Научная статья на тему 'Принцип историзма как феномен современного математического образования'

Принцип историзма как феномен современного математического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип историзма как феномен современного математического образования»

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. ЖУРАВЛЕВА, доц. МГПИ им. М.Е. Евсевьева (Саранск), канд. пед. наук

Принцип историзма входит в число основных философско-методологических принципов. Он представляет собой один из необходимых элементов диалектики. Но сфера действия принципа историзма не ограничивается лишь профессиональным историческим познанием; он находит применение во многих науках и конкретных исследованиях и позволяет создавать объективные картины развития природы и общества, открывать закономерности их развития. Несмотря на высокую значимость принципа историзма, его возможности как методологического принципа познания в современном математическом образовании пока еще не реализуются полностью.

Традиционно понятие методологии используется в двух значениях: 1) как совокупность

познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) как область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и прак-тикопреобразующей деятельности. [8, с. 278]. Большинство исследователей рассматривает методологию как научное знание о деятельности в определенной области, средствах, результатах и методах этой деятельности. К основным проблемам, изучаемым в методологии, относят описание и анализ этапов научного исследования, анализ языка науки, выявление сферы применимости отдельных процедур и методов, анализ исследовательских принципов, подходов и концепций.

Современная наука располагает достаточно мощным арсеналом средств, предназначенных

188

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2006

для решения задач самого различного характера. Это обстоятельство обусловливает необходимость выбора современным специалистом-исследователем наиболее эффективного средства или их совокупности из методологического арсенала науки. Характерным для современного научно-технического развития является и взаимопроникновение элементов науки и практики при решении ряда крупных комплексных проблем. При этом возникает необходимость соединения усилий специалистов разных профилей (создав для этого соответствующий предмет изучения - комплексную модель объекта), а также и новой интеграции методов и средств решения проблемы.

К сожалению, в практике обучения специальное обсуждение вопросов методологического характера (способы деятельности, специфичные для изучаемого предмета, методы и средства познания, необходимые для самообразования в области математики и рационального использования имеющихся математических знаний) часто выносится за рамки содержания образования. Однако ведущими специалистами в области дидактики, а также теории и методики обучения математике (В.В. Давыдовым, Г.В. Дорофеевым, А.Л. Жоховым, Т.А. Ивановой, В.С. Ледневым, В.В. Краевским, Г.И. Саранцевым и др.) убедительно обоснована целесообразность включения, помимо «готовых» знаний опыта осуществления, известных способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений [4, С. 3], [7, С. 52-53]. В названных исследованиях подчеркивается необходимость перевода компонентов методологического характера из средств познания в предмет специального изучения.

Компоненты методологического характера представлены в содержании истории науки, в частности, математики. Более того, история и методология математики неразрывны, поскольку «эта неразрывность обеспечивает конкретное знание специального содержания изучаемых методологических проблем» [6, С. 4]. На наш взгляд существенно, чтобы в содержании и технологиях современного математического образования, прежде всего, реализовывалась именно эта, методологическая, составляющая содержания историко-математического знания. Необходимо преодолеть формальный подход, когда используемые в содержании образования элементы историзма представляют только описания учений прошлого, когда новые идеи преподносятся независимо от предшествующих, вне субъективно-

личностных и социально-экономических условий их возникновения и развития.

В чем же состоит главная сущность принципа историзма? В «Философском словаре» принцип историзма трактуется как принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями [8, С. 223]. Близкий к этому смысл можно найти и в определении, представленном в «Большой Советской Энциклопедии»: «Историзм - принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся» [3, С. 549]. В современных философских исследованиях [1] эта характеристика названа самой общей, фундаментальной, выражающей принцип историзма в его целостности рассматривать предметы, процессы в их развитии, изменении, самодвижении. «Это означает требование брать материальные системы во временном их аспекте, как изменяющиеся во времени; если эта система существует в настоящий момент, то - в аспекте прошлого, настоящего и будущего» [1, С. 395].

Какие же существенные характеристики, отличающие принцип историзма как методологического принципа, могут быть использованы в содержании математического образования?

Любое познание (в том числе и учебное) требует качественного ретроспективного подхода, если оно стремится к объективности. Данный феномен в философских исследованиях описывается категориями «историческое» и «логическое» [5]. В наиболее общей форме соотношение логического и исторического предполагает, что научная мысль, направленная на предмет, обладающий своей историей, должна исходить из этой историчности и стремиться ее осознать. Следует понимать, что внутри исторически сложившихся целостностей существуют такие элементы и связи, которые нельзя понять без обращения к прошлому. «В процессе познания «логический метод» вместе с элементами «исторического метода» должен включаться в более широкий исторический контекст рассмотрения, который предполагает обращение не только к воспроизводству системы в настоящем, но и к ее истокам и возможным перспективам в будущем» [5, С. 444]. Вместе с тем «чтобы исследовать генезис явления, необходимо иметь некоторое представление о сущности явления» [там же].

«Историческое - выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта, логическое - те

соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, которые существуют в развитом состоянии объекта» [3, С. 179]. Категория «историческое» представляет процесс развития, раскрывает конкретные условия и формы становления и преобразования тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к другим. Категория «логическое», по сути отражающая результат развития, способствует объяснению той роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого. «Именно потому, что в самой действительности процесс и результат развития не совпадают, хотя и находятся в единстве, неизбежно различие по содержанию исторического и логического способов исследования ... Вместе с тем грани, отличающие эти два способа исследования, условны, ... ибо логическое в конечном счете - это то же историческое, только освобожденное от его конкретной формы, представленное в обобщенном, теоретическом виде, и наоборот: историческое - это то же логическое, только облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития» [3, С. 179-180].

Второй суще ственной характеристикой является требование рассмотрения предпосылок возникновения предмета. Для определения предпосылок привлекаются категории детерминизма: «причина», «полная причина», «условие», «основание».

Третья характеристика выражается в требовании применять в ходе познания предмета основные законы диалектики. В данном требовании реализуется несколько нормативных правил (или установок познания), вытекающих из общетеоретической концепции диалектики: а) направлять движение мысли от качества к количеству, затем к их единству (т.е. выявлять качественные изменения в структуре и элементах системы, в ее подсистемах, их количественные характеристики, а также меру или безмерность системы); б) обнаруживать скачки, определять их типы и виды (постепенные или взрывообразные, одинарные или интегральные, и т.п.); в) раскрывать преемственность состояний в развитии предмета (при отрицании -трансформации, отрицании - снятии и отрицании-синтезе); г) ориентировать мысль на обнаружение полного или ограниченного проявления закона отрицания отрицания; д) акцентировать внимание на раскрытии противоречивости предмета; е) ориентировать познание на выявление конкретных видов и типов противоречий объекта: внутренних и внешних, их своеобразного

соотношения, конструктивных и деструктивных, и т.п. [1, С. 397].

Четвертой характеристикой выступает требование выделять этапы (стадии, фазы, периоды) развития предмета, устанавливать их естественную последовательность. Указанная характеристика частично уже была представлена в предшествующей (в установках на преемственность и скачки). Но здесь эти установки берутся с иным акцентом и фокусируются на градации целостного процесса исторического развития. Помимо ориентации познания на выявление качественного своеобразия этапов, данная характеристика определяет необходимость исследования преемственности этапов, состояний. «Рассматривая историю как процесс становления и/или разрушения устойчивых формообразований, можно ставить задачу их исследования в максимальном приближении к конкретике этого исторического процесса или же задачу его логической реконструкции в общем схематическом виде» [5, С. 443]. Кроме того, важно понимать, что объект при этом должен рассматриваться с точки зрения его внутренней структуры, причем не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органическая совокупность этих составляющих, как внутреннее связанное и функционирующее целое, как система [3, С. 549].

Установление взаимосвязей этапов (фаз, состояний) ведет мысль к познанию закономерности развития. Ее итогом служит пятая характеристика: рассматривать объект с точки зрения процесса развития закономерного, т.е. характеризующегося определенными законами «перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой» [3, С. 549]. В связи со сказанным в процессе познания представляется значимым и положение о многовариантности исторически развивающейся действительности.

Шестой характеристикой принципа историзма является требование определять направление и характер развития или изменения предмета (прогрессивное, регрессивное или одноуровневое; гармоничное, дисгармоничное или конфликтное; динамичные изменения или стагнация (застой) и т.п.).

Приведенные характеристики принципа историзма подводят познающее мышление к выявлению главной тенденции развития системы.

Поэтому в качестве седьмой характеристики и может быть указано требование раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее. Подлинно исторический подход к выявлению тенденций дальнейшего развития исследуемого явления состоит в том, чтобы, во-первых, изучить и проанализировать все имеющиеся пути его дальнейшего развития, во-вторых, выделить главный путь, основную тенденцию развития, в-третьих, практически реализовать эту тенденцию, создать все условия для его быстрейшего осуществления.

Восьмая характеристика включает требование изучать не только историю объекта, но историю отражающих ее понятий и положений.

Нельзя обойти вниманием еще одну из наиболее важных характеристик рассматриваемого феномена. Историзм есть мировоззренческий принцип познания, и как таковой он сочетает в себе научную сторону, ориентированную только на объект, с аксиологической стороной, вовлекающей в познание человечески-ценностный подход, человеческую заинтересованность и человеческую деятельность. Взаимосвязь «человеческого» с «историческим» ярко очерчена известным русским философом Н.А. Бердяевым в книге «Смысл истории». Он писал: «Человек есть в высочайшей степени историческое существо ... Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески. И нельзя рассматривать человека вне глубочайшей духовной реальности истории» [2, С. 23-24].

Отметим, что и до сих пор сущность и указанные характеристики принципа историзма как в теоретическом плане, так и на практике не находит полного воплощения. На наш взгляд, очень важно, чтобы в содержании образования обязательно были представлены все три аспекта математического знания: прошлое, настоящее и будущее.

Аспект прошлого должен быть представлен следующими направлениями: 1) практические задачи, теоретические проблемы, исходные положения, которые привели к созданию понятия, метода, открытию закономерности, формулировки идеи и т.п.; 2) семантика термина (информация о том, что означает термин, какой смысл был вложен в рассматриваемое понятие изначально); 3) краткое описание условий экономической и общественной жизни, при которых осуществлялось и развивалось открытие; 4) кем, каким человеком было сделано

открытие; 5) характеристика этапов становления понятия, метода, идеи, раздела математики.

Аспект настоящего может быть раскрыт через: 1) осмысление сущности метода, который представлен в учебнике и излагается учителем; 2) сравнение изучаемого метода с другими (его преимущества, недостатки; обоснование включения именно этого метода в содержание курса математики); 3) объяснение специфики математической деятельности в единстве интуитивного и логического; 4) раскрытие сущности предмета математики; 5) формирование отдельных особенностей математического метода познания действительности; 6) формирование представления о том, что сама математика - это метод познания действительности; 7) объяснение логики развития изучаемых разделов математики; 8) раскрытие практической области применения.

Аспект будущего осуществляется через осмысление перспектив развития понятия, метода, раздела математики по следующим направлениям: 1) раскрытие теоретической области применения; 2) какие аспекты проблемы будут изучены на последующих этапах обучения; 3) какие аспекты проблемы решены, но являются предметом исследования специальных разделов математики; 4) какие аспекты проблемы ждут своего решения или неразрешимы.

В заключении отметим, что принцип историзма в содержании современного математического образования реализует диалектику математического знания, раскрывает специфику математической деятельности, позволяет осмыслить целостность, обобщенность и системность математического знания.

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 608 с.

2. Бердяев, Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы / Н.А. Бердяев.- Париж, 1969. - С. 23-24.

3. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах / Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд. 3-е. - М.: Сов. Энциклопе-дия,1972. - Т. 10. - 592 с.

4. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац.-общ.-науч. фонд;: предс. В.С. Степин. - М.: Мысль, 2001. -Т.П. - 634 с.

6. Рыбников, К.А. Введение в методологию математики / К.А. Рыбников. - М.: МГУ, 1995. - 69 с.

7. Саранцев, Г.И. Методология методики обучения математике / Г.И. Саранцев. - Саранск, 2001. - 144 с.

8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.