Научная статья на тему 'Принцип предельности в изучении поведения человека'

Принцип предельности в изучении поведения человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предельность / принцип предельности / поведение / обучающийся / деятельность / limit / limit principle / behaviour / learner / activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова Светлана Владимировна

Цель. Целью исследования является введение принципа предельности в изучение поведения человека. Процедура и методы. В статье обоснована категория предельности. Предельность нами понимается как минимальное или максимальное критическое проявление психики человека. Она может определяться множественностью проявлений, объясняемых в структурных, функциональных, закономерных причинах её возникновения. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, интерпретации результатов и теоретико-методологического описания. Результаты. При проведении исследования выявлены статистические различия (p≤0,05), определено, что девиантные подростки более склонны к физическому насилию и враждебны к окружающему миру. Раскрывая особенности эмоционально-волевой сферы подростков, установлено переживание ими чувства вины и подозрительность. Теоретическая и/или практическая значимость. С увеличением групп девиантных подростков установлено, что при проведении превентивной работы с несовершеннолетними необходимо акцентироваться на проработке их переживаний. Преодоление чувства вины позволит понизить агрессивность обучающихся, а коррекция подозрительности позволит уменьшить проявление демонстративного поведения, снизить использование ненормативной лексики и интерес к местам, где расположены строительные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хусаинова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF EXTREMITY IN THE STUDY OF HUMAN BEHAVI OUR

Aim. The aim of the article is to introduce the limiting category to the study of human behaviour. Methodology. The article substantiates the category of limit. Limitability is understood by us as a minimum or maximum critical manifestation of the human psyche. It can be defined by a plurality of manifestations explained in structural, functional, regular causes of its occurrence. The methods of analysis, synthesis, interpretation of results and theoretical and methodological description were used in the study. Results. The study revealed statistical differences (p≤0.05), it was determined that deviant teenagers are more prone to physical violence and hostile to the world around them. Disclosing the peculiarities of the emotional-volitional sphere of adolescents, it is established that they experience feelings of guilt and suspicion. Theoretical and/or practical significance. With the increase of groups of deviant teenagers it was established that, when carrying out preventive work with minors, it is necessary to focus on working through their experiences. Overcoming the sense of guilt will reduce the aggressiveness of students, and correction of suspicion will reduce the manifestation of demonstrative behaviour, reduce the use of profanity and interest in places where construction projects are located.

Текст научной работы на тему «Принцип предельности в изучении поведения человека»

УДК 159 . 9

DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-69-80

принцип предельности в изучении поведения человека

Хусаинова С. В.

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Казанский филиал

420039, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Исаева, д. 12, Российская Федерация Аннотация

Цель. Целью исследования является введение принципа предельности в изучение поведения человека.

Процедура и методы. В статье обоснована категория предельности. Предельность нами понимается как минимальное или максимальное критическое проявление психики человека. Она может определяться множественностью проявлений, объясняемых в структурных, функциональных, закономерных причинах её возникновения. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, интерпретации результатов и теоретико-методологического описания.

Результаты. При проведении исследования выявлены статистические различия (p<0,05), определено, что девиантные подростки более склонны к физическому насилию и враждебны к окружающему миру. Раскрывая особенности эмоционально-волевой сферы подростков, установлено переживание ими чувства вины и подозрительность. Теоретическая и/или практическая значимость. С увеличением групп девиантных подростков установлено, что при проведении превентивной работы с несовершеннолетними необходимо акцентироваться на проработке их переживаний. Преодоление чувства вины позволит понизить агрессивность обучающихся, а коррекция подозрительности позволит уменьшить проявление демонстративного поведения, снизить использование ненормативной лексики и интерес к местам, где расположены строительные объекты. Ключевые слова: предельность, принцип предельности, поведение, обучающийся, деятельность

Благодарности. Статья выполнена по государственному заданию FNRR-2021-0003 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения».

THE PRINCIPLE OF EXTREMITY IN THE STuDY OF human BEHAviOuR

S. Khusainova

Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Kazan branch ul. Isayeva, 12, Republic of Tatarstan, Kazan, 420039, Russian Federation

Abstract

Aim. The aim of the article is to introduce the limiting category to the study of human behaviour. Methodology. The article substantiates the category of limit. Limitability is understood by us as a minimum or maximum critical manifestation of the human psyche. It can be defined by a

© CC BY Хусаинова С В . , 2023.

plurality of manifestations explained in structural, functional, regular causes of its occurrence. The methods of analysis, synthesis, interpretation of results and theoretical and methodological description were used in the study.

Results. The study revealed statistical differences (p<0.05), it was determined that deviant teenagers are more prone to physical violence and hostile to the world around them. Disclosing the peculiarities of the emotional-volitional sphere of adolescents, it is established that they experience feelings of guilt and suspicion.

Theoretical and/or practical significance. With the increase of groups of deviant teenagers it was established that, when carrying out preventive work with minors, it is necessary to focus on working through their experiences. Overcoming the sense of guilt will reduce the aggressiveness of students, and correction of suspicion will reduce the manifestation of demonstrative behaviour, reduce the use of profanity and interest in places where construction projects are located.

Keywords: limit, limit principle, behaviour, learner, activity

Acknowledgment. The article was carried out according to the state assignment FNRR-2021-0003 "The problem of deviant behavior in the system of modern human studies."

Введение

В настоящее время междисциплинарному изучению поведения уделяется особое внимание, приводящее к глубокому пониманию его сущности с различных по характеру сторон развития . Подход к исследованию человеческой жизни неразрывно связан с анализом деятельности и поведения . В исследовании практической деятельности человека особое место уделяется поведению, которое проявляет субъект в деятельности

Поведение, возникающее в особых условиях (экстремальных, ситуациях изменения, в условиях трудных задач, новой деятельности и т. п . ), может рассматриваться как критерий эффективности работы психофизиологических, психологических и функциональных систем человека

Деятельность является необходимым условием развития поведения и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности

Поведение изучается исследователями методами психологического анали-

за как в естественных, так и в специально организованных лабораторных условиях

Изучая поведение как системное явление, необходимо понимать, что оно, объединяясь в одну систему (имеется в виду жизненный опыт), разделяется на две подсистемы (внутренняя и внешняя), которые могут проявляться в развивающихся противоположных переменных

Системный подход согласно принципу целостности предполагает рассматривать поведение сообразно проявлению его частей . Однако данный принцип ввиду своей недостаточности не позволяет рассматривать составляющие части поведения в минимальном и максимальном его проявлении .

В последнее время существует необходимость в изучении предельных характеристик поведения человека, особенно в направлении получения закономерностей передающих отличия от исследований прошлых лет, создающих экологию социального поведения человека взаимодействующего с собой и с миром [21].

155Ы 2949-5113^

Выход в проблемное поле открывает доступ к неизвестным, позволяющим включаться в процесс создания цепочки поведенческих актов . Человек, выходящий в социальную среду, демонстрирует активность, различную способность адаптироваться после воздействия внешних вызовов действительности

Разнообразие в описании поведения человека ставит перед собой значительные задачи, решение которых позволит объединить эмпирические проявления в системную теорию В нашем понимании это:

- недостаточность осмысления определения поведения в отличие от деятельности;

- существование проблематики определения фактов, относящихся к поведению;

- описание с помощью конструктов для решения других научных проблем;

- проблема классификации поведения;

- узкий взгляд на отношение к проявлению нормативного и ненормативного поведения;

- разрозненное представление отклоняющегося поведения

Постановка данных задач требует глубокого анализа и доработки выявленных проблем и дифференциации знаний о поведении для приведения их к методологическому обобщению Поставленные нами задачи указывают на то, что в настоящее время расширяются представления о нормативном и ненормативном поведении человека [4; 6; 13], проводится описание выявленных конструктов, адаптированными зарубежными методиками при решении проблемы заявленной темы исследования [7; 9], осуществляется

| 2023 / № 4

классификация поведения в соответствии с уклоном на его отклонения (нормативность поведения принимается как социальное и положительное) [11; 12; 20].

Исследования, проведённые нами в области изучения поведения человека, выявили проблему в недостаточности методологического основания в описании обобщения эмпирических фактов, относящихся к поведению, и причин их возникновения . Это требует нового цикла исследований, где принцип предельности разрешает проводить анализ изменений в поведении

По С . В . Хусаиновой, согласно принципу предельности изучаемые явления рассматриваются как в специально организованных условиях, так и в естественных и обладают критическими состояниями минимума и максимума Развивая предельный подход, позволяющий выдвинуть предположение о том, что время от времени проявляются эмерджентные всплески отклонения в поведении, и, как следствие, выход к предельным нагрузкам приводит к ожиданию проявления его различных метаморфоз [19].

Для объяснения явления предела в поведении необходимо введение категории предельности [18].

Предельность нами понимается как минимальное или максимальное критическое проявление психики человека. Оно может определяться множественностью проявлений, объясняемых в структурных, функциональных, закономерных и других причинах возникновения

При изучении особенностей поведения появляется необходимость выявления лиц с небольшими пределами, которым трудно решать постав-

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

ленные задачи, общаться, проживать жизненные уроки, тех людей, которые не могут пережить нагрузочный предел . Необходимо изучать и успешных в виду того, что высокие пределы могут быть ими не учтены, и человек может такую нагрузку не выдержать Противоречие в том, что изучение как успешных, так и неуспешных людей определяют по выявленным шкалам стандартизированных методик, где шкала становится пределом . Здесь возникают вопросы: «Это нагрузка в задании предельная или программа сложная?», «Или человек со слабыми задатками и способностями?» . Нами сделан вывод о том, что белых пятен в изучении поведения ещё достаточно, и его изучение необходимо продолжать Проведём небольшой анализ того, как развивается феномен поведения, и на какую проблему он был выдвинут, его рождение и основание проявления . Анализ совокупности всех фактов указывает на проблему его изучения в научном плане . Изучение поведения проводится и в деятельностном плане, и личностном, и в общении и др . , что в настоящее время указывает на существование проблемы целостности изучения этого феномена в поведении

В исследованиях А . Ф . Филиппова показано приведение «влечения» и «нормы» к единому взаимодействию, осуществить, которое возможно только в единой динамической системе Согласно принципу предельности, это можно объяснить тем, что изменения входят в различные пределы, но взаимодействуют [16]. Например, в ходе постановки проблемы нами был проведён опрос среди обучающихся на тему: «Почему вы не говорите на английском языке, изучая его

в школе десять лет?» и получен обобщённый ответ: «Мы просто учились» . Собственная заинтересованность в изучении языка была отмечена при анализе ответов о выборе репетитора по английскому языку и посещении факультатива. В основном обучающиеся делают вывод, что в школу они просто ходят Проинтерпретировав этот факт, нами установлено, что обучение для обучающихся - это продолжительное пребывание в образовательной организации Согласно принципу предельности это позволяет определить пределы психологического и физиологического «влечения» для вхождения в учебную деятельность, и последующее ее развития

Как нам известно, разрушение системы приводит к хаосу Поэтому необходимо провести анализ предельности, где «влечение» и «активность» могут дойти до их предела В таком случае мы акцентируем внимание на изучение отклонений в поведении, которое показывает, что система, удерживающая внутренние и внешние факторы, изменяется, и человек старается обрести равновесие (зависимость, аддикции, деструкции и др ) С другой точки зрения, предел можно охарактеризовать как норму, которая удерживает психическое проявление, принимаемое социумом

Предельность позволит рассмотреть, как нормативность привести к действию Предел же указывает на то психическое проявление, которое подтверждает существование системы, и удерживает её в норме Предельные максимальные нагрузки, переживаемые длительное время, разрушают нормативность поведения (в системе нормативности трудно существовать

155Ы 2949-5113^

вместе с зависимостью, деструкцией и др )

Изучение поведения в разных исследованиях указывает на проблему, над которой работали и работают исследователи. Ими определены культурные нормы, нормы коммуникации, взаимодействия, социализации, обучения и др Проводятся также теоретико-методологическое обоснование и интерпретация результатов, в которые включается описание особенностей поведения субъекта [14; 22; 23; 25].

В настоящее время описание поведения человека является трудной задачей, т к оно имеет различные аспекты своего проявления, и в основном описание сводится к обобщённому конструкту для решения других научных проблем

В культурно-исторической концепции Л . С . Выготский указывает на то, что высшие психические функции влияют на поведение, развивающееся в культурной среде [5]. В . К . Мясищев, давая определение поведению через развитие отношения, делает акцент на принципиальном поведении, являющемся следствием социального воздействия, воспитания и результатом индивидуального развития [10].

Исследования К В Судакова подтверждают необходимость описания поведения потому, что оно выступает как компонент предвидения будущего результата, направленного на удовлетворение доминирующей потребности [15]. Б . Ф . Скиннер, изучая оперантное поведение, показал возможность его развития посредством подкрепления [26]

Определим возможность получения ответа на поставленный вопрос о существовании проблематики опреде-

| 2023 / № 4

ления фактов, относящихся к поведению

Дж . Уотсон, основатель бихевиоризма, считал поведение реакцией на стимул В 1913 г он предложил проводить исследования поведения экспериментальным методом В процессе изучения поведения им выявлено, что активную роль играют факторы окружающей среды, и это привело его к заявлению о недостаточности применения метода наблюдения, что необходимо изучать и проводить психологический эксперимент [17]. В настоящее время необходимость в изучении факторов, влияющих на изменение поведения, также остаётся актуальной

В тридцатые годы прошлого столетия поведение выступило как объект исследования. В исследованиях учёными Н . Миллером, Д . Доллардом, Р. Сирсом установлено, что человек не только развивается в научении, но ещё и социализируется Они расширили объектную область изучения поведения Исследователями представлена социализация как центральная концепция процесса усвоения социального научения (норм и правил, где современное общество является результатом научения) [24]. А . Бандура расширил объект поведения, изучая условие возникновения социальной мотивации и привязанности взрослых к младенцу - он регистрировал стимулы среды и младенца [2]

Возможность развития поведения ребёнка показал У Бронфенбреннер -он разработал структуру социальных институтов как важнейших факторов развития [3].

Б . Г. Ананьев в проведении исследований личности выявил множественные корреляционные плеяды,

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

составляющие возможность описания выделения её доминантных качеств . В описании поведения выявил структуру, роли, ценности личности и мотивацию поведения, определив их как вторичные личностные свойства [1].

Ю . А. Клейберг сделал акцент на изучении девиантного поведения, указывая на сложность его проявления, где внешние воздействия преломляются через внутренние переживания, определяя его норму и отклонения [8].

Ход исследования

Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали обучающиеся школ закрытого типа и гимназий городов Набережные Челны, Казань, Чистополь . Выборку составили 102 человека .

Нами было выдвинуто предположение о том, что подростки с отклоняющимся поведением склонны к насилию, они враждебно относятся к окружающему миру, обладают низкой адаптированностью, а подростки с нормативностью поведения - открытые, отзывчивые и эмоционально стабильные, адаптированные

Методики исследования. Опросник Дж . Кестсла-16-факторный(фор-

ма С); А . Басса, Э . Дарки (на русском языке адаптирован А . А . Хваном, Ю . А. Зайцевым и Ю . А . Кузнецовой); опросник для определения уровня социальной адаптации личности М . И . Рожкова.

По результатам обучающиеся нами были разделены на две группы: 1 группа (девиантные подростки) и 2 группа (нормативные подростки) Выявлено следующее

По результатам методики Кеттелла обнаружено, что в основном по всем шкалам у девиантных подростков низкие результаты (рис 1)

Необходимо обратить внимание на показатели шкал Ь и 04 . Шкала Ь по своим показателям демонстрирует низкую коммуникативность и подозрительность, а шкала 04 с низкими показателями - эмоциональную нестабильность и психологическую напряжённость (р<0,05) . Возможно, это связано с ситуацией изменения, где неопределённость вызывает напряжённость и низкую психологическую устойчивость

При проведении статистического анализа результатов двух групп ис-пытуемыи по методпве М. (6 Рожкова было определено, что существуют зна-

8 S 6 = 2 ч 2 2 0 л 2 U -4 := ■

A B C G I L Q3 Q4

(замкнут (огранич (эмоцион (низкая/в (практиц (доверчи (низкий/ (расслаб

H ость/общ енное/ра альная ысокая изм/чувс вость/по высокий ленность

& ительнос звитое нестабил норматив твенност дозрител самоконт /напряжё

■ H ть) мышле... ьность... ность... ь) ьность) роль) нность)

■ Значение 2,592 6,005 2,803 2,395 2,418 -2,407 2,458 -2,113

Рис. 1 / Fig. 1. Гистограмма уровня социальной адаптации группы девиантных подростков /Histogramofthe level of socialadaptation of a groupof deviantadolescents

155Ы 2949-5113^

чимые различия по шкале социальной адаптированности. Общий уровень социальной адаптации указывает на различия двух групп, 1>кр . Стьюдента = 2,°,прнр<а,а5.Это аоворитооом, что у лиц группы девиантных подростков низкий уровень социализированное™ .

По результатам методики Басса-Дарки (рис . 2) нами выявлены стати -стическиеразмичия(рУО,05), уиазыво-ющие на высокие покааатеаипо шкаие «Физическаи агрепкия». Этоговорит й том, вто девиантныеподростки более склонны к физическому насилию . Раскрывая особенности эмоционально-волевой сфеуыпадросаков, отфоде-

жаюзцему миру лиц, относящихся к евиантной группе Социальные нормы определяют позицию человека в группе, в которой он переживает труд-оые ситиз-ии, жпзненпым ир-зисы, становление личности

Такимобразам,°азультаты девиант-

высокую психическую напряжённость, низкий у^ееаьуцци алго^оем-оо сти, икмк^т^^а^стаэ-ь-н^ наы^ение1^(^]^]он образовательной организации посред-

| 2023 / № 4

ством проявления физической агрессии, определяющей развитие откло-нмнаУ в меведеиии . Дне оЭипающихся школ закрытого типа свойственно увраживаниет)тзстыавины и подозрительность, что необходимо учитывать в превентивной работе с несовершеннолетними Проработка чувства вины позволит понизить агрессивность обучающихся, а коррекция подозри-телануьтипозволит унизить проявле-наьп демонсиратиотюоу поведыния, ис-пользованми ненормативной лексики, уменьшить интерес к местам, где расположены строительные объекты .

Итак, нами выявлено, что при из-ЬУ-нйэцоведеааяьать крайаие позиции, ипрешликвывому, что имеется недостаточность методологического аппарата в нахождении и описании его особенностей . Различия в проявлении поведения можно изучать на ос-нозении припнэаз иу0^5^^-^^нцуоции, который даёт разделение на группы по ьаешнпм призм-им, поэнзав их внутреннее eдкнcтеь,етaкжепред-полагает структуру знания по выявленным ецнкэ5кам.К откимслучаям ньимедумыейже итерационный принцип: он позволит определить того, кто

s 0 S -0,5 ^ 1 л -1 H S -1,5 = а т a -2 H = a -2 5 * 2,5 H 3 IIIIHI

■ Ряд1 Физическая,, Подозрите „ Агрессивно Враждебно Негативизм Обида Вина агрессия льность сть сть -2,71 -2,25 -2,11 -2,13 -2,34 -2,02 -2,47

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Рис. 2 / Fig.2. Гистограмма эмоционально-волевойсферы группыдевиантных подростков / Histogram ofthe emotional-volitionalsphereofagroupofdeviant adolescents

vzv

способен пережить максимальную напряжённость и вернуться в деятельность . Динамический принцип также применим в изучении поведения, но он больше направлен на то, как и с каким ускорением происходит освоение заданного . Однако принцип предельности позволяет выявить закономерности проявления поведения, дать объяснение, почему происходит определённое явление, и показать выход из сложившейся ситуации В изучении поведения принцип предельности позволяет изучить переживания прошлых ситуаций, отражающихся в настоящем, и фиксацию представлений о будущем, лежащих в умозрительных ограничениях Прогностическая функция предельного подхода покажет исходы осуществления обучения с учётом пределов Пределы в образовательном процессе включают в себя готовность к действию, врабатываемость, самодеятельность Механизмом выхода из максимальных пределов является взаимопомощь, которая позволит поддержать развитие новых путей реализации активности обучающегося

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы . Решение задач, заявленных в нашем исследовании, требует более глубокого анализа и доработки выявленных проблем, а также проведения дифференциации знаний о поведении, для приведения их к методологическому обобщению для построения системной теории Исходя из решённых нами вопросов было выявлено, что сейчас проходит работа в расширении представления о нормативном и ненормативном поведении человека, проводится описание выявленных поведенческих конструктов адаптированными зарубежными методиками при решении проблемы заявленной

темы исследования, осуществляется классификация поведения в соответствии с уклоном на его отклонения, где нормативность поведения принимается как социальное и положительное А также решаются задачи, связанные с отличием поведения в отличие от деятельности, с существованием проблематики определения фактов, относящихся к поведению, с разрозненным представлением отклоняющегося поведения Эти задачи требуют проведения дополнительных исследований, расширяющих объект поведения

Заключение

Обращение к принципу предельности в психологии отражает её основную тенденцию формирования знания о человеке Включение данного принципа в теорию педагогической психологии приводит к расширению объекта и предмета её исследования

Предельность нами понимается как минимальное или максимальное критическое проявление психики человека Оно может определяться множественностью проявлений, объясняемых в структурных, функциональных, закономерных причинах её возникновения

В настоящее время наблюдается увеличение групп девиантных подростков, и присутствует необходимость в превентивной работе с несовершеннолетними, где основная деятельность направлена на проработку их переживаний Эмпирическое исследование на уровне статистических различий (р<0,05) определило, что девиантные подростки в отношениях склонны к проявлению физической агрессии и демонстрируют враждебное отношение к социуму Эмоционально-волевая

155Ы 2949-5113^

сфера таких подростков деформирована: установлено переживание чувства вины и подозрительности Преодоление чувства вины позволит понизить агрессивность обучающихся, а коррекция подозрительности позволит уменьшить проявление демонстративного поведения, снизить использование ненормативной лексики и интерес к местам, где расположены строительные объекты

Инструментальное изучение пределов посредством дополненного включенного наблюдения, беседы, глубин-

| 2023 / № 4

ного интервью, и т д предоставят информацию о минимальных и максимальных пределах, разрешат определить, какой из них позволит удержаться в нормативной группе, и достичь цели в поставленной задаче Исходами встречи с пределами являются напряжённость, деформация или сохранность психических проявлений В максимальных пределах человек перестаёт видеть путь решения проблемы, важно научить это преодолевать

Статья поступила в редакцию 10.10.2023

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1980. 230 с.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб . : Евразия, 2000. 320 с.

3. Бронфенбреннер У Два мира детства. Дети в США и СССР / пер . с англ . О . Кулихиной, В . Пилиповского . М. : Прогресс, 1976. 167 с.

4. Бутова М. В . Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. 2019 . № 2 . С . 271-274.

5 . Выготский Л . С . Психология развития человека. М . : Эксмо, 2005. 1136 с.

6 Гапонова С А Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек . Преступление и наказание . 2020. Т. 28 (1-4). № 3. С. 462-463.

7. Гизатуллина Р. Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе . 2019 . № 25 . С . 149-154.

8 . Клейберг Ю . А. Основы психологии девиантного поведения: монография. М. : ИП

Петросян, 2022 446 с

9 Книжникова С В Амок: актуальность изучения нападений в школах, причины, возможности первичной профилактики // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10 . № 1.С. 152-168.

10 . Мясищев В . Н . Психология отношений. М. : МОДЭК, 2011. 242 с.

11 Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения / Н В Дворянчиков, В В Делибалт, А О Казина, Н . В . Лаврёшкин. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018 . 112 с.

12 Петрова А В Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии // Казанский педагогический журнал. 2019 . № 3 (134) . С. 48-52.

13 Пимонов В А , Делибалт В В , Дворянчиков Н В К вопросу о нормативноправовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних // Психология и право. 2018 . № 1. С. 95-109.

14 Позднякова М Е Подростки в трудной жизненной ситуации: путь к преступлению // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов:

сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Тюмень, 14-16 октября 2020 г. / под ред . В. А. Мансурова. М. : РОС: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 1995-2007.

15 . Судаков К. В . , Умрюхин П . Е . Системные основы эмоционального стресса. М . : Геотар

медиа, 2010 . 112 с .

16 . Теория общества: сборник / пер . с нем. , англ. А. Ф . Филиппова. М. : Кучково поле,

17. Уотсон Д . Б. Психология как наука о поведении. Торндайк Э . Принципы обучения, основанные на психологии / пер. с англ. М. : АСТ, 1998. 704 с.

18 . Хусаинова С. В. Концепция междисциплинарного изучения отклоняющегося поведе-

ния человека // Казанский педагогический журнал . 2022. № 5 (154). С. 244-253.

19 . Хусаинова С. В. Потенциал предельного подхода в изучении отклонений в поведении

человека // Казанский педагогический журнал . 2021. № 4 (147). С . 241-246.

20 . Цинченко Г. М . , Орлова И . С . Профилактика молодёжных девиаций в России и за ру-

бежом // Управленческое консультирование. 2021. № 1 (145). С. 97-105.

21. Шкаев Д . Г. Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление // Социальные и гуманитарные науки . 2020. № 3. С. 49-54.

22. Шульга Т. И . , Дворянчиков Н . В. Представления подростков о девиантном поведении // Психология и право . 2020. Т. 10 . № 3. C. 174-188.

23. Шульга Т. И . , Левицкая В. С. Переживания социальной напряжённости различными группами людей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки 2014 № 1 С 41-57

24. Dollard J. M . , Neal E . Frustration and Aggression. New Haven: Yale University Press, 1939. 228 р

25 . Khusainova S . , Garaev D. , Makhmutov Z . Factors of increasing the safety of the educational

environment in a multi-ethnic society // 16th International Technology, Education and Development Conference. INTED2022 Proceedings, 7-8 March, 2022. Valencia: IATED Academy, 2022 P 8057-8064

26 . Skinner B. The evolution of operant behaviour // Journal of the Experimental Analysis of

Behavior. 1986. № 45 (1). P. 45-115 .

1. Ananev B. G. Izbrannye psihologicheskie trudy. T. 1 [Selected psychological works . Vol. 1]. Moscow, Pedagogika Publ. , 1980. 230 p.

2. Bandura A. Teoriya social'nogo naucheniya [Social learning theory], St. Petersburg, Evraziya Publ. , 2000. 320 p.

3. Bronfenbrenner U. Two worlds of childhood (Rus. ed. : Kulihina O. , Pilipovskii I . , transls. Dva mira detstva. Deti v SSHA i SSSR. Moscow, Progress Publ. , 1976. 167 p.).

4. Butova M. V. [Reasons for the development of deviant behavior in minors: correction and prevention]. In: Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no. 2, pp. 271-274.

5 . Vygotskij L. S . Psihologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development], Moscow,

Eksmo Publ. , 2005. 1136 p.

6 . Gaponova S . A . [Correction of deviant behavior of adolescents in extracurricular activities].

In: Chelovek. Prestuplenie i nakazanie [Chelovek. Crime and Punishment], 2020, vol. 28 (14), no. 3, pp. 462-463.

7 . Gizatullina R. R . [On the issue of deviations in the behavior of minors and ways to overcome

it]. In: Zakonnost' i pravoporyadok v sovremennom obshchestve [Legality and law and order in modern society], 2019, no. 25, pp. 149-154.

1999.416 с.

references

8 . Klejberg Yu . A . Osnovy psihologii deviantnogo povedeniya [Fundamentals of the psychology

of deviant behavior], Moscow, Petrosyan Publ. , 2022. 446 p .

9 . Knizhnikova S . V. [Amok: relevance of studying attacks in schools, causes, possibilities of

primary prevention]. In: Social'naya psihologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2019, vol. 10, no . 1, pp . 152-168.

10 . Myasishchev V. N. Psihologiya otnoshenij [Psychology of relationships], Moscow,

MODEK Publ . , 2011.242 p.

11. Dvoryanchikov N . V. , Delibalt V. V. , Kazina A . O. , Lavryoshkin N . V. Organizaciya prosvetitel'skoj raboty s roditelyami po voprosam profilaktiki deviantnogo povedeniya [Organization of educational work with parents on the prevention of deviant behavior] Moscow, Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2018 . 112 p.

12. Petrova A. V. [Features ofcorrection ofdeviant behavior ofhigh school students using Gestalt therapy methods]. In: Kazanskijpedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2019, no . 3 (134), pp . 48-52.

13. Pimonov V. A . , Delibalt V. V. , Dvoryanchikov N . V. [On the issue of legal regulation of the organization of activities of psychological, medical and pedagogical commissions in the context of the prevention of juvenile delinquency]. In: Psihologiya i pravo [Psychology and Law], 2018, no. 1, pp. 95-109.

14 . Pozdnyakova M . E . [Teenagers in a difficult life situation: the path to crime]. In:

Mansurov V. A . , ed. Sociologiya i obshchestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii re-gionov: sbornik dokladov VI Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa, Tyumen', 14-16 oktyabrya 2020 g. [Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress, Tyumen, October 14-16, 2020]. Moscow, ROS; FNISC RAN Publ. , 2020, pp . 1995-2007.

15 . Sudakov K. V. , Umryuhin P. E . Sistemnye osnovy emocional'nogo stressa [Systemic founda-

tions of emotional stress], Moscow, Geotar media Publ. , 2010, 112 p.

16 . Theory of Society (Rus . ed. : Filippov A. F. , transl. Teoriya obshchestva. Moscow, Kuchkovo

pole Publ. , 1999. 416 p. ).

17 . Watson D. B . Psychology as a science of behavior. Thorndike E . Principles of learning based

on psychology (Rus . ed . : Psihologiya kak nauka o povedenii. Principy obucheniya, osnovannye na psihologii Moscow, Ast Publ , 1998 704 p )

18 . Husainova S . V. [Concept of interdisciplinary study of deviant human behavior]. In:

Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2022, no. 5 (154), pp. 244253

19 Husainova S V [Potential of the limiting approach in the study of deviations in human behavior]. In: Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2021, no . 4 (147), pp. 241-246.

20 Cinchenko G M , Orlova I S [Prevention of youth deviations in Russia and abroad] In: Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 2021, no. 1 (145), pp. 97-105.

21. Shkaev D. G . [Viruses of the mind, digital religion and the mythology of deviations: social and philosophical comparison]. In: Social'nye i gumanitarnye nauki [Social and Humanitarian Sciences], 2020, no 3, pp 49-54

22. Shulga T. I. , Dvoryanchikov N. V. [Adolescents' ideas about deviant behavior]. In: Psihologiya i parvo [Psychology and Law], 2020, vol. 10, no. 3, pp. 174-188.

23. Shulga T. I . , Levickaya V. S . [Experiences of social tension by various groups of people]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences], 2014, no 1, pp 41-57

vzv

24. Dollard J. M. , Neal E . Frustration and Aggression. New Haven, Yale University Press, 1939. 228 p

25 . Khusainova S . , Garaev D. , Makhmutov Z . Factors of increasing the safety of the educa-

tional environment in a multi-ethnic society. In: 16th International Technology, Education and Development Conference. INTED2022 Proceedings, 7-8 March, 2022. Valencia, IATED Academy Publ . , 2022, pp. 8057-8064.

26 . Skinner B . The evolution of operant behaviour. In: Journal of the Experimental Analysis of

Behavior, 1986, no . 45 (1), pp. 45-115 .

информация об авторах

Хусаинова Светлана Владимировна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Казанского филиала Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований;

e-mail: sv_husainova@mail. ru; ORCID 0000-0002-8121-0549

information about the authors

Khusainova Svetlana Vladimirovna - Dr. Sci. (Psychological Sciences), Leading Researcher of Kazan branch «Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research»; e-mail: sv_husainova@mail. ru; ORCID 0000-0002-8121-0549

правильная ссылка на статью

Хусаинова С. В . Принцип предельности в изучении поведения человека // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки . 2023. № 4 . С.69-80.

DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-69-80

for citation

Khusainova S. V. The principle of extremity in the study of human behaviour. In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2023, no. 4, рр . 69-80. DOI: 10.18384/2949-5105-2023-4-69-80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.