Научная статья на тему 'Принцип единства системы органов государственной власти Российской Федерации, в решениях Конституционного Суда РФ'

Принцип единства системы органов государственной власти Российской Федерации, в решениях Конституционного Суда РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1294
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костылева Елена Дмитриевна

Цель: проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам не соблюдения принципа единства системы органов государственной власти. Методы: при написании статьи использованы методы анализа, дедукции, а также формально-юридический, системно-структурный методы научного познания. Результаты: проведен анализ практики применения Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа единства системы органов государственной власти, выявлены проблемы, связанные с организацией и деятельностью государственных органов субъектов РФ, сформулированы теоретические и научно-практических положения, раскрывающие юридическую природу и специфику рассматриваемого принципа. Научная новизна: автором проанализированы проблемы применения и толкования принципа единства системы органов государственной власти Конституционным Судом Российской Федерации, выявлены особенности правовых позиций относительно их использования при обосновании судебных решений. Статья предназначена для лиц, занимающихся исследованием института организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также может быть интересна ученым правоведам, судьям и другим практикующим юристам, преподавателям и студентам юридических вузов. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности судов Российской Федерации, а также в учебном процессе при преподавании дисциплины «Конституционное право» и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF UNITY OF THE SYSTEM OF BODIES OF STATE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION, IN THE DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Objective: to analyze the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation on issues of non-observance of the principle of unity of the system of state bodies. Methods: when writing the article, methods of analysis, deduction, as well as formal legal, system-structural methods of scientific knowledge were used. Results: the analysis of the practice of the constitutional principle of unity of the system of state authorities by the Constitutional Court of the Russian Federation has been carried out, problems associated with the organization and activities of state bodies of the constituent entities of the Russian Federation have been identified, theoretical, scientific and practical provisions have been formulated that reveal the legal nature and specificity of the principle under consideration. Scientific novelty: the author analyzes the problems of applying and interpreting the principle of unity of the system of state bodies by the Constitutional Court of the Russian Federation, identifies features of legal positions regarding their use in justifying judicial decisions. The article is intended for persons engaged in research of the institute of organization and activities of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, and may also be of interest to legal scholars, judges and other practicing lawyers, teachers and law students. Practical significance: the results obtained can be used in law-making and law-enforcement activities of the courts of the Russian Federation, as well as in the educational process in teaching the discipline «Constitutional law» and others.

Текст научной работы на тему «Принцип единства системы органов государственной власти Российской Федерации, в решениях Конституционного Суда РФ»

15.3. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Костылева Елена Дмитриевна, канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела конституционно-правовых исследований

Место работы: ФГБОУ ВО РГУП

helen161969@rambler.ru

Аннотация

Цель: проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам не соблюдения принципа единства системы органов государственной власти.

Методы: при написании статьи использованы методы анализа, дедукции, а также формально-юридический, системно-структурный методы научного познания.

Результаты: проведен анализ практики применения Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа единства системы органов государственной власти, выявлены проблемы, связанные с организацией и деятельностью государственных органов субъектов РФ, сформулированы теоретические и научно-практических положения, раскрывающие юридическую природу и специфику рассматриваемого принципа.

Научная новизна: автором проанализированы проблемы применения и толкования принципа единства системы органов государственной власти Конституционным Судом Российской Федерации, выявлены особенности правовых позиций относительно их использования при обосновании судебных решений.

Статья предназначена для лиц, занимающихся исследованием института организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также может быть интересна ученым правоведам, судьям и другим практикующим юристам, преподавателям и студентам юридических вузов.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности судов Российской Федерации, а также в учебном процессе при преподавании дисциплины «Конституционное право» и других.

Ключевые слова: принцип единства системы органов государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий.

THE PRINCIPLE OF UNITY OF THE SYSTEM OF BODIES OF STATE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION, IN THE DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kostyleva Elena D., PhD in law, associate Professor, senior researcher Department of constitutional law studies Place of employment: Russian State University of Justice

helen161969@rambler.ru

Abstract

Objective: to analyze the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation on issues of non-observance of the principle of unity of the system of state bodies.

Methods: when writing the article, methods of analysis, deduction, as well as formal legal, system-structural methods of scientific knowledge were used.

Results: the analysis of the practice of the constitutional principle of unity of the system of state authorities by the Constitutional Court of the Russian Federation has been carried out, problems associated with the organization and activities of state bodies of the constituent entities of the Russian Federation have been identified, theoretical, scientific and practical provisions have been formulated that reveal the legal nature and specificity of the principle under consideration.

Scientific novelty: the author analyzes the problems of applying and interpreting the principle of unity of the system of state bodies by the Constitutional Court of the Russian Federation, identifies features of legal positions regarding their use in justifying judicial decisions.

The article is intended for persons engaged in research of the institute of organization and activities of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, and may also be of interest to legal scholars, judges and other practicing lawyers, teachers and law students.

Practical significance: the results obtained can be used in law-making and law-enforcement activities of the courts of the Russian Federation, as well as in the educational process in teaching the discipline «Constitutional law» and others.

Keywords: the principle of unity of the system of state authorities, the Constitutional Court of the Russian Federation, state bodies of the constituent entities of the Russian Federation, the delimitation of competences and powers.

Костылева Е. Д.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Конституция Российской Федерации предопределяет принципы организации органов государственной власти, сам порядок их формирования и функционирования, механизм реализации, особенности взаимодействия в единой системе государственной власти, гарантируя осуществление в различных формах, на каждом уровне, с учетом специфики субъектов.

Система органов государственной власти в России базируется на принципах - единства системы, разделение властей, законности, соблюдении и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гласности, политического плюрализма, федерализма, демократизма, выражающих сущность государственной организации, ее содержание.

Принцип единства системы органов государственной власти - это база федерализма, его основной компонент, сдерживающий дезинтеграцию, основа стабильного развития и функционирования государства, самостоятельный регулятор власти, предопределяющий конкретные требования, условия государственной целостности. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 г. № 8-П указано, что принципы государственной целостности Российской Федерации, единства системы государства лежат в основе российского федерализма.

Единство государственной власти проявляется в едином правовом пространстве страны, демократических основах, ответственности государственных органов перед народом. Принцип единства системы органов государственной власти является конституционным, доктринальным, предполагающий формирование единого организационно-правового института. Глубина содержания рассматриваемого принципа раскрывается через уровни взаимосвязи.

Государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов, она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти, а также дает полномочия должностным лицам государства. Главная обязанность государственных органов перед избирателями, защита и соблюдение их прав.

Правильное разграничение компетенции между Российской Федерацией и её субъектами отражается в сбалансированности властных полномочий. Самостоятельное установление системы органов государственной власти субъектами согласуется со статьей 73 Конституции РФ, закрепляющей за ними полноту государственной власти вне пределов федерального ведения.

В основе Конституций субъектов РФ лежат общегосударственные конституционные принципы, позволяющие функционировать механизму региональной власти. Единство системы государственной власти не означает унификацию государственных органов в различных регионах, так как федеративная форма государственного устройства Российской Федерации допускает создание различных моделей организации государственной власти в субъектах РФ. Система органов государственной власти субъектов лежит в основе демократизации государства.

В республиках встречаются разнообразные системы государственной власти: пост Президента, например в Республике Башкортостан; Главы республики, например в Республике Адыгея, Республике Алтай. Присутствует разнообразие в наименованиях представительных органов (Законодательное Собрание, Государственный Совет, Областная Дума), например, Государ-

ственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай; встречаются двухпалатные парламенты субъектов РФ (Чеченская Республика), что подтверждает самостоятельность субъектов РФ в определении структуры законодательного органа государственной власти.

Проблемы единства государственной власти весьма актуальны для современной Российской Федерации, так как затрагивают основы демократического существования общества. «Российская Федерация в последнее время более часто стала использовать принципы права в правоприменительной практике» [9, с.4].

Конституционным Судом РФ сформулированы многие основы функционирования государственных органов, осуществлена интерпретация содержания, принципа единства системы государственной власти. Конституционный Суд РФ рассматривает его в композиции с другими принципами, указывая на «законодательное содержание перечня полномочий органов власти субъектов и регулирование вопросов, относящихся к ведению и полномочиям субъекта РФ» (Определение КС РФ от 08.06.2000 N 91-О) [1].

В Постановлении КС РФ N 13-П отмечено, что: «требования о балансе конституционно защищаемых ценностей и общенациональных интересов Российская Федерация на каждом конкретном этапе развития своей государственности самостоятельно корректирует установленный ею государственно-правовой механизм, в том числе в части, касающейся обеспечения единства системы государственной власти» [5].

Применение принципа единства органов государственной власти Судом связан с привязкой его к положениям статей 72, 76 Конституции РФ. В Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № ЗОЭО-О сказано: «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти и что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 11, часть 2; статья 77, часть 1)» [2].

Федеральным законодательством регулируется свобода действия органов государственной власти. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 года № 19-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года № 1-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2004 года № 10-П) [6] «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации. Конституционное разграничение полномочий установлено федеральным законодателем [3]. В этом и есть законодательная основа распределения и перераспределения государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой государственной власти страны.

В Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 452-О-О говорится о «недопустимости закрепления за субъектами Российской Федерации неопределенных, по своему объе-

му и содержанию полномочий» [4]. Полномочия органов государственной власти субъектов, а также их права и обязанности должны быть ясными, четкими и непротиворечивыми, соответствующими их конституционному статусу.

Сегодня на фоне тенденции к централизации власти, для создания механизмов разумного соединения своих частей в единую государственную власть, необходима выработка федеральной интервенции для обеспечения государственного единства страны.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2002 года отмечено, что «конституционный принцип демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, народовластие и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, единство системы государственной власти утверждает демократические основы России предопределяют право и обязанность законодателя предусмотреть такую организацию государственной власти, включая порядок и условия формирования её органов, которые гарантировали бы защиту от искажения демократической природы конституционного строя Российской Федерации» [7].

В судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации есть случаи, когда в коллизию вступают общеправовые принципы и конституционные [8, с.133]. Толкование принципов Судом, в пределах своих полномочий, помогают разрешить проблемы законодательных пробелов.

Реализация рассматриваемого принципа видится в формировании вертикальных связей. Практическое применение видится в пересмотренной системе государственного управления. В заключении хотелось бы

обратить внимание на своеобразие России в неоднородности ее субъектов по многим признакам, имеющим разный конституционно-правовой статус. Все это вносит определенные проблемы в систему государственного управления и выделяет своеобразие Российской Федерации, имеющей шесть видов субъектов, взаимодействующих между собой.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81%.

Список литературы:

1. Определение КС РФ от 08.06.2000 N 91-О // http://www.ksrf.ru

2. Определение КС РФ от 19 декабря 2017 г. № 3090-0 // http://www.ksrf.ru

3. Определение КС РФ от 28 января 2016 г. № 61-0 // http://www.ksrf.ru

4. Определение КС РФ от 17 июня 2008 года № 452-О-О// http://www.ksrf.ru

5. Постановление КС Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 336.

6. Постановление КС РФ от 10 декабря 1997 года № 19-П, // http://www.ksrf.ru

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 года № 12-П // http://www.ksrf.ru

8. Попова С.П. Применение российскими судами конституционных принципов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве № 4. 2018. С. 132 -135.

9. Умнова И. А. О тенденции расширения судебной практики применения норм Конституции РФ в единстве с общими принципами права / И. А. Умнова // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 6. - С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.