Научная статья на тему 'Принцип гуманизма основа уголовно-исполнительной политики современной России'

Принцип гуманизма основа уголовно-исполнительной политики современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1795
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMANISM PRINCIPLE / CRIMINALLY-EXECUTIVE POLICY / PERSONS WHO ARE SERVING TIME OF IMPRISONMENT ARE DESIGNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелестюков Виталий Николаевич

Статья освещает основные направления гуманизации российской уголовно исполнительной политики, обозначает основные пути практической реализации принципа гуманизма в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шелестюков Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The humanism principle is a basis of the Russian criminally-executive policy

The article is devoted the basic directions of a humanization of the Russian criminally-executive policy. The basic ways of practical realization of a principle of humanism concerning the persons who are serving time of imprisonment are designed

Текст научной работы на тему «Принцип гуманизма основа уголовно-исполнительной политики современной России»

6. УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА -ОСНОВА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Шелестюков Виталий Николаевич, к.ю.н., декан юридического факультета НОУ ВПО.

Место работы: «Кузбасский институт экономики и права».

Контакты автора: E-mail: shelestukov@mail.ru

Аннотация. Статья освещает основные направления гуманизации российской уголовно - исполнительной политики, обозначает основные пути практической реализации принципа гуманизма в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Ключевые слова: принцип гуманизма, уголовноисполнительная политика, лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы.

THE HUMANISM PRINCIPLE IS A BASIS OF THE RUSSIAN CRIMINALLY-EXECUTIVE POLICY

Shelestukov Vitally Nikolayevich, candidate of the juridical science, а head of the law faculty.

Place of employment: «Kuzbass Institute of Economics and Law».

Contacts of the author: E-mail: shelestukov@mail.ru

Annotation. The article is devoted the basic directions of a humanization of the Russian criminally-executive policy. The basic ways of practical realization of a principle of humanism concerning the persons who are serving time of imprisonment are designed.

Keywords: humanism principle, criminally-executive policy, persons who are serving time of imprisonment are designed.

Под принципом права понимается «базовое начало теории, которое воплощается в содержании данного учения и характеризует его сущность»1. Принципы права имеют как фундаментальное, так и техническое значение, определяющее направление соответствующего законодательства и его применения. При этом правоприменение «не может использоваться не в целях, которые определены государственной правовой системой»2, то есть, уголовно-исполнительной политикой, которая согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти.

Уголовно-исполнительная политика - «самостоятельное направление противодействия преступности, заключающееся в разработке, реализации стратегии деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия, ресоциализации лиц, отбывающих уголов-

1 Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник. - М., 2002. -С. 222.

2 Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 2002. - С. 17 и др.

ные наказания»3. Иными словами, «принципы политики, выраженные в правовых нормах, становятся принципами права. Отсюда следует, что принципы уголовно-исполнительного законодательства являются основными положениями уголовно-исполнительной

политики»4.

Содержательная сторона принципов УИК РФ раскрывается многолетней практикой их применения и путем научного анализа используемых в законе терминов. Изменения уголовного законодательства отражается в уголовно-исполнительном законе, появляются принципы, как совпадающие с принципами УК РФ (законность, гуманизм), так и специфические для УИК РФ (дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний и т.д.).

Министром юстиции России А. В. Коноваловым высказано мнение, что «количество людей, которые содержатся в местах лишения свободы, представляется неадекватно большим»5. Директор ФСИН России А.А. Реймер говорит, что необходимым является «расширение сферы применения видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества»6. Г.Ф. Игнатович указал, что «правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершения преступления»7. Главный аргумент заключается в том, что «исправительная система и не исправила преступника, и не устрашила»8, а результатом явилось формирование убеждения в том, что за совершение любого преступления назначается только лишение свободы. Между тем, дело не только в системе исполнения наказаний, ответственность несет и уголовный закон в целом. УК РФ изменяется, за период с 01.01.1997 по 01.01.2007 принято 25 законов, внесших более 300 изменений в УК РФ. Называются и основные направления совершенствования УК РФ, приведем некоторые, раскрывающие суть принципа гуманизма в области уголовного и уголовно-исполнительного законодательства:

- разработка новых, эффективных видов наказания и совершенствование существующих с целью снизить долю лишения свободы в структуре применяемых наказаний;

3 Дуюнов В.К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности // Проблемы российского законодательства: история и современность: Матер. Межрегион. на-уч.-практ. конф. Тольятти, 3 - 4 февраля, 2006 г. Часть 2 (Текст) / В.К. Дуюнов. - Самара, 2006. - С. 114.

4 Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М.: «Юрид. лит.», 1984. - С. 80.

5 Коновалов А.В. Тексты докладов участников научено-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы // Научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября 2009г.) // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2009. - № 10. - С. 3 - 4.

6 Реймер А.А. Содержание и основные этапы реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2009. - № 12. - С. 4.

7 Игнатович Г.Ф. Тексты докладов участников научено-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы // Научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября 2009г.) // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2009. - № 10. - С. 14.

8 Павлова А. Беседа с уполномоченным по правам человека в

Кемеровской области // Вестник УИС Кузбасс. - 2009. - № 11. - С.

10.

- декриминализация преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности.

Вместе с тем, принцип гуманизма имеет двоякую природу, и, как утверждает профессор Филимонов В. Д., «в содержании принципа гуманизма входят два частных принципа - принцип обеспечения уголовным законодательством РФ безопасности человека и принцип экономного использования уголовным законодательством РФ карательных средств»9.

Общесоциальной предпосылкой нормативного закрепления гуманного отношения к лицам, подвергаемым уголовным наказаниям является процесс демократизации общественной жизни в стране, приближение нормативной базы в области исполнения наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Этот принцип зафиксирован в ст. 7, 10 «Международного пакта о гражданских и политических правах»10, где указано, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Этот вывод вытекает из того, что осужденный менее других защищен от произвола сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и имеет большую вероятность стать объектом унижающего его достоинство обращения.

В связи с указанным, в последние годы принят ряд законодательных мер, направленных на дальнейшую реализацию принципа гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний, вот некоторые из них:

- конкретные цели уголовно-исполнительного законодательства, определенные как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами ( ч.1 ст.1 УИК РФ), а также основные задачи, в числе которых названы: определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации;

- гуманное отношение к осужденным отражено в расширении гарантированных им прав: на оказание психологической помощи (ч.2 ст.12 УИК РФ);

- личное ходатайство перед судом об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания (ст.175 УИК РФ);

- рассмотрение жалоб осужденных на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в судах без ограничений и в соответствии с действующим законодательством (ч.2 ст.20 УИК РФ);

- право на личную безопасность (ст.13 УИК РФ);

- право на обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных (ст.14 УИК РФ);

- право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ);

- отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 177 УИК РФ).

В ноябре 2009г. на расширенном заседании общественного совета при ФСИН РФ по теме: «Роль общественных советов при территориальных органах УИС в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы», А.А. Реймер озвучил проект «Концепции

9 Филимонов В.Д. Принципы уголовного права (текст). - М.: АО «Це нтр Юр Инфор», 2002. - С. 119.

0 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: «Юридическая литература», 1990. - С. 54 - 55.

развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года», согласно которой, воспитательные колонии будут преобразованы в «воспитательные дома»11. ФЗ № 26 от 20.03.2001 серьезно изменил ст. 91 УИК РФ, регламентирующую переписку осужденных. В прежней редакции ч. 2 ст. 91 УИК РФ было сказано, что получаемая и отправляемая осужденным корреспонденция подвергается цензуре. Никаких исключений не существовало, хотя право обращения осужденных с жалобами и предложениям во все органы закреплено в ст.12 УИК РФ. В новой редакции определено, что переписка осужденного с судом, прокуратурой цензуре не .подлежит. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания ,Уполномоченным по правам человека в первом варианте УИК РФ (1996г.), предусмотрено не было. Это было разрешено ФЗ от 19.06.2001 № 85 - ФЗ, но только при проведении проверки по жалобе, и только в соответствии с ФЗ № 161 от 08.12.2003 Уполномоченный по правам человека в РФ получил право посещать указанные учреждения и органы без ограничений.

В мае 2009 года указом Президента РФ введены новые регламенты оформления материалов о помиловании в отношении лиц, впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести «с момента подачи ходатайства о помиловании до его направления в адрес Президента РФ должно пройти не более 45 дней. Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан совместно с центральным аппаратом ФСИН РФ направляло своих сотрудников в субъекты федерации, таких выездов было семь. Осужденных за данные категории преступлений в местах заключения находится 32 тысячи. После проведенной работы подали ходатайства 376 человек»12. К числу изменений, направленных на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства, следует также отнести следующие:

- в исправительных учреждениях разрешено создавать изолированные участки с различными видами режима, в том числе ПФРСИ;

- запрет содержания женщин в тюрьме (ст. 78, 130 УИК РФ);

- отмена ограничений на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости для женщин, имеющих детей (ч.5 ст.88 УИК РФ);

- получение посылок и передач в неограниченном количестве для женщин и несовершеннолетних (п. «а» ч.1 ст.90 УИК РФ);

- запрет направлять в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ инвалидов первой группы (ч.7 ст.117 УИК РФ);

- отмена ч. 4 ст.118 УИК РФ, допускавшей питание осужденных, содержавшихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ по заниженным нормам;

- длительные выезды за пределы исправительного учреждения на время ежегодного оплачиваемого отпуска (п. «б» ч.1 ст. 97 УИК РФ) продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях (ч.4 ст.104 УИК РФ). На основании ч. 5 ст.104 УИК РФ отпуск может быть увеличен.

Особенно следует остановиться на институте условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ) и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Принцип гуманности в процессе

11 Реймер А.А. Указ. соч. - С. 6.

12 Реймер А.А. Указ. соч. - С. 7 - 8.

динамики действующих редакций данных законов выровнял формальные и материальные признаки действия данных институтов. Претерпевая наказание, лицо имеет право на освобождение от него законным путем. Это стремлению вполне оправдано. Кроме того, следует уважать права и свободы осужденного, так как они попадают под действие Конституции РФ наравне с правами других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ, одной из задач уголовно-исполнительного законодательства РФ выступает охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Следовательно, они являются относительно самостоятельным объектом защиты. Однако в пределах практических потребностей и понимания ценности права, нормативно-правовое закрепление прав и свобод человека, не может сводиться к повтору конституционных положений о правах и свободах в конкретной отрасли права. В частности, формально провозглашается задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных без должного развития данного концептуального положения в нормах уголовно-исполнительного законодательства и исполнения в правоприменительной деятельности. Одним из аргументов такого утверждения выступает «отсутствие чуткого понимания у правоприменителя характера и содержания прав, свобод и законных интересов, охра-

13

на которых номинально провозглашается»13.

Реформирование уголовно-исполнительной системы не может рассматриваться как внутреннее дело ФСИН России, поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных, необходимо обеспечить тесное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Сегодня в качестве одной из важнейших задач следует рассматривать вовлечение спец-контингента в трудовую деятельность, что предполагает решение очень непростых задач. Как верно отмечает А.А. Реймер, «последнее время количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло 2/3 от общей численности лиц осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина отбывают наказание второй раз и более»14. Криминологическая характеристика осужденных будет ухудшаться. Так, «в 2023 году предполагается, что каждый четвертый будет осужден за убийство, каждый пятый за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый третий за грабеж или разбой»15. Кроме того, «ежегодно из учреждения уголовно-исполнительной системы освобождается до 300 тыс. человек, из которых около 70 тысяч - опасные и особо опасные преступники. Отсутствие у многих семьи, сложности с трудоустройством толкают некоторых их них на совершение новых преступлений»16.

13 Тепляшин П.В. Категория «законные интересы осужденных»: функции и роль в регулировании уголовно-исполнительных правоотношений// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2009. С. 230-231.

14 Реймер А.А. Содержание и основные этапы реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2009. - № 12. - С. 3.

15 Казак Б. ФСИН России в механизме обеспечения национальной безопасности государства // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2009. - № 10. - С. 18.

16 Там же. - С. - 18.

Следует обратить особое внимание на то, что в ряде субъектов РФ, в том числе и в Кемеровской области, такие программы работают последние несколько лет . Так, Администрация города Кемерово и Управление социальной защиты населения разработали план действий по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы в г. Кемерово в 2009 - 2011 г.г. Цель этого плана - реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, восстановление разрушенных и утраченных общественных связей, оказание медицинской, социально-экономической, профессиональной, психологической помощи.

План ставит следующие основные задачи:

- совершенствование алгоритма социальной поддержки бывших осужденных;

- профилактика вторичных обращений;

- выработка толерантного отношения работодателей к лицам, освобожденным из мест лишения свободы, при трудоустройстве;

- повышение мотивации бывших осужденных на нахождение подходящей работы;

- совершенствование индивидуальных программ реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, как средство борьбы с рецидивом преступлений;

- недопущение пополнения рядов бездомных бывшими осужденными.

Ожидаемые результаты:

- снижение социальной напряженности в городе;

- предупреждение рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- социальная адаптация бывших осужденных к самостоятельной жизни в обществе при отсутствии постоянной поддержки;

- снижение подверженности различными заболеваниями лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

- снижение роста численности бездомных из числа бывших осужденных;

- создание третичного взаимосвязанного действенного союза: лица, освобожденные из мест лишения свободы; структуры, занимающиеся работой с бывшими осужденными; средства массовой информации.

Большую работу по вопросам получения специальности, трудоустройства осужденных проводит аппарат Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области, который возглавляет Н.А. Волков, отмечающий, что «отсутствие работы в исправительных учреждениях разлагает осужденных. Они разучились работать, а это ведет к появлению нарушений, осложняется психологическая обстановка в учреждении»17. Осужденные не трудятся, несмотря на то, что в школах и УКП получают специальность. Это подтверждает гуманное отношение государства к осужденным. Отсутствие трудовой деятельности ведет к тем проблемам, которые существуют в УИС сегодня. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области совместно с ГУФСИН России по Кемеровской области издает правовой справочник для осужденных. В периодической печати для осужденных публикуются справочные данные о предприятиях Кемеровской области, готовых предоставить рабочие места для лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. В настоящее время созрела необходимость создания Федеральной целевой программы, которая позволит в масштабе страны и субъектов РФ решить данную пробле-

17 Павлова А. Указ. соч. - С. 11.

му. Основными положениями данной программы должно быть следующее:

- ФСИН России, Управления ФСИН субъектов РФ, совместно с государственными учреждениями (центр занятости населения, управление образованием) должны разработать совместную программу по обучению (переобучению) осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по специальностям, необходимым в данном субъекте РФ и других регионах страны;

- внести изменения в ч. 3 ст.79 УК РФ в пределах 1\2 , 2\3 и 3\4 части срока назначенного наказания в виде лишения свободы соответственно, как это предусматривала ч. 3 ст.79 УК РФ в редакции 1996г., а ч. 2 ст. 80 УК РФ оставить в действующей редакции. Представляется, что условно-досрочное освобождение является более радикальной формой поощрения позитивного поведения осужденного. Аналогичная позиция высказывается правоприменительной практикой. Кемеровский областной суд отмечает, что «анализ материалов показал, что фактически каждый второй обратившийся с ходатайством об условно-досрочном освобождении, ранее освобождался условно-досрочно, причем большая часть ранее оказанного им доверия не оправдала, совершив новое преступление в период условно - досрочного освобождения...институт условно-досрочного освобождения функцию исправления осужденных выполняет не в полном объеме»18. Таким образом, следует говорить о том, чтобы в порядке ст. 80 УК РФ не отбытая часть наказания виде лишения свободы заменялась не на условно-досрочное освобождение, а на исправительные работы (ст.50 УК РФ и глава 7 УИК РФ);

- осужденный получил образование по необходимой специальности (возможно предварительная заявка предприятий города, субъекта) и отправляется для дальнейшего отбывания уголовного наказания. Каждый год растет число осужденных, поступающих в исправительные учреждения с крайне низким образовательным уровнем. Ежегодно «в исправительные учреждения поступает более 150 тысяч осужденных, которые не имеют профессиональных, трудовых навыков либо утратили их. Более 30% осужденных в возрасте до 25 лет, как правило, нигде не работали, не учились. В исправительных учреждениях содержится 26569 тысяч осужденных-инвалидов и нетрудоспособных, 37,6% от общей численности. У лиц этих категорий практически отсутствуют навыки к систематическому занятию трудом; 59,4 % работающих осужденных не в состоянии выполнить установленные нормы выработки»19. В предполагаемых колониях - поселениях обычного типа предполагается создавать места для временного размещения и работы на строящихся или иным образом развивающихся государственных объектах. Обучение и получение одной или нескольких специальностей будет создавать предпосылки не только для работы на этих объектах, но и давать возможность работать после освобождения. Тем более, что предполагается «и условное освобождение из мест лишения свободы с направлением на стройки

18 Обзор судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области в 2007 году материалов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (обобщение судебной практики подготовлено по заданию заместителя председателя Верховного Суда РФ от 11.02.2008 № НР 0СП-08/2) от 14.04.2008г. № 01-19/188. - С. 15.

19 Казак А.Б. Указ. соч. - С. 19.

народного хозяйства»20. Все эти нововведения направлены на конкретного осужденного, что позволяет говорить о действии другого принципа (отраслевого) УИК РФ - принципа дифференциализации и индивидуализации исполнения наказаний.

Этот принцип во взаимодействии с принципом гуманизма, является существенным стимулом исправления осужденных. Это создает возможность изменения вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), условий отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), а также применения к лишенным свободы осужденным широкого спектра мер поощрения (ст. 113 УИК РФ), вплоть до условно- досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 172 УИК РФ).

Список литературы:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: «Юридическая литература», 1990.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник.

- М., 2002.

3. Дуюнов В.К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности // Проблемы российского законодательства: история и современность: Матер. Межрегион. науч.-практ. конф. Тольятти, 3 - 4 февраля, 2006 г. Часть 2 (Текст) / В.К. Дуюнов. - Самара, 2006.

4. Игнатович Г.Ф. Тексты докладов участников нау-

чено-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы // Научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября 2009г.) // Ведомости уголовно-

исполнительной системы. - 2009. - № 10.

5. Казак Б. ФСИН России в механизме обеспечения национальной безопасности государства // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 10.

6. Коновалов А. В. Тексты докладов участников нау-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чено-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы // Научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (Москва, 10 сентября 2009г.) // Ведомости уголовно-

исполнительной системы. - 2009. - № 10.

7. Обзор судебной практики рассмотрения судами Кемеровской области в 2007 году материалов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (обобщение судебной практики подготовлено по заданию заместителя председателя Верховного Суда РФ от 11.02.2008 № НР ОСП-08/2) от 14.04.2008г. № 01-19/188.

8. Павлова А. Беседа с уполномоченным по правам человека в Кемеровской области // Вестник УИС Кузбасс. - 2009. - № 11.

9. Реймер А.А. Директор Федеральной службы исполнения наказаний // Научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовноисполнительной системы (Москва, 10 сентября 2009г.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2009. - № 10.

20 Реймер А.А. Указ. соч. - С. 8.

10. Реймер А.А. Содержание и основные этапы реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009.

- № 12.

11. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М.: «Юрид. лит.», 1984.

12. Тепляшин П.В. Категория «законные интересы осужденных»: функции и роль в регулировании уголовно-исполнительных правоотношений// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2009. С. 230-231.

13. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: «НОРМА-ИНФРА-М», 2002.

14. Филимонов В.Д. Принципы уголовного права (текст). - М.: АО «Центр Юр Инфор», 2002.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья посвящена актуальной теме как в теоретическом, так и в практическом отношении. Сегодня идет серьезное реформирование в судебной системе, в других правоохранительных органах. Меняется уголовная политика в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также экономические преступления. Меняется и уголовно - исполнительная политика государства в отношении лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Нынешняя политика направлена на оптимизацию исполнения уголовных наказаний, процесса исправления осужденных. Автор статьи наглядно, логично и последовательно раскрыл действие принципов уголовно -исполнительной политики государства, идущей к все большей их гуманизации. Многие годы в стране существовало мнение об эффективности строгих мер наказания, в первую очередь - лишение свободы. Наказания без изоляции от общества известны, но многие из них практически не применялись, что повлекло за собой искривление судебной практики в сторону применения лишения свободы. В статье проводится анализ активных попыток как в уголовном, так и в уголовноисполнительном законодательстве, гуманизировать как наказания, так и их исполнение. Совершенно с новой стороны рассмотрен вопрос замены не отбытой части наказания (лишение свободы) более мягким наказанием - исправительными работами. Учтена и применена практика Кемеровского областного суда, что подтверждает не только теоретический аспект статьи, но и практическое ее применение. Создание целостной, комплексной системы обучения осужденных по специальностям, согласованных службами занятости и органами местного самоуправления, работодателями, позволит решить целый ряд проблем, связанных с социальной адаптацией осужденных. Нахождение большого количества осужденных в местах лишения свободы очень дорого обходится бюджету страны. Не исполняются решения судов в части гражданских исков. Замена лишения свободы исправительными работами позволит решить эти принципиально важные вопросы. На наш взгляд, статья представляет научный интерес и может быть рекомендована к опубликованию в издании, рекомендованном ВАК.

Председатель Кемеровского областного суда Заслуженный юрист РФ Дорохов А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.