Научная статья на тему 'ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА И КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ 1791 ГОДА)'

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА И КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ 1791 ГОДА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1015
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мустафаева Азизе Османовна

В предоставленной статье ведётся сравнительный анализ ранних конституций: Конституции США 1787 года и конституции Франции 1791 года. Особое внимание уделяется принципу разделения властей. Это предполагает организационную независимость ветвей власти, разграничение функций между ними и является одной из главных особенностей верховенства права. Принципы, закрепленные в конституциях, были схожи с точки зрения правового подхода, но они были реализованы в разных социально-политических условиях, что повлияло на их исторический потенциал. В частности, конституция Франции стала лишь переходным актом политической и социальной борьбы, в то время как Конституция США является действительным правовым документом. Эти конституции считаются важными историческими и правовыми примерами взаимоотношений между законодательной, судебной и исполнительной власти в контексте конституционного закрепления принципа разделения властей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS: A COMPARATIVE ANALYSIS (USING THE EXAMPLE OF THE USA CONSTITUTION OF 1787 AND THE FRENCH CONSTITUTION OF 1791)

The article provides a comparative analysis of the early constitutions: the US Constitution of 1787 and the French Constitution of 1791. Special attention is paid to the principle of separation of powers. This presupposes the organizational independence of the branches of government, the differentiation of functions between them and is one of the main features of the rule of law. The principles enshrined in the constitutions were similar in terms of the legal approach, but they were implemented in different socio-political conditions, which affected their historical potential. In particular, the French Constitution has become only a transitional act of political and social struggle, while the US Constitution is a valid legal document. These constitutions are considered important historical and legal examples of the relationship between the legislative, judicial and executive authorities in the context of the constitutional consolidation of the principle of separation of powers.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА И КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ 1791 ГОДА)»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (36) 2022

УДК 930.2

Мустафаева Азизе Османовна, студентка 1 курса юридический факультет Российский Государственный Университет Правосудия, Россия, г. Симферополь

e-mail: mustafaeva07@yandex.ru

Научный руководитель: Кошман Владимир Алексеевич

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА И КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ

1791 ГОДА)

Аннотация: в предоставленной статье ведётся сравнительный анализ ранних конституций: Конституции США 1787 года и конституции Франции 1791 года. Особое внимание уделяется принципу разделения властей. Это предполагает организационную независимость ветвей власти, разграничение функций между ними и является одной из главных особенностей верховенства права. Принципы, закрепленные в конституциях, были схожи с точки зрения правового подхода, но они были реализованы в разных социально-политических условиях, что повлияло на их исторический потенциал. В частности, конституция Франции стала лишь переходным актом политической и социальной борьбы, в то время как Конституция США является действительным правовым документом. Эти конституции считаются важными историческими и правовыми примерами взаимоотношений между законодательной, судебной и исполнительной власти в контексте конституционного закрепления принципа разделения властей.

Ключевые слова: разделение властей, конституция, законодательная, исполнительная, судебная власть, независимость.

Mustafayeva A.O., 1st year student of the Faculty of Law Russian State University of Justice Russia, Simferopol

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (36) 2022

e-mail: mustafaeva07@yandex.ru

Scientific supervisor: Koshman Vladimir Alekseevich

THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS: A COMPARATIVE ANALYSIS (USING THE EXAMPLE OF THE USA CONSTITUTION OF 1787 AND THE FRENCH CONSTITUTION OF 1791)

Annotation: The article provides a comparative analysis of the early constitutions: the US Constitution of 1787 and the French Constitution of 1791. Special attention is paid to the principle of separation of powers. This presupposes the organizational independence of the branches of government, the differentiation of functions between them and is one of the main features of the rule of law. The principles enshrined in the constitutions were similar in terms of the legal approach, but they were implemented in different socio-political conditions, which affected their historical potential. In particular, the French Constitution has become only a transitional act of political and social struggle, while the US Constitution is a valid legal document. These constitutions are considered important historical and legal examples of the relationship between the legislative, judicial and executive authorities in the context of the constitutional consolidation of the principle of separation of powers.

Keywords: separation of powers, constitution, legislative, executive, judicial power, independence.

Разделение властей - это одновременно политическая и правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти в любом демократическом государстве. Наконец, эта концепция была сформулирована философами эпохи Просвещения Дж. Локком и С. Монтескье. Эта доктрина исходит из положения, что власть в государстве делится на три самостоятельные и независимые ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Данный принцип является главным признаком правового государства,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (36) 2022 вместе с такими важными принципами, как: верховенство права, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность управления.

В основу Конституции США легли идеи и теории европейских просветителей ХУП-ХУШ веков. Однако сила конституции 1787 года заключается в умелом применении американской политической реальности конца XVIII в. и социально-экономических, а также политических реалий того времени. Америка удачно сохранила принцип вертикального построения власти.

Инициатива народных масс нашла отражение в противовесе исполнительной власти со стороны законодательных органов в лице законодательной и судебной власти. Конечно, в конце XVIII века. было бы трудно представить себе прямой демократический характер практического применения конституции. Она не была идеальной. Однако сама Конституция содержит механизмы самосовершенствования и расширения демократических свобод. В конце XIX века все белое население получило политические права голосовать и быть избранным, а после гражданской войны - чернокожее население. В XX веке. признаются политические права женщин, индейцев и национальных меньшинств.

В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно независимо от других. Носитель исполнительной власти -Президент, избирается коллегией выборщиков, создаваемой в соответствии с представительством каждого штата в Конгрессе. Конгресс осуществляет полномочия законодательной власти и состоит из Сената и Палаты представителей. Каждая палата выражает различные интересы: сенат -общефедеральные интересы, а палата представителей - штатов. Судебная власть на федеральном уровне, согласно Конституции, осуществляется Верховным судом, который формируется из кандидатур, предложенных Президентом, после их согласования и утверждения Сенатом. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип система «сдержек и противовесов» наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (36) 2022 осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.

Несмотря на множество проблем, связанных со сложностью механизма разделения властей, модель Мэдисона защитила Соединенные Штаты от диктатуры и надежно защитила конституционные основы демократии. Многие американцы считают, что именно этот реализм в отношении человеческой природы и внимание к институциональным механизмам проверки являются одним из главных вкладов основателей в создание системы, которая была эффективной в обеспечении свободы и предотвращении тирании.

Идея разделения властей развивалась в самосознании американских граждан постепенно, данный принцип не представлял собой гарант демократии первоначально, а развивался с годами.

Причиной формирования Конституции Франции 1791 года стал результат первого этапа Великой Французской революции. Несмотря на свой противоречивый характер, она представляла собой новый шаг на пути к укреплению политического и правового порядка, сложившегося за два года революции. В ней отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. Конституция также установила некоторые социальные права, которые были отражением эгалитарных настроений, широко распространенных во Франции во время революции.

Свод законов на практике реализовал идею создания системы представительных органов власти, которая была выдвинута в то время. Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (36) 2022

Избранная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, в то время как исполнительная власть, которая, согласно Конституции, была возложена на короля. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия. Конституция подчеркивала, что король царствует "лишь в силу закона", и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу "на верность нации и закону". Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое избиралось на два года. Оно, как это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено королем. В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой "жить свободными или умереть". Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно, за мысли или действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей. Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы, принятия законов, объявления войны. Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая "не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем". Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке. С другой стороны, и суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.

Хотелось бы отметить, что с самого начала разделение властей было провозглашено как в США, так и во Франции в качестве основного конституционного принципа. В обеих конституциях для эффективного

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (36) 2022 функционирования принципа разделения властей были установлены разные сроки полномочий, разные источники формирования, а также система "сдержек и противовесов" в их взаимодействии друг с другом.

Учитывая сложившиеся исторические предпосылки и социально-политические условия, принципы, закрепленные в конституциях, реализовывались по-разному. Несмотря на схожесть этих документов и условий. После их создания французская конституция стала лишь переходным актом политической и социальной борьбы, в то время как американская Конституция, благодаря своей универсальности, с некоторыми изменениями и дополнениями, существует и сегодня.

Таким образом, можно сделать вывод, что принципы разделения властей, заложенные в Конституции США 1787 года и конституции Франции 1791 года, были во многом схожи с точки зрения правового подхода, но отличались с точки зрения подхода политической науки и были реализованы в разных социально-политических условиях.

Список использованной литературы и источников:

1. Батыр К.И., Поликарпова Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / К.И. Батыр, Е.В. Поликарпова. — М. : Юристъ, 2003. — 520 с.

2. Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г. и Конституции Франции 1791 г.: сравнительный анализ / В.В. Иванов // Государство и право. — 2000. — № 12. — С. 80-84.

3. Конституция Франции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: hist.msu.ru/ER/Etext (дата обращения: 24.05.2015).

4. Конституция США. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// hist.msu.ru/ER/Etext (дата обращения: 22.05.2015).

5. Лафитский В. И. Конституционный строй США. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения, 2007. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.