Научная статья на тему 'Принцип организации и реализации баз данных в системе prodoc на примере цементной инжиниринговой компании'

Принцип организации и реализации баз данных в системе prodoc на примере цементной инжиниринговой компании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
200
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип организации и реализации баз данных в системе prodoc на примере цементной инжиниринговой компании»

что соответствует государственному уровню интеграции с сохранением на всех других уровнях соответствующих структур интеграции по регионам и областям.

Как следует из формул (16) - (18), наибольшее значение эффективности от интеграции достигается при интеграции источников вещества, энергии, информации и времени на едином государственном уровне (например, М = М*, L = 1, Р = К = 0), т. е. по схеме «звезда» (рис. 2).

В общем виде формулу (18) можно представить как

€ =

n

*2

W

W

X n

W

1

(19)

где n*w = M*, L*, K* - количество интегрированных на данном W-м уровне структур.

Как видно, формула (19) не накладывает никаких существенных ограничений на ее использование при оценке эффективности структурных преобразований на любом уровне и для любых источников однородного ресурса.

Однако надо учитывать, что при полной интеграции источников однородного ресурса, например, по схеме «звезда» (рис. 2), исчезает региональный компонент управления, которое уже может осуществляться полностью из центра, что снизит принятый для регионов уровень автономии, используемый при оптимизации по региональным критериям эффективности производства, и необходимость и достаточность такого управления будет сведена к нулю.

Надо также учитывать стоимость системы управления, в том числе системы передачи данных, которая при структуре «звезда» будет гораздо дороже, однако, учитывая тенденцию к снижению стоимости информационных технологий, в том числе стоимость телекоммуникационных систем передачи данных, такое преимущество иных структур коммутации потоков можно считать незначительным, и при этом главная проблема состоит в том, поймет ли региональный менеджмент наличие необходимости уступить центру свои права для оперативного и эффективного управления все убывающими от истощения ресурсами и не пора ли всерьез на основе научно обоснованных данных посмотреть на проблему глобализации, хотя бы в масштабах РФ, частным случаем которой является проблема интеграции.

Литература

1. Чубухчиев Б.Х. Информационное моделирование функциональных систем. - Магадан: Кордис, 2007. - 197с.

2. Чубухчиев Б.Х., Салимов М.Ш. О некоторых инновационных технологиях образовательного процесса // Кадры для региона : Материалы науч.-практ. конф. - Магадан : Кордис, 2006. -183 с. -С. 180 - 184.

УДК 004.4

ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ БАЗ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ PRODOC НА ПРИМЕРЕ ЦЕМЕНТНОЙ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ1

Дивнич Петр Николаевич, аспирант, Южно-Уральский государственный университет, Россия,

Челябинск, cikspb@gmail.com

Бурцев Дмитрий Сергеевич, руководитель группы АСУ ТП, ООО «Цементная Инжиниринговая Компания», Россия, Магнитогорск, cikspb@gmail.com Балобанов Павел, руководитель отдела внедрения, разработчик системы PRODOC, ООО «Петростройсистема», Россия, Санкт-Петербург, cad@pss.spb.ru

1 Статья рекомендована к опубликованию в журнале "Автоматизация в промышленности"

42

По результатам исследования компании Siemens Business Services, в процессе «бумажного» документооборота около 30% времени рабочих групп тратится на поиски и согласование документов, а 6% документов безвозвратно теряются.

Проектные организации - показательный пример этих тенденций. Проекты ведутся параллельно, и каждый содержит большой объем документации, в основном в бумажном виде. Несмотря на то, что почти все компании используют программы автоматизированного проектирования, в России по-прежнему юридическую силу имеют только печатные версии проектной документации. В компаниях копятся внушительные архивы бумажных и электронных документов, их копий и версий. Оперативный поиск типовых решений, внесение изменений, совместная работа над проектом и согласование становятся проблемой, отнимающей время. По опыту ведущих проектных организаций, для решения проблем в идеале нужно выполнить две задачи: создание электронного хранилища документов (системы СЭД) и внутреннюю стандартизацию. И если раньше вторая задача ложилась на саму организацию, то современные системы документооборота для проектных компаний помогают автоматически создать единый стандарт предприятия согласно всем требованиям (ГОСТ и т.д.) Внедрение СЭД позволяет увеличить производительность труда на 20-25%. По экспертным оценкам консультантов, производительность проектной компании при внедрении СЭД уже за первые 2 месяца работы показывает рост до 40%.

Система «PRODOC» создана для решения задач, связанных с управлением, разработкой, хранением и поиском документации, в проектных организациях. Главная задача системы «PRODOC» - организация документооборота и автоматизация документооборота. Данная программа электронного документооборота легко масштабируема, обладает развитыми средствами протоколирования, администрирования, восстановления при сбоях, а также высоким уровнем защиты информации. Структура системы заключается в следующем (преимущества перед другими аналогами обозначены красным цветом или жирным шрифтом):

Используемая СУБД Lotus Domino. Архитектура системы клиент-серверная, с наличием WEB-технологий. Кроссплатформенность: сервер - Windows NT (32 и 64), GNU/Linux (Red Hat, SuSE), Solaris, I5/OS,AIX,z/OS; клиент - Windows (32 бит), MAC OS X, GNU/Linux). Требования, предъявляемые системой к серверу: процессор Pentium 4, 1.8 ГГц, оперативная память 2 Гбайт, жесткий диск 120 Гбайт, графический адаптер SVGA, операционная система MS Windows, Server 2000/2003/XP. А к клиентскому рабочему месту: процессор Pentium 4, 1.8 ГГц, оперативная память 1 Гбайт, жесткий диск 4 0 Гбайт, графический адаптер 512 Мбайт видеопамяти, операционная система MS Windows 2000/XP/Vista.Тип лицензии - локальная (но для одного пользователя можно устанавливать любой количество клиентских рабочих мест на любом количестве компьютеров). Серверная лицензия бесплатная (Lotus Domino Server), Возможность настройки системы под требования пользователя. В сисетме предусмотрено наличие внутренней электронной почты в точности повторяющей, а по некоторым компонентам превосходящей, функции MS Outlook, наличие готовых шаблонов. Управление информацией об изделии и проектными данными: поддержка неограниченной глубины уровней структуры изделия неограниченной сложности, возможности многовариантного проектирования, возможности хранения вариантов, не вошедших в основной проект, возможности контроля неповторяемости обозначений, возможности контроля неповторяемости наименований файлов, номеров листов.

Возможности автоматического переименования файлов при вложении в хранилище согласно стандартам предприятия. Независимость от формата файла dwg (т.е. если выпускается новая версия autocad и меняется формат файла dwg, это никак не влияет на работоспособность инструментов интеграции с AutoCAD (чтение подложек, растровых изображений и т.д.)). Интеграция полей основной надписи поддерживается независимо от количества листов, находящихся в одном файле dwg. Т.е. для интеграции основных полей совсем не обязательно хранить в одном файле один лист. Автоматическое определение

43

растровых изображений и занесение их в систему PRODOC (даже если файл dwg, содержащий подложки, находился ранее вне системы). При дальнейшей работе с файлом (включение\удаление новых подложек) проектировщик не задумывается о том, где они лежат, чтобы передать файл другому проектировщику: в любой момент времени PRODOC откроет файл любому сотруднику и отобразит все имеющиеся в нем подложки, возможность пакетного экспорта файлов проекта на диск (для записи Заказчику) согласно стандартам предприятия. -возможность автоматического формирования накладных при выпуске документации. - сохранение bak файлов AutoCAD в строго структурированных локальных директориях, - автоматическое бэкапирование всех рабочих документов пользователя в строго структурированных папках на локальном компьютере.

Внесение изменений в электронную документацию возможно только при выдаче электронного разрешения на внесение изменений. Системой предусмотрена возможность создания проекта на основе существующего, возможности получения информации о вхождениях объекта в проекты.

Организация электронного архива: поддержка хранения документов любых типов без ограничения их количества и объема(с возможностью установки такого ограничения), исключается дублирование документов, существует возможность совместного

использования электронных и бумажных документов, - возможность организации централизованного/децентрализованного хранения документов, создание версий и подверсий документов. Возможность автоматического создания\по запросу и хранения неограниченного количество версий документа (с возможностью установки такого ограничения)

Методы поиска предусмотрены: по атрибутам, ключевым словам, возможность строить произвольные сложные запросы и сохранять результаты запросов для повторного обращения к ним. Средства просмотра и аннотирования документов и моделей различных форматов (View&Redlining). Интерфейсы прикладного программирования. Открытый программный код.[1]

Средства управления документооборотом и контроля исполнения (Workflow и Управление проектами): маршрутизация как отдельных документов, групп документов, работ и сообщений, рассылка сообщений и извещений, задание абсолютных (календарных) и относительных сроков работ, возможность выдачи и согласования заданий в электронном виде, автоматическое отслеживание хода выполнения заданий, внутренние средства построения диаграмм Ганта и интеграция с MS Project.

Корректность системы в плане реализации политики безопасности: администрирование на уровне администрирования системы, а не на уровне администратора СУБД, реализация реальных, а не фиктивных пользователей СУБД, организована возможность удалять неиспользуемые типы объектов, атрибутов, пользователей и тд. Разграничение прав доступа: для отдельных пользователей, групп пользователей,

функциональных ролей. Реализация защиты файлов. [2]

Протоколирование и регистрация изменений документов, объектов, атрибутов, отчетов: возможности по ведению истории создания изделия, документа, состояние какого-либо объекта или проекта на прошедшую дату или время, состояние какого-либо объекта или проекта на прошедшую дату или время, ведение истории работы пользователей с системой-возможность получения отчетов по изменениям.

Соответствие требованиям российских стандартов: формирование обозначений

документов и изделий, а также отчетов (спецификаций и ведомостей) в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ, автоматическое формирование состава проекта, в соответствии с требованиями ГОСТ, средства электронной цифровой подписи. Соблюдение требований соответствующего закона, ГОСТ и регламентирующих документов ФАПСИ.

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России). В PRODOC есть собственные средства

44

формирования цифровой подписи. Опыт свидетельствует, что при использовании "классической" ЭЦП в юридически значимом электронном документообороте, в случае возникновения спора достаточно трудно, а подчас и невозможно, доказать подлинность ЭЦП и момент подписи (создания) ЭЦП. Эти трудности могут привести к тому, что арбитр не примет электронный документ в качестве письменного доказательства. Предлагаемый стандарт применения усовершенствованной подписи позволяет решить все основные трудности, связанные с применением ЭЦП, и обеспечить участников электронного документооборота всей необходимой доказательной базой (причем собранной в самой ЭЦП в качестве реквизитов электронного документа), связанной с установлением момента подписи и статуса сертификата открытого ключа подписи на момент подписи.

Интеграция системы с офисными и прикладными системами. Генератор отчетов-возможность формировать спецификации и различные ведомости по ЕСКД, СПДС и стандартам предприятия, а также поддержка справочников, иерархии документов и методологии ведения проектов, учитывающей всю специфику проектных компаний. Возможность формирования графических и табличных отчетов с возможностью их конвертации в форматы pdf, tiff, bmp и др, автоматического их вложения в письмо и отправки на согласование любому адресату, сводный отчет объемов выполнения по отделам, отчет выполнения договоров по конкретному отделу, сводный отчет по объемам выполненных работ по ГИПам, отчет выполнения по ГИПу (выполнения по месяцам) - отчет выполнения по ГИПу (выполнения по месяцам), общий отчет по договорам (строится в разрезе по направлениям, ГИПам, заказчикам), загрузка персонала по объемам выполнения. Легкость адаптации и простота освоения системы персоналом пользователя.

Для испытания данной системы в качестве оперативного взаимодействия между различными службами было решено произвести ее внедрение в ООО «Цементная Инжиниринговая Компания», имеющую в своем составе департамент технологического проектирования. (г.Санкт-Петербург), департамент инженерно-конструкторских разработок. (г.Тольятти), департамент размещения заказов, ремонтно-сервисную службу и службу ГИПа (г.Магнитогорск), что позволило наиболее четко испытать возможности внедряемой системы.

Рис. 1 Система открыла доступ к работе с документом в формате *.dwg, в котором он был

создан первоначально

45

Система предоставляет средства контроля над составом проекта. При регистрации проекта можно указать, кто имеет право управлять составом проекта. Пользователь, не обладающий этим правом, не сможет вносить в состав проекта какие-либо изменения (добавлять, удалять, изменять разделы проекта). Структура состава проектов является иерархической и не имеет ограничений на допустимое количество уровней вложенности. Описание документов набором атрибутов обеспечивает быстрое их нахождение по заданной ключевой информации. Помещенные в хранилище файлы отсутствуют в файловой системе, доступ к ним может быть обеспечен только из PRODOC. Таким образом, обеспечивается хорошая защита от несанкционированного доступа к проектной информации, являющейся интеллектуальной собственностью предприятия. При работе с файлами (открытие на просмотр и изменение) система использует внешние приложения, а также внутренние, которые можно просматривать и изменять, не прибегая к запуску соответствующего внешнего приложения. По умолчанию, файл открывается в приложении, с которым ассоциировано его расширение. При необходимости открывать файл только с помощью специального приложения, PRODOC позволяет сделать дополнительные настройки (Рис. 1).

Маршрутизация документов и заданий предоставляет возможность сотрудникам обмениваться документами и заданиями с другими сотрудниками, для выполнения определенных работ, не покидая своего рабочего места. При этом используется механизм свободной маршрутизации, позволяющий указать соответствующие параметры доставки и направить документ или задание либо сразу всем указанным сотрудникам, либо последовательно от сотрудника к сотруднику.Система предоставляет средства контроля над процессом маршрутизации: отправка электронных извещений, для информирования сотрудников о прохождении процесса согласования или утверждения; журнал маршрутизации, позволяющий отследить текущее местонахождение документа, например, можно определить, у какого находится документ, у кого он находился и т.п.

Система имеет механизм управления версиями. Ограничений на максимально возможное количество версий документа нет. Версии могут создаваться как вручную, так и автоматически по закрытию и сохранению документа. Интерфейс управления версиями прост и понятен: благодаря нему ни один сотрудник не теряется в версиях своих документов и документов других сотрудников, точно знает, где находится основная версия документа и может проследить всю историю работы над ним (когда и кем были

созданы\удалены\изменены промежуточные версии документа). Система позволяет контролировать внесение изменений в документацию. Так, при необходимости внести изменения в документ или перечень документов, сданных в архив, предварительно надо получить разрешение. Система позволяет администратору архива создать, а непосредственному исполнителю получить разрешение на внесение изменений в требуемые документы.

Механизм безопасности организован таким образом, что доступ к файлам имеют только уполномоченные пользователи. Для входа в систему каждый пользователь должен иметь уникальное имя и пароль. Для выполнения определенных действий над документами пользователи должны иметь соответствующие полномочия. Для этого в системе используются следующие понятия: уровень доступа (управляющий, автор, читатель и т.п.); роль (администратор системы, администратор архива и т.п.); права (создавать, редактировать, удалять документы и т.п.).

На первом этапе при внедрении системы был развернут сервер Microsoft Windows 2003, установлены последние на тот момент обновления. Следом был развернут сервер Lotus Domino, созданы необходимые пользователи системы, скопированы шаблоны баз данных и созданы базы данных системы: «Картотека проектов», «Шаблоны документов»,

«Справочник сотрудников», «Журнал», «Задания». Были прописаны настройки для необходимых баз данных, заведены пользователи в справочник сотрудников из адресной книги Lotus, созданы шаблоны проектов с настройкой прав доступа по умолчанию. Первый этап в филиале ООО «ЦИК» в Санкт-Петербурге занял по времени две недели.

46

После этой недолгой подготовки был создан первый проект, в котором есть все необходимые разделы в соответствии с законодательно утвержденным составом проекта и уже настроенные права доступа для пользователей на необходимые разделы. Далее были написаны внутренние регламенты работы с СЭД PRODOC, инструкции ГИПа(Архивариуса) и пользователей.

Далее последовал второй этап, который состоял из развертывания сервера в г .Магнитогорске и переноса системы PRODOC на этот сервер. Параллельно была развернута на сервере почтовая система на базе Lotus Domino. Система Lotus позволила объединить 3 подразделения компании, удаленных территориально друг от друга, в единую почтовую сеть.

Третьим этапом было развертывание почтовой системы и СЭД PRODOC в филиале ООО «ЦИК» г. Тольятти с доступом к серверу ООО «ЦИК» в Магнитогорске. Здесь были развернуты 25 рабочих мест и параллельно настроен доступ к тестовым проектам для того чтобы пользователи смогли освоиться с программой.

Во время этого этапа для тольяттинского филиала создали типовой шаблон для работы конструкторов в соответствии с ГОСТом для состава конструкторской документации. Наши конструктора работают с программным продуктом T-FLEX российской компании ТОП-СИСТЕМЫ. Система PRODOC позволила работать с данным продуктом без доработок.

Для пользователей после развертывания системы были проведены краткие курсы и устроена демонстрация возможностей системы. В действительности для пользователей трудоемкость ничуть не увеличилась, даже наоборот, стало удобнее отслеживать актуальность документов. Например, пользователь открывает чертеж для редактирования из системы PRODOC, работает с ним, и сохраняет его стандартной операцией сохранения из программы обратно в PRODOC. Для пользователей эта рядовая операция позволяет им работать над необходимым документом из разных мест, редактируя всегда актуальный документ, а механизм поддержки версий позволяет создавать необходимое количество вариантов. Другие пользователи или руководители при наличии необходимых прав могут открыть на просмотр все ту же последнюю актуальную версию документа.

Рис. 2 Рабочий стол руководителя при просмотре информации об истории работы

сотрудниками над документом

Встроенная система поиска быстро позволяет найти необходимый чертеж, система позволяет скомпоновать проект в одном месте вместе с техническим заданием, исходными данными для проектирования, перепиской, заданиями на разработку смежных частей проекта. Поддерживается как атрибутивный, так и полнотекстовый поиск. Кроме того,

47

руководитель может легко выгрузить проект целиком на диск одним нажатием кнопки, защитить проект от несанкционированного доступа и таким образом сохранить интеллектуальную собственность компании. В любое время можно узнать, кто и над какими документами работает или сколько времени сотрудник трудился над созданием документа с начала получения задания до его завершения, узнать в какой стадии работы находится проект и сколько времени осталось до планового срока его окончания. Система позволяет понять, кто из исполнителей ответственен за конкретный раздел проекта (Рис.2).

Большим плюсом вынесение серверов LOTUS в сеть Интернет. В результате сотрудники получили мобильную корпоративную электронную почту, в которой объемы пересылки почти не ограничены и мобильный доступ к выполняемым проектам. Иначе говоря, специалисты компании, находясь в командировке, могут иметь доступ к почте и к чертежам в системе PRODOC, что дает возможность демонстрировать заказчикам достижения и оперативно вносить изменения в документацию в любой период времени и из любой точки мира при наличии соединения Интернет.

Литература

1. Кузнецов С.Д. Базы данных: языки и модели: Учебник. - М: Издательство Бином-Пресс. -2008 г. - 720с.

2. Олифер В., Оливер Н. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. - СПб.: Издательский дом Питер, 2005 г. - 864с.

3. Росенко А.П. Внутренние угрозы безопасности конфиденциальной информации: Методология и теоретические исследования - М: Красанд, 2010 г. - 160

УДК 004.78

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ КАТАЛОГИЗИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ1

Олейник Павел Петрович, к.т.н., Системный архитектор программного обеспечения, ОАО «Астон»,

Россия, Ростов-на-Дону, xsl@list.ru

Игумнов Евгений Александрович, Шахтинский институт Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), Россия, Шахты, gyma@bk.ru

Свечкарёв Евгений Андреевич, Шахтинский институт Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), Россия, Шахты

В настоящее время в качестве основного способа ознакомления заинтересованного сообщества с результатами исследований выступает опубликование доклада на научной конференции. Практически каждый современный ВУЗ ежегодно организует конференции различного уровня. При проведении подобного мероприятия основной задачей является каталогизирование докладов и своевременное информирование авторов о судьбе их работы. В данной статье рассматривается логическая модель информационной системы, которая разработана для каталогизирования научных работ, присланных авторами на конференцию «Объектные системы» [1-2]. При реализации использован инструмент объектно-ориентированного отображения DevExpress eXpressApp Framework [3].

Перед разработкой (доработкой) любой информационной системы необходимо сформулировать ряд критериев оптимальности (КО), определяющих требования к функциональным возможностям, присутствующим в готовом программном приложении. Для проектируемой системы выделены следующие критерии оптимальности:

1. Необходимо разработать механизмы сохранения различных типов научных публикаций. Для текущей реализации были определены следующие типы публикаций: 1) статья в стороннем

1 Лауреат номинации "Лучший доклад по UML-моделированию". Авторы доклада награждаются книгой Иванова Д. Ю. и Новикова Ф.А. "Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс" (www.umlmanual.ru) с автографами авторов

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.