Научная статья на тему 'Принцип историзма в преподавании дисциплины «Государственные и муниципальные финансы»'

Принцип историзма в преподавании дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ИСТОРИЗМ / КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / САМООБЛОЖЕНИЕ / СИСТЕМНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / BUDGET / HISTORICISM / SPECIFICALLY HISTORICAL APPROACH / PUBLIC FINANCE SYSTEM / SELF-TAXATION / FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Н.С.

В статье рассматривается целесообразность использования принципа историзма в образовательном процессе по дисциплинам, охватывающим общественные финансы (государственные и муниципальные), раскрываются преимущества принципа для целостного восприятия финансовой системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF HISTORICISM IN TEACHING DISCIPLINE “STATE AND MUNICIPAL FINANCE”

The article is devoted to the appropriateness of the use of the principle of historicism in the educational process on disciplines covering the public Finance (state and municipal), reveals the advantages of the principle for a holistic perception of the financial system of the state.

Текст научной работы на тему «Принцип историзма в преподавании дисциплины «Государственные и муниципальные финансы»»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-284-286

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»

Сергиенко Н.С.

ORCID: 0000-0001-9042-8454, Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Калуга, Россия

В статье рассматривается целесообразность использования принципа историзма в образовательном процессе по дисциплинам, охватывающим общественные финансы (государственные имуни-ципальные), раскрываются преимущества принципа для целостного восприятия финансовой системы государства.

Ключевые слова: бюджет; историзм; конкретно-исторический подход; публичные финансы; самообложение; системность; финансовая система.

THE PRINCIPLE OF HISTORICISM IN TEACHING DISCIPLINE "STATE AND MUNICIPAL FINANCE"

Sergienko N.S.

ORCID: 0000-0001-9042-8454, Financial University under the Government of the Russian Federation Kaluga Branch,

Kaluga, Russia

The article is devoted to the appropriateness of the use of the principle of historicism in the educational process on disciplines covering the public Finance (state and municipal), reveals the advantages of the principle for a holistic perception of the financial system of the state.

Keywords: budget; historicism; specifically historical approach; public finance system; self-taxation; financial system.

© Society of Russia: educational space, psychological structures and social values

2017, Volume 8, Number 4-2 • http://ej.soc-joumal.ru

В современных условиях повышения эффективности управления общественными финансами и проведения бюджетных реформ преподавание профильных дисциплин экономического направления настоятельно требует использования принципа историзма, способствующего познанию экономических процессов в обществе в целостности.

Определение направлений реформирования бюджетного процесса в современной финансовой системе, связи с мировыми процессами реформирования публичных финансов обуславливают определение сущности таких процессов и России.

В условиях санкционных мер по отношению к России, необходимо обратиться к прежнему успешному историческому опыту и сделав научно-обоснованные выводы, предпринять практические шаги для преодоления негативных последствий сегодняшних процессов и определить последующую траекторию развития российской экономической системы

Принцип историзма ориентирует на отслеживание в развитии публичных финансов органической связи качественных этапов, которые были пройдены обществом, и указывает на необходимость выявления связи любого общественного явления с другими процессами и явлениями общественной жизни, в том числе финансовой сферы. Это позволяет обеспечить преемственность различных качественных состояний общества, и его финансовой системы, адекватно раскрыть внутренние противоречия и их источники.

Применение одновременно двух подходов в исследовании -системного и исторического - позволяют обеспечить взаимодополнение в раскрытии содержания механизма функционирования общественных финансов и увидеть причины процессов и явлений, сущность инструментов на разных этапах эволюции отечественной финансовой системы, характер их развития и связи между ними.

Использование принципа историзма в образовательном процессе при изучении общественных финансов позволяет студентам выявить не только общие закономерности развития финансовой системы, но и специфические особенности их проявления в современной бюджетной системе.

Так, особого внимания заслуживает история внедрения принципа единства кассы в практику управления государственными финансами XIX в России, его эволюция и современная трактовка, позволяющая формировать представления о фондовой форме бюджета и увязывать их с современными бюджетными технологиями. Это особенно актуально в условиях реформирования системы бюджетных платежей и обеспечения прозрачности публичных финансов.

Большой интерес вызывает у студентов изучение механизма самообложения граждан при рассмотрении его исторических аспектов. Данная проблематика особо интересна при организации мероприятий, направленных на повышение бюджетной грамотности, поскольку исторический опыт самообложения позволяет по-новому взглянуть на проблему участия граждан в бюджетном процессе.

Как показывает опыт преподавательской деятельности, очень важно именно обращение к историзму как методу познания, позволяющему формировать целостное представление об актуальных проблемах публичных финансов и понимания сущности новых процессов, протекающих внутри современной финансовой системы России.

Список литературы

1. Балынин И.В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы, перспективы и тенденции развития // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 7-12.

2. Деркач В.В. Принцип историзма в исследовании современного общества //Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 3. С. 142-143.

3. Зайчикова И.В. Формирование специальных компетенций студентов-экономистов в процессе использования интерактивных методов в обучении // Сб. трудов по мат-м Межд-ой науч.-практ-й конференции «Наука и образование в XXI веке», Тамбов, 2013. Ч. 19. С. 59-61.

4. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Государственное страхование в первой половине XX века // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 406-410.

5. Сергиенко Н.С., Щербакова H.A. Самообложение граждан: исторический аспект и современный опыт // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 119-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.