Научная статья на тему 'Принцип целостности как социокультурный императив современного научно-философского познания'

Принцип целостности как социокультурный императив современного научно-философского познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
345
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЗНАНИЯ / МИРОВОЙ СОЦИУМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / НООСФЕРНАЯ ПАРАДИГМА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ БЫТИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / SOCIO-CULTURAL COGNITION CONCEPTION / WORLD SOCIETAS AS GLOBAL INTEGRITY / NOOSPHERIC PARADIGM / HUMANISTIC IMPERATIVES OF OBJECTIVE REALITY / SOCIAL PRACTICES / SCIENTIFIC WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гореликов Лев Александрович

В статье разрабатывается социокультурная концепция научно-философского познания действительности как глобальной целостности. Обосновывается единство гуманистических императивов общественной практики и всеобщих потенциалов мировой целостности. Раскрывается категориально-логическая основа ноосферной парадигмы и значение вербально-символических структур общественной практики в познании мировой целостности. Определяются сущность и основные уровни организации понятия «научная картина мира» в отображении целостной организации бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural conception of scientificphilosophic cognition of reality as global integrity is worked out in the article. Unity of humanistic imperatives of social practice and universal potentials of world integrity is substantiated. Categorical-logical basis of noospheric paradigm and significance of verbal-symbolic structures of social practice in cognition of world integrity is revealed. Essence and basic stages of organization of the concept scientific worldview in representation of integral organization of objective reality are determined.

Текст научной работы на тему «Принцип целостности как социокультурный императив современного научно-философского познания»

УДК 113/119:101.8+140.8: 165:94/99

Гореликов Лев Александрович

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

^ v_goreliko v@mail. т

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

В статье разрабатывается социокультурная концепция научно-философского познания действительности как глобальной целостности. Обосновывается единство гуманистических императивов общественной практики и всеобщих потенциалов мировой целостности. Раскрывается категориально-логическая основа ноосферной парадигмы и значение вербально-символических структур общественной практики в познании мировой целостности. Определяются сущность и основные уровни организации понятия «научная картина мира» в отображении целостной организации бытия.

Ключевые слова: социокультурная концепция познания, мировой социум как глобальная целостность, ноос-ферная парадигма, гуманистические императивы бытия, общественные практики, научная картина мира.

Гтвной особенностью ХХ столетия стал антропологический кризис, заявивший о себе угрозой самоуничтожения цивилизации в результате техногенных и социально-политических, экологических и духовно-нравственных катаклизмов. В условиях глобальных угроз будущему человечества все более насущной становится задача реорганизации общественной практики на основе гуманистической стратегии «культурно-исторического детерминизма», провозглашающей взаимопонимание между странами и народами, социальными классами и отдельными личностями главным условием самосохранения общества и его дальнейшего поступательного развития. Остановить нарастание антагонизмов в мире можно лишь на основе взаимопонимания между людьми, развития духовной культуры, отвергающей механистические модели общественной жизни и утверждающей целостность бытия коренным условием социального прогресса. Целостный потенциал культуры раскрывается в жизни людей как способность творческого самоопределения в мире, как умение осуществлять в своей деятельности высшие смыслы бытия, руководствуясь безусловными наставлениями человеческого разума. «Безотносительное достоинство человека, - обозначает В.С. Соловьёв идеальный корень человеческого существа, - состоит в несомненно присущей ему абсолютной форме (образе) разумного сознания... его сознание сверх явлений жизни определяется еще разумом истины. Сообразуя свои действия с этим высшим сознанием, человек может бесконечно совершенствовать свою жизнь и природу, не выходя из пределов человеческой формы» [9, с. 502]. Для предотвращения гуманитарной ката-

строфы необходимо преодолеть в развитии современной цивилизации перекосы технократического, силового, аморального стиля решения жизненных проблем и утвердить в общественном сознании целостную, идеально-нравственную, социокультурную концепцию практической и теоретической деятельности людей [10, с. 91].

Одним из важнейших факторов духовной культуры современного общества является наука, ставшая в ХХ веке законодателем человеческой деятельности. Однако классические методы точных наук, отстраненные от различия добра и зла, оказываются малоэффективными в руководстве общественной практикой, непригодными для интегрального понимания исторической жизни глобального социума. Для продуктивного выполнения социально-исторической миссии в построении гуманистического общества всемирной культуры человечества научно-философская мысль должна мобилизовать все свои внутренние ресурсы, обрести качественно новое организационное состояние, преодолеть локальность и фрагментарность собственных воззрений и предложить человечеству целостную модель объективного мира, способную раскрыть внутреннее единство природы и общества как универсальной основы созидательной деятельности людей. Существовать, согласно гуманистическому мировоззрению, означает быть целостным, самобытным существом, обладающим внутренним единством и способностью саморазвития на основе всеобщих законов мировой целостности [5, с. 98]. Целостность, внутреннее единство явлений действительности, представляется в гуманистическом воззрении безусловным фактом бытия и утверждается генеральным ориентиром научно-фило-

софского мышления в получении достоверного знания. В этой идеальной проекции полнота окружающего мира рассматривается как естественная подоснова внутренних интенций духовнонравственного развития человечества, определяющая необходимые ориентиры его практической деятельности и намечающая универсальные зависимости в построении целостной научно-философской картины мира.

Единство гуманистических императивов общественной практики и всеобщих потенциалов мировой реальности получает концептуальнометодологическое выражение в ноосферной парадигме научно-философского мышления, нацеленной на познание действительности как целостной реальности, обладающей внутренним единством и способностью саморазвития своих форм. Идейные основания «ноосферного разума» как концептуальной системы познания мировой целостности определяются тремя фундаментальными свойствами - научностью (системным единством), глобальностью (философской универсальностью), гуманистичностью (креативностью как идеальной внутренней силой человеческого духа). «Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов» [12, с. 641]. Если системный рационализм выражает внутреннее единство мировой целостности, а универсальный эволюционизм устанавливает ее внешние трансформации, то нравственный гуманизм подключает к процессу развития творческий потенциал генетического отбора в совершенствовании исторических форм бытия, корректируя единство внутренних и внешних потенциалов.

Идейное содержание концептуальной парадигмы «ноосферного разума» определяется в реконструкции мировой целостности прежде всего системным единством современного научного знания. Но разум научной философии может быть представлен двумя видами системных целостностей - механической как внешним объединением локальных систем и органической как взаимопорождением этих систем на основе их внутреннего единства, обозначенного в действительности реальностью абсолютного закона творческого саморазвития бытия. Ноосферный разум

не отвергает содержание научного мышления, а выражает высшее, универсальное научно-философское измерение его «системного» качества, представляющего всеобщую взаимосвязь явлений в мире на основе их внутреннего единства. «Мы живем, - обозначает В.И. Вернадский исторические перспективы глобального научнофилософского самоопределения общественной жизни, - в эпоху примата науки над философией. Больше того, мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ... всей поверхности Земли. Этим путем геологическая поверхностная ее оболочка, область жизни -биосфера быстро переходит в новое состояние -ноосферу... человек в ней становится геологической (планетной) силой. Время философии в будущем. Оно наступит тогда, когда философия переработает огромный, бурно растущий научный материал научно установленных фактов и научных эмпирических их обобщений» [2, с. 274275]. Творческий дух свободы питает созидательный потенциал ноосферной парадигмы научнофилософского познания, определяющего своим целостным характером и креативный настрой ноосферного образования как стратегии культивирования в духовном существе человека творческого стиля мышления. Поэтому гуманистический дух ноосферного разума отличается от технократического мышления современной цивилизации идеальной нацеленностью на духовное совершенство личности, практическим стремлением к нравственной консолидации людских масс в глобальный социум, к построению общества всемирной Культуры как социальной системы, сознательно культивирующей творческие ресурсы мировой целостности. «Исторический процесс, - обозначает В.И. Вернадский идейную суть современной эпохи, - на наших глазах меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которо-

му мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»» [1, с. 509]. В своей гуманистической цельности ноосферный разум выступает в культуре современного социума как творческое сопряжение науки, философии и религии в духовном самоопределении человечества, в управлении социоприродными процессами на основе универсальных законов мировой целостности. Из этой гуманистической сути ноосферного разума рождается «образовательная стратегия» его практического претворения, утверждающая высшей задачей общественной жизни не познание мира, а воспитание творческой личности человека как субъекта практического преображения действительности в соответствии с вечным духом жизни, воплощенным в образе творческой личности человека.

Продуктивность практических усилий людей в борьбе за «совместное будущее» напрямую зависит сегодня от созидательной мощи их общественного интеллекта, глобальной идеологией которого выступает ноосферное мировоззрение, теоретически представленное интегральной междисциплинарной научно-философской концепцией «ноосферизма». В понимании А.И. Субетто, одного из создателей современной социокультурной версии ноосферной модели мирового развития, ноосферизм «есть теоретическая система философско-научных, научно-методологических взглядов, раскрывающих законы и закономерности, принципы и императивы становления соци-оприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества» [14]. В данной проекции главный ориентир современной цивилизации на пути к духовному возрождению - это культивирование общественного интеллекта, совершенствование образовательной системы духовного воспроизводства социума, утверждение идеологии ноосферизма в управлении общественной жизнью как концептуальной модели практической гармонизации природных и социальных процессов на основе универсальных потенциалов научно-философской мысли. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше» [1, с. 509].

Ноосферизм как системно-логическая концепция научно-философского руководства обще-

ственной практикой глобального социума не является детищем частного разума какого-то локального сообщества, а выступает порождением всемирных устремлений человечества к счастью - свободе, равенству, братству, направляемых созидательной динамикой всей мировой целостности как объективным условием творческой самореализации духовного существа человека. Логико-философское обоснование эта всемирная воля человеческого духа получила в панлогизме гегелевской концепции мировой целостности как исторической манифестации логических потенциалов творческой силы Абсолютной идеи. Научно-философское осмысление социально-исторической перспективы развертывания этой созидательной воли всего человечества в руководстве общественной практикой было реализовано в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, воодушевивших народные массы на всемирное дело построения социально справедливого общества на основе императивов научно-философского разума. Естественнонаучным обоснованием созидательных возможностей человечества стало учение о ноосфере В.И. Вернадского. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу» [2, с. 27]. Мировоззренческое значение идей В.И. Вернадского состоит прежде всего в преодолении онтологического противопоставления природы и общества, в разработке теоретической модели их фундаментального единства в действительности ноосферы как особой духовно-материальной реальности. «Новизна научно-мировоззренческой системы, - отмечает А.И. Субетто, -начинается с новизны категории «ноосфера» по В.И. Вернадскому, в которой синтезируются закономерности глобальной эволюции Биосферы, подводящие к появлению ноосферного этапа этой эволюции, и закономерности социальной эволюции человечества, которые обеспечивают формирование предпосылок для перехода человечества к эпохе социоприродной гармонии - гармонической ноосфере» [13, ч. 2, с. 21]. На основе концепции В.И. Вернадского о целостной, биоге-охимической природе биосферы французский ученый Е. Ле-Руа «ввел в 1927 г. понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он... пришел к такому представлению вместе с крупнейшим геологом и палеонтологом Тельяром де Шарденом» [1, с. 509].

Всеобщий теоретико-познавательный ресурс современного научно-философского познания определяется логикой взаимодействия в ноосфер-ном постижении мировой целостности императивов глобального эволюционизма и системного рационализма. Содержательным синтезом этих требований служит принцип системогенеза, выражающий внутренние основания исторических изменений, утверждающий логику саморазвития в качестве всеобщего механизма воспроизводства самобытной целостности, представляющий действительность исторической жизни проявлением системного единства бытия. В наиболее отчетливом виде внутренняя детерминация исторического процесса раскрывается в социодинамике, в связи с чем системогенез оказывается по своей сути социосистемогенезом, когда природная реальность оказывается в своем системном единстве естественным основанием осуществления идеальных возможностей человека, служит телесной объективацией духовной культуры человечества [15; 16]. В данной социометрической проекции системный способ мышления современной науки должен руководствоваться в процессе познания генеральными принципами социальной практики, служить рациональной экстраполяцией коренных потенциалов общественного развития, выступать систематическим выражением целостности социально-исторического процесса. Системный генезис природного бытия в его органическом единстве с социальной историей человечества - вот направляющий ориентир в развитии современного научно-философского знания. «Фундаментальная задача философии, - обозначает А.Е. Кулинкович основные направления системно-генетической реконструкции мировой целостности, - создать подлинную картину мироздания, раскрыв единство четырех великих феноменов бытия - Космоса, Земли, Жизни, Человека, и на этой основе ответственно нарисовать точные ориентиры, как и куда нам, людям, идти дальше» [7]. В контексте решения этой теоретической задачи следует прежде всего установить системно-генетические зависимости основных сфер действительности, определяющих качественные параметры общенаучной картины мира как универсального синтеза динамических потенциалов физического существования, биотической реальности и социально-исторического бытия человеческого общества. «Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но

в последней трети ХХ века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус» [12, с. 641].

Предпосылкой решения теоретической задачи построения глобальной научно-философской картины объективного мира служит разработка надежного инструментария концептуальной реконструкции бытия, создание целостной модели ноосферного разума, способной обеспечить последовательное продвижение научно-философской мысли по пути глобального синтеза: си-стемогенез практической жизни должен быть репродуцирован в своих идеальных, категориально-логических основаниях. Концептуальный строй ноосферной парадигмы научно-философского познания определяется единством трех познавательных способностей человеческого разума, питаемого в своих сокровенных истоках творческой природой высшего, космоустроительного разума, вне реальности которого невозможно обосновать действительность вечного бытия и перспективы самосохранения человечества. Этот творческий потенциал разумной деятельности людей выступает, во-первых, как их интегральный разум, сконцентрированный в исходных принципах логического интеллекта и направленный на установление самотождественной сути бытия как генерального проекта возможных дифференциаций в мире, на приведение всех различий окружающей действительности к единому основанию. Во-вторых, он выступает как частный разум людей и выражается в конструктивно-аналитической деятельности рассудка, нацеленной в свете принятых логических принципов на выявление локальных внешних зависимостей бытия в материале чувственного опыта. В-третьих, он выступает также как индивидуальный, неявный, феноменальный наш разум, представленный скрытым единством наших чувственных восприятий, цельностью переживаний единичных дифференциаций чувственного опыта, раскрывающих динамическую полноту внешних различий действительности в смешении необходимости и случайности.

В основе всех трех познавательных способностей человеческого разума лежит его творческая энергия, определяющая мир как единство противоположностей. Поэтому логический интеллект на основе идеи тождества устанавливает в своих

принципах системные границы внутренне допустимых различий, тогда как рассудок на основе локальных причинно-следственных зависимостей выстраивает общую логику мировой эволюции от прошлого к будущему, а индивидуализированное содержание чувственного опыта открывает нам в явлениях языковой реальности символический образ всей мировой целостности. Таким образом, общий закон, определяющий творческое единство или, в терминах логики, «достаточное основание» интегративной силы интеллекта, конструктивной способности рассудка и дифференцирующей природы чувственных переживаний, выступает как принцип «самоотрицания», частными формами которого становятся, соответственно, принцип «самоутверждения» («тождества»), «взаимоутверждения» («исключения третьего» в системе причинно-следственных зависимостей) и «взаимоотрицания» («противоречия» в конституировании индивидуальных явлений опыта). В этих принципах реализуется универсальная логика познания действительности как глобальной целостности, утверждающей необходимое единство собственного существования в процессе саморазвития своих форм.

Научно-философское осмысление объективной реальности как глобальной целостности бытия предполагает применение в процессе теоретического синтеза наиболее развитых категориальных форм познания, раскрывающих всеобщие основания познавательной и практической деятельности людей. К числу наиболее фундаментальных форм рационального познания относится понятие «научная картина мира» (НКМ), характеризующее максимально объективированный аспект оснований науки, сопряженный с ее социокультурными установками и методологическими требованиями логического стиля мышления. «Поэтому одной из функций научной картины мира является перевод общественно значимого содержания науки на общедоступный язык, и тем самым включение в ткань культуры» [6, с. 90.] С этих позиций «научную картину мира» можно определить как логически организованную систему идей и принципов, законов и понятий, представлений и гипотез современной науки, выражающую качественную определенность объективного мира в его освоенности социально-исторической практикой человечества. При таком понимании НКМ раскрывается как иерархическая структура, каждая из подструктур кото-

рой совпадает с предметной целостностью той или иной специальной области знания, формирующей особую картину мира как фрагмент общей рациональной концепции мироустройства.

В иерархической структуре рациональных картин мира различают два основных уровня -глобальный и локальный [6, с. 88]. Глобальный уровень характеризует максимально интегрированный комплекс фундаментальных научных знаний о мировой целостности («естественнонаучная», «общественно-научная», «общенаучная» картины мира), в синтезе которых ведущую роль играет философия, формирующая универсальную научно-философскую картину мира (НФКМ). Локальный уровень представлен содержанием специальных научных дисциплин, в интеграции которых философия играет вспомогательную роль: физическая, астрономическая, биологическая, химическая, геологическая, техническая, информационная, социально-научная, лингвистическая и т. п. картины мира. «С возникновением дисциплинарно организованной науки в рамках ее отдельных отраслей (наук) - физики, биологии, социально-гуманитарных наук создаются особые образы предмета исследования -дисциплинарные онтологии. Их обозначают так же, как картины исследуемой реальности (специальные научные картины мира). Каждая из них представляет собой обобщенное видение главных системно-структурных характеристик предмета той или иной науки» [11, с. 69].

Среди локальных картин мира различают главные, генеральные и частные, периферийные системы знания, представляющие особые модификации качественного своеобразия первых. При этом содержание «генеральных» областей знания выступает как посредствующее звено между локальным и глобальным уровнями НКМ, выражающее качественное единство всеобщих и специфических свойств исследуемой реальности. Главными звеньями в теоретической репродукции необходимых связей мировой целостности выступают особые «дисциплинарные онтологии» физики, биологии и общетеоретической социологии как концепции исторического единства общественной жизни, т. е. «физическая», «биологическая» и «социально-историческая» картины мира, каждая из которых раскрывается в ряде исторических модификаций выражения своего предметного содержания. Взаимосвязь этих исторических форм находит методологическое

обобщение в принципе «универсального эволюционизма» как ориентире общенаучной реконструкции действительности в ее внутренних синергетических потенциалах саморазвития. «Ключевой идеей обоснования синергетических представлений, включаемых в общенаучную картину мира, выступает универсальный эволюционизм» [11, с. 68]. Выявление взаимосвязи исторических форм «генеральных картин» мировой реальности позволит в итоге установить феноменальные параметры глобальной научно-философской картины мира, интегральные возможности которой представляют системно-генетическую логику ноосферного разума. Объективным показателем взаимоотношений глобальных и локальных потенциалов мировой целостности служит необходимая связь пространства и времени. Концептуальный строй научно-философского познания определяется в своих предметных основаниях зависимостью мышления от преобладающих сил или пространства, или времени, или «пространства-времени» как промежуточной формы в детерминации возможностей мировой целостности, выражающей равновесие полярных сил.

Общая логика исторического развития методологического инструментария новоевропейского научно-философского познания разворачивается как движение мышления от незыблемых канонов классической науки ХУП-ХУШ вв., выразившей в механической картине мира метафизическое, всеобщее тождество «интеллектуальных», логико-математических знаний, через диалектическое противопоставление частных мыслей в неклассической науке Х1Х-ХХ вв., представившей в эволюционно-динамической картине мира разноликое содержание естественноисторических отраслей знания, к системно-динамической, «но-осферной картине мира» постнеклассической науки ХХ1 столетия, обозначившей социокультурные приоритеты познавательной деятельности, интегрирующей знания на основе творческих возможностей гуманитарно-философских дисциплин. В.С. Стёпин, выделив в историческом генезисе новоевропейской науки три типа рациональности - классический, неклассический и по-стнеклассический, отмечает существенную связь последнего стиля мышления с ценностями культуры, определяющими в жизни общества способность саморазвития [11, с. 74]. В горниле системно-генетического стиля мышления устраняется противопоставление естественных и социально-

гуманитарных отраслей научного знания и формируется ноосферная парадигма мировой целостности как единого пространства межсубъект-ных отношений, представляющих логику само-развивающейся реальности [17].

В наиболее полном виде системно-разумный строй бытия раскрывается в органической структуре языка, которая становится сегодня эталонной моделью познания мировой целостности в ее внутреннем единстве и способности к саморазвитию. Творческая сила языка, способная связать идеальными узами различные фрагменты действительности и сделать ее понятной человеческому разуму, вполне конкретно свидетельствует о внутреннем единстве мировой реальности. В данном контексте построение глобальной научно-философской картины мира предполагает в конечном счете создание универсальной языковой модели бытия как идеального канона существенных зависимостей окружающей действительности в единстве природных, социальных и когнитивных процессов. «Действительно, - обозначает А.Ф. Лосев символическое завершение предметной целостности научно-философского мышления, - философия имени есть просто философия, та единственно возможная и нужная теоретическая философия, которая только и заслуживает название философии. Другими словами, философия имени есть самая центральная и основная часть философии вообще (и не только философии!)» [8, с. 138].

В социокультурном, вербально-символическом осмыслении мировой целостности законы языковой практики человечества становятся идеальными прообразами процессов саморазвития природы и общества, обозначают внутреннее, системное единство естественной и социальной реальности. Поэтому завершенная, полная система ноосферизма должна стать предметной объективацией эвристических возможностей философско-мировоззренческой концепции «онтологического символизма», представляющей действительность как претворение идеальных значений Слова. В истории развития отечественной интеллектуальной традиции этот креативно-символический образ мышления обрел теоретическую стройность в учении Григория Сковороды о трех мирах - макрокосмосе Вселенной, микрокосмосе человеческого существа и их единстве в символическом мире «Библии», идеальная суть которого должна служить всеобщим принципом

объяснения характерных черт двух первых сфер бытия [4, с. 338]. Творческий потенциал языка -вот что питает познавательные ресурсы ноосфер-ного разума, направляя научно-философскую мысль на установление внутреннего единства процессов саморазвития космической реальности, живой природы и социума.

Действительным выражением нашего всеобщего духовного потенциала служит язык. Конечная тайна мироздания хранится в законах символической реальности, устанавливающих универсальную связь пространства и времени, определяющих необходимые границы мироздания. Поэтому формирование целостной модели языковой реальности становится генеральной задачей в развертывании гуманистического потенциала ноосферной картины мировой реальности [3]. Лишь идеальная красота и мощь Языка позволят человечеству преодолеть нынешнее взаимное отчуждение народов, достичь взаимопонимания Запада и Востока, утвердить братское согласие людей в духовном преображении действительности, в претворении общества всемирной Культуры. Законы Языка управляют целостностью мироздания: таково заветное Слово нового тысячелетия, утверждающее нашу духовную связь с седой древностью всего рода человеческого. «Можно сказать, что без слова и имени нет вообще разумного бытия, разумной встречи с бытием» [8, с. 24].

Библиографический список

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - С. 503-512.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

3. Гореликов Л.А., Лисицына Т.А. Принцип системности в основаниях языковой картины мира // Междисциплинарные проблемы систе-мологии: Тез. докл. Всерос. сем.-симпоз. с меж-дунар. участием. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ 2004. - С. 124-145.

4. Григорий Сковорода. Діалог. Имя ему -Потоп Зміин // Вірші. Пісни. Байки. Діалоги. Трактати. Притчі. Прозові переклади. Листи. - Киів:

Наукова думка, 1983. - С. 336-372.

5. Дэйн Радьяр. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому. - К.: Ваклер, 1995. -304 с.

6. Иванов В.Г., Солдатов А.В. Проблема мироздания в науке и культуре. - СПб.: изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 1994. - 156 с.

7. Кулинкович А.Е. Системогенетика и фундаментальная революция в философии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.trinitas.ru (20.01.2004)

8. Лосев А. Ф. Философия имени // Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990. - С. 13-192.

9. Соловьёв В.С. Смысл Любви // Сочинения в 2-х т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С. 493-546.

10. Соловьёв В. С. Чтения о богочеловечестве // Сочинения в 2-х т. - Т. 2. - М.: Правда, 1989. - С. 5170.

11. Стёпин В.С. Синергетика и системный анализ // Синергетическая парадигма. Коммуникативно-когнитивные стратегии современного научного познания. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 58-77.

12. Стёпин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

13. Субетто А.И. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система? (открытое письмо - ответ некоторым «борцам» против ноосферизма). Часть 1-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.trinitas.ru (20.03.2006).

14. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. - СПб.: Астерион, 2001; 2003. - 538 с.

15. Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов. - Ч. 1-2. - СПб.; М.: Междунар. фонд Н.Д. Кондратьева, 1994 (ч. 1 - 223 с.; ч. 2.- 260 с.).

16. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. - СПб.; М.: Исследоват. центр, 1994. - 168 с.

17. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм: В 13-ти т. - Т. 1-3. - СПб.: «Астерион»; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006 (т. 1 - 644 с.; т. 2 - 694 с.; т. 3 - 482 с.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.