Научная статья на тему 'Принцип последовательности в теориях современного либерализма'

Принцип последовательности в теориях современного либерализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRINCIPLE OF CONSISTENCY / POLITICAL CONSENSUS / LIBERTARIANISM / COMMUNITARIANISM / "THEORY OF JUSTICE" / ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (THE PRINCIPLE OF CONSISTENCY) / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС (POLITICAL CONSENSUS) / ЛИБЕРТАРИЗМ (LIBERTARIANISM) / КОММУНИТАРИЗМ (COMMUNITARIANISM) / "ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ" (THE "THEORY OF JUSTICE")

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игнаткин Олег Борисович

Статья касается одного из принципов, который, по мнению автора, можно проследить в политической теории принципа последовательности. Данный принцип рассматривается в трех теориях современного либерализма: в либерализме, основанном на «теории справедливости», либертаризме и коммунитаризме. В каждой из этих теорий принцип последовательности можно увидеть во взаимосвязи различных элементов: индивидуальной и коммунитарной свободы, равенства возможностей, справедливости. Помимо этого в статье рассматривается вопрос политического консенсуса, основанного на взаимосвязи этих понятий, который уже во многом сложился в современной либеральной политической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle of Consistency in the Three Theories of the Modern Liberalism

The article touches upon one of the principles, that as the author thinks, can be traced in the political theory the principle of consistency. This principle may be presented in the three theories of the modern liberalism: liberalism, based on the «theory of justice», libertarianism and communitarianism. Every theory sees the principle in the interdependence of different elements: individual and communitarian freedom, equality of opportunity and justice. Besides, the article touches upon the issue of political consensus, based on the interconnection of these notions, already shaped in the modern liberal political thought.

Текст научной работы на тему «Принцип последовательности в теориях современного либерализма»

О.Б. Игнаткин

ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Статья касается одного из принципов, который, по мнению автора, можно проследить в политической теории - принципа последовательности. Данный принцип рассматривается в трех теориях современного либерализма: в либерализме, основанном на «теории справедливости», либертаризме и коммунитаризме. В каждой из этих теорий принцип последовательности можно увидеть во взаимосвязи различных элементов: индивидуальной и коммунитарной свободы, равенства возможностей, справедливости. Помимо этого в статье рассматривается вопрос политического консенсуса, основанного на взаимосвязи этих понятий, который уже во многом сложился в современной либеральной политической мысли.

Ключевые слова: принцип последовательности (the principle of consistency), политический консенсус (political consensus), либертаризм (liber-tarianism), коммунитаризм (communitarianism), «теория справедливости» (the «theory of justice»).

Принцип последовательности

Либерализм по-прежнему остается актуальным в современной политике и теории, и, на мой взгляд, основные признаки современного либерализма можно представить как последовательность, рефлексивность, гуманность. Подобные признаки существуют вместе в некоем соединении, и только взаимоувязанность этих принципов позволяет говорить о стройной теории либерализма. Так, допустим, мы можем точно сказать, что последовательность не может существовать отдельно от гуманности, поскольку в обратном случае первая будет направлена против человека, что доказали тоталитарные и фашистские режимы в ХХ в.

© Игнаткин О.Б., 2009.

С другой стороны, гуманность не может существовать без рефлексивности, поскольку в этом случае политика перейдет полностью в область морали. Подобный переход и желателен с точки зрения гуманизма, однако только рефлексивное осознание политических целей и задач может сохранить гуманность в тех рамках, в которых она воздействует на политику.

Подробное изучение соединения этих понятий - предмет отдельной статьи, в рамках же данной работы я хотел бы остановиться на первом из главных признаков политического либерализма -принципе последовательности. Принцип последовательности, на мой взгляд, во многом определяет любую политическую теорию, определяет он и теорию либерализма. Прежде всего, я хотел бы показать, как данный принцип последовательности встречался в значимых политических теориях либерализма ХХ в. и как авторы пытались интегрировать его в свои теории.

Принцип последовательности есть в ряде теорий либерализма: в либерализме современного типа - либерализме, основанном на «теории справедливости», в либертаризме, а также в коммунита-ризме. Прежде всего я хотел бы рассмотреть принцип последовательности в либерализме, поскольку именно либерализм во многом является ключевой политической теорией.

Один из основных вопросов либерализма, как его можно представить, - как обеспечить свободу человека при наличии определенных институтов в государстве, обеспечивающих развитое общество. Во многом этот вопрос продолжает оставаться одним из самых мощных и обсуждаемых в политической науке. Действительно, как возможно сохранить свободу отдельного человека, дать ему возможность развиваться, реализовывать себя и в то же самое время предоставить каждому условия для реализации этой свободы.

Человеческое общество не может жить без заботы о бедных и неимущих. Экономические, политические и социальные теории не раз доказывали это. Степень данной заботы изменялась в зависимости от экономических условий, политического строя в обществе, экономической и культурной готовности людей к тому, чтобы сделать это.

Однако насколько последователен этот либеральный посыл? Действительно, если мы говорим о том, что свобода человека должна быть совместима со свободой других людей, то принцип помощи наименее имущим может часто входить в противоречие с этим.

Тем не менее очень часто понимание свободы варьируется в спектре многих, порой сложных значений. В определенном русле значений свобода может пониматься как реализация возможностей в развитом обществе, обществе полноценных людей, стремящихся

к собственной реализации. В таком виде мы уже не можем рассматривать свободу каждого отдельно от свободы других, по меньшей мере мы все-таки должны рассматривать ее во взаимосвязи со свободой других людей.

Если рассматривать свободу в этом ключе, тогда помощь бедным является последовательным значением данного идеала. Действительно, при разборе вопроса о развитом обществе надо допустить, что наименее имущие слои населения имеют право на определенный минимум, обеспечивающий их свободу.

Проблема последовательности возникает здесь, по-видимому, в другом аспекте. Нам сложно говорить о какой-то справедливости, если мы говорим не о развитом обществе, поскольку в таком случае уровень проблем не позволяет в полной мере осознать эту проблему. Но проблема, хотя безусловно и более сложная, возникает и в развитом обществе, поскольку там принцип справедливости не может выполняться полностью (люди во многом ставят на первый план свои личные интересы).

Вопрос, однако, заключается в том, что если мы ориентируемся на развитое общество (а такой ориентир существует в целом спектре: от политических платформ и идеологий до личных стремлений и желаний людей), тогда помощь наименее имущим ориентирует политические институты на воплощение хотя бы ряда вещей, которые вытекают из системы справедливости. Это необязательно могут быть все институты, лишь часть (и важно определить, какая), однако это может быть гораздо лучше, чем их отсутствие.

Тем не менее экономические институты могут быть гораздо эффективнее политических, и в этом случае система справедливости уступает системе, основанной на равенстве возможностей, которая представляет более динамичную и яркую модель развития общества. В этом случае последовательность либерального идеала может остаться лишь в теоретической плоскости, поскольку в практическом смысле возможно более последовательны идеи либертарианства, отстаивании принципов свободы, поскольку они в большей степени ориентируются на два понятия: эффективность связки «свобода - равенство возможностей» и личной свободы.

Вопрос свободы и равенства возможностей действительно в значительной степени очень последователен с точки зрения реализации целей, в первую очередь экономических. Равенство возможностей в определенной степени в лучшей мере позволяет реализовать личную свободу, свои цели и интересы в жизни. Более того, равенство возможностей последовательно показывает, как человек строит свою жизнь. Личная свобода позволяет человеку более последовательно осуществлять свои интересы; на экономическом

уровне равенство возможностей означает наличие рынка, спроса и предложения, эффективную систему.

Равенство возможностей - это также система, которая в итоге может привести к развитому обществу, в котором интересы каждого будут регулироваться рынком и глубоким осознанием внутренней свободы. Каждый человек, осознавая свои цели, будет жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром, и в этом смысле идеал либертарианства последователен.

Тем не менее, рынок, как саморегулирующаяся система иногда не может самостоятельно регулироваться до конца. В этом смысле равенство возможностей и свобода не всегда являются полностью последовательным идеалом. Реализация равенства возможностей может лишить человека не только экономической свободы (привести к бедности ниже прожиточного минимума), но и свободы личной. Таким образом, тяжело говорить о реализации внутренней свободы, которая теряется при реализации равенства возможностей.

На уровне государства слабое влияние политических институтов на систему рынка может привести к увеличению бедности и уменьшению свободы. В этом случае идея либертарианства становится менее последовательной.

Коммунитаризм представляет собой течение, в котором последовательно представлена взаимосвязь внутренней и внешней свобод человека. Человек не может быть свободен, если он живет вне определенного общества, индивидуально. В этом смысле идеал коммунитаризма последователен, потому что действительно нельзя сказать, что человек может жить крайне индивидуально, о чем можно сказать в русле идеала либертарианства. Последовательность коммунитаризма заключается в том, что показывает свободу человека в некоем «развитии», «эволюции» внутри определенной группы, и свобода человека формируется уже не только им самим, но и данным обществом.

Эта идея хорошо понимается, когда мы говорим о развитом обществе. Идея возникает на определенном этапе, когда экономическое благосостояние и, в принципе, степень культуры в обществе (прежде всего я имею в виду американскую культуру, поскольку я рассматриваю коммунитаризм как идею, появившуюся в современном американском обществе) создают возможности не только для индивидуальной реализации. Что касается общества прогресса, то во многом экономический рост здесь обеспечивается результатом индивидуальных усилий, стремлений развития бизнеса и отдельных людей. В коммунитарной идее важно то, что люди существуют вместе, в развитом обществе, но вместе с тем это происходит в государстве с развитыми политическими и экономическими институ-

тами и там, где обществу можно в меньшей степени задумываться о экономических вопросах.

Обобщая и суммируя эту часть, можно сказать, что все три теории последовательны, но некоторые их аспекты могут быть менее взаимосвязаны друг с другом.

Вообще следует отметить, что в современном варианте из всех трех на теоретическом уровне именно теория либерализма является самой последовательной, поскольку она представляет не только ряд каких-то принципов, но и пытается прогрессивным образом увязать их в одну теорию. Так, во многом теории либертаризма и коммунитаризма берут начало из теории либерализма. И либерта-ризм и коммунитаризм отстаивают принципы свободы и прав отдельной личности, а также считают, что в обществе человек обладает возможностями (равными в большей или в меньшей степени) для реализации своих жизненных путей.

Теория либерализма более фундаментальна в постановке проблемы, поскольку рассмотрение и обоснование того, как свобода человека существует в цивилизованном обществе, - задача, которая требует больших усилий и большей степени морали.

Теории либертаризма и коммунитаризма, на мой взгляд, более фокусируются на каких-то частях данной проблемы, на том, что представляет самую значимую для каждой часть. Так, либертаризм последовательно отстаивает принципы свободы, при этом свобода для либертаризма является самой важной частью, а все остальные элементы уже не являются столь важными.

Коммунитаристы выдвигают на первый план именно общество, последовательно отстаивая идеал группы людей, коммуны, из которой уже происходит человек. Эта группа может влиять на действия каждого человека, да и невозможно быть настолько независимым от общества, как это предлагают либертарианцы.

Таким образом, можно сказать, что либерализм, либертаризм и коммунитаризм отвечают критерию последовательности и формируют общее поле консенсуса современной политической теории.

Политический консенсус внутри современной либеральной политической теории

В настоящий момент можно сказать, что внутри современной либеральной политической теории сформировался определенный консенсус относительно того, что мы можем включать в рамки данного понятия. При этом можно сказать, что либеральная теория представляет собой определенный консенсус понятий свободы, ра-

венства возможностей (поле консенсуса, с которым согласны почти все представители политической теории), а также справедливости и помощи малоимущим слоям населения (если мы говорим о либерализме). Политический консенсус этот достаточно серьезен, и выход, допустим, за пределы свободы и равенства возможностей сразу встречает серьезную критику (он остается лишь в рамках академического сообщества, дискутирующего о возможностях справедливости в обществе).

Свобода представляет собой основополагающую величину практически во всех либеральных теориях. Ни одна теория не отказывается от свободы, и свобода отдельного человека или человека в обществе - важный составляющий элемент этой жизни.

Равенство возможностей - второй, крайне важный элемент либеральной теории. Равенство возможностей - принцип, который глубоко интегрирован в современную либеральную политическую теорию и который, хотя и не всеми принимается, на самом деле входит во все либеральные сообщества.

Справедливость - это пункт, который не совсем входит в сферу политического консенсуса, но тем не менее практически всегда входит в сферу морали, которая может изменять политику или по крайней мере влиять на нее, даже если политический консенсус не может включить справедливость в сферу политического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.