57.

6. Игнатов, А. Н. Уголовное право: понятие, предмет и система / А. Н. Игнатов // Уголовное право России. В 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. - М. : НОРМА, 2000. - С. 1-21.

7. Келина, С. Г. Некоторые направления совершенствования уголовного законодательства / С. Г. Келина // Советское государство и право. -1987. - № 5. - С . 65-71.

8. Келина, С. Г. Принципы советского уголовного права / С. Г. Келина, В. Н. Кудрявцев. - М. : Наука, 1988. - 173 с.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева. - М. : Юрайт-Издат, 2001. - 735 с.

10. Кригер, Г. А. Место принципов уголовного права в системе принципов права / Г А. Кригер // Советское государство и право. - 1981. - №9 2. - С. 102-107.

11. Мальцев, В. В. Принципы уголовного права / В. В. Мальцев. - Волгоград : Волгогр. акад. МВД России, 2001. - 266 с.

12. Мицкевич, А. В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества / А. В. Мицкевич // Проблемы современного гражданского права. - М. : Городец, 2000.- С. 20-45.

13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

14. Фефелов, П. А. Механизм уголовно-правовой охраны. Основные методологические проблемы / П. А. Фефелов. - М. : Наука, 1992. - 229 с.

15. Филимонов, В. Д. Принципы уголовного права / В. Д. Филимонов. - М. : Центр ЮрИнфоР, 2002. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.