ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ В ИСКУССТВЕ
Мамедова Л.А.
Мамедова Ляман Аслан кызы - старший педагог, направление: искусствоведение, кафедра изобразительного искусства, Нахчыванский государственный университет, г. Нахчыван, Азербайджанская Республика
Аннотация: в данной статье обозначаются категории «художественности», которая выступает как сущностная характеристика специфики явлений искусства, исследование которой имеет методологическое значение для всех направлений искусствознания. Художественность представляет собой сложный и многоаспектный феномен, выступает как синтетическое или системное качество всех сторон произведения, интегрирующее в себе ряд параметров (признаков художественности). С точки зрения современных исследователей, на рубеже ХХ-ХХ1 столетий изменилось представление не только о границах художественного, меняется сам феномен художественности. Развитие современного изобразительного искусства характеризуется наличием множества противоречивых направлений, концепций, художественных принципов. Смысловую базу современного искусства составляют ценности постмодернизма (индивидуализм и т.д.), новейшими тенденциями художественного творчества являются технологизация, виртуализация, коммерциализация, стирание границ между элитарным и массовым искусством. Большая часть направлений современного искусства представлена так называемым «актуальным» искусством, включающим такие новейшие формы, как инсталляция, перформанс, хэппенинг, коцептуальное искусство минимализма. Важно отметить, что в то же время, художественная жизнь Азербайджана имеет свою уникальность и специфику.
Ключевые слова: искусство, художественность, художественное произведение, стиль, культурный процесс, эстетика, изобразительное искусство, искусствовед, художественный образ.
Художественность означает прежде всего принадлежность к искусству, и, следовательно, определение этого феномена связано с влиянием специфики искусства в целом по сравнению с другими формами oсвоения мира. Это - художественность в широком смысле, свидетельствующая, что перед нами «нечто, сотворенное человеком как искусство» [1, с. 25-32].
Однако нас волнует проблема художественности как вопрос о качестве конкретного обзора, воплощенного в произведении, об оценке произведения с точки зрения неких критериев собственно художественного совершенства. Критерии художественности так же трудно определить, как критерии красоты (их выявление насущная задача искусствознания). Художественность определяется конкретно в каждом конкретном случае. Её оценка основывается и на свойствах самого произведения, независимых от зрителя, и на особенностях восприятия произведения; «включает в себя и наше индивидуальное мнение, и определяющее мнение социума, закрепленное историей определение того или иного произведения как высокохудожественного - или наоборот. Художественность есть всякий раз по новому совершающееся осуществление произведения искусства» [2, с. 42-48].
Да, для каждого из нас произведение существует лишь в нашем восприятии; для каждого из нас оно художественно лишь в той мере, в какой мы оказались способны испытать его воздействие. Но в том и состоит парадоксальность произведения искусства, что при этом оно существует и вне нашего восприятия, что оно оказывало
и оказывает совсем иное воздействие на других зрителей и может в другое время оказать иное воздействие на нас самих, - оставаясь при этом неизменным.
Гёте писал: «Часто со мной случается, что сразу я не получаю никакого удовольствия от произведения искусства, потому что оно для меня слишком велико; но затем я стараюсь определить его достоинства, и всегда мне удаётся сделать несколько приятных открытий; я нахожу новые черты в художественном произведении и новые качества в самом себе» [3].
Возникает вопрос - существует ли нехудожественное искусство, нехудожественное произведение? Только самодовольный обыватель может утверждать, что произведение не художественно, если оно не понравилось ему, если оно не оказало на него положительного воздействия - такие суждения можно часто слышать на выставках. Художественность понятая как осуществление произведения искусства в восприятии конкретного зрителя, - это его, данного зрителя, проблема, момент его духовной жизни, его личные отношения с произведением, с искусством, которые у одних зрителей складываются так, а у других - иначе [4, 5]. Тут можно сказать так - для одних зрителей ближе картины Тахира Салаева, Микаила Абдуллаева, для других Тогрула Нариманбекова, Саттара Бахлулзаде. Эти совершенные произведения искусства, созданные великими художниками Азербайджана, истинно художественны. Эти произведения является мерилом художественной оценки, своеобразной точкой отсчета для представления о ценностях искусства. Тут дело больше в художественном вкусе, стиле, в жанровом, колористическом подходе, в общении зрителя с искусством, а также в духовных и внутренних переживаниях конкретного зрителя [6, 7].
Проблемой художественности, если брать её как проблему искусствознания, а не как вопрос восприятия произведения отдельными зрителями, является определение истинной художественности, её критериев и оценки. Конечно, степень художественности произведения зависит от творческого потенциала художника, выразительности полотна, от воздействия картины на зрителя. Безусловно, и объективность, и постоянство критериев и оценок, выдвигаемых специалистами, тоже относительно. «Переменной величиной» здесь является, прежде всего, само представление о художественности, которое меняется в силу изменения идеалов, художественных принципов, «законов красоты». Это, так сказать, объективно «переменная величина». Однако и при этих изменениях многие качества художественности остаются постоянными. Некоторые зрители степенью художественности считают важность, масштабность, оригинальность темы, а также обращают внимание на то, кем создана картина (то есть на знаменитость автора). Тут возникает вопрос - условием художественности становятся только масштабность оригинальность, камерность? Нет, конечно. Также художественны картины, на которых изображены цветы, фрукты; картины, в которых гармония полотна и душа художника соединяются воедино; в которых гармоничны цвета и в которых художник заложил всего себя, всю душу.
Как искусствовед-художник, могу сказать, что в моих полотнах - жанр пейзаж и натюрморты, а также изображения достопримечательностей родного Нахчывана - нет таких масштабных, глобальных, камерных тем, но в них все мои переживания, вся душа. И здесь, конечно, важно мнение специалиста. А мнение специалиста -«художественно!». Значит, художественны не только полотна со значительными, важными темами, но и в равной мере художественны картины без тем, без сюжетных линий. Ещё, ракурс, освещение предмета в картине - есть вещь относительно субъективная, искажение, точнее передача, внесение временных форм и т. д. зависит от воли автора.
Художественность не является какой-то универсальной категорией, которая одновременно определяет различные стороны и свойства произведения. Она внутренне присуща произведению, независимо ни от его темы, характера, типа
88
реальности (жизненных реалий), ни от чего-либо другого. Как говорил Достоевский, «следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо». А как уже выше было сказано, актуальность, новаторство тема, как и многие другие «большие» качества произведения, лежат в несколько иной плоскости.
Говоря о художественности также важно отметить такие её качества, как обращения художника к своему призванию, свой взгляд на мир, искренность, интеллект, свобода и полнота выражения своего отношения, переживания, выразительность каждого элемента изображения, мастерство, использование специфических возможностей избранного вида искусства, избранной техники. Искать «художественность» нужно не в материале (не в красках, дорогом материале и т. д.), а в структуре произведения. Но, тем не менее, исследователи считают, что нельзя взять в качестве нормы и образца именно какую-нибудь конкретную художественную структуру и объявить её эталоном художественности. Именно поэтому норма вкуса, привычки порой не позволяют зрителю распознать новые художественные произведения, правильно оценить художника. Всякое художественное произведение становится таковым не само по себе, а в системе отношений к нему человека (правильно ценя произведение), в системе связей и отношений культуры.
Касаясь специфики «художественного», исследователи часто переводят разговор на «могучую роль» фантазии «в художественном отражении». И действительно, фантазия, являющаяся психофизиологическим свойством человеческого рода, - это фундаментальная основа всякого творческого воображения и его воплощения в конкретном произведении. Произведение - это система. И в этой системе существуют многообразные, многоуровневые, ассимметричные и ассоциативные и т.д.
Отношения разных элементов и их свойств, отношения, которые действительно всегда порождают новое качество, новую самостоятельную целостность, новый художественный мир. И чем эта целостность, этот художественный мир самостоятельнее, тем произведение незаменимее, а чем произведение незаменимее, тем оно художественнее.
Далее. А где должны находиться художественные произведения искусства? Недоумение по вопросу о критериях отнесения произведения к миру искусства как будто элементарно рассеивается простейшим топографическим признаком - местом его нахождения. Если принять этот признак за достаточный, то оказывается, что к художественным произведениям нужно будет отнести всё то, что находится на «месте» художественных произведений, а имена - на стендах, в витринах и постаментах музеев. Разве как только мы поместим некий предмет «туда», в это пространство, он по определению станет «художественным»? Но мы знаем, однако, что произведения искусства могут находиться не только в музейных витринах. Часто их находится под землёй и ждёт археологов, часть пребывает в мастерских художников и частных жилищах, находится в магазинах и т. д. С другой стороны, нередко возникают сомнения и в том, всякое ли произведение, попавшее на витрину выставки и в музей, на самом деле «художественное».
Так что опираться на внешний признак соответствия места и явления мы, конечно, не можем. Отметим, что и в равной мере также художественны и те произведения, не укладывающееся в рамки вкуса эпохи. А если произведение искусства каким-то образом отражает или выражает жизненные явления и факты? Обоснуем, рассмотрим этот процесс в историко-культурном контексте.
Поменяем русло мысли в другую сторону, в сторону историко-культурного процесса. Современному художественному созданию свойственно понимать все виды содержательных отношений искусства исторически изменчивые. Например, что именно относить к символам объективного характера, а что к субъективным искажениям его - это зависит от культурно-исторических обстоятельств. Само разделение этих принципов универсально, однако конкретные их формы могут определяться типом культуры и историческим временем создания произведения. Но в
89
равной степени и ранее рассмотренные отношения подвержены историко-культурной модификации [8]. Степень авторефлексивности художественного произведения, дистанция его от реальности, характер и тип реальности, которая за ним мыслится, могут меняться в разных культурно-исторических контекстах. Так, например, икона для средневекового создания в средние века - меньше всего произведение искусства потому, что она включена в реальность той эпохи, имеющую другое и гораздо более существенное для этой культуры место (сферу культа, веры). Бытовая вещь, находимая этнографом в глухой деревне, может для жителей этой деревни не быть художественным произведением, так как для них она принадлежит сфере самого быта, а не противопоставлена ему [9]. И мы видим, как некоторые вещи из сферы технического, утилитарно-бытового назначения перемещаются в пространство художественности. Такого рода вещи (одежда и т. д.) становятся для нас не только археологическими памятниками культуры, но и художественными произведениями. Но и здесь сознание зрителя может раздваиваться, несмотря на мнение специалистов. Он может видеть в этом и культурно-исторический, и художественный смысл. Естественно, что выбор точки зрения будет зависеть от того, какую из этих возможностей зритель посчитает наиболее актуальной. Если выбор падет на историческую предопределенность воли и деятельности, то произведение будет осмыслено как факт культуры, если же важнее активный, творческий аспект этой деятельности, то он будет рассматривать произведение как факт художественный (он может рассмотреть, а не выдвигать). Художественное произведение может по-разному осмысляться в историко-культурном отношении. Искусство оказывается, таким образом, не только средством познания нового мира, новых форм и условий окружающих нас среды, и не просто актом строительства культуры, но и актом, способствующим выявлению культурных ориентаций, подлинного содержания общественных вкусов [10, с. 30-36].
А теперь рассмотрим «художественность» в аспекте феномена искусства в современном мире. Множество открытий в области художественного творчества, появление и бурное развитие некоторых из них выявили значительный художественно-творческий потенциал искусства, расширение его видового, жанрового, стилевого разнообразия, то есть изменение не только границ художественности, но и самого феномена художественности как таково. Видоизменилось понятие искусства, и, в частности, произведения искусства - сегодня они стали проблематичными. Что стоит за этой проблематизацией - не утрачивает ли искусство свою специфику? Многообразие и неоднозначность художественного процесса, наблюдаемые в различных видах и направлениях искусства, ставят проблему уточнения специфики искусства. Представляется, что понимание особенностей, специфике современного искусства состоит, видимо, не столько в самой оценке, сколько в прояснении основании различного использования таких понятий, как «произведение искусства», «художественность». Сохраняется ли возможность назвать все объекты искусства художественными? По сути, именно, художественность представляет собой фундаментальную категорию философии искусства, поскольку предполагает ответ на вопрос о том, что делает искусство искусством. Так, в разное время в сферу искусства могут попадать вещи, не признаваемые ранее художественными (как это произошло, например, с греческими амфорами) или же то, что ранее было признано художественным, может терять свой статус. При рассмотрении феномена художественности также нужно акцентировать на национально-культурные особенности художественности, нужно рассмотреть в более общем историческом контексте (историко-эстетическом). Отметим, что исторически сложившаяся оценка меняется сравнительно редко; об этом говорит тот факт, что в ведущих музеях различных стран в основном неизменно экспонируются определённые мастера, высокая художественность произведений которых получила признание.
Значит ли это, что есть объективные и постоянные критерии истинной художественности? По мнению исследователей, возможность выявления этих критериев и оценка на их основе художественности конкретных произведений связаны со знанием языка искусства. «За критикой стоит право профессионального, обоснованного знанием, опытом, тонким чувствованием суждения о степени художественности каждого произведения» [2, с. 42-48].
Но здесь, по моему мнению, также можно говорить об индивидуальном подходе. Специалисты исходят, прежде всего, из своего живого восприятия произведения, но они способны и к более объективной оценке, основанной на раскрытии образного смысла всех компонентов произведения. Поэтому и складываются исторически устойчивые оценки, в своей основе близкие у различных специалистов разных стран и времен. Но, как уже выше было сказано, здесь немаловажную роль играет и национально-культурные особенности.
Итак, подведем итог сказанному. Несмотря на различия выдвигаемых критериев художественности, самоощущение оценки художественности у критиков, исследователей и художественно образованных зрителей чаще всего бывает в целом близко - во всяком случае, более близки, чем трактовка содержания произведения, его отдельных образов. Это говорит о том, что при знании языка искусства художественность произведения может быть оценена в значительной степени объективно.
Список литературы
1. Соловьева Б. Способность писать хорошо // Творчество, 1985. № 8. С. 25-32.
2. Костюченко Н. Грани художественности // Творчество, 1983. № 7. С. 42-48.
3. Гамидов О.М. Типология художественности. Б.: Анкор, 1999. 176 с.
4. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 239 с.
5. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М.: Творчество, 1987. 317 с.
6. Алиев Г.А., Мамедова Л.А. Теория изобразительного искусства. Н.: Гейрат, 2017. 245 с.
7. Алиев Г.А., Мамедова Л.А. Красота человека в живописи и в скульптуре. Н.: Гейрат, 2017. 301 с.
8. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.
9. Рубцова Е. Историчность парадигмы искусства и проблема современной художественности.: Дисс. ... канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2004. 163 с.
10. Раппапорт А. Художественность в искусстве // Творчество. 1985. № 9. С. 30-36.