УДК 327:479.22
ПРИНЦИП «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ» И ПРИЗНАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
© 2010 г. В.Д. Дзидзоев
Горский государственный аграрный университет, Gorsky State Agrarian University,
ул. Кирова, 37, г. Владикавказ, 362000, Kirov St., 37, Vladikavkaz, 362000,
ggau@globalalania. ru ggau@globalalania. ru
Анализируется содержание принципов «территориальной целостности» государства и «право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования нового независимого государства», которые, как известно, очень часто противоречат друг другу. Статья носит дискуссионный характер.
Ключевые слова: Южная Осетия, Грузия, Россия, США, В. Джугели, софистика, Москва, Тбилиси, политика, шовинизм, национализм, Конституция, «территориальная целостность».
The author analyses the principles of territorial integrity of the state and the right ofnation to the self-determination up to the separation and the formation of a new independent state, the principles that are rather contradictory. The article is highly disputable one.
Keywords: South Ossetia, Georgia, Russia, USA, V. Dzugely, sophistry, Moscow, Tbilisi, policy, chauvinism, nationalism, Constitution, territorial integrity.
В 1917-1921 гг. на территории бывшей Российской империи произошли кардинальные общественно-политические, правовые и духовно-нравственные перемены. Многие из национальных окраин, в том числе Грузия, Армения и Азербайджан получили независимость от советской России и стали суверенными государствами, т. е. субъектами международного права. Они воспользовались национальным самоопределением - основополагающим принципом большевистской национальной политики, наиболее полным выражением демократизма и равноправия в межнациональных отношениях. Этот принцип, сформулированный высшим политическим руководством РСФСР, распространялся на все нерусские народы, в том числе на южных осетин, абхазов и др. Однако меньшевистское руководство независимой Грузии, учинило кровавую расправу над осетинским и абхазским населением Южной Осетии и Абхазии за их законное стремление и естественное желание к национальному самоопределению.
Один из крупнейших историков советской Грузии академик Г.В. Хачапуридзе писал о кровавой бойне в Южной Осетии летом 1920 г.: «После победы Советской власти в Грузии была создана специальная комиссия (в которую входили в основном грузины. -В.Д.), которая выяснила последствия гражданской войны в Юго-Осетии. Здесь было убито 4812 мужчин, женщин и детей. Сожжено и приведено в негодность 1268 построек, угнан (в грузинские города и села. -В.Д.) в большом количестве крупный рогатый и мел-
кий скот, уничтожен весь урожай 1920 г. на 23 657 десятинах. По приблизительным подсчетам, причинено было убытков на сумму 3 млн 317 506 золотых рублей» [1].
Следует подчеркнуть, что тот же Г.В. Хачапуридзе ещё в 30-е гг. XX в. о последствиях войны меньшевистской Грузии в Южной Осетии приводил иные данные. Тогда он писал, что в 1920 г. «...в Южной Осетии было убито (в боях с народогвардейцами В. Джу-гели. - В. Д. ) и погибло в горах при отступлении 5 тыс. 279 человек. Было сожжено 1588 жилых и 2639 хозяйственных построек; уничтожено 23 тыс. 600 гектаров посевов. Погибло 32 тыс. 460 крупного (80,3 %) и 78 тыс. 485 (82,3%) мелкого рогатого скота» [2]. Грузинский исследователь писал, что «повстанцев-осетин в 1920 г. расстреливали (грузинские народогвардейцы во главе с В. Джугели. - В.Д.) без суда и следствия. Целые деревни уничтожались артиллерийским огнем. Потоком лилась кровь, насиловали женщин и детей, не щадили стариков» [2, с. 8]. Все это и есть геноцид -уничтожение народа (нации) или его части по расовым, национальным, религиозным и политическим мотивам. Грузинское меньшевистское правительство организованно уничтожало осетин в Южной Осетии в 1920 г. по национальным и политическим мотивам.
Геноцид южных осетин в 1920 г. - масштабное международное преступление на территории бывшей Российской империи, совершенное меньшевистским руководством Грузинской Демократической Республики (ГрДР) с целью уничтожения южных осетин,
защищавших до последней возможности территорию своего исконного проживания - Южную Осетию.
Осетины на территории Южной Осетии провозгласили советскую власть и заявили официальному Тбилиси о том, что никогда ни отдельно, ни вместе с Грузией не выйдут из состава РСФСР. Таким образом, национальные и политические мотивы геноцида осетин в 1920 г. не требуют особых доказательств. В соответствии с заранее разработанным в Тбилиси планом, всё осетинское население Южной Осетии без различия пола, возраста, физических и прочих данных преднамеренно и хладнокровно уничтожалось, о чём цинично писал его исполнитель В. Джугели 14 июня 1920 г. в с. Курия Южной Осетии: «Сегодня ясное, доброе утро. Для нас (грузин. - В.Д.) доброе, но для врага (осетин. - В.Д.) слишком злое...К счастью, противник слишком плох. Горят огни. Дома (осетин. -В.Д.) горят!.. с огнем и мечем!..» [3, с. 232]. Ночью этих же суток в селении Чвриви он продолжал отмечать в дневнике: «Весь день провели в обходах и обхватах. Приходилось все высоты брать с боем, но неприятель (осетины - В.Д. ) защищался очень скверно, позорно. У него были пулеметы и были люди, он занимал непреступные высоты, но тем не менее совершенно не выдерживал нашего натиска. У нас ранено только несколько человек. Такого робкого, трусливого и коварного врага мы ещё не встречали. А позиции неприятеля действительно были неприступны. Деревни здесь расположены на больших высотах, и, очевидно, осетины вообразили, что они вне пределов нашей досягаемости! Но теперь всюду огни.Горят и горят! Зловещие огни!..Какая-то страшная, жестокая, феерическая красота.И озираясь на эти ночные, яркие огни, один старый товарищ сказал мне: «Я начинаю понимать Нерона и великий пожар Рима».. .Выше всяких похвал держались гурийские разведчики. Их было шестнадцать человек. И они.взяли горную деревню. Это был подвиг! А огни горят.Всюду горят! У нас почти не было потерь» [3, с. 233 - 234].
Здесь, как видим, легко просматриваются элементы софистики и психологической войны, а также бескомпромиссной, агрессивно-враждебной антитезы «мы», т.е. грузины, и «они» - осетины. Классическое определение софистики, напомню, сводится к сознательному применению в дискуссии или в доказательствах «неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью» [4, с. 338]. Характерными приемами софистики являются «выравнивание событий из их связи с другими, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи - к событиям другой эпохи» и т.д. И в науке, и в политике софистика играет «реакционную роль» [4]. Южные осетины и в 1920 г., и в 90-е гг. ХХ в. (вплоть до настоящего времени) на себе испытали и продолжают испытывать «реакционную роль» софистики грузинских организаторов геноцида.
В. Джугели, подробно описывая огромное количество сожженных осетинских сёл в Южной Осетии,
физическое уничтожение десятков тысяч осетин, представлял себя в роли «национального героя Грузии», «спасителя грузинской нации», «защитника грузинской демократии». Но для этого ему, как и другим организаторам, вдохновителям и идеологам таких деяний необходим был образ врага из осетин - идеологический и психологический стереотипы, «позволяющие строить политическое поведение в условиях дефицита надежной информации о политическом оппоненте и о среде в целом» [5, с. 222].
Вдохновители, организаторы и исполнители плана уничтожения Южной Осетии в 1920 г., конечно же, умело воспользовались тяжелым положением не только малочисленного осетинского народа, но и молодой, еще не окрепшей советской России, которая застряла в грандиозной, масштабной гражданской войне. По этой причине Москва не могла оказать существенной помощи Южной Осетии, ограничиваясь нотами протеста в Тбилиси. Руководство меньшевистской Грузии, не очень уверенное в своем политическом будущем, создало собственный зазеркально-негативный образ южных осетин и абхазов. Политико-воспитательная работа, СМИ, идеология меньшевистской Грузии были направлены на то, чтобы убедительнее обосновать тезис «о единстве территориальной целостности Грузии», в состав которой достаточно волюнтаристски были включены без волеизъявления южных осетин и абхазов Южная Осетия и Абхазия. Таким образом, ущербный с правовой точки зрения и весьма уязвимый с исторической, принцип «территориальной целостности» независимой Грузии стал правовым обоснованием войны против «сепаратистов», «бандитов», «разбойников», «агентов Кремля», «диких народов», т.е. южных осетин и абхазов, которые, естественно, «недооценили» огромную цивилизаторскую роль «великой Грузии», от которой захотели отделиться.
Анализ дневника В. Джугели, где он цинично расписал «подвиги» своей гвардии, ещё одно свидетельство того, что организатором геноцида южных осетин было грузинское государство. План уничтожения осуществлялся под руководством Правительства ГрДР при помощи национальной гвардии, возглавляемой В. Джугели, и военного ведомства Грузии, во главе с военным министром Лордкипанидзе. Другими словами, вся политическая и военная верхушка Грузии преднамеренно и хладнокровно осуществила акт геноцида южных осетин.
Действия меньшевистского правительства Грузии, отраженные в объективных фактах, документах, цифрах, а также подтвержденные свидетельствами из различных источников, полностью соответствует составу преступления геноцида. Политическое руководство Грузии 1920 г. несёт полную ответственность за совершенное преступление против южных осетин в соответствии с нормами международного права. Разумеется, и меньшевистская, и советская, и нынешняя Грузия отрицала и продолжает отрицать факт геноцида южных осетин, по понятным всем причинам и далее будут отрицать очевидные факты или извращать их, прибегая к софистике, открытой фальсификации истории осети-
но-грузинских взаимоотношений, выдвигая самые противоречивые версии, надуманные аргументы и доказательства. Так, например, грузинские ученые приложили немало усилий, чтобы доказать, будто термин «Южная Осетия» был придуман большевиками, которые устраивали лишь козни против Грузии.
Проф. А. Бакрадзе утверждает: «В апреле 1922 года по приказу из Москвы грузинские коммунисты подарили осетинам часть исконно грузинской земли (3,8 тыс. км2) и состряпали так называемую «Юго-Осетинскую автономную область» [6]. В истории не существовало «Южной Осетии» ни как географической, ни как политической реальности». По мнению А. Бакрадзе у осетин нет никакой родины в Закавказье. Их родина, по его твердому убеждению, находится на Северном Кавказе. Таким образом, он считает, что осетины на территории Южной Осетии - гости на «гостеприимной грузинской земле» и уверен даже в том, что осетины это хорошо знают, «но они хотят поймать рыбку в мутной воде», воспользоваться нашими затруднениями и бедственным положением (Грузии. - В.Д. ) и присвоить себе то, что никогда им не принадлежало (Южная Осетия - В.Д.). Задачу осетинам, по его мнению, облегчает тот факт, «что за их спиной стоит подстрекательница Россия» [6, с. 5]. Здесь, как видим, достаточно много околонаучной политической демагогии, т.е. спекуляции реальными этнополитическими проблемами, «запросами, надеждами в скрытых целях, нередко личных, корыстных или групповых, социальных и политических либо изображение каких-либо событий или взглядов противников в ложном свете» [5, с. 222]. Проф. А. Бакрадзе не может не знать о том, что автономию любому народу, как правило, дают на его исконной территории проживания, т.е. на его родине. Тем не менее он занимается фальсификацией фактов истории, оправдывает имперскую политику и меньшевистской, и современной Грузии, пользуясь внешне правдоподобной, но в сущности подтасованной аргументацией. Он пишет: «Враг отнимает у нас уголок земли, где зародился грузинский язык, где качнулась колыбель грузинского народа, где сформировалась грузинская государственность (территория Южной Осетии. - В.Д.). Борьба за свободу и независимость Грузии еще не кончилась. Впереди нас ждут ожесточенные схватки. Надо освободить и возвратить оккупированные врагом территории - Цхинвальский округ (так называлась Южная Осетия по Конституции независимой Грузии. - В.Д.) и Абхазию. Грузины ни у кого ничего не отнимают. Они хотят вернуть себе исконно грузинские земли и жить мирной жизнью в собственном доме. Борьба за эту высокую цель освящена Господом» [6, с. 6].
Обратим особое внимание на относительно вольное обращение исследователей с такими фундаментальными понятиями, как «родина», «исконные земли», «суверенная территория» того или иного народа, «территориальная целостность» некоторых независимых государств, в составе которых в силу различных, чаще всего субъективных причин, оказались по законам и традициям имперской политики и практики «втисну-
тыми» чужие территории, другие народы, у которых есть своя уникальная древняя история, культура, язык, традиции, в том числе и государственного строительства (как, например, у осетин, абхазов, армян и т.д.). В исторической, политической и правовой науках до сих пор остаются недостаточно разработанными вышеуказанные понятия, в том числе и «коренной автохтонный народ (нация)» и т. д. Это создает многим политикам и ученым-гуманитариям возможность интерпретировать их волюнтаристски, с позиций «ура-патриотизма» того или иного народа, иногда игнорируя очевидные исторические факты, политические и правовые реалии.
Сказанное относится и к утверждению А. Бакрадзе, который считает исконную территорию проживания южных осетин и абхазов - Южную Осетию и Абхазию «исконно грузинскими землями». Проблема состоит в том, что у А. Бакрадзе достаточно много единомышленников в современной Грузии. Все они действительно убедили себя, а теперь пытаются убедить мировое сообщество в том, что «грузины ни у кого ничего не отнимают, они хотят вернуть себе исконно грузинские земли», т. е. территории Южной Осетии и Абхазии. Такая имперская доктрина достаточно известна ученым, политикам, в целом общественности. Она всегда служила «обоснованием» для захвата чужих территорий, других, как правило, малочисленных народов. Однако в начале XXI века уже созрела необходимость в более четких подходах к определению фундаментальных понятий. Здесь уже нельзя игнорировать, как это делали раньше, неоспоримые исторические факты и интересы малочисленных народов. Замечу, что ни с исторической, ни с политической, ни с правовой точек зрения не выдерживает критики утверждение о том, что Южная Осетия и Абхазия являются «исконно грузинскими землями».
В научном кавказоведении довольно убедительно и аргументированно доказано, что они являются исконной территорией проживания южных осетин и абхазов, их исторической родиной, где они, воспользовавшись международно признанным правом нации на самоопределение вплоть до отделения и образования нового государства уже около 20 лет строят и укрепляют свои независимые от Грузии государственные образования. А. Бакрадзе, выдавая желаемое за истину в последней инстанции, всё смешивает - политическую демагогию, необходимость «освященную Господом борьбы» за «свободу и независимость Грузии» и т.д. И всё это для «священной войны» Грузии против «оккупантов» -южных осетин и абхазов, за спиной которых «подстрекательница Россия». Огромные усилия России по защите Грузии от иноземных захватчиков в XVII - XVIII вв., конечно же, перечеркнуты. Грузия своим нынешним состоянием как независимое государство обязана России, которая, объединив разрозненные и слабые грузинские царства, создала единую страну под названием Грузия (её не было ко времени присоединения грузинских земель к Российской империи), а затем ещё подарила ей Южную Осетию и Абхазию. Теперь Россия для А. Бакрадзе и его многочисленных единомышленников не более, чем «подстрекательница», которая
строит только козни для Грузии. Не лучшего мнения о России и Э. Шеварднадзе, который в октябре 1993 г. говорил о роли «реакционной России», будто бы способствующей «формированию фашистского сепаратизма в Абхазии» [7].
Председатель партии национальной независимости Грузии И. Церетели также считает, что нынешняя Российская Федерация - «это империя», у которой есть свои имперские интересы в Грузии [8]. По его мнению, Москва заинтересована в том, чтобы вредить «независимой Грузии», и Россия делает все необходимое для ослабления Грузии, играя в её отношении «реакционную роль» [8]. Добавим, что в СМИ современной Грузии очень часто можно встретить шокирующие характеристики русских как нации в целом России. Например, грузинский публицист Жгенти считает, что «большинство русских биологически неполноценно» [9], и отсюда, по его мнению, исходят очень многие проблемы русских и России. Подобные оценки и характеристики целым народам и государствам, чья неоспоримая великая роль в мировой культуре, политике и истории очевидна и бесспорна, конечно же, недопустимы. Однако в Грузии создана такая политическая система, такие демократические институты, которые позволяют выдавать черное за белое, а факты истории преподносить в кривом зеркале.
Политическая элита Грузии, как и грузинские интеллектуалы, многолетними и настойчивыми стараниями сформировали и укоренили в психике значительной части грузин антитезу «мы», т.е. грузины, и «они», т.е. не грузины, которые живут или «должны жить» в независимой Грузии. Подчеркнем, что антитеза «мы» и «они» в политической жизни бывшей Грузинской ССР проявляется в крайних формах, агрессивной направленности, которая, разумеется, ведет к этнополитическому противостоянию и межнациональным войнам. Анализ выступлений политических руководителей, значительной части интеллектуалов Грузии свидетельствует о том, что грузины («мы») осознают или должны осознавать себя нацией (варианты: великой, богоизбранной, самой цивилизованной и наиболее древней нацией), строящей современное демократическое государство через противопоставление «внутренним врагам грузин и Грузии» - южным осетинам и абхазам («они»). В основе антитезы «мы» и «они» грузинских политиков и интеллектуалов легко просматривается расистская теория, пропагандирующая национальную ненависть к южным осетинам и абхазам, господство «великой грузинской нации» с её древней уникальной историей и культурой и второсортный статус южных осетин и абхазов, которые по сравнению с грузинами, «конечно же, низшие расы». Кроме того, грузинские политики и интеллектуалы, как всегда, грузин («мы») характеризуют как «великую», «древнюю». «цивилизованную», «достойную» и т.д. нацию, которая заслуживает всеобщего уважения, почитания и поклонения. В то же время южные осетины и абхазы, т.е. «они», изображаются «гостями на гостеприимной грузинской земле», «агентами Кремля», «врагами Грузии», «дикими народами», не
сформировавшимися в нации, «не имеющих права» на создание своих республик и т.д.
Идеологическая машина Грузии в антиосетинской и антиабхазской пропаганде южным осетинам и абхазам, т.е. «им», как правило, приписывает все возможные негативные характеристики («враги Грузии, «сепаратисты», «экстремисты», «дикие» и т.д.). «Нам» же, т.е. грузинам, - все позитивные характеристики и оценки («благородные», «культурные», «цивилизованные», «великие» и т.д.). С этой точки зрения в психологическом смысле человечество не знало в своей истории каннибализма, так как съеденные люди, по изначальному определению, были «нелюди». Именно поэтому к ним отношение не могло быть как к полноценным и равноправным людям. Да и немецко-фашистские захватчики в годы Второй мировой войны, уничтожая миллионы людей в странах Европы, не совершали, с точки зрения фашистской идеологии и расистской теории, преступлений. Уничтожали ведь представители «высшей расы», т.е. немцы, так называемые «низшие расы» (славянские народы, евреев, цыган и др.) По расистской теории идеологов фашистской Германии они считались недочеловеками, которых «следовало на законном основании» уничтожить. Отголоски такой этнопсихологической праосновы формирования национального самосознания «богоизбранной нации» до сих пор встречаются во многих шовинистских, этноцентристских и расистских идейно-политических теориях, среди которых достаточно высокий рейтинг имеет грузинская.
Традиционная политика этнической чистки Южной Осетии от коренного осетинского населения, осуществлявшаяся Грузией на протяжении длительного времени достигла своего пика в 1918-1920, 1989-1992 и в 2008 гг., когда правительство независимой Грузии (меньшевики, коммунисты с «демократами» и авторитарные «демократы») организовывало трижды геноцид осетинского народа на его исконной территории проживания. Развернутая в Южной Осетии политика и практика государственного террора представляла сочетание традиционного грузинского решения «осетинского вопроса» путем массовых репрессий, насилия и физической расправы над осетинским населением с декларациями и заявлениями о необходимости укрепления суверенитета и «территориальной целостности» «демократической» Грузии.
Военные операции, которые велись по решению правительства меньшевистско-фашистской Грузии на территории Южной Осетии в 1918-1920, 1989-1992, 2008 гг. были направлены на уничтожение коренного осетинского населения. Военные акции Грузии в Южной Осетии всегда официально именовались защитой «территориальной целостности» Грузии, хотя фактически представляли собой захват, насильственное присоединение Южной Осетии вопреки воле коренного осетинского населения. Это было грубейшим нарушением прав осетинского народа, нарушением фундаментального принципа самоопределения наций. Грузинское государство несет ответственность за трижды организованный геноцид южных осетин, которых от физического
истребления спасла в августе 2008 г. возрождающаяся Российская Федерация, признавшая независимость Южной Осетии и Абхазии. После этого две многострадальные кавказские республики были признаны Никарагуа и Венесуэлой. Таким образом, процесс признания Южной Осетии и Абхазии принимает закономерный и необратимый характер, вопреки ущербному принципу «территориальной целостности» Грузии.
Литература
1. Хачапуридзе Г.В. Борьба грузинского народа за установление Советской власти. М., 1956. С. 210.
2. Хачапуридзе Г.В. Борьба за пролетарскую революцию в Грузии. Тбилиси, 1936. С.76; Сиукаев Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ, 1994.
3. Джугели В. Тяжелый крест (Записки народногвардей-ца с предисловием Е.П. Гегечкори). Тбилиси, 1920.
4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова). М., 1981. С. 338.
5. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
6. Бакрадзе А. Вместо предисловия // Осетинский вопрос. Тбилиси, 1994.
7. Юферова Я. Эдуард Шеварднадзе: «Я думал, жизнь закончилась» // Комсомольская правда. 1993. 12 окт.
8. Свободная Грузия. 1992. 19 дек.
9. Молодой ивериец. 1991. 20 окт.
Поступила в редакцию 22 сентября 2009 г.