Научная статья на тему 'Принцип единоначалия как один из этапов управления медицинской организацией'

Принцип единоначалия как один из этапов управления медицинской организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮБОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЕДИНОНАЧАЛИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЕДИНОНАЧАЛИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / SYSTEM OF MANAGEMENT / UNDIVIDED AUTHORITY / ACTIVITY / ORGANIZATION / STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипунов Дмитрий Александрович, Шкарин В.В., Багметов Н.П.

The article deals with the fundamental principle of management, i.e. the undivided authority of control of any organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шипунов Дмитрий Александрович, Шкарин В.В., Багметов Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF UNDIVIDED AUTHORITY AS ONE OF THE STAGES OF HEALTH CARE ORGANIZATION MANAGEMENT

The article deals with the fundamental principle of management, i.e. the undivided authority of control of any organization.

Текст научной работы на тему «Принцип единоначалия как один из этапов управления медицинской организацией»

УДК 614.2

ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Д.А. Шипунов, В.В. Шкарин, Н.П. Багметов

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра общественного здоровья и здравоохранения факультета усовершенствования врачей

В статье рассмотрен один из основополагающих принципов управления любой организацией - единоначалие. Ключевые слова: система управления, единоначалие, деятельность, организация, персонал. DOI 10.19163/1994-9480-2018-4(68)-8-10

THE PRINCIPLE OF UNDIVIDED AUTHORITY AS ONE OF THE STAGES OF HEALTH CARE ORGANIZATION MANAGEMENT

D.A. Shipunov, V.V. Shkarin, N.P. Bagmetov

FSBEI HE «Volgograd State Medical University» of Public Health Ministry of the Russian Federation, department of public health and health care of the of the Faculty of physicians' improvement

The article deals with the fundamental principle of management, i.e. the undivided authority of control of any organization. Key words: system of management, undivided authority, activity, organization, staff.

Понятие «управление» возникло одновременно с появлением человека на земле. Первобытный человек для выживания в непростых условиях был вынужден постоянно решать довольно сложные задачи, которые зачастую в одиночку решить было практически невозможно. Для их решения люди объединялись в отдельные группы, отряды. Иногда создавались довольно крупные коллективы. Но как только образовывалось подобное объединение, то мгновенно вступал в силу неписаный закон - выбор управленца.

От правильного и умелого управления зависел успешный и благополучный исход задуманной операции. Несомненно, что профессию управленец - координатор можно смело включать в число древнейших профессий мира.

Деятельность человека в любой сфере может дать положительный результат только при наличии грамотно разработанной системы управления для данного процесса. Любая деятельность человека без соответствующей системы управления не дает результата, то есть бесполезна. Понятие управление без привязки к какому-либо процессу бессмысленно. Система управления является основой любого дела, любого предприятия.

С течением времени с развитием общества создавались новые и постоянно совершенствовались существующие системы управления. Именно на их основе общество стало высокотехническим, прогрессивным, цивилизованным, а человек из дикаря развился в современного, образованного и культурного человека.

Система управления постоянно модернизируется и поэтому науку «управление» необходимо изучать постоянно.

Только знание основных законов управления, действующих в современном мире, и умение грамотно при-

менять их на практике позволит даже начинающему специалисту найти свой путь к успеху и начать свой карьерный рост.

Еще в древние времена был выработан основной принцип управления - единоначалие. Этот принцип предполагает следующую схему управления: приказы и распоряжения направляются сверху вниз, а отчеты об исполнении наоборот снизу вверх. Проводится соответствующий анализ, по результатам которого следует поощрение или наказание за выполненную работу.

Принцип единоначалия всегда оставался доминирующим при различных системах управления. Независимо от сферы деятельности человека, будь то управление государством, городом, областью или регионом, будь то военное дело, гражданское строительство, промышленность, здравоохранение, торговля, земледелие, скотоводство и т.п., принцип единоначалия в любом случае оставался приоритетным.

Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано, прежде всего, с организацией совместной деятельности, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием [1, с. 506].

Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого результата. При управлении всегда возникают вопросы: что, где, кому, когда, сколько, из чего и т.д. Число таких вопросов постоянно растет, растет и плата за ошибку.

Управление организацией призвано решать две основные задачи:

^^^^ 8

Выпуск 4 (68). 2018

Щ^ГОрЙ ©©СаГГ^МЩ

1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность.

2. Обеспечивать развитие производства, совершенствования продукции введением технических и технологических навыков.

Управление включает в себя взаимодействие двух совокупностей. Субъект управления - это тот, кто управляет, и объект управления (О) - это тот, кем управляют.

Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, выполнения которых реализуется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатывается управленческое решение о дальнейших действиях.

Суть управления заключается в следующем:

• сбор, хранение, обработка и передача информации;

• разработка и принятие управленческих решений;

• выработка управленческих воздействий и выдача их объекту управления;

• контроль исполнения принятых решений.

Это можно выразить следующей формулой:

У = И + Р + В + К,

где И - информация, Р - решение, В - воздействие, К - контроль.

Именно в этом заключается труд управленца. При рассмотрении понятия управления необходимо выделять три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достичь поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства, от взаимосвязей производственных подразделений, от характера основных и оборотных фондов, от наличия и квалификации рабочей силы и всей системы производственных отношений.

2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются по выполнению определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций. Технологические процедуры управления можно разделить на формируемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми. Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.

Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

Принципы управления:

• разделение труда;

• единство руководства;

• принципы иерархии;

• принципы справедливого вознаграждения;

• принцип дисциплины и приоритет общественных интересов [2, с.192].

Управление организацией - это воздействие ее собственников и должностных лиц, имеющих властные полномочия, на организационные процессы для достижения организацией желаемого состояния. Управленческие воздействия субъектов всех уровней управления на организационные процессы состоят в принятии решений по распределению организационных ресурсов (материальных, финансовых, людских), в том числе по определению организационных структур и действий подчиненных. Эти полномочия должны предполагать и ответственность за принимаемые решения. Желаемое состояние организации определяется субъектами управления в соответствии с их идеальными представлениями, жизненным и профессиональным опытом, пристрастиями к тем или иным научным рекомендациям.

Управленческие решения являются следствием реализации субъектами управления функций планирования, организации, координации и контроля.

Функции управления могут быть качественно реализованы, если его субъекты придерживаются основных принципов управления. Главным из этих принципов является принцип единоначалия. Можно выделить и другие принципы управления:

• принцип последовательности управленческих функций;

• принцип сочетания науки и искусства;

• принцип сочетания универсальности и специализации;

• принцип сочетания управленческих воздействий с саморегуляцией;

• принцип сочетания управленческих ролей;

• принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;

• принцип сочетания партнерства и состязательности;

• принцип сочетания пассивных и активных методов управления.

В современных условиях реализация принципов управления должна осуществляться с ориентацией на создание команд. Команда - это группа единомышленников, координирующих свою деятельность для наиболее эффективного решения общих задач. Команды имеют целый ряд отличительных признаков:

• устойчивый общий интерес, идентификация личных интересов с командными;

• лидерский тип руководства (совмещение формального и неформального лидерства);

• взаимная подчиненность в соответствии с индивидуальными компетенциями;

• достаточная организационная и ресурсная автономия для командной самореализации;

Выпуск 4 (68). 2018

9

©(DOíirf МЩ

• совместное принятие решений;

• соревнование на основе оценки вклада каждого члена команды в совместную деятельность;

• сочетание взаимной деловой и эмоциональной поддержки.

Различают формальные и самоуправляемые команды. Первые являются частью организационной структуры и могут быть как «вертикальными» -это линейные подразделения, так и «горизонтальными» - это специальные группы и комитеты. Специальные группы представляют собой временные межфункциональные команды, создаваемые на период реализации конкретного проекта. Комитеты (по инжинирингу деятельности, организации и оплате труда, жалобам и заявлениям и т.п.), как правило, работают на постоянной основе. Самоуправляемые команды -это автономные реальные или виртуальные команды, решающие самостоятельные организационные задачи, например, реализующие законченные производственные циклы.

Таким образом, грамотное и разумное сочетание иерархической системы управления и принципа «единоначалия», а также применение современных методов управления позволит разработать для каждой организации свою оригинальную систему управления. Именно на ее основе можно получить ощутимый результат не только в социально-экономической деятельности организации, но и в методах стимулирования персонала в целях повышения качества медицинских услуг.

В любой сфере, в любой области, в том числе и медицине, какая бы система управления там ни была -демократическая, иерархическая, коллегиальная, - ответственность за достижение цели на каждом конкретном этапе должен нести один единственный человек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сабанов В.И., Багметов Н.П., Мульганова Т.Б. Терминологический словарь-справочник по общественному здоровью и здравоохранению, организации, законодательству экономике и управлению здравоохранением (с английскими эквивалентами и примерами сочетаемости слов). - Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2012. - 592 с.

2. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 592 с.

REFERENCES

1. Sabanov V.I., Bagmetov N.P., Mul'ganova T.B. Terminologicheskij slovar'-spravochnik po obschestvennomu zdorov'yu i zdravoohraneniyu, organizacii, zakonodatel'stvu, ekonomike i upravleniyu zdravoohraneniem (s anglijskimi ekvivalentami i primerami sochetaemosti slov) [Terminological dictionary - reference book on public health and health care, organization, legislation, Economics and health management (with English equivalents and examples of compatibility of words)]. Volgograd: VolgSMU Publ., 2012. 592 p.

2. Schepin O.P., Medik V.A. Obschestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: uchebnik [Public Health and Health Care: a textbook]. Moscow: GEOTAR-Media, 2012. 592 p.

Контактная информация

Шипунов Дмитрий Александрович - д. м. н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета усовершенствования врачей, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: fuv-ozz@yandex.ru

10

Выпуск 4 (68). 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.