репертуара. В качестве мотива и фактора индивидуализации обучения использовался ресурс интернет-технологий.
Итог года работы в период обучения Артема в 9-м классе: математика - отлично, информатика -отлично, участие в городской олимпиаде (диплом), биология - удовлетворительно, мотив не найден. Отношения с педагогом перешли от стадии конфликта к стадии вооруженного нейтралитета. Домашнее задание подросток не выполняет, но в классе работает в том случае, если учитель создает креативную ситуацию. Итог года в данном случае минимален - от неудовлетворительной оценки к удовлетворительной.
Перспективы работы во многом связаны с повышением мастерства педагога. Необходимо активизировать его деятельность в работе проводимых семинаров, актуализируя проблемы общения и технологии мотивации учения. Практика реализации технологии подтверждает ее эффективность в плане достижения подростками индивидуальной успешности в учении.
Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. - 180 с.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. - №6. - 1996.
3. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка// Классный руководитель. - 2000. - №3. -66 с.
4. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 96 с.
5. Гуров В.Н. Педагогическая запущенность подростков: причины и пути преодоления. - Уфа, 1989. - 319 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
7. Шереметова Н.В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - №60. - С. 239-242.
8. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М., 2003.
Сиверская Ульяна Петровна, старший преподаватель кафедры педагогики Армавирского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]
Siverskaya Ul’yana Petrovna, senior teacher of pedagogy department, Armavir State Pedagogical University.
УДК 373.5.016:373.016
С.Ц. Содномов
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье определены ведущие принципы формирования коммуникативных умений младших школьников. Они могут послужить определенной информационной базой для разработки педагогических условий, обеспечивающих результативность формирования коммуникативных умений младших школьников.
Ключевые слова: личность, младший школьник, формирование, развитие, коммуникативные умения, принципы, методы, общение.
STs. Sodnomov
PRINCIPLES OF FORMING COMMUNICATIVE SKILLS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN
The article deals with the leading principles of forming communicative skills of primary schoolchildren. They can serve as a specific information base for developing the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of formation communicative skills.
Keywords: person, primary schoolchildren, formation, development, communicative skills, principles, methods, communication.
Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется, прежде всего, в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план, она принимает черты общепедагогической проблемы. Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь состоянием образователь-
ной практики. Далеко не все выпускники общеобразовательных школ и других средних учебных заведений умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания. На наш взгляд, имеется ряд причин низкого уровня владения школьниками коммуникативными умениями, среди которых значимым является отсутствие серьезной речевой практики на всех ступенях образования, особенно на уровне начальной школы. Проведенный анализ программ и учебников по бурятскому языку и литературному чтению на бурятском языке для начальной школы и современные экспериментальные исследования речи школьников подтверждают данный факт.
Для проектирования учебно-познавательной деятельности по формированию коммуникативных умений младших школьников нам наиболее важно выявить сначала те основные направления, по которым будет осуществляться процесс формирования коммуникативных умений младших школьников, и на их основе определить методические принципы. В связи с этим мы проанализировали и обобщили подходы, закономерности, факторы, которые лежат в основе процесса формирования коммуникативных умений младших школьников. Общие закономерности психического развития личности ребенка - определение зоны ближайшего развития, ведущей деятельности, учет сензитивных периодов развития личности, амплификации детского развития, обеспечение единства аффекта и интеллекта - рассматривались в трудах Л.С. Выготского, А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. [1; 2; 3].
С позиции деятельностного подхода необходимой и важной закономерностью развития личности является амплификация детского развития, согласно которой каждому ребенку должна быть предоставлена свобода выбора, самостоятельного поиска наиболее удовлетворяющих его способностям и склонностям видов деятельности и общения, в которых он сможет реализовать себя (Л.С. Выготский). В процессе освоения этих видов деятельности у него формируется потребность в новых действиях, в коммуникативных контактах, усовершенствовании их содержания и способов осуществления. Также значимым в развитии личности является обеспечение единства эмоционально-волевой сферы и интеллекта, обоснованное Л.С. Выготским и А.В. Запорожцем. Эмоции в единстве с познавательными процессами регулируют поведение и деятельность человека, что особенно важно в общении со сверстниками и взрослыми. При этом когнитивная регуляция характеризуется согласованием сенсорных и перцептивных эталонов, образов, двигательных схем и т.д. с целями и задачами деятельности. Эмоциональная же регуляция выражается в согласованности нравственных ценностей, норм, идеалов, эталонов эмоционального отношения к окружающему с общей направленностью личности и динамикой ее поведения в процессе общения.
Значит, для формирования коммуникативных умений недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включать учащихся в деятельность, соединяющую эмоции и интеллект, близкую и понятную детям, результативную и успешную, что особенно хорошо наблюдается в процессе коммуникативной деятельности. Развивается эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка, что обусловлено их эмоциональной впечатлительностью, отзывчивостью на все необычное, красочное. Но при этом ребенок продолжает находиться в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. В плане мотивационной сферы учащихся начальных классов характеризует постепенный переход от системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов. Среди мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют: а) познавательные, которые порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения; б) социальные, которые подразумевают статусность и характерны только для первого года обучения в школе; в) мотив хорошей отметки; г) утверждения себя в классном коллективе; д) стремления к превосходству и признанию сверстниками. Важно отметить, что происходят коренные изменения и в мотивации общения - отмечается наличие ожидания и устремленности детей на самоактуализацию своей личности, формируется Я-образ ученика. У ребенка наблюдается перемена направленности его интересов - от взрослых к сверстникам. В третьем, четвертом классах все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует формированию навыков межличностного общения, усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба. Формирование самооценки (Я-образа) в этом возрасте существенно влияет на степень успешности школьной успеваемости ребенка, и, наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки.
В целом в процессе формирования коммуникативных умений младших школьников выделяются следующие особенности: опора на наглядно-образное мышление учащихся во время занятий по формированию их коммуникативных умений; ограничение количества заданий, связанных с привлечением письменной речи; обязательное использование стимульного материала (рисунки с заданиями); использование методов и форм по формированию коммуникативных умений учащихся, обеспечивающих включение их в игровую деятельность коммуникативной направленности; поэтапное формирование коммуникативных умений школьников на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.
В процессе формирования коммуникативных умений младших школьников учитываются не только закономерности и особенности их психического развития, но и факторы воспитательной работы с ними с позиции деятельностного подхода. Системность познавательных и развивающих задач подразумевает необходимость составления программы формирования коммуникативных умений младших школьников с учетом этих задач. В этом факторе отражена взаимосвязь развития различных сторон личности, в том числе и коммуникативной сферы.
Признание организации активной деятельности ребенка ведущим способом воспитательного воздействия заложено в закономерности ведущей деятельности, которая определяет отношение ребенка к миру, позицию и способы общения с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками его развития. Следовательно, с одной стороны, при планировании и организации воспитательной работы по формированию коммуникативных умений детей необходимо выбирать такую модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах осуществления были сложные ситуации общения, которые ребенок в состоянии был бы разрешить. С другой стороны, осуществление этой посильной деятельности должно обеспечивать положительное развитие личности и ее коммуникативной сферы.
Фактор учета психологических и индивидуальных особенностей ребенка согласует требование соответствия психического и личностного развития ребенка его нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, - с другой. В основе данного фактора лежит понятие «психологический возраст», введенное Л.С. Выготским и охарактеризованное Д.Б. Элькониным. Характеризуя психологический возраст, ученые выделили следующие его параметры: 1) социальная ситуация развития - совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности на каждом возрастном этапе; 2) уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития; 3) уровень развития ведущей деятельности личности как деятельности, играющей решающую роль в ее развитии.
Таким образом, психологический возраст ребенка необходимо учитывать при организации процесса формирования коммуникативных умений.
Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ролью социума в его психическом развитии и в формировании умения общаться со взрослыми и сверстниками. Этот фактор основан на социальной природе человека - ребенок не может развиваться вне социального окружения, являясь активным участником социальных отношений. По нашему мнению, данные факторы наиболее полно, с позиции деятельностного подхода, определяют пути к организации процесса формирования коммуникативных умений младших школьников.
Исходя из закономерностей и особенностей психического развития детей младшего школьного возраста, факторов воспитательной работы мы можем выделить следующий комплекс принципов формирования коммуникативных умений младших школьников: связи с жизнью; целостности; комплексности; активности; приоритета личности; психологической готовности; индивидуализации и дифференциации; добровольности; доступности; единства диагностики и коррекции. Раскроем более подробно сущность выделенных принципов. Общепринятым в педагогике является принцип связи с жизнью, в соответствии с которым осуществляется формирование у детей представления о необходимости получения знаний для реальной жизни, что весьма актуально в младшем школьном возрасте, так как это период активного формирования мировоззрения развивающейся личности. Необходимость связи процесса формирования коммуникативных умений с жизнью обусловлена отсутствием у детей целостного представления об окружающем мире и о роли человека в системе общественных отношений. В связи с этим в работе с детьми необходима опора на принцип целостности, который предполагает определение содержания работы по развитию коммуникативных умений таким образом, чтобы она способствовала формированию у учащихся целостного представления о роли и месте
человека в окружающем мире, в системе межличностных отношений.
Формирование целостного представления в коммуникативной сфере личности, как и любых других представлений, невозможно без обеспечения единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности, так как представления и знания, эмоционально окрашенные и закрепленные в деятельности, прочно закрепляются в сознании и поведении личности, отражаясь в речи через коммуникативный опыт. Такое единство отражено нами в принципе комплексности. Выдвигая данный принцип, мы исходили из особенностей мышления младших школьников. В связи с тем, что у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление, для более эффективного усвоения и закрепления полученных знаний необходимо придавать им эмоциональную окраску, вызывать у детей определенное отношение к сообщаемым знаниям и тут же закреплять эти знания в конкретной коммуникативной деятельности.
Ведущая роль деятельности в психическом развитии ребенка отражена нами в принципе активности, который предполагает обязательное включение младших школьников в процесс формирования их коммуникативных умений в практико-ориентированную коммуникативную деятельность, когда согласно концепции Л. С. Выготского происходит взаимообусловленное развитие личности и ее коммуникативных умений.
При включении школьников в коммуникативную деятельность нужно, прежде всего, исходить из принципа приоритета личности, определяющего отношение к ребенку как к развивающейся личности. Личность становится целью, объектом, результатом и главным критерием эффективности формирования коммуникативных умений младших школьников.
В основе данного принципа лежит концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О.С. Газмана [4], согласно которой ученик воспринимается учителем не как индивидуальная возможность, а как индивидуальная действительность. Реализация этого принципа в процессе формирования коммуникативных умений учащихся предполагает оказание помощи ребенку в осознании себя личностью и субъектом общения, в изучении и развитии своих коммуникативных умений, создание условий для максимального развития и реализации индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Эффективность работы в этих направлениях зависит от степени психологического комфорта, испытываемого ребенком в процессе формирования его коммуникативных умений, которая обеспечивается с учетом индивидуальной траектории формирования коммуникативных умений каждого школьника и проявляется в степени добровольности его участия в данном процессе. Поэтому следующими принципами формирования коммуникативных умений младших школьников являются принцип психологической готовности, индивидуализации и дифференциации, добровольности. Принцип психологической готовности требует учитывать эмоциональное состояние ребенка перед началом занятий по формированию коммуникативных умений учащихся и в процессе их проведения, а также установление доверительных отношений между ним и педагогом. Необходимость введения данного принципа обусловлена незрелостью эмоционально-волевой сферы детей, из-за чего происходят частые и необоснованные смены настроения, наблюдается повышенная подвижная активность, отсутствие навыков саморегуляции. Эмоциональная готовность ребенка к занятию по общению позволяет активизировать его внимание, создает позитивное настроение, что способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к процессу общения, позволяет регулировать поведение детей.
В процессе формирования коммуникативных умений у младших школьников одним из основных принципов выступает принцип «мотивационно-ценностное отношение». Рассмотрим сущность данного понятия в научной литературе. Под «мотивационным отношением» в психологии и педагогике подразумевается «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [6, с. 102]. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [6, с. 88]. Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый, положительный жизненный смысл [6, с. 24]. Под мотивационно-ценностным отношением к коммуникативной деятельности мы понимаем положительно мотивированное отношение к коммуникативной деятельности как к объективной действительности, представляющей ценность для младшего школьника, его жизнедеятельности.
Определяя принцип дифференциации и индивидуализации, мы исходим из сущности понятий «дифференциация», «индивидуализация». Общепринятым в педагогике является следующее определение дифференциации: 1) это организация учебной деятельности школьников, при которой с помо-
щью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком; 2) это ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей [5, с. 39].
Опираясь на данное трактование понятия, под дифференциацией процесса формирования коммуникативных умений младших школьников мы понимаем такую организацию коммуникативной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, методов, форм, темпов, объемов осуществляемой деятельности (на основе дифференциации учащихся по группам в зависимости от уровня сформированности коммуникативных умений) создаются оптимальные условия для формирования коммуникативных умений младших школьников.
С точки зрения избранного нами в качестве методологической основы деятельностного подхода для нас значимо определение индивидуализации, данное О. С. Газманом в его концепции педагогики свободы и педагогической поддержки: индивидуализация - это поддержка и развитие индивидуальности каждого ребенка, оказание ему помощи в личностном самоопределении, в осознании своего отличия от других [4; 5]. Данное определение, на наш взгляд, полностью соответствует специфике процесса формирования коммуникативных умений младших школьников. Согласно концепции О.С. Газмана, индивидуализация предполагает организацию педагогической поддержки ребенка в его индивидуально-личностном развитии, осуществление индивидуальной помощи детям в реализации базовых потребностей, создание условий для развития индивидуальных природных способностей и возможностей ребенка. Индивидуализация как результат развития индивидуальности ребенка существенно влияет на процесс формирования его коммуникативных умений, так как гармоничное развитие ребенка по «двум взаимосвязанным направлениям - социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации» - является необходимым условием социального развития ребенка [8, с. 80]. Развитие коммуникативных умений младших школьников, в свою очередь, взаимообусловлено уровнем его социального развития и уровнем индивидуализации.
Принцип добровольности также основан на педагогике ненасилия. В основе данного принципа заложено два аспекта: 1) работа по формированию коммуникативных умений ребенка не должна вызывать противодействия с его стороны, он должен стать добровольным участником данного процесса; 2) добровольность должна соблюдаться и при включении детей в различные виды деятельности, организуемой в процессе формирования у них коммуникативных умений. Также немаловажным условием добровольного участия ребенка в какой-либо деятельности является доступность для него этой деятельности.
Анализ литературы и наш опыт показывают, что в педагогической практике нередко наблюдаются явления, когда ребенок неожиданно отказывается выполнять учебные задания, капризничает, становится раздражительным. Такое поведение часто обусловлено тем, что ученик на каком-то этапе перестает понимать материал (отвлекся, пропустил объяснения учителя, или слишком сложный для его восприятия материал), поскольку нарушилось действие принципа доступности. Несомненно, данный принцип должен лежать и в основе формирования коммуникативных умений учащихся. С позиций данного принципа все происходящее вокруг ребенка и с ребенком во время формирования коммуникативных умений должно быть доступно для его восприятия и понятно ему. Для реализации принципа доступности необходимо владение приемами педагогической техники (умение в доступной для ребенка форме изложить материал), а также объективное представление о способностях и возможностях каждого ребенка, знание возрастных психофизиологических особенностей детей. Следовательно, реализация принципа доступности в полной мере невозможна без соблюдения принципа диагностики и коррекции.
Названный принцип является необходимым условием успешного формирования коммуникативных умений и подразумевает организацию работы по формированию и развитию коммуникативных умений учащихся.
Рассмотренные нами принципы послужат определенной информационной базой для разработки педагогических условий, обеспечивающих результативность формирования коммуникативных умений младших школьников.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 108 с.
2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986. - 318 с.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
В.Н. Соснина. Профессионально-педагогическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации нравственно-эстетического воспитания осужденных________________________________________________________
4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. - 1995. - №2. -
С.16-45.
5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию // Новые ценности образования. - 1996. -№6. - С. 10 -39.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные проблемы социальной психологии. - М: Владос, 1995. - 544 с.
8. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
Содномов Сономбал Цыденович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии и методики преподавания Педагогического института Бурятского госуниверситета. E-mail. [email protected]
Sodnomov Sonombal Tsydenovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of philology and methods of teaching, pedagogical institute of Buryat State University. E-mail: [email protected].
УДК 37.015.3
В.Н. Соснина
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В статье освещаются вопросы профессионально-педагогической компетентности сотрудников УИС в процессе организации нравственно-эстетического воспитания осужденных.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, нравственно-эстетическое воспитание, педагогическое сопровождение.
VN Sosm'na
PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM IN ORGANIZING MORAL AND AESTHETIC EDUCATION OF CONVICTED
The article lights the problems of professional-pedagogical competence of employees of the criminal executive system in the process of organizing moral and aesthetic education of convicted.
Keywords: professional competence, moral and aesthetic education of convicted, pedagogical support.
Нравственно-эстетическое воспитание наряду с другими направлениями воспитательной работы в местах лишения свободы является неотъемлемой частью процесса исправления и перевоспитания осужденных. Его основная цель - формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральным нормам и способности понимать, ценить и строить жизнь по законам красоты, то есть воспитывать гуманистические качества, интерес и любовь к жизни во всех ее проявлениях.
Успешность данного направления воспитательной работы будет возможна только при позитивном отношении самих сотрудников уголовно-исполнительной системы к данному процессу, личной готовности к его осуществлению, профессиональной компетентности в данной области.
Профессиональная деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний» [1]. Реально сложившаяся кадровая ситуация в пенитенциарной системе нередко вынуждает принимать на службу кандидатов с недостаточным уровнем сформированности, необходимых профессиональных и личностных качеств. В связи с этим первоочередной задачей в работе с сотрудниками уголовноисполнительной системы является проведение педагогического сопровождения по повышению профессиональной компетентности сотрудников, осуществляющих свою деятельность в пенитенциарных учреждениях.