Научная статья на тему 'Принцип социального детерминизма в отечественной социологии'

Принцип социального детерминизма в отечественной социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1251
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ровнова Светлана Алексеевна

Статья посвящена весьма важному и актуальному вопросу о месте и роли принципа социального детерминизма в истории отечественной социологии. Рассматривается содержание данного принципа применительно к отечественной социологической теории на различных этапах ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип социального детерминизма в отечественной социологии»

С.А Ровнова. Принцип социального детерминизма в отечественной соцгюлогт

Примечания

I Государственная Дума России: Энцикл.: В 2 т. М., 2006. Т. Г. С. 453.

: Виноградов В. Д. М.Я. Острогорский о проблеме политических партий //Российская социология: Межвуз. сб. /' Под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1993. С. 72; Меду-шевский А.Н. История русской социологии. М., 1993 С.225-240.

3 Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С 55 I

4 Там же. С. 538-539.

5 Там же. С. 549.

6 Там же. С. 552.

7 Там же. С. 555-556.

8 Там же. С. 560.

9 Там же. С. 552.

10 Новгородцев ПИ. Демократия на распутье // Об общественном идеале. М., 1991. С. 548.

II Острогорский М.Я. Указ. соч. С. 560.

12 Там же. С. 561.

Острогорский М.Я. Указ. соч. С. 561.

Медушевский А.Н. Указ. соч. С. 228.

Острогорский М.Я. Указ. соч. С. 99.

Медушевский А.Н Указ соч. С. 232, 229.

Ашин ГК. Элитология. М., 2005. С. 178. Острогорский М.Я. Указ. соч. С. 104.

Там же. С. 170.

Там же. С. 171.

Там же. С, 173 174.

Там же.

Там же. С. 176-3 77.

Там же. С. 428

Михельс Р. Демократия и железный закон олигархии // Диалог. 1991. Ха 3. С. 44. Гл. из кн. Р. Михельса «Социология политической партии в условиях демократии».

Там же.

Там же. С. 43.

Острогорский М.Я. Указ. соч. С. 572-574.

Там же. С. 538.

УДК 316(470+571)

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

С.А. Ровнова

Саратовский государственный университет, кафедра теории и история социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

Статья посвящена весьма важному и актуальному вопросу с месте и роли принципа социального детерминизма в истории отечественной социологии. Рассматривается содержание данного принципа применительно к отечественной социологической теории на различных этапах ее развития.

The Principle of Social Determinism in Russian Sociology

S.A. Rovnova

The paper is focused on important problem of place and roie of principle of social determinism in the history of Russian sociology. The meaning of this principle is examined in regard to sociological theory on different stages of its development.

Социальный детерминизм имеет специфику и особенности реализации в различных школах и направлениях отечественной социологии XIX-XX столетий. Если проанализировать проявление данного принципа в истории отечественной социологии, то возникает сложная и пестрая картина, Начнем анализ с реализации принципа социального детерминизма в рамках натуралистической школы. Обратимся в данном контексте к такому направлению в отечественной социологии XIX века, как географический детерминизм.

Географический детерминизм - одна из разновидностей натуралистических учений, в которых первостепенная роль в развитии обществ и народов приписывается их географическому положению и природным условиям. Географический детерминизм строится на тезисе о почти полной обусловленности деятельности человека естественной средой. При этом абсолютизируется значение географической среды - климата, рек, флоры, фауны, минеральных богатств - и не учитывается сложность взаимодействия человеческой деятельности со средой обитания. Вопросы о влиянии географической среды на обычаи, нравы, образ правления и общественноисторические процессы рассматривались еще античными авторами. Дальнейшее развитие они получили в эпоху становления капитализма. Наиболее развернутые социологические теории в рамках географического детерминизма появились в XIX веке.

Теории географического детерминизма эволюционировали от глобальных сопоставлений общества и природы к специальному изучению влияния различных факторов географической среды на конкретные общественные процессы и явления. Для этих теорий характерна недооценка

© С.А Ровнова, 2008

масштабов исторической деятельности человека по преобразованию природной среды в культурную и потенциала изменений, заложенного во внутреннем взаимодействии социальных и духовных факторов.

Чистый географический детерминизм редок, чаще он переплетается с детерминизмом культурным, психологизмом и т.д. Географический детерминизм в известной мере связан с социогеографией - социологической дисциплиной, которая анализирует географический аспект социальной жизни конкретных общественных групп, их территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние деятельности человека на природу, окружающую среду.

К данному направлению детерминизма тесно примыкает органическая школа в отечественной социологии. Это направление развивалось в конце Х'.Х-начале XX века; оно отождествляет общество с организмом и связывает явления социальной жизни с биологическими закономерностями.

Б истории социальной мысли определенное место занимает демографический детерминизм. Наряду с экологическим фактором важнейшим условием жизнедеятельности общества является народонаселение. Рационально количественно регулируемое и гигиенически здоровое население - важный фактор социального развития. Социальные теории, исследующие численность и качество народонаселения как важнейшую проблему социального развития, являются концепциями демографического детерминизма.

Современные сторонники демографического детерминизма правомерно ставят вопрос о необходимости сбалансированного роста народонаселения и соответствующих материальных ресурсов, значительного улучшения качества народонаселения при надлежащем социальном и м ед и ци н с ком контроле.

Далее можно говорить о детерминизме культурном, согласно которому явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.

Перейдем теперь к другой разновидности детерминизма - детерминизму технологическому, приписывающему решающую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям современного крупнокорпоративного производства. Технологический детерминизм предполагает, что любое достаточно масштабное техникотехнологическое изменение влечет за собой определенное социальное изменение.

В большей или меньшей степени технологический детерминизм присущ теориям социальных изменений, теориям культурного

отставания, объясняющим конфликты, противоречия реальности тем, что социокультурные организации не поспевают за технологическими изменениями. Это концепция индустриального, постиндустриального, технократического и технотронного обществ, в которых центром проблемы социального развития становятся управление, регулирование, контроль над технологическими изменениями.

Наибольшее распространение в социологии получили различные варианты теории технологического детерминизма, в которых рост влияния науки и техники представляется как причина неограниченного прогресса человеческого общества, его экономического развития.

Правомерно вести речь и об экологическом детерминизме. Географическая среда является необходимым условием и всеобщим средством труда, а также сырьевой основой общественного производства. Без сырьевых ресурсов, которые человек получает в процессе познания и использования бесконечного разнообразия свойств географической среды, никакое хозяйство - ни общественное, ни индивидуальное - не было бы возможно.

Взаимодействуя с географической средой, человек не только оказывает воздействие на климат и почву, реки и моря, на растительный и животный мир, на рельеф местности, полезные ископаемые, атмосферу, космос, но и сам испытывает на себе их постоянное влияние. Если человек не считается с требованиями объективных законов экологии (природной среды), не учитывает возможного влияния своей общественно-производственной деятельности на географическую среду, нарушает экологическое равновесие, то все эти его «социальные» действия могут привести не только к непредсказуемым, но и к необратимым последствиям для человека и общества.

Экономический детерминизм представляет собой экономическую интерпретацию истории, вульгарно-материалистическую концепцию, согласно которой общественно-историческое развитие всецело определяется действием экономического фактора. Политическая, идеологическая, моральная и другие сферы социальной жизни предстают лишь как следствие действия экономического фактора, лишенные своей самостоятельности и способности активно воздействовать на ход истории.

В экономическом детерминизме из производительных сил и производственных отношений механически выводятся все остальные явления общественной жизни, при этом люди выступают лишь как персонификаторы экономических категорий.

Экономический детерминизм основывается на абсолютизации роли экономического фактора в функционировании и развитии общества. Согласно этой концепции, политическая идеологическая,

С А Ровнова. Принцип социального детерминизма в отечественной социологии

моральная и другие сферы общества всецело зависят от экономического фактора, по существу, лишены своей самостоятельности и способности воздействовать на ход истории.

Признание принципа детерминизма в социальных науках означает признание объективного характера детерминированности социальных процессов, наличие исторической необходимости, т.е. такой связи явлений, в которой проявляется доминирующая тенденция. В процессе исторического развития каждое последующее поколение людей действует в условиях, унаследованных от прошлого, Преемственность поколений определяет общее направление истории, которое не может быть произвольно изменено.

Идеи, вдохновляющие людей на социальное действие, порождаются условиями общественного бытия, и от степени их соответствия этим условиям зависит возможность их реализации. Детерминированность общественной жизни является основой научного предвидения социальных явлений. Историческая необходимость не исчерпывает всего богатства явлений, а выражает только самые общие направления их развития. Индивидуальный характер и многогранность каждого конкретного социального явления - результат множества действующих факторов.

В социальных науках детерминизм в рамках системного подхода означает признание целостности образующих социальную систему элементов, а в рамках статистического подхода наполняется иным содержанием: в совокупностях социальных явлений отыскивается статистическая закономерность, или тенденция развития, подчеркивается значение случайности и выявляются причины отклонений от предполагаемого хода событий на основе анализа статистических распределений.

Ни одно из пониманий детерминизма не отрицает значение сознательной, целенаправленной человеческой деятельности, поскольку социальные законы - это законы деятельности людей. Поэтому так важна субъективная сторона этой реальности - те цели, которые ставит перед собой общество и каждый отдельный индивид. Многообразие форм социальной детерминации, сложный характер взаимодействия различных тенденций в обществе, наличие многих вариантов и случайных поворотов событий, а также тот факт, что историческая закономерность дает о себе знать только на длительном историческом отрезке времени, не означают признания индетерминизма или отрицания ответственности личности за результаты своей общественной деятельности.

Если подойти к обществу с позиции исследования закономерностей его взаимодействия и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа «теорией социально-исторического детерми-

низма», или «социально-исторической теорией общества».

Детерминизм означает, что все события, совершающиеся в мире, происходят при определенных условиях, что вне этих условий они произойти не могут. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях. Вследствие этого детерминизм не сводится только к причинноследственным связям. Причинный детерминизм приводит к искаженному представлению о человеке как о пассивной игрушке, отданной во власть непреодолимых сил - или природы, или общества.

Согласно этой версии детерминизма, свобода в значительной степени иллюзорна, поскольку она понимается только как отрицательная величина, т.е. как отсутствие связей. Это «свобода от», а не «свобода для», активная и, в конечном счете, сознательно планируемая самодетерминация. Однако как только принимается во внимание самодетерминация, как только люди начинают понимать, что ничто не является исключительным следствием внешних условий, какими бы важными они ни были, появляется элемент волюнтаризма.

Свобода в этом случае рассматривается как положительная величина, т.е. как активное стремление достичь самодетерминации. Фатализм оказывается «дурным сном, ибо ничто не может рассматриваться как неизбежное следст вие или прошлых явлений, направляющих события по определенным путям, или существующих причин, действующих ab extrínseco, вне досягаемости материальной и духовной деятельности человека»1.

Помимо причинно-следственных связей есть и другие формы детерминации - связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные, связи функционирования и связи развития.

Социально-исторический детерминизм выражает специфику конкретно-исторического бытия общества. Общество представляет собой такую социальную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека и его деятельности.

Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек - не только объект, но и субъект социального действия. Экономические, социальные, политические и идеологические отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. Каждая система этих отношений определяет волю людей, которая, в свою очередь, направляется на создание новой системы общественных отношений

Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода. Во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, например, детерминация экономических отношений производительными силами, структуры гражданского общества - экономическими отношениями и т.д. Конечно, реализация названных закономерностей социально-экономического развития общества осуществляется посредством деятельности людей. Однако здесь на первый план выдвигается детерминированность, связанная с принципом причинности и, соответственно, с причинными динамическими законами, определяющими переход от одного его состояния к другому.

Во-вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. Причем содержание и характер поведения данного класса объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств, включенных в эту систему объектов. Так, в качестве каузального фактора и источника развития могут выступать системные качества данного класса объектов, их организация, структура и т.д.

Содержание и характер поведения данного класса объектов, в свою очередь, зависят и от внешних по отношению к нему объективных и субъективных факторов, и от их различных сочетаний в конкретных условиях. Таким образом, речь идет о вероятностном характере социального детерминизма и о статистических (стохастических) закономерностях, свойственных данному классу объектов, поведение которых осуществляется в конкретных условиях места и времени. Социальный детерминизм дает вероятностное знание о том, что конкретное поведение данного класса объектов зависит от их свойств и качеств, а также от условий, в пределах которых это поведение имеет место.

Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы, будь то законы динамические или статистические, - это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

Итак, социальный детерминизм отражает специфику социальной формы движения материи, в связи с чем каждое историческое явление или событие обусловлено конкретными причинами. Такое понимание социального детерминизма содействует осмыслению закономерностей общественного развития, соотношению в нем необходимости и случайности, выявлению движущих сил, определяющих его содержание и направление, мотивов человеческой деятельности2.

Социальный детерминизм рассматривает вопросы законов природы, взаимодействия природы и общества, движущих сил общественного развития, воздействия общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль. Центральным здесь является вопрос о существовании и действии законов.

Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки в ее классическом понимании, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на процессы, полностью неуправляемые и непредсказуемые. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал при попытках выявить специфику социальных процессов, сравнивая их с природными.

К проблеме социальных, в частности, социологических законов в контексте принципа социального детерминизма обращались многие отечественные ученые. В 70-е гг. XX века А.К. Уледов выпустил книгу3, в которой предложил свое видение проблемы. Этой проблемы также касаются в той или иной мере все авторы, пишущие о социологии, ее объекте и предмете.

Еще раз подчеркнем, что учение о детерминизме формировалось в течение многих столетий в рамках различных наук и с появлением в середине XIX столетия социологии оно заняло и в ней свое особое место.

Примечания

1 Бунге М. Причинность. М., 1962. С. 225.

2 Социология. Основы общей теории / Под ред.

Г В. Осипова и Л.Н. Москвичева. М., 2002. С. 114.

3 Уледов А.К. Социологические законы. М., 1975.

С. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.