Научная статья на тему 'Принцип альтернативного фрейминга в категоризации социального статуса человека'

Принцип альтернативного фрейминга в категоризации социального статуса человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ФРЕЙМИНГ / ALTERNATIVE FRAMING / ЭКВИПОЛЕНТНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ / EQUIPOLLENT SCALING / ФРЕЙМ / FRAME / КОНЦЕПТ / CONCEPT / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / CATEGORIZATION / ОЦЕНКА / EVALUATION AND APPRAISAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фурс Л. А., Доброходова О. В.

В статье альтернативный фрейминг рассматривается как процесс и результат конструирования смысла на основе соотнесения объекта оценки с разными областями знания. На этой основе объясняются особенности категоризации социального статуса человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF ALTERNATIVE FRAMING IN SOCIAL STATUS CATEGORIZATION

The paper studies the principle of alternative framing as the process and the result of meaning construals on the basis of object evaluation and its correlation with different cognitive domains. It considers the specifics of social status categorization.

Текст научной работы на тему «Принцип альтернативного фрейминга в категоризации социального статуса человека»

I. КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ

УДК 81.11

Л.А. Фурс, О.В. Доброходова

ПРИНЦИП АЛЬТЕРНАТИВНОГО ФРЕЙМИНГА В КАТЕГОРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА1

В статье альтернативный фрейминг рассматривается как процесс и результат конструирования смысла на основе соотнесения объекта оценки с разными областями знания. На этой основе объясняются особенности категоризации социального статуса человека.

Ключевые слова: альтернативный фрейминг, эквиполентное шкалирование, фрейм, концепт, категоризация, оценка.

В русле когнитивного подхода категоризация рассматривается как способ познавательной деятельности человека, позволяющий классифицировать все явления и объекты воспринимаемого нами мира. В режиме on-line категоризация является динамичным процессом, сущность которого можно объяснить на основе принципа альтернативного фрейминга.

Понятие «фрейминг» было введено в лингвистический оборот Ч. Филлмором. Фрейминг определяется как процесс соотнесения значения слова с определенной областью знания, которая обеспечивает его понимание [Fillmore 1982]. Например, лексемы 'land' и 'ground' репрезентируют одну и ту же сущность, но осмысляется эта сущность относительно разных фреймов (когнитивных областей). Лексема 'land' репрезентирует знание о сухой поверхности земли в соотнесении с водной поверхностью 'sea', a лексема 'ground' профилирует знание о поверхности земли в соотнесении с воздушным пространством (лексема 'air') [Fillmore 1982; цит. по: Croft, Cruse 2004: 18]. Таким образом, активизация разных областей знания позволяет по-разному охарактеризовать одну и ту же сущность.

Данная особенность в конструировании смысла оказалась значимой также в отношении формирования оценочных смыслов. Например,

1 Научно-исследовательская работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., государственный контракт № 02.740.11.0596; АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)», проект № 2.1.3/9318.

лексемы «generous», «wasteful» репрезентируют одно и то же проявление человеческого характера, однако оценка этого качества будет различной. Так, лексема «generous» профилирует характеристику, связанную с положительной оценкой характера человека (щедрый), лексема «wasteful» профилирует характеристику, отражающую негативную оценку говорящего (расточительный). В случае с лексемой «generous» активизируется фрейм «отсутствие экономии как благо», в случае с лексемой «wasteful» - фрейм «отсутствие экономии как неблаго». Таким образом, один и тот же концепт «отсутствие экономии» профилируется на фоне разных областей знания. В первом случае на фоне фрейма «благо», а во втором -«неблаго». Тип оценки обусловлен выбором активизируемой области знания. Такое явление было охарактеризовано У. Крофтом и А. Крузом как альтернативный фрейминг [Croft, Cruse 2004: 18].

Альтернативный фрейминг - это процесс и результат конструирования смысла на основе соотнесения объекта оценки с разными областями знания. Принцип альтернативного фрейминга позволяет объяснить особенности категоризации социального статуса человека. Категория СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС имеет концептуальную основу.

Концептуальный анализ единиц с общим значением «социальный статус» [CIDE 1996; Collins 2006; LDCE 2003; OALD 1995] позволил выявить следующие характеристики в структуре концепта СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС:

1) ИЕРАРХИЧНОСТЬ (активизирует знание о положении человека в общественной иерархии),

2) ШКАЛИРОВАНИЕ (предполагает знание о дифференциации понятий «вышестоящая позиция», «нижестоящая позиция»),

3) РЕЛЯТИВНОСТЬ (базируется на операции сравнения социальных признаков одного класса в соотнесении с другими),

4) ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ (активизирует знание о нормативной базе, традициях и обычаях той или иной страны в преломлении к социально-экономическому статусу человека),

5) ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ (представляет знание об изменениях в системе социальной стратификации во временном разрезе),

6) ПРИОБРЕТАЕМОСТЬ (акцентирует знание о роли самого человека в достижении того или иного положения в обществе),

7) ПРЕДПИСАННОСТЬ (представляет знание о возможности наследования социального статуса).

Характеристики концепта СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, репрезентируемые лексемами с семантикой «социальный статус», способны активизировать знания о социальной стратификации как результате естественной категоризации и как результате оценочной категоризации (о разграничении этих двух типов категоризации см.: [Болдырев 2002; 2008]). Следующие предложения репрезентируют результаты разных типов категоризации:

(1) Она королева Англии;

(2) В обществе она ведет себя как настоящая королева.

В первом случае представлены результаты естественной категоризации. Наследование королевского престола предполагает определенную позицию в обществе: наследование королевского трона, наделенность материальными благами и полномочиями, а также обязанностями по вопросам управления страной и необходимость следования закрепленным за королевской семьей традициям и обычаям. Во втором примере отражены результаты оценочной категоризации. Объектом оценки наблюдателя являются хорошие манеры как следствие хорошего воспитания и благородного происхождения. В этом случае имеет место вторичная репрезентация, выступающая как «вторичное знаковое представление известного, но в той или иной степени модифицированного концептуального содержания» [Бабина 2003: 4]. Вторичная репрезентация как способ переосмысления некоторой исходной структуры знания опирается на когнитивные механизмы и обеспечивается соответст-

вующим когнитивным контекстом, который представляет собой когнитивные структуры или блоки знания, стоящие за значениями языковых единиц и обеспечивающие их понимание [Болдырев 2000]. Вторичная репрезентация социального статуса реализуется на основе когнитивного контекста оценочного концепта ПРЕСТИЖ.

Проведенный концептуальный анализ на основе словарной дефиниции лексемы «prestige» -«respect based on good reputation, past achievements, the power to impress others as a result of wealth, position, appearance» [OALD 1995: 915] (к анализу привлекались также словарные статьи данной лексемы и в других источниках: [CIDE 1996; Collins 2006; LDCE 2003]), позволил выявить следующие характеристики, указывающие на оценочную природу концепта:

1) весомость, значимость различных достижений человека;

2) авторитет человека, его репутация как следствие его достижений.

Данные характеристики являются когнитивной основой формирования оценочного смысла. С одной стороны, они указывают на объект оценки - различные достижения человека, а с другой, выделяют следствие, вытекающее из оценки значимости этих достижений - это авторитет человека, его репутация, которая может вызывать восхищение, уважение или же, напротив, разочарование.

В качестве когнитивного механизма формирования оценочного смысла выступает эквипо-лентное шкалирование, т.е. система двойной векторной направленности [Croft, Cruse 2004: 170]. Особенность шкалы проявляется в ее совмещенном типе, предполагающем симметрическое расположение двух шкал с частичным наложением одной шкалы на другую.

Графически эту модель можно представить в следующем виде (см. схему 1).

престижно

Схема 1 -►

непрестижно

Некоторое наложение шкал, как продемонстрировано на данной схеме, характеризуется скользящей отправной точкой, что объясняется

субъективным фактором процесса шкалирования. В зависимости от наблюдателя показатели престижа или его отсутствия меняются, так как для разных людей существуют разные представления о престижности социального статуса.

стоит отметить категории СО-

Суммируя вышесказанное двухвекторную направленность ЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС.

Графически эту модель можно представить в следующем виде (см. схему 2).

Схема 2

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

ИЕРАРХИЧНОСТЬ

ШКАЛИРОВАНИЕ

РЕЛЯТИВНОСТЬ

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

ПРИОБРЕТАЕМОСТЬ

ПРЕДПИСАННОСТЬ

идентифицирующая функция

ЕС

( КА

ЕСТЕСТВЕННАЯ ( КАТЕГОРИЗАЦИЯ

характеризующая функция

ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ

I

|

социальная стратификация

престиж

престижно

непрестижно

2

Принцип альтернативного фрейминга обеспечивает двухвекторную направленность категории СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУС: (1) по линии естественной категоризации и (2) по линии оценочной категоризации. В первом случае реализуется идентифицирующая функция категоризации, а во втором -характеризующая. Результаты естественной категоризации репрезентируются лексемами с семантикой «социальный статус» в первичной функции, за счет актуализации области знаний о социальной стратификации. Результаты оценочной категоризации вербализуются аналогичными лексемами во вторичной функции за счет активизации когнитивной области концепта ПРЕСТИЖ.

Следует отметить, что категоризация социального статуса человека реализуется на базовом и субординатном уровнях, что продемонстрировано на следующей схеме (см. схему 3).

На данной схеме уровневая иерархия процессов категоризации социального статуса иллюстрирует, что на суперординатном уровне представлено в самом общем виде знание о статусе человека. Это знание является результатом гештальтного восприятия статусных характеристик человека без акцентирования различных деталей и частностей социальной стратификации. Это уровень абстрактной категории. Фактически, категоризация социального статуса на данном

Уровни категоризад

уровне может предполагать как собственно социальный статус, так и семейный, и правовой, и прочий статус (Ср.: Мой статус обязывает меня сделать следующее заявление).

В объектах базового уровня должны быть максимально сконцентрированы релевантные для классификации свойства (см. подробнее о специфике объектов базового уровня категоризации: [Rosch 1973, 1975]). Результаты компонентного анализа словарных дефиниций и концептуального анализа [СЭС 1998, CIDE 1996; Collins 2006; LDCE 2003, OALD 1995] являются основанием для выделения на базовом уровне категоризации двух ярусов. На первом ярусе базовой категоризации в качестве объектов представлены биологический, правовой, социальный, семейный и религиозный статусы; а на втором ярусе базовой категоризации социальный статус конкретизируется за счет выделения высшего, среднего и низшего классов социальной стратификации. Дальнейшая конкретизация (выделение конкретных категорий социальной стратификации) осуществляется на субординатном уровне за счет определения конкретных позиций этой стратификации - верхний-высший класс, нижний-высший класс, верхний-средний класс, средний-средний класс, нижний-средний класс, верхний-низший класс и нижний-низший класс.

Схема 3

социального статуса

Процессы оценочной категоризации социального статуса базируются на различных аспектах общеоценочного и частнооценочного знаний. Общеоценочное знание предполагает оценку социального статуса на основе шкалы «хорошо -плохо»; частнооценочное - оценку по показателям престижа. Разграничение этих двух типов оценочного знания можно продемонстрировать на следующем примере:

I started to feel excited too. Like, I don't think I'm materialistic, and I hate the way Mark is, but I'm not Mother Teresa either (J. Marsden Checkers).

В данном примере прецедентное имя Mother Teresa активизирует когнитивный контекст шкалы «хорошо - плохо». Отказ от материальных благ, готовность посвятить свою жизнь тем, кто нуждается в помощи, оценивается позитивно. С одной стороны, знание моральных ценностей и гуманистических приоритетов общества позволяет трактовать поступки конкретного человека как олицетворение добродетели и сострадания по отношению к другим людям, что воспринимается как благо. С другой стороны, активизируется когнитивный контекст концепта ПРЕСТИЖ. Полный отказ от материальных благ является неприемлемым для говорящего. В этом случае более значимыми являются показатели престижа. Использование прецедентного имени Mother Teresa позволяет репрезентировать как общеоценочное знание «что хорошо», так и частнооценочное

знание «что престижно». Данный пример еще раз подтверждает, что лексемы с семантикой «социальный статус» могут репрезентировать как результаты естественной категоризации, так и оценочной.

Оценка социального статуса человека на основе концепта ПРЕСТИЖ опирается на область интерпретируемого знания, которое представлено фреймом СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТАТУСА (см. схему 4).

Фрейм «Социальные признаки статуса» включает обязательные компоненты - место работы с такими слотами, как квалификация, источники дохода, размер дохода; а также стиль жизни со слотами - тип жилища, досуг, вкусы и предпочтения. Наряду с обязательными компонентами выделяются и факультативные компоненты, выявленные на основе словарных толкований показателей социального статуса и социального престижа [СЭС 1998; CIDE 1996; Collins 2006; LDCE 2003; OALD 1995]. Если обязательные компоненты фрейма репрезентируют основные признаки социального статуса, обязательно присущие каждому, то факультативные компоненты могут варьироваться в зависимости от социального статуса конкретного человека. Выделенные компоненты фрейма могут выступать как в качестве характеристик социального статуса человека, так и в качестве области интерпретируемого знания для оценки социального статуса человека.

Схема 4

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТАТУСА

Обязательные компоненты

лесто"работы

источники квалификация размер тип жилища

вкусы, предпочтения

дохода дохода

Факультативные компоненты

итание/напит

зарплата иные ист-ки оборудование район архит. размер членство посещ-е метто

стиль в клубах рестор-в отдыха

дежда/ сессуары

трансд. средства парфюм-я косметика

наличие наличие наличие наличие дизайн бассейна гаража на 2 м корта спорт. зала мебели

марка

кол-во дизаин салона

That company in the Bahamas, that was the first problem. And Mrs. O'Shea, the Opposition backbencher asking questions in Parliament: she made her reputation out of Rider Group. She's a shadow minister now (J. Marsden. Checkers). В данном случае интерпретируемым знанием является компонент фрейма «квалификация». Престижность репрезентируется лексемой minister, активизирующей знание о высоком положении в социальной стратификации. Более того, сочетанием shadow minister подчеркивается влиятельность человека в политических кругах, его вес в принятии решений.

We went to dinner that night to celebrate the contract... Everyone was just as high as Dad. Jack was off his head, mad, drunk with the knowledge of all the money he was going to make (J. Marsden. Checkers). В этом случае слот «источники дохода» конкретизируется указанием на сферу получения дохода - заключение выгодного контракта.

'Is this contract just a licence to print money?' 'Oh no! No way! Who have you been talking to? This is an enterprise like any other. It could succeed and it could fail. Obviously it's our assessment that we can make the project viable at our tender, but we'll have to work very hard to ensure that it's a success' (J. Marsden. Checkers). Здесь оценочное знание конструируется за счет метафорического переноса. Престижность заключенного контракта сравнивается с лицензией, дающей неограниченное право печатать денежные средства.

What is the perfect job for yuppies? A six-figure salary where anything that goes wrong can be blamed on a superior or subordinate (Lingvo 2006). Компонент фрейма «источники дохода» конкретизирован в этом примере за счет активизации слота «зарплата и ее размер».

Отсутствие хорошего дохода, материальная поддержка со стороны родственников как факультативные компоненты репрезентированы в следующем примере:

Get ready for TIPs (tiny income, parents supporting) and, finally, NINKs (no income, no kids) (M. Smilglis). Употребление акронимов позволяет нивелировать отрицательную оценку, передаваемую лексемой tiny, а также снять эмоциональное напряжение, создаваемое двойным отрицанием в последнем случае.

В следующем предложении компонент фрейма «размер дохода» вербализуется с помощью метафорического переноса: Known from the city where no one believed in me. / But I never give

up the fight./ Ya, but now on top./1 told you to let it rock. / The money's falling from the sky /1 made it (K. Rudolf. I Made It). Значимой для наблюдателя является оценка способа получения дохода. За счет проводимой аналогии между способом выпадения атмосферных осадков и способом получения денежных средств подчеркивается легкость в получении последних.

Boy, we're getting money like we just found oil (K. Rudolf. I Made It). Изобилие денежных средств в этом случае подчеркивается образным сравнением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стиль жизни как обязательный компонент фрейма «Социальные признаки статуса» активизирует такие области знаний, как тип жилища, досуг, вкусы и предпочтения. Эти компоненты фрейма являются основой шкалирования по принципу «престижно - непрестижно». В частности, показатели престижности репрезентированы словосочетаниями the two BMs, house at Providence Bay, La Mer or P&S, Heritage:

Our house was exactly like you'd expect the Finance Director of Rider Group to live in. We had the two BMs, because that's what you have if you live the way we did. We got the house at Providence Bay because that's where everyone goes, and whenever we were there Dad wore La Mer or P&S or Heritage: shirts, shorts, jeans, boardies, didn't matter, whatever it was it'd be one of those labels (J. Mars-den Checkers). Показателями высокого социального положения является престижный район проживания, предметы одежды престижных брендов, престижные марки машин и их количество.

Размер жилища также может выступать объектом оценки и соответственно показателем престижности:

Quarter of an hour later I was settling into a room that was a little larger than a double bed. I can be accurate about it because there was a double bed in the room, and on each of its four sides was a foot of space (A. Garland The Beach).

He walked through the apartment, forty-eight rooms (Don Delillo Cosmopolis).

Престижность оборудования дома репрезентируется лексемами the pool, the court в следующем примере:

So, that was how it all began. A few questions in Parliament, a story on TV. Now, as I lie here, it feels like my whole world has shrunk to this little bed. From living in the big house, where we had the pool and the court and all those downstairs rooms, to this tiny house of white, with its light blue bedspread (J. Marsden. Checkers). Контекст свидетельствует

о противопоставлении зон престижности и непрестижности посредством включения антонимической пары big house - tiny house в структуру предложения.

Престижность социального статуса подчеркивается и наличием дорогостоящего интерьера жилища:

Then they consult the phone-answering machine, pop dinner into the microwave and finally sink into their Italian leather sofa to watch a videocassette on their high-definition, large-screen stereo television (M. Smilglis).

Низкий социальный статус всегда сопряжен с низким материальным уровнем жизнеобеспечения, что репрезентируется следующими предложениями:

He went into the back room and Eric looked around him. Paint was coming off the walls, exposing splotches of pinkish white plaster, and the ceiling was cracked in places. His father had brought him here many years ago, the first time, and maybe the place had been in better shape but not by much (Don Delillo. Cosmopolis).

He went down the hallway and stood in the door to the parlor... A television set. Cheap stuffed furniture (McCarthy. The Road).

Способ проведения досуга также выступает в качестве характеристики социального статуса. Как правило, досуг включает членство в клубах, посещение ресторанов, определенных мест отдыха, что репрезентируется следующими примерами:

Many enterprising DINK couples slave for a combined 100 hour-plus workweek, a pace relieved by exotic vacations and expensive health clubs (M. Smilglis).

It has to be the Beverly Hills Hotel, which is renowned for its fantastic service. There is a lovely piano bar with fantastic food, all very 1920s Hollywood with a pink-white French-Caribbean décor and stripy umbrellas. It is just an iconic hotel and I've been going there for years (Daily Telegraph 2007).

Продукты питания и напитки также могут выступать показателями престижа. Экологически здоровые и полезные продукты и напитки, продаваемые в дорогих фирменных магазинах, могут себе позволить только хорошо обеспеченные люди:

The members of this newly defined species can best be spotted after 9p.m. in gourmet groceries, their Burberry-clothed arms reaching for the arugula or a Le Menu frozen flounder dinner (M. Smilglis).

Анализ приведенных примеров позволяет сделать вывод о том, что принцип альтернативного фрейминга заключается в возможности конструирования смысла на основе соотнесения социального статуса как объекта оценки с разными областями знаний. В качестве интерпретируемого знания могут выступать различные аспекты социального статуса, такие как семейный бюджет, место работы, жилищные условия, приобретаемое движимое и недвижимое имущество и т.п. Оценка социального статуса формируется на основе когнитивного контекста концепта ПРЕСТИЖ, при этом определение престижности или непрестижности различных характеристик социального статуса является субъективным, так как зависит от индивидуальных предпочтений и ценностей.

Список литературы

Бабина Л. В. Вторичная репрезентация концептов в языке: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Тамбов, 2003.

Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.

Болдырев Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // С любовью к языку: сб. науч. тр. Посвящается Е.С. Кубряко-вой. М.; Воронеж: ИЯ РАН, Воронеж. гос. ун-т, 2002.С. 103-114.

Болдырев Н.Н. Оценочные категории как формат знания // Когнитивные исследования языка. Вып. III. Исследование познавательных процессов в яз: сб. науч. тр. / гл. ред. сер. Е.С. Кубря-кова, отв. ред. вып. Н.Н. Болдырев. М.: ИЯз РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С.25-28.

СЭС - Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд. группа ИНФРА М-НОР-МА, 1998.

Americana - Англо-русский лингвострано-ведческий словарь «Американа-II» / под ред. Г.В. Чернова. М., 2003. URL: http://www.Lingvo.ru.

BNC - British National Corpus. URL: http://thetis.bl./lookup.html.

CIDE - Cambridge International Dictionary of English. Cambridge: CUP, 1996.

Collins - Collins English Dictionary. 8th Edition, 2006. URL: http://www.lingvo.ru.

Croft W., Cruse A.D. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English. Longman Group UK, 2003.

OALD - Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1995.

Rosch E.H. Natural Categories // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. № 3. P. 326-350.

Rosch E.H. Cognitive Representation of Semantic Categories // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. Vol. 104. № 3. P. 192-233.

Список источников фактического материала

Marsden J. Checkers. N. Y.: Laurel-Leaf Books, 2000. 122 p.

URL: http://gutenberg.net URL: http://www.Lingvo.ru URL: http://www.telegraph.com URL: http://www.wikipedia.ru

L.A. Furs, O.V. Dobrokhodova

THE PRINCIPLE OF ALTERNATIVE FRAMING IN SOCIAL STATUS CATEGORIZATION

The paper studies the principle of alternative framing as the process and the result of meaning construals on the basis of object evaluation and its correlation with different cognitive domains. It considers the specifics of social status categorization.

Key words: alternative framing, equipollent scaling, frame, concept, categorization, evaluation and appraisal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.