Научная статья на тему 'Принцип построения и математическое моделирование статического компенсатора реактивной мощности в тяговой сети переменного тока'

Принцип построения и математическое моделирование статического компенсатора реактивной мощности в тяговой сети переменного тока Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
743
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСИММЕТРИЯ / НЕСИНУСОИДАЛЬНОСТЬ / СТАТКОМ / ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНАЯ МОДУЛЯЦИЯ / NON-SYMMETRY / UNSINUSOIDALITY / STATCOM / PULSE-WIDTH MODULATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кузьмин С. В.

Известные недостатки системы тягового электроснабжения переменного тока (несинусоидальность и несимметричность потребляемого из сети тока) обусловливают повышенное реактивное электропотребление, повышение потерь энергии как в системе тягового, так и в системе внешнего электроснабжения и т. д. В статье рассмотрен принцип построения и выполнено математическое моделирование статического компенсатора реактивной мощности, который способен свести к минимуму названные недостатки системы электроснабжения переменного тока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кузьмин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principle of Designing and Mathematical Simulation of Static VAR Power Compensator In A.C. Traction Network

Well-known disadvantages of the A.C. traction power supply systems such as unsinusoidality and non-symmetry of current consumed from the network lead to the increased reactive power supply as well as to increasing power losses both in the traction and external power supply etc. The author describes the principle of building up and implementing mathematical simulation of the static VAR power compensator that is able to reduce to the minimum the above mentioned disadvantages of A.C. power supply.

Текст научной работы на тему «Принцип построения и математическое моделирование статического компенсатора реактивной мощности в тяговой сети переменного тока»

70

Современные технологии - транспорту

УДК 621.331.3.025.1

С. В. Кузьмин

ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОГО КОМПЕНСАТОРА РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Известные недостатки системы тягового электроснабжения переменного тока (несинусоидальность и несимметричность потребляемого из сети тока) обусловливают повышенное реактивное электропотребление, повышение потерь энергии как в системе тягового, так и в системе внешнего электроснабжения и т. д. В статье рассмотрен принцип построения и выполнено математическое моделирование статического компенсатора реактивной мощности, который способен свести к минимуму названные недостатки системы электроснабжения переменного тока.

несимметрия, несинусоидальность, статком, широтно-импульсная модуляция

Введение

В «Основных направлениях стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 г.» поставлена задача внедрения энергосберегающих технологий, направленных на снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу эксплуатационной работы.

Огромным потенциалом для внедрения таких технологий обладают электрифицированные железные дороги, а именно одна из важнейших их частей - система тягового электроснабжения. Объектом научного исследования являются железные дороги, электрифицированные на переменном токе.

Система электрической тяги на однофазном переменном токе - ведущая система электрической тяги во многих странах мира. Наряду с достоинствами, в частности высокой нагрузочной способностью, она имеет и недостатки. Наиболее значительными недостатками являются низкий коэффициент мощности отечественного ЭПС, несимметричная загрузка фаз питающей энергосистемы, высокий уровень высших гармоник в потребляемом токе.

Вопросы улучшения качества потребляемого тока в системе тягового электроснабжения переменного тока напрямую связаны с задачей энергосбережения и поэтому являются актуальной задачей, так как в условиях роста скоростей движения и грузонапряжённости электрифицированных линий постепенно увеличивается воздействие тяговой нагрузки на питающую энергосистему.

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

71

1 Существующие способы улучшения энергетических показателей железных дорог переменного тока

Для улучшения энергетических показателей электрической тяги на тяговых подстанциях устанавливают нерегулируемые и регулируемые фильтрокомпенсирующие устройства (ФКУ) [1].

Нерегулируемые ФКУ представляют собой батареи конденсаторов, подключаемые к шинам тяговых подстанций параллельно тяговой нагрузке. Для исключения резонансных явлений и фильтрации высших гармоник последовательно с батареей конденсаторов включается реактор. Такие ФКУ надежны, просты в эксплуатации и обслуживании. Они позволяют улучшить значение коэффициента мощности электрической тяги, повысить напряжение на токоприемнике, снизить несимметрию токов, осуществить фильтрацию 3-й и 5-й гармоник, наиболее выраженных в тяговом токе. Однако их эффективность значительно снижается в условиях резкопеременных нагрузок, характерных для тягового электроснабжения. Некоторые трудности доставляют также слабо контролируемые переходные процессы, возникающие при включении и отключении КУ.

В регулируемых ФКУ батареи конденсаторов подключаются к шинам подстанции через тиристорные ключи. При этом ток через ФКУ может регулироваться как ступенчато, путем изменения числа параллельно включенных конденсаторов, так и бесступенчато, путем изменения угла открытия тиристоров. Однако и такое фильтрокомпенсирующее устройство не лишено недостатков. Для плавного ступенчатого регулирования необходимо большое число тиристорных ключей и конденсаторов, а при бесступенчатом регулировании ФКУ само становится генератором высших гармоник. Кроме этого, регулируемое фильтрокомпенсирующее устройство не способно в полной мере устранить несимметрию токов подстанции, особенно при обращении на участке современного ЭПС с четырехквадрантными преобразователями.

2 Принцип работы статического компенсатора

В настоящее время в общепромышленной практике все более широкое применение находят полностью управляемые статические компенсаторы -статкомы (statkom) [2], [3]. Статком состоит из преобразователя мощности постоянного тока в переменный (инвертора) на базе IGBT-транзисторов (или на базе IGCT-, GTO-тиристоров), подключённого параллельно питающей линии. К шинам постоянного тока инвертора подключена конденсаторная батарея большой емкости, а шины переменного тока подключаются к электрической сети, в которой работает статком (рис. 1).

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

72

Современные технологии - транспорту

П *

, A -

C

БДТ

^аф ^Ьф 1 сф

БДТиН

т

Нагрузка

ы -(Й;

L1

_^VWN_

L1

_T/VW

111111

и и h и

ан Ьн сн

/ ан ^ Ьн ^ сн

Рис. 1. Структурная схема статкома

Информация о потребляемом нагрузкой токе и питающем напряжении с помощью блоков датчиков тока и напряжения (БДТиН) поступает в систему управления (СУ) для выработки управляющих сигналов на ключи. Кроме того, в систему управления поступает информация о напряжении на конденсаторе (ДН) и текущее значение тока фильтра (блок датчика тока БДТ).

Управление ключами каждой фазы статкома осуществляется независимо с использованием широтно-импульсной модуляции (ШИМ) на несущей частоте с синусоидальным модулирующим сигналом. По отношению к сети переменного тока статком генерирует ЭДС, первая гармоника которой

E=щ/фмод,

где U0 - напряжение на конденсаторе в звене постоянного тока; к - коэффициент модуляции;

фмод - фаза напряжения модуляции по отношению к напряжению сети. При фмод = 0 инвертор работает в режиме холостого хода и не потребляет активной мощности из сети переменного тока.

Реактивная мощность в режиме холостого хода [4]:

Q =

3 • U1 • к • U 0

1

U,

kU,

(1)

о J

где U1 - напряжение сети;

x1 - индуктивное сопротивление входного реактора.

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

73

Любое изменение коэффициента модуляции и связанной с ним ЭДС Е0 приводит к появлению тока в источнике. Рассмотрим физику процессов с помощью векторных диаграмм (рис. 2).

jXc I

Eo

jXc I

t k

U

Eo

I

I

—►

Рис. 2. Векторная диаграмма системы инвертор-сеть в режиме холостого хода

В питающей сети действующее значение напряжения U1 постоянно, поэтому увеличение Е0 по сравнению с U1 приводит к появлению емкостного тока в сети. Уменьшение Е0 по сравнению c U\ приводит к появлению индуктивного тока в цепи. Поскольку в обоих случаях угол между U\ и Е0 равен нулю, то инвертор не отдаёт и не потребляет активной мощности. Таким образом, изменяя коэффициент модуляции, можно генерировать или потреблять реактивную мощность.

3 Исследование закона управления статкомом

Перспективным направлением является использование таких преобразователей в качестве не только компенсаторов реактивной мощности, но и активных фильтров. Известно, что потребляемый ток тяговых подстанций содержит значительное число высших гармонических составляющих (3, 5, 7, 9, 11 и т. д.). Концепция активных фильтров основана на создании гармоник, которые подавляют гармоники от нелинейных нагрузок. Управляемый по току статком с ШИМ подключается параллельно нагрузке и вводит гармоники тока, противоположные токам, генерируемым нагрузкой так, что токи становятся практически синусоидальными.

Рассмотрим декомпозицию тока нагрузки /н на основную и высшие гармонические составляющие:

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

74

Современные технологии - транспорту

'н (t) = 'н1 () + Z ‘н (t)• (2)

h>2

Для подавления высших гармонических составляющих необходимо сформировать ток параллельного активного фильтра в соответствии с выражением:

да

'F (t) = “Z'«h (t)• О)

h>2

Создание требуемых токов производится с помощью ШИМ на несущей частоте с модулирующим сигналом в виде (3). Для совместной компенсации реактивной мощности и высших гармонических ток активного фильтра необходимо задавать по следующему закону:

да

'f (t) = Чш (t)“Z'»h (t). (4)

h>2

где iH 1R (t) - основная гармоника тока нагрузки, сдвинутая на 90° относительно питающего напряжения (для трёхфазной системы токи обратной последовательности основных гармоник и реактивные составляющие токов прямой последовательности).

Кроме того, тяговые подстанции загружают внешнюю энергосистему несимметричными токами. Декомпозиция несимметричной системы линейных токов требуется для оценки дополнительных потерь мощности и дополнительного нагрева от несимметрии. Из курса ТОЭ известно, что любая несимметричная трёхфазная система токов или напряжений может быть разложена на прямую, обратную и нулевую последовательности. Нулевая последовательность в потребляемом токе отсутствует. Обратную последовательность при известных первичных токах тягового трансформатора La, Lb, Ic можно оценить по формуле:

L 2 a = 3 (La + a 2 Lb + aLc ^ (5)

где a = exp( j120°)- оператор трехфазной системы.

Таким образом, ток активного фильтра для компенсации всех неактивных составляющих тока тяговой нагрузки необходимо задавать, используя соотношение:

да

'F (t) = ~*HlR (t) 'Hh (t) _ '2A . (6)

h>2

На кафедре «Электроснабжение железных дорог» ПГУПС создана компьютерная математическая модель для исследования электромагнит-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

75

ных процессов в системе электроснабжения при управлении током статко-ма в соответствии с формулой (6). Для моделирования принята схема, изображённая на рисунке 1. Модель реализована с помощью пакета Matlab 7.10 и приложения для имитационного моделирования Simulink.

Нагрузка представлена в виде трехфазного шестипульсового неуправляемого выпрямителя, однофазного мостового неуправляемого выпрямителя и потребителя реактивной мощности. Однофазная нагрузка подключается в середине времени моделирования. Стаком смоделирован в виде автономного трёхфазного инвертора на IGBT-транзисторах.

Рис. 3. Совмещённые осциллограммы питающего напряжения, тока нагрузки

и тока источника для фазы А

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

76

Современные технологии - транспорту

о

г-'

аЗ

аЗ

<D

Н

<D

аЗ

С

К

<D

t=C

о

S

аЗ

<D

X

О

§

к

Он

&

Он

н

О

о

К

Он

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Современные технологии - транспорту

77

Модель (рис. 4) позволяет оценить эффективность предложенного закона управления. На первой осциллограмме рисунка 3 представлена кривая потребляемого тока фазы А при несимметричной и несинусоидальной нагрузке. Вторая осциллограмма иллюстрирует ток источника при наложении на него тока статкома (третья осциллограмма). Из приведённых осциллограмм видно, что при формировании тока статкома в соответствии с выражением (6) обеспечивается компенсация всех неактивных составляющих и коэффициент мощности еоБф приближается к единице.

Заключение

1. При увеличении размеров движения возрастает негативное влияние тяговой нагрузки на внешнюю энергосистему: увеличивается коэффициент несимметрии напряжений обратной последовательности, увеличивается реактивное электропотребление, искажается питающее напряжение. В условиях либерализации рынка электроэнергии задача компенсации такого негативного влияния является особенно актуальной.

2. Математическое моделирование трёхфазного статкома с несимметричной и несинусоидальной нагрузкой показало, что использование предложенного способа управления током статкома позволяет в полной мере компенсировать несимметрию и несинусоидальность потребляемых токов, а также снизить реактивное электропотребление тяговой сети переменного тока.

Библиографический список

1. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог / Б. М. Бородулин, Л. А. Герман, Г. А. Николаев. - М. : Транспорт, 1983. - 183 с.

2. Современные энергосберегающие электротехнологии : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Блинов, А. С. Васильев, А. Н. Никаноров и др. - СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. - 564 с. - ISBN 5-277-00958-2.

3. Применение статических компенсаторов реактивной мощности в электрических сетях энергосистем и предприятий / В. И. Кочкин, О. П. Нечаев. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 248 с. - ISBN 5-93196-019-8.

4. Matlab and Simulink. Проектирование мехатронных систем на ПК / С. Г. Герман-Галкин. - СПб. : КОРОНА-Век, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-903383-39-9.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.