Научная статья на тему 'Принцип двойственности сознания и его учёт в современных технологиях преподавания курса общей физики'

Принцип двойственности сознания и его учёт в современных технологиях преподавания курса общей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / AMBIGUITY OF INFORMATION ENVIRONMENT / ЧУВСТВЕННЫЙ И УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ / SENSUAL AND MENTAL ASPECTS OF PERCEPTION / TOUCH PERCEPTION / ЭКОЛОГИЯ / ENVIRONMENT / ДИСБАЛАНС ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА / IMBALANCE OF LEFT AND RIGHT HEMISPHERES OF BRAIN / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / VERBAL AND NON-VERBAL TEACHING METHODS / ГАРМОНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА / HARMONIZATION OF LEFT AND RIGHT HEMISPHERES OF BRAIN / СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечитайло А.Н., Макеев А.А.

В статье обсуждается вопрос о соотношении умозрительного и чувственного аспектов процесса обучения. Показана необходимость практических действий обучаемых, дающих первичный сенсорный элемент познания, который в дальнейшем, при теоретическом изучении материала, будет являться экспериментальным фундаментом для понимания моделей, описывающих исследуемые процессы. Это приводит к формированию знания, основанного на сбалансированной работе правого и левого полушарий головного мозга. Такое гармоничное восприятие информации об окружающем нас мире, позволяет находить практические решения реальных задач в оптимальном режиме, используя современные модели, применяемые в различных областях современной науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF DUALITY OF CONSCIOUSNESS AND ITS RECOGNITION IN MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING OF GENERAL PHYSICS COURSE

The researchers of the work discuss the question of the relationship between the mental and the sensory aspects of the learning process. The necessity of practical actions of the trainees, giving the primary sensory element of knowledge, which later, in the theoretical study of the material will be experimental foundation for the understanding of the models describing the studied processes. This leads to the formation of knowledge based on a balanced operation of the right and left hemispheres of the brain. Such harmonious perception of the world allows finding practical solutions of real problems with the help of the modern art models used in different fields of modern science and technology.

Текст научной работы на тему «Принцип двойственности сознания и его учёт в современных технологиях преподавания курса общей физики»

3. Абрамова Н.А., Архипова С.Н. Организация педагогической практики в условиях уровневой подготовки педагогов дефектологического профиля в ВУЗе. Фундаментальные исследования. 2015; Ч. 7; № 2: 1470 - 1474.

4. Данилов Д.А. Педагогическое обеспечение формирования и развития самостоятельности учащихся в образовательной системе: монография. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015.

5. Архипова С.Н., Панина С.В. Профессиональное самоопределение будущих логопедов в университете. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 11: 90 - 98.

6. Юдина И.А., Куликовская Н.Э. Об организации работы Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Дефектология. 2017; 1: 82 - 86.

References

1. Shafranov-Kucev G.F., Tolstoguzov S.N. Proforientacionnye praktiki vuza: monografiya. Moskva: Logos, 2014.

2. Mordovskaya A.V. Teoriya i praktika zhiznennogo i professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov (S ispol'zovaniem materialov 'etnopedagogikinaroda saha). Moskva: Academia, 2000.

3. Abramova N.A., Arhipova S.N. Organizaciya pedagogicheskoj praktiki v usloviyah urovnevoj podgotovki pedagogov defektologicheskogo profilya v VUZe. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; Ch. 7; № 2: 1470 - 1474.

4. Danilov D.A. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya i razvitiya samostoyatel'nosti uchaschihsya v obrazovatel'noj sisteme: monografiya. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.

5. Arhipova S.N., Panina S.V. Professional'noe samoopredelenie buduschih logopedov v universitete. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 11: 90 - 98.

6. Yudina I.A., Kulikovskaya N.'E. Ob organizacii raboty Centra psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s OVZ «Sajdyy». Defektologiya. 2017; 1: 82 - 86.

Статья поступила в редакцию 25.01.18

УДК 387.14

Nechitailo A.N., Cand. of Sciences (Chemistry), senior lecturer, VI (I-T) BA ito (St. Petersburg, Russia),

E-mail: alnech@yandex.ru

Makeev A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, FGKVOU VPO "Military-Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky"

(St. Petersburg, Russia), E-mail: alnech@yandex.ru

THE PRINCIPLE OF DUALITY OF CONSCIOUSNESS AND ITS RECOGNITION IN MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING OF GENERAL PHYSICS COURSE. The researchers of the work discuss the question of the relationship between the mental and the sensory aspects of the learning process. The necessity of practical actions of the trainees, giving the primary sensory element of knowledge, which later, in the theoretical study of the material will be experimental foundation for the understanding of the models describing the studied processes. This leads to the formation of knowledge based on a balanced operation of the right and left hemispheres of the brain. Such harmonious perception of the world allows finding practical solutions of real problems with the help of the modern art models used in different fields of modern science and technology.

Key words: ambiguity of information environment, sensual and mental aspects of perception, touch perception, environment, imbalance of left and right hemispheres of brain, verbal and non-verbal teaching methods, harmonization of left and right hemispheres of brain.

А.Н. Нечитайло, канд. хим. наук, доц., ВИ (И-Т) ВА МТО, г. Санкт-Петербург, E-mail: alnech@yandex.ru

А.А. Макеев, канд. ф.-м. наук, проф., ФГКВОУ ВПО «Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: alnech@yandex.ru

ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОСТИ СОЗНАНИЯ И ЕГО УЧЁТ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

В статье обсуждается вопрос о соотношении умозрительного и чувственного аспектов процесса обучения. Показана необходимость практических действий обучаемых, дающих первичный сенсорный элемент познания, который в дальнейшем, при теоретическом изучении материала, будет являться экспериментальным фундаментом для понимания моделей, описывающих исследуемые процессы. Это приводит к формированию знания, основанного на сбалансированной работе правого и левого полушарий головного мозга. Такое гармоничное восприятие информации об окружающем нас мире, позволяет находить практические решения реальных задач в оптимальном режиме, используя современные модели, применяемые в различных областях современной науки и техники.

Ключевые слова: двойственность информационной среды, чувственный и умозрительный аспекты восприятия, сенсорное восприятие, экология, дисбаланс левого и правого полушарий головного мозга, невербальный и вербальный методы обучения, гармонизация работы левого и правого полушарий головного мозга.

Статистический опрос, проведённый среди обучаемых показал, что только 10% могут привести примеры различных физических процессов, соответствующих конкретной математической модели. Например, скалярные и векторные произведения не были идентифицированы среди формул, описывающих работу сил, поток исследуемой величины, сложные силовые взаимодействия и так далее. Дифференциальные уравнения первого и второго порядка, описывающие переходные и колебательные процессы не вызывали никаких ассоциативных связей с явлениями, изучаемыми в лабораторном практикуме. Таким образом, из этих данных следует, что связь работы левого и правого полушария головного мозга не проявляется у большей части обучаемых. Задача преподавателя - запустить процесс структурирования устойчивых связей левого и правого полушария головного мозга, способствующих его гармоничной работе, включая чувственный и умозрительные аспекты мыслительного процесса.

Современный кризис образования связан с отсутствием гармоничного двух полушарного восприятия информации, учитывающего, что «все связано со всем» [1, с. 161] и различные явления могут быть описаны одинаковыми функциональными зависимостями, имеющими одинаковую символику.

Экологический подход в технологиях обучения должен опираться на двойственность сознания в восприятии и отображение в сознании обучаемых излагаемой информации.

Методы обучения, заключающиеся в теоретическом изложении учебного материала или изучения его по соответствующим литературным источникам, приводят к невозможности обеспечить гармоничное развитие человеческого потенциала. Вследствие этого получаем личность, которая неспособна действовать природоцелесообразно, экологично. Кризис системы образования тесно связан с общим цивилизационным кризисом. Его корни уходят вглубь истории человечества и связаны с феноменом развития сознания человека. С 3-го века до н. э. в обществе, и в об-

разовании, превалирует дискурсивно-логический метод мышления при подавленной, неразвитой функции интуитивно-образного правополушарного мышления [2, с. 63]. Экологичное, ноосфер-ное образование направлено на восстановление экологического равновесия и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления: целостное, гармоническое, двухполушарное. Основой развития такого типа мышления являются тактильно-сенсорные, правополушарные импульсы, идущие в центральную нервную систему, которые формируют первичный тактильно-сенсорный тип мышления [3, с. 4].

Двойственность сознания является результатом того, что осознанное восприятие какого-либо процесса возможно только в сравнении и противопоставлении реакций человека на изменения его состояния, проявляющиеся на уровне восприятия внешних или внутренних факторов. Такое «раздвоение» сознания создает пару противоположностей, организующих изучение процесса посредством взаимодействия между субъектом и объектом, чувственным и умозрительным, высшим и низшим и т. д.

Сознание двойственно и по той причине, что обладает только двумя функциями или способностями познания, а именно: чувственным восприятием и умозрительным постижением. Человечество добилось изумительных достижений в аксиоматических науках, нарушив при этом гармоничное равновесие между чувственной сферой восприятия окружающего нас мира и интеллектуальным взаимодействием с ним. Результатом такого дисбаланса оказалось то, что современные производственные технологии больше уничтожают, чем создают. Теряется понимание того, что «все связано со всем». Наш разум способен создавать логические цепочки умозрительных заключений, но он не в состоянии осознать процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости, то есть проникнуть в не двойственность самого мира, а его целостность и гармонию.

Наибольшая дисгармония в процессе обучения наблюдается в настоящее время, когда большую часть содержания дисциплин моделируют с помощью компьютеров, включая зачастую лишь работу в компьютерной лаборатории, исключая работу с реальными приборами и исследование реальных процессов. При этом, компьютерные технологии часто сводятся к воспроизводству учебных пособий, формул и готовых результатов, не давая чувственных, сенсорных точек опоры знаний и логической цепочки получения окончательного результата. Это приводит к тому, что изучаемая информация «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Процесс получения прочного устойчивого знания, не закрепленный контактными чувственными моментами, которые получает обучаемый в процессе работы с приборами, при выполнении практических, лабораторных работ, не происходит [3, с. 453].

Как известно, то, что человек слышит - быстро забывается, то, что видит, запоминается лучше. Но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувствовать по-настоящему глубоко. «В памяти запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что человек делает, до 30% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит» [4, с. 63]. Из вышеизложенного следует, что «... наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующие действия (особенно на начальных этапах обучения). Активные методы направлены на усиление способности к анализу неочищенных задач, умению управлять своими эмоциями, принятию соответствующих решений в неоптимальных условиях» [4, с. 548].

Сложившаяся ситуация является отражением того, что обучение будущих специалистов в различных областях науки и техники все больше смещается в область изучения моделей, описывающих естественные природные процессы, а не исследование самих процессов. Современные технологии позволяют

Библиографический список

лабораторный практикум по физике перевести из лаборатории в компьютерный класс. Компьютерное насыщение процесса обучения, приводящее, как правило, к быстрой смене презентационных слайдов учебного материала на экране, когда вместо постепенного, логичного, последовательного, строгого и развивающегося изложения вопроса, сопереживания, рождения мысли у обучаемых, учащиеся получают готовые решения вопроса, что вряд ли может устойчиво отразиться в их сознании. Происходит замещение прямого контакта с исследуемым объектом на изучение «модели, описывающей модель». «. Непосредственный контакт дает чувственное восприятие изучаемого эффекта. Это позволяет на невербальном уровне получить дополнительную информацию, вскрывающую суть процесса. При этом развивается так называемое «периферическое непрерывное осознание» практических действий и себя, как их продолжения» [5, с. 222]. Таким образом, создается экологическое единство чувственного и умозрительного, что приводит к адекватному отражению изучаемого процесса в сознании обучаемого, рациональному пониманию и закреплению в памяти.

Нельзя теоретически научиться ездить на велосипеде, нельзя без прямого контакта почувствовать гармонию нашего мира и научиться сотрудничать и отвечать за свои действия, а не разрушать. Высокие современные технологии требуют от нас таких подходов к процессу обучения, при которых развиваемая обучаемым чувственность восприятия процесса была бы адекватна энергоинформационному наполнению новейших сверхмощных технологий, что позволит определить меру ответственности за полученные знания [6, с. 54]. Вместе с тем, нельзя совсем умалить роль современных компьютерных технологий в процессе обучения, поскольку они позволяют иллюстрировать процессы, которые трудно, а иногда и невозможно проиллюстрировать в лабораторных условиях, быстро получить результат трудоемких расчетов и других подобных задач.. Однако, использование современных «модельных» технологий, особенно в компьютерном исполнении, без первичного тактильного воздействия на обучаемого в образовательном процессе, приводит к нарушению единства чувственного и умозрительного в сознании, что нарушает экологию процесса обучения, экологию умственной деятельности и, в конечном итоге, не приводит к осознанному усвоению учебного материала.

Курс общей физики, изучаемый в вузах, является наиболее показательной дисциплиной для развития двухполушарного гармонического мышления. С одной стороны здесь изучаются теоретические формализованные модели: механическое движение, специальная теория относительности, молекулярно-кинетиче-ская теория газов и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая физика, физика элементарных частиц, с другой - эти процессы можно воспроизвести в лабораторных условиях, выполняя лабораторные работы. При этом лабораторный практикум должен охватывать все разделы, изученные в теоретической части курса физики. Желательно, чтобы он проводился на приборах и лабораторных установках, а не был смоделирован на компьютерах. В этом случае, в полной мере будет реализован принцип экологического двухполушарного гармоничного обучения [10].

В заключение можно сделать вывод, что, используя первичные тактильные приёмы в обучении, при выполнении лабораторных и практических работ, развивая в дальнейшем, на основе этих экспериментальных знаний, умозрительные теоретические модели, можно получить глубокие, прочные и прочувствованные знания, что будет соответствовать гармоничному развитию личности обучаемого и сделает процесс обучения более гармоничным и экологичным, а знания, полученные в процессе подобного обучения, будут развивающими, осознанными и глубокими.

1. Бейтзон Г. Экология разума. Москва, 2010.

2. Маслова Н.В. Материалы I Всероссийской школы-конференции «Ноосферное образование - парадигма качества». Стандарты образования. 2016; 4.

3. Грановская РМ. Элементы практической психологии. Санкт-Петербург, 2007.

4. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Ленинград, 1974.

5. Нечитайло А.Н., Макеев А.А. Принцип двойственности сознания. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Санкт-Петербург, 2001.

6. Гончаренко М.С. Ноосферное образование - ключ к здоровью. Москва - Харьков, 2011.

7. Бейтсон Г. Разум и природа. Неизбежное единство. Москва, 2016.

8. Ник Лойн. Лестница жизни. Москва, 2013.

9. Мещеряков В.Ю. Тренинг мозга. Москва - Санкт-Петербург, 2006.

10. Нечитайло А.В., Нечитайло А.Н. Формирование профессиональной культуры в техническом университете. Сборник научных трудов XIII Международной научно-технической конференции Санкт-Петербург, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.