Научная статья на тему 'Принцип социальной направленности финансового правового регулирования'

Принцип социальной направленности финансового правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1692
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИП ФИНАНСОВОГО ПРАВА / SOCIAL ORIENTATION OF FINANCIAL LAWFUL REGULATION / SOCIAL STATE / FINANCIAL LAWFUL POLICY / PRINCIPLE OF FINANCIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликов Евгений Геннадьевич

В данной статье рассматривается социальная направленность финансовоправового регулирования как принцип финансового права. В частности, обосновывается необходимость проведения государством социально ориентированной финансово-правовой политики и дается краткий анализ ее реализации в России в последнее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of the social orientation of the financial legal regulation

This article is devoted to the description of the social orientation of financial lawful regulation as the principle of financial law. Particularly, the author gives grounds to the necessity to carry out socially directed financial lawful policy by the state and gives a brief analysis of its implementation in Russia in the last decade.

Текст научной работы на тему «Принцип социальной направленности финансового правового регулирования»

УДК 347.73:336.02:316

Е. Г. Беликов

Принцип социальной направленности финансового правового регулирования

В данной статье рассматривается социальная направленность финансовоправового регулирования как принцип финансового права. В частности, обосновывается необходимость проведения государством социально ориентированной финансово-правовой политики и дается краткий анализ ее реализации в России в последнее десятилетие.

This article is devoted to the description of the social orientation of financial lawful regulation as the principle of financial law. Particularly, the author gives grounds to the necessity to carry out socially directed financial lawful policy by the state and gives a brief analysis of its implementation in Russia in the last decade.

Ключевые слова: социальная направленность финансово-правового

регулирования, социальное государство, финансово-правовая политика, принцип финансового права.

Key words: social orientation of financial lawful regulation, social state, financial lawful policy, principle of financial law.

Конституционный принцип социального государства, закрепленный в ст. 7 Основного закона России, находит свое развитие и в действующем финансовом законодательстве РФ, и как следствие, отражение при осуществлении государством и его территориальными подразделениями финансовой деятельности.

В финансово-правовой литературе принцип социального государства первоначально нашел свое воплощение в принципе социальной направленности финансовой деятельности в РФ, впервые сформулированном Н.И. Химичевой в качестве одного из основных принципов данной деятельности1. В дальнейшем вышеназванный автор справедливо стал трактовать его уже как принцип финансового права, дав ему новое наименование - социальная направленность финансово-

© Беликов Е. Г., 2013

1 См.: Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд. М.: Юрист, 1999. С. 79.

29

правового регулирования2. При этом глубинная суть рассматриваемого понятия осталась неизменной. Для того чтобы действительно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, особенно важно учитывать общественно значимые ценности (здоровье людей, институт семьи и т. д.) при разработке и реализации именно финансовой политики, осуществлении именно финансовой деятельности (например, при формировании и исполнении бюджетов, внебюджетных фондов, налогообложении). Финансово-правовая политика должна носить четко выраженную социальную или, точнее, общественную направленность, реализовываться не в интересах отдельных социальных групп, а всего общества или, по крайней мере, его большинства.

Эффективное выполнение публично-правовыми образованиями своих задач и функций в целях социально-экономического развития страны, повышения уровня жизни граждан невозможно без взвешенной, последовательной экономической и правовой политики государства. В связи с этим важнейшими составляющими последней выступают соответственно финансовая и финансово-правовая политика. Ключевая же роль в процессе легитимации и осуществлении политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур в сфере публичных финансов вполне очевидно принадлежит нормам финансового права. Поэтому финансово-правовая политика государства является важнейшим самостоятельным направлением его правовой политики: ни одно решение, затрагивающее существенные вопросы жизни страны, не остается реализованным без соответствующей финансовой поддержки со стороны публично-правовых образований. Следует согласиться с мнением Е.В. Покачаловой, что при разработке концепций политики представителями как экономической, так и финансово-правовой науки одной из основных задач должно быть правильное и четкое определение ее приоритетных целей прежде всего на основе конституционного принципа социального государства3.

Необходимость проведения в РФ социально ориентированной государственной политики, в том числе финансово-правовой, остро назрела в начале XXI в. в связи с наличием в стране системного

2 См.: Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М.: Юрист, 2003. С. 39-40.

3 См.: Покачалова Е.В. Социальная составляющая долговой правовой политики России как основа ее эффективности в условиях бюджетного реформирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 4. С. 24.

экономического кризиса, социального упадка, которые стали результатом неудачных, непродуманных государственных преобразований в соответствующих сферах. Элементы указанной политики первоначально появились, а затем стали последовательно выражаться в программных документах (например, в ежегодных, в том числе бюджетных, посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2002-2007 гг.), указах и выступлениях Президента РФ В.В. Путина, и в дальнейшем - федеральных законах и других нормативно-правовых актах.

Наиболее яркими примерами воплощения финансово-правовой политики, затрагивающей вопросы социальной сферы, выступают федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год, принимаемые с 2003 г., и нормативно-правовые акты, направленные на реализацию приоритетных национальных проектов, носящих ярко выраженный социально ориентированный характер. К таким актам можно отнести, например, федеральные законы «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О развитии сельского хозяйства».

Финансово-правовая политика реализуется по различным направлениям, которые наиболее часто подразделяют в соответствии со структурой финансовой системы либо исходя из структуры системы финансового права. В частности, выделяют бюджетно-правовую, налоговоправовую, государственно-долговую правовую, валютную правовую политику и др. Учитывая такое многообразие видов финансово-правовой политики, затрагивающих целый комплекс социально-экономических вопросов развития общества, исследование ее социальной направленности целесообразно проводить по всем основным направлениям данной политики.

Следует отметить, что в период мирового экономического кризиса Российское государство не отказалось от стратегических целей своего развития, внеся определенные коррективы в проводимую финансовоправовую политику. В условиях преодоления последствий данного кризиса особую актуальность приобрели вопросы укрепления глобальной финансовой системы, а также внутреннего строения финансов национальных государств. Решение данной задачи в разных странах имело различные результаты. В России стабилизация финансовой системы произошла благодаря достаточно слаженным мерам, предпринятым органами законодательной и исполнительной власти и нашедшим выражение в целом комплексе правовых актов, прежде всего в бюджетной и банковской сферах.

При этом главные ориентиры политики государства в социальноэкономической сфере, намеченные в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 г. и Бюджетной стратегии на период до 2023 г., остались неизменными. В частности, несмотря на возникший дефицит федерального бюджета, замедление роста валового внутреннего продукта, нестабильность в банковской системе и т. д., российским правительством был сохранен курс на выполнение ранее принятых социальных обязательств в полном объеме и повышение уровня жизни населения.

Приоритетные национальные проекты: «Развитие

Агропромышленного комплекса», «Здравоохранение», «Образование» и «Жилье» выступили «ближними целями» по решению определенных ранее стратегических задач по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья. Последовательная реализация названных проектов, переросших впоследствии в целевые государственные программы, учитывая их ярко выраженный социально ориентированный характер, зависит от ряда факторов, в частности от продуманной финансово-правовой политики государства как в целом, так и по данному аспекту.

В этой связи возникает вопросы об источниках финансирования приоритетных национальных проектов и других социальных расходов. Это, прежде всего, средства государственных и местных бюджетов (в основном федерального бюджета), а также государственных социальных внебюджетных фондов. Возможность направить названные средства на заявленные руководством государства социальные инициативы появилась во многом благодаря удачной для России конъюнктуре цен на природные ресурсы на мировом рынке. Очевидно, что в дальнейшем основным источником пополнения федерального бюджета должны стать средства, полученные в результате функционирования российской экономики внутри страны. Необходимость этого понимают и в Правительстве РФ, которое при разработке федерального закона о федеральном бюджете на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. попыталось существенно снизить зависимость расходов федерального бюджета от его нефтегазовых доходов. Тем не менее, Правительству РФ до 2014 г. разрешается без принятия соответствующего федерального закона направлять в форме межбюджетных трансфертов средства Резервного фонда и иные остатки средств федерального бюджета, в частности на погашение дефицита

бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов4. Такое полномочие позволило государству в кризисный период и позволяет уже в посткризисных условиях реализовывать запланированные программы в области социального страхования.

Реализация принципа социальной направленности финансового права возможна через различные подразделения системы данной отрасли права, регулирующие соответствующие звенья финансовой системы: подотрасли (бюджетное и налоговое право), правовые институты, регулирующие финансовые отношения в сфере внебюджетных государственных денежных фондов, организации страхования, государственного и муниципального кредита и организации банковского кредитования.

Таким образом, Российское государство, несмотря на сохранение многих нерешенных проблем в социальной сфере, продолжает, в отличие от ряда развитых европейских стран, при регулировании практически всех видов финансовых отношений в кризисных и посткризисных условиях учитывать в определенной мере интересы различных слоев населения, в том числе нуждающихся в социальной поддержке и защите. При этом в нормах финансового права закреплены базовые и достаточно эффективные правовые механизмы реализации государством социальной политики, которые, тем не менее, нуждаются в совершенствовании.

4 См.: ст. 7 Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 15. Ст. 1780; Федеральный закон от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4971.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.