Научная статья на тему 'Принцип увлекательной новости в презентации информации об украинском кризисе'

Принцип увлекательной новости в презентации информации об украинском кризисе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
770
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОТЕЙНМЕНТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МАСС-МЕДИА / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / НОВОСТЬ / INFOTAINMENT' JOURNALISM / INFOTAINMENT / TELEVISION / MASS MEDIA / INFORMATION / NEWS STORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саблина Александра Николаевна

Принцип увлекательной новости используется журналистами при освещении кризисных и даже трагических событий. В этом ключе инфотейнмент начинает играть роль не столько развлечения, сколько способа провокации аудитории, направленного на придание нового эмоционального импульса к обсуждению проблемы, активизации общественной дискуссии. Освещение кризиса на Украине продемонстрировало, что прием драматизации инфотейнмента обладает значительным художественно-выразительным потенциалом. В данной статье автор уделяет внимание вопросам сочетаемости традиционных приемов развлечения аудитории при освещении трагических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саблина Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF A THRILLING NEWS STORY IN PRESENTING DETAILS ON THE UKRAINIAN CRISIS

The paper examined the principle of a thrilling news story some journalists apply in covering the critical and even tragic events on TV. The infotainment approach in this vein shall operate in a way that triggers the audience rather than entertains them, to provide a newly emotional impulse to discuss the matter, to the debates in public. Coverage of the Ukrainian crisis on TV has made it clear that dramataining an issue has a considerable expressive potential. The author wondered in this paper about compatibility of traditional devices for thrilling the audience when covering tragic events.

Текст научной работы на тему «Принцип увлекательной новости в презентации информации об украинском кризисе»

УДК 81

САБЛИНА Александра Николаевна,

аспирантка кафедры телерадиожурналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПБГУ, Санкт-Петербург, Россия e-mail: alexphilippova@gmail.com

ПРИНЦИП УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ НОВОСТИ В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УКРАИНСКОМ КРИЗИСЕ

Принцип увлекательной новости используется журналистами при освещении кризисных и даже трагических событий. В этом ключе инфотейнмент начинает играть роль не столько развлечения, сколько способа провокации аудитории, направленного на придание нового эмоционального импульса к обсуждению проблемы, активизации общественной дискуссии. Освещение кризиса на Украине продемонстрировало, что прием драматизации инфотейнмента обладает значительным художественно-выразительным потенциалом. В данной статье автор уделяет внимание вопросам сочетаемости традиционных приемов развлечения аудитории при освещении трагических событий.

Ключевые слова: инфотейнмент, телевидение, масс-медиа, развлекательная журналистика, информация, новость.

SABLINA Alexandra Nikolaevna,

Postgraduate, Chair of TV & Radio Broadcast Journalism, Advanced School of Journalism and Mass Communications, St Petersburg State University, St Petersburg city, Russia e-mail: alexphilippova@gmail.com

PRINCIPLE OF A THRILLING NEWS STORY IN PRESENTING DETAILS ON THE UKRAINIAN CRISIS

The paper examined the principle of a thrilling news story some journalists apply in covering the critical and even tragic events on TV. The infotainment approach in this vein shall operate in a way that triggers the audience rather than entertains them, to provide a newly emotional impulse to discuss the matter, to the debates in public. Coverage of the Ukrainian crisis on TV has made it clear that dramataining an issue has a considerable expressive potential. The author wondered in this paper about compatibility of traditional devices for thrilling the audience when covering tragic events.

Keywords: infotainment, television, mass media. infotainment' journalism, information, news story.

Политический кризис на Украине получил одну из ключевых позиций в повестке дня российских СМИ. «Телемайдан» ежедневно транслировал подробности событий, разворачивающихся в соседнем государстве. При этом политическая конъектура, связанная с международной позицией России, подразумевала активное участие СМИ в освещении происходящих процессов. Телевидение сыграло значительную роль в формировании и консолидации общественного мнения и, как итог, поддержке обществом выбранного политического курса.

«Социальные и политические изменения начинают иллюстрироваться через изображение конкретного ("частного") человека... Важную роль в подаче материала играют лингвистические приемы - языковая игра и ирония. Также можно отметить драматизацию репортажей, когда в них вводится элемент интриги, и сравнительно быстрый темп подачи информационных сообщений» [1], - перечисляя данные приемы, исследователь Н. Зорков описывает инфотейнмент как способ подачи сведений и фактов в теленовостях. Многие из приведенных выше методов мы наблюдаем в транслировавшихся на российском телевидении сюжетах, которые рассказывали о событиях на Украине.

Важно отметить, что инфотейнмент в данном случае служил не способом развлечения публики, а способом ее увлечения и вовлечения в описываемые события. В качестве примера можно привести сюжет «Этот город в огне» на острополитическую тему, вышедший на телеканале РенТВ 25 января 2014 г. в рамках вечернего новостного выпуска. Материал был посвящен событиям на Украине, где разворачивалось противостояние между участниками Майдана и «Беркутом».

Моделируя образ революционеров, журналист основывает свое повествование не на характеристиках одного героя, а на череде небольших заметок о нескольких участниках разворачивающихся событий. При этом он использует простые и понятные образы, показывая поведение людей в конкретных ситуациях, их роль в предложенных обстоятельствах (будь то пожилые женщины, которые заняты приготовлением борща для протестующих, активисты, которые делают «коктейли Молотова», или врачи, оказывающие помощь пострадавшим). Это разделение и отчасти упрощение образов, основанное на демонстрации их монофункции в разворачивающихся событиях, позволяет, тем не менее, сформировать полную картину происходящего, заглянуть во все «уголки» майдана, узнать мысли и мнения его участников.

Стоит отметить, что используемые приемы игроизации помогают журналисту описать происходящее. Например, кадры, где показана атака протестующих на «Беркут», сопровождает инструментальная музыка. Впрочем, к подобному приему прибегают и журналисты Пятого канала. Так, в итоговом выпуске новостей за 01 декабря 2013 г. фоном для сюжета «Европомеша-тельство» стала композиция группы Prodijy «Voodoo People». Музыкальное сопровождение

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27)

несет яркий эмоциональный посыл. Но подобный прием может нивелировать трагизм ситуации, виртуализировать ее, однако он же позволяет донести до аудитории и другие смыслы.

Так, журналист РенТВ, прибегая к элементам клипового монтажа, передает и некоторый азарт, с которым действуют участники майдана; этот образ усиливается и отдельными фразами, например, «помолились, перекрестились, а теперь коктейльная вечеринка (об использовании зажигательных смесей)». Языковой игрой в сочетании с особенностями клипового монтажа автор сюжета подчеркивает драматическую абсурдность ситуации.

В сюжетах, посвященных украинскому кризису, журналисты виртуозно использовали различные стилистические приемы. Например, новость Первого канала от 18 декабря 2013 г. о предложенной Россией финансовой помощи для Украины начинается со слов: «дров на майдане в избытке». Далее корреспондент рассказывает об инсталляции, организованной на площади, где каждый может оставить свои инициалы на полене. Тем не менее, зрителю вполне очевидна использованная аллюзия и намек на известное выражение «наломать дров».

При освещении событий майдана журналисты используют и современные возможности цифрового монтажа. Так, сквозной темой многих заставок Пятого канала, предваряющих сюжеты о событиях на Украине, стали марионетки - куклы с лицами украинских политиков подвешивались за веревки, демонстрируя, что управление страной и главными действующими лицами происходит извне. Или, например, в итоговом выпуске новостей от 10 марта 2014 г. в сюжете «На пороге новой жизни» дана мультипликационная история Крыма.

В практике итоговых новостей Пятого канала различные визуальные эффекты используются достаточно часто, а их комбинация с языковыми приемами позволяет максимально привлечь внимание аудитории. В сюжете «Лица коричневой революции» информацию о биографии одного из лидеров украинской революции Александра Музычко представили в виде досье - на экране появилось личное дело, на котором под звук печатной машинки отображался текст. Впрочем, образ, характерный для представления официальной информации, комбинируется с жаргонной лексикой. Голос за кадром озвучивает текст: «По образованию - экономист, по призванию - гопник».

В целом, для программ итоговых новостей, где поднимается тема событий на Украине, характерно частое использование приемов инфотейнмента. Однако распространение подобного формата свидетельствует, скорее, не о желании журналистов развлечь зрителя, а о намерении спровоцировать отклик, побудить к сопереживанию. Виртуализация реальных трагедий характерна для телевидения, и в случае, когда социальная задача СМИ состояла не только в информировании, но и в объединении общественных масс, инфотейнмент стал основой для создания ярких и эмоциональных образов. «Причина в средствах коммуникации, массовой информации, газетах, радио, т.п. и феномене влияния. Внедряясь в каждый дом, присутствуя на каждом рабочем месте, проникая в места отдыха, управляя мнениями и обезличивая их, эти средства превращают человеческие умы в массовый разум» [2, с. 411], - констатировал французский социолог С. Московичи. Аудитория воспринимает информацию синхронно, реагируя на одни и те же сообщения и сигналы. Игроизация, «облегчение» информации в данном случае представляет собой форму организации телеконтента, которая позволяет влиять как на зрителя-одиночку, так и усиливать эффект массивикации.

Однако для многих зрителей вовлеченность в процесс потребления информации обеспечивает отказ от анализа полученных сведений. Игроизация контента позволяет аудитории легитимизировать телекартинку, воспринимать ее как безусловную реальность, а не как ее интерпретацию. «Каждый человек играет "свою игру", - отмечают Э.И. Шарипов и С.И. Кронин, -но сам этого не осознает; он настолько привыкает к игре, что она для него становится реальностью: он начинает, в отличие от детей, ко всему относиться серьезно» [3, с. 164]. Эта особенность восприятия позволяет противникам «инфотейнмента» говорить об упрощении информации, создании «плоской» реальности и манипулировании массовым сознанием. Так, С.П. Поцелуев утверждает, что данный метод журналистской работы «зачастую внушает зрителю установку, близкую авторитарной: он внушает бессмысленность активной политической позиции, аполитизм как признак "успешного человека", как интеллектуально-политическую моду» [4, с. 256]. Однако в случае с освещением украинских событий принцип создания «увлекательной новости», наоборот, стал стимулом к формированию активной гражданской позиции, мобилизации общественного мнения.

В журналисткой практике существует масса примеров использования приемов инфотейнмента для придания информации нового эмоционального импульса. Так, Л. Парфенов в сюжете (передача «Намедни») о событиях 11 сентября, когда самолеты атаковали башни Всемирного торгового центра, использовал композицию «Полет валькирий». Информационный поток, вновь и вновь транслирующий одни и те же кадры и сведения, в действительности деваль-

вирует ценность телевидения как репрезентатора реальности. Эмоциональная планка аудитории повышается, снижая ее восприимчивость к разворачивающейся на экране драме. Журналист, использующий для «встряхивания» зрителей различные приемы, безусловно, рискует превратить отображение реальности в ее разыгрывание. Однако на данном этапе и проходит граница между созданием качественного, информационно-аналитического контента и массового зрелища, между профессиональной этикой и погоней за сенсационностью. Инфотейнмент, как прием привлечения внимания, может служить сразу двум «лагерям». Однако принципы презентации информации, заложенные данным методом, должны и могут использоваться СМИ для установления контакта с аудиторией. В таком случае определять отношение зрителя к телевизионному контенту будет креативная составляющая, что при должном подходе к разработке сюжета и темы будет служить импульсом для вовлечения аудитории.

В данной ситуации инфотейнмент сродни броскому заголовку в периодике. Безусловно, бывают примеры безвкусных и безыскусных заглавий, опирающихся на сенсационность и распространяемых желтой прессой. Однако качественная периодика также озабочена выбором яркого и привлекающего внимание титула для своих материалов, просто на другом качественном уровне исполнения. Хрестоматийным в данном разрезе представляется известный пример, когда Дж. Кеннеди одержал победу в теледебатах над Р. Никсоном исключительно благодаря своему умению держаться в кадре [4, с. 150]. При этом аудитория радио, не подверженная действию телегеничного обаяния Дж. Кеннеди, отдала свое предпочтение Р. Никсону. Данный исторический факт раскрывает предпочтения зрителей, для которых визуализация контента так же важна, как и его подача. Базовой информации современная телеаудитория предпочитает новостное шоу, что во многом определяет вещательную политику каналов и принципы презентации сообщений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Зорков Н. Инфотейнмент на российском телевидении. [Электронный ресурс] http://www.relaa.ru/Environ/WebObiects/tau-www.woa/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles (дата обращения: 19.04.2014).

2. Московичи С. Наука о массах // Психология масс. Хрестоматия. - Самара, 2006. - 411 с.

3. Шарипов Э.И,, Кронин С.И. Режиссура Социальных Игр. - М., 2001. 164 с.

4. MacDonald J.F. One Nation Under Television. - New York: Pantheon Books. 1990. - 150 p.

5. REFERENCES

6. Zorkhov N. infotainment on Russian television. [Electronic resource] http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles (date accessed: 19/04/2014).

7. Moscovichi S. Science masses. Psychology of the masses. A Reader.[ Nauka o massakh . Psikhologiya mass. KHrestomatiya]. Samara, 2006. 411 p. (in Russ.).

8. Sharipov E.I.,Cronin S.I. Directing social games. [Rezhissura Sotsialnykh Igr.]. Moscow. 2001. 164 p. (in Russ.).

9. MacDonald J.F. One Nation Under Television. New York: Pantheon Books, 1990. 150 p.

REFERENCES

1. Zorkov N. Infoteynment na rossiyskom televidenii. [Elektronnyiy resurs] http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles (data obrascheniya: 19.04.2014).

2. Moskovichi S. Nauka o massah // Psihologiya mass. Hrestomatiya. Samara, 2006. p. 411.

3. Sharipov E.I,, Kronin S.I. Rezhissura Sotsialnyih Igr. Moscow, 2001. p.164.

4. MacDonald J.F. One Nation Under Television. New York: Pantheon Books. 1990. - 150 p.

5. REFERENCES

6. Zorkhov N. infotainment on Russian television. [Electronic resource] http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles (date accessed: 19/04/2014).

7. Moscovichi S. Science masses. Psychology of the masses. A Reader.[ Nauka o massakh . Psikhologiya mass. KHrestomatiya]. Samara, 2006. p. 411. (in Russ.).

8. Sharipov E.I.,Cronin S.I. Directing social games. [Rezhissura Sotsialnykh Igr.]. Moscow. 2001. 164 p. (in Russ.).

9. MacDonald J.F. One Nation Under Television. New York: Pantheon Books, 1990.p. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.