ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
К.А. ПОТАШОВА (Москва)
приметы времени в творчестве м.ю. Лермонтова и к.п. Брюллова: междисциплинарный подход как средство организации познавательной активности на уроках литературы*
С литературоведческой точки зрения доказывается гипотеза об актуальности использования междисциплинарного принципа изучения литературы, определяются пути анализа взаимодействия словесности и иных искусств, применимые в практике преподавания русской литературы. Представлена модель интегрированного урока литературы по изучению взаимосвязи творчества М.Ю. Лермонтова и К.П. Брюллова, направленного на осмысление становления мастерства поэта и выявление особенностей системы художественных образов.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, К.П. Брюллов, литература, живопись, междисциплинарный подход, художественный образ.
Междисциплинарный принцип в изучении литературы является объектом исследования современной гуманитарной науки, что обусловлено самой природой восприятия художественного текста: внутренняя связь слова с другими видами искусства способствует активному воздействию на воображение читателя, глубокому проникновению в мировосприятие автора. Для изучения литературы в системе школьного образования методистами предложен ряд учебных программ интеграционного характера: литература изучается во взаимодействии с живописью, скульптурой, музыкой, театром, кинематографом. На идее взаимодействия искусства построены методические труды В.А. Доманского [5], С.А. Зини-на [6], С.В. Каркиной [7], Е.Н. Колокольце-
* Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 19-78-00118 «Визуализация художественного образа в русской поэзии конца XVIII - первой трети XIX века».
ва [9], В.Я. Малкиной [14], В.Г. Маранцма-на [15], Л.С. Павлинской [16], Л.Г. Савенковой [20]. Междисциплинарный подход в освоении гуманитарных дисциплин направлен на развитие универсальных учебных действий школьника, связан с овладением им культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, умением использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук и владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Качество полученных знаний при изучении литературы, построенном на междисциплинарном принципе, определяется личностным началом - анализ художественного произведения во взаимодействии с живописью или музыкой опирается на собственные эмоции, возникающие при прослушивании музыкального фрагмента или при рассматривании живописного произведения, собственную эстетическую реакцию на произведение искусства. На примере взаимодействия литературы и живописи можно выделить несколько направлений в исследовании интеграции литературы и других видов искусства, которые могут быть использованы при изучении художественных произведений.
Первое направление - историко-литературное, которое предполагает изучение взаимодействия литературы и живописи в процессе его исторического изменения, в соотношении с определенным литературным направлением. Связь древнерусской словесности и пластики генетическая - в древнерусской литературе и изобразительном искусстве одновременно складывались представления об идеале человека, что проявилось в использовании одинаковых стилистических принципов изображения человека (на это указывает Д.С. Лихачев [12]). Для XVIII в. творческие связи между литераторами и живописцами определяется скорее утилитарными задачами - поэты привлекались к участию в различных художественных мероприятиях, составляли по заказу Академии художеств перечни сюжетов из русской истории для произведений изобразительного искусства. Наибольшее единство художественных тенденций и достижений в литературе и живописи наблюдается в первой половине XIX в. и связано с размышлениями поэтов о природе, универсальности и целостности искусства, о предназначении художника-творца. Формирование русской эстетической мысли в
О Поташова К.А., 2020
начале 1800-х гг. обуславливает привлечение для изучения художественно-критических работ писателей.
Второе направление - историко-культурное, основывающееся на привлечении фактического материала, связанного с изучением возможностей личного общения писателей и художников, расширением представления о значении художественного опыта поэтов и живописцев для русской культуры в целом. Материалом для реконструкции культурной жизни эпохи служат обзоры выставок живописи, разборы отдельных картин, эстетические статьи и путевые очерки в журналах начала XIX в., мемуарные и эпистолярные свидетельства современников. Продуктивным на занятиях по литературе может стать и изучение художественного произведения в соотношении с изобразительным наследием самого писателя.
Теоретико-литературное направление предполагает анализ элементов пластичности в поэтике художественного произведения; анализ системы словесных образов произведения в их соотношении со средствами визуализации; а также анализ произведения изобразительного искусства как сюжетообразующего элемента литературного произведения. Внимание уделяется возможному проникновению элементов пластического искусства в поэтику литературного произведения, а также установлению характерных особенностей и функций использования этих элементов.
Введение параллельного анализа фрагментов произведений разных видов искусства, изучение литературного процесса в его сопряжении с другими культурными явлениями эпохи применимы при изучении творчества русских писателей-классиков. Примером использования сочетания перечисленных направлений при анализе литературного произведения может стать изучение творчества М.Ю. Лермонтова, одаренного «и в области слова, и в области пластических искусств» [18, с. 7]. Результатом таких занятий является не только установление фактов личного знакомства поэта с художниками, но и определение важных для творчества поэта мотивов - «человек и стихия», «человек и общество», «человек и власть» и пр.
В качестве иллюстрации методических приемов и технологий проведения интегрированного урока по литературе приводится технологическая карта учебного занятия по теме «Приметы времени в творчестве М.Ю. Лермонтова и К.П. Брюллова: особенности постижения истории».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Приметы времени в творчестве м.ю. Лермонтова и К.П. Брюллова
Таблица 1
метаданные урока
Аудитория Х класс
Тип урока интегрированный урок-исследование
Цель урока определить роль живописных полотен Карла Брюллова для духовно-нравственного и эстетического идеала М.Ю. Лермонтова
Составные элементы анализа портрет, художественный образ, композиция, творческий процесс, мотив, язык
Ход учебного занятия
1 вступительное слово учителя. М.Ю. Лермонтов смотрел на художественное претворение опыта живописцев как на возможность познания бытия. Интерес к духовной проблематике, выраженной в постижении законов времени и вечности, роднит М.Ю. Лермонтова с К.П. Брюлловым.
II. Ориентировочная беседа. Десятиклассникам предлагается рассмотреть два портрета работы К.П. Брюллова - портрет Н.В. Кукольника (1836) и портрет А.Н. Струговщикова (1840). Первичные впечатления ученикам предлагается оформить в виде устных высказываний, в которых необходимо передать собственное отношение к живописи художника, высказывание должно содержать такие понятия, как «портрет», «композиция», «настроение», «колорит», «психологизм», «драматизм», «приметы времени».
После ответов на вопросы ученикам зачитывается фрагмент из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором представлен портрет Печорина: Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость <...> С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское <...> Благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства <... > Об глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впе-
чатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно-спокоен [11, т. VI, с. 243].
Ученикам предлагается охарактеризовать в портрете Печорина настроение, колорит, психологизм, драматизм, приметы времени, ответив на вопрос о том, что объединяет живописные портреты работы К.П. Брюллова с портретом Печорина, а также составить 2-3 высказывания, в которых была бы отражена идейная близость живописного и словесного портрета.
В диалоге с учителем учащиеся приходят к постановке проблемы исследования - интерес М.Ю. Лермонтова обусловлен как широкой популярностью К.П. Брюллова в 1830-х гг., так и общностью тематики их произведений. В этой связи с опорой на творческое наследие М.Ю. Лермонтова следует определить, в чем конкретно проявилось влияние живописного наследия К.П. Брюллова на художественный мир и саму личность поэта, а также выявить влияние полотен художника на эстетический идеал М.Ю. Лермонтова.
Ш. Исследовательский поиск. Исследовательский поиск проводится в три этапа:
1) реконструкция культурной жизни эпохи, основывающаяся на привлечении биографических сведений, мемуарных и эпистолярных свидетельств современников;
2) проведение параллелей в восприятии поэтом и художником исторических событий;
3) обобщение идеи обличения лицемерия в творчестве М.Ю. Лермонтова и К.П. Брюллова.
Этап 1. Реконструкция. Определяя живописную манеру М.Ю. Лермонтова, исследователи находили его картины близкими к работам К.П. Брюллова. Н.Н. Врангель в статье «Лермонтов-художник» писал: «Лермонтов ближе всего примыкает к Брюллову, то есть отражает, как и все дилетанты вообще, наиболее яркое и господствующее течение в искусстве» [4, с. 211].
Детали встречи М.Ю. Лермонтова и К.П. Брюллова известны по воспоминаниям М. Железнова (ученика художника): «Одна петербургская дама, узнав, что Брюллов очень интересовался видеть Л., вздумала сделать ему удовольствие, познакомить его с Михаилом Юрьевичем у себя за обедом. Первое свидание этих двух знаменитостей было последним. Физиономия поэта произвела на Брюллова глубокое неприятное впечатление, которое осталось на всю жизнь и, временами, довольно часто мешало ему восхищаться стихотворениями Л.» [13, с. 81]. Не исключено, что встреча М.Ю. Лермонтова с К.П. Брюлловым могла произойти в салоне Карамзиных, о котором вспоминает В.А. Соллогуб: «у них каждый вечер собирался кружок, состоявший из цвета тогдашнего литературного и художественного мира. Глинка, Брюллов, Даргомыжский, словом, что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный, милый,
высокоэстетический дом» [13, с. 348]. Интересен и тот факт, что в бумагах Лермонтова был найден сделанный им графический набросок мужского профиля, похожий на профиль К.П. Брюллова.
Один из учеников выступает с сообщением по статье Н.Н. Врангеля «Лермонтов-художник», в котором обращает внимание на попытку атрибуции Врангелем мужского портрета (предположительно К. Брюллова).
После сделанных сообщений ученики приходят к выводу о возможном личном знакомстве М.Ю. Лермонтова с К.П. Брюлловым.
Этап 2. Проведение параллелей. Учитель сообщает, что М.Ю. Лермонтов впервые упоминает имя К.П. Брюллова и его картину «Последний день Помпеи» в романе «Княгиня Литовская» (1836): «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость, картина Брюллова "Последний день Помпеи" едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили» [11, т. VI, с.164]. Почему «разбранили»? Поэт имеет в виду серию негативных откликов на картину, опубликованную во французских газетах. Газета Débats (май, 1834) обращает внимание на то, что «в этом произведении нет воодушевления, она оставляет зрителя холодным и невнимательным» [1, с. 503]. Однако на протяжении всего XIX в. не было ни одного художника, встреченного с таким восторгом, как К.П. Брюллов за картину «Последний день Помпеи».
Далее ученикам предлагается выполнить несколько заданий.
1. Составить 2-3 высказывания, в которых были бы отмечены особенности композиции, колорита, пространства картины. Получившиеся высказывания следует соединить в заметку о значении живописного полотна Брюллова.
2. На картине «Последний день Помпеи» большое значение отводится переднему плану изображения. Какова особенность композиции картины? Какие сюжетные сцены можно выделить? Какова их общая тематика?
3. Можно ли с подобным композиционным решением («множество картин на одном полотне») встретиться в творческом наследии Лермонтова? учитель зачитывает сравнение композиции романа «герой нашего времени» с особенностью построения «Последнего дня Помпеи» Брюллова, предложенное Ф.В. Булгариным: «Четвертая картина принадлежит к тому роду как Последний день Помпеи, не по сходству содержания, но по композиции, т. е. множество отдельных картин на одном холсте, и все отдельные картины приведены к одному знаменателю. На картине К.П. Брюллова знаменатель этот пылающий Везувий, истребляющий целое население города, а в картине г. Лермонтова знаменатель: ледяная душа Печорина» [3, с. 192].
На экране представлены две картины О.А. Кипренского с изображением Везувия - «Вид Везувия
в зимнее время» (1830) и «Читатели газет в Неаполе» (1831). Картины выполнены примерно в одно время с Карлом Брюлловым. Ученикам предлагается соотнести эти работы с картиной Брюллова и сделать вывод о значении символа пылающего или дымящегося Везувия, ответив на вопрос о том, какие приметы времени проявились в обращении художников и поэтов к этому символу.
В диалоге с учителем ученики приходят к следующему выводу: «В первой трети XIX века в России и в Западной Европе родилось ощущение неизбежности крупных общественных перемен, грозных исторических потрясений. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в России, движение карбонариев в Италии, польские восстания, июльская революция во Франции - все это говорило о неизбежном крушении старого мира. Гибель Помпеи в этом контексте исторических событий стала символом неизбежных потрясений и изменений в жизни народов, эсхатологическим сюжетом в поэзии и живописи» [19, с. 133].
М.Ю. Лермонтова особенно волновала тема, раскрытая в картине «Последний день Помпеи», поэту были близки эсхатологические мотивы, личность Наполеона, «стремившегося к всемогуществу и покорению всего мира» [11, с. 312], отношение к природе как «стихии, подвластной только воле Господа» [8, с. 134], интерес к духовной жизни человека, связанный с темой Страшного Суда. Учитель просит одного из учеников продекламировать заключительные строки из стихотворения «Смерть поэта».
Вопросы для диалога учителя с учениками:
- Что Вы можете сказать о настроении стихотворения?
- Как в прочитанном фрагменте отражена идея духовных ценностей нации?
- Какими качествами обладает Судия?
- Какие качества характеризуют убийц поэта?
Этап 3. Обобщение. В своем творчестве и М.Ю. Лермонтов, и К.П. Брюллов размышляли еще об одной исторической закономерности - обличение лицемерия. этот мотив в их творчестве появился неслучайно и обусловлен социальными явлениями эпохи: «война - время подвигов, отказа от провоцируемой светским обществом лживости человеческих отношений» [19, с. 134]. Ученикам предлагается рассмотреть портрет Ю.П. Самойловой работы К.П. Брюллова (другое название картины - «Маскарад») и оформить свои размышления о характере героини - ее внешнем и внутреннем облике.
Вопросы для диалога учителя с учениками:
1. В чем идея картины К.П. Брюллова «Маскарад»?
2. Как на картине К.П. Брюллова отражена идея о маскараде жизни?
3. Внимание учеников следует обратить на высказывание Г.К. Леонтьевой о картине: «Маскарад жизни - точка отсчета нравственных ценностей,
оказавшаяся родственной у великого нравоописате-ля Франции, у его ровесника - русского живописца Брюллова и у лучшего после гибели Пушкина поэта России» [10, с. 142]. В высказывании предлагается выделить слова-сигналы и с их помощью определить основную идею искусствоведа.
4. Ученикам предлагается соотнести с картиной фрагменты драмы (табл. 2).
Таблица 2 Пример сопоставления фрагмента драмы м.ю. Лермонтова «маскарад» с картиной К.П. брюллова «маскарад»
Фрагмент драмы «маскарад» Общее с картиной «маскарад»
Напрасно я ищу повсюду развлеченья. Пестреет и жужжит толпа передо мной... Но сердце холодно, и спит воображенье: Они все чужды мне, и я им всем чужой! [11, т. V, с. 190] Попытка сохранить в мире лжи независимость, пренебрежение к условностям, толпе
Весь этот пестрый сброд - весь этот маскарад Еще в уме моем кружится. И что же я там делал, не смешно ль!.. Давал любовнику советы, Догадки поверял, сличал браслеты. И за других мечтал, как делают поэты. [Там же, с. 370] Маскарад как грандиозное лицедейство, маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, кем он является на самом деле
В диалоге с учителем ученики приходят к следующему выводу: «Контраст жизни светского общества и недавнего героического прошлого послужил поводом к идее обличения лицемерия, центром произведений М.Ю. Лермонтова и К.П. Брюллова становится герой, окруженный лживым обществом» [18, с. 18].
IV. Рефлексия. В завершении проделанного исследования учащиеся должны сделать выводы по выполненной на уроке работе. Выводами могут стать ответ на обобщающие вопросы (Какие формы присутствия К.П. Брюллова и его художественного наследия можно увидеть в творчестве М.Ю. Лермонтова? В чем их особенности?).
Предложенная модель урока интеграционного типа демонстрирует, что разработка фундаментальных междисциплинарных модулей в школьной практике преподавания литературы сегодня актуальна. Междисциплинарный характер образования заставляет переосмысливать содержание образовательной и педагогической деятельности. Интеграция как современная форма фундаментальности образования в целом являет себя в качестве важного направления инновации.
Список литературы
1. Ацаркина Э.Н. К.П. Брюллов. М.: Искусство, 1963.
2. Брюллов К.П. Неизданные письма и документы для его биографии с предисловием и примечаниями М. Железнова. Женева, 1867.
3. Булгарин Ф.В. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова // Северная пчела. 1840. № 246. С. 982.
4. Врангель Н.Н. Лермонтов-рисовальщик // Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: в
5 т. Спб.: Разр. изящн. словесности при Имп. Академии наук, 1910-1913. Т. V. С. 210-217.
5. Доманский В.А. Литература в синтезе искусств: моногр: в 3 т. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна, 2010.
6. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Рус. слово, 2006.
7. Каркина С.В. Содержание и метод эстетического воспитания студентов вуза на основе интеграции искусств // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 24.
8. Киселева И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: моногр. М.: ИИУ МГОУ, 2017.
9. Колокольцев Е.Н. Развитие речи. 8-9 классы: русский язык, русская словесность, литература: произведения изобразительного искусства: учеб.-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
10. Леонтьева Г.К. Карл Брюллов. М.: Искусство, 1983.
11. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в
6 т. / ред. Н.Ф. Бельчиков, Б.В. Томашевский. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1954-1957.
12. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Его же. Избранные работы: в 3 т. Л.: Ху-дож. лит., 1987. Т. 3. С. 3-164.
13. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1989.
14. Малкина В.Я. «Пейзаж», «Натюрморт» и «Портрет» как заглавия лирических стихотворения // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2019. Т. 14. № 1-2. С. 186-205.
15. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: метод. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1994.
16. Плавинская Л.С. Междисциплинарные связи: литература и живопись (в рамках преподавания дисциплины «литература») // Научное обозрение. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2019. № 1-2. С. 134142.
17. Поташова К.А. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в дореволюционной гимназии: методика преподавания и методология изучения // Литература и история. XIX век: сб. науч. тр. к 85-летию МГОУ и 190-летию Дома Трудолюбия (Ели-
заветинского училища). М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 306-313.
18. Поташова КА. Влияние живописи на эстетический идеал русской литературы первой трети XIX века (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.
19. Поташова К.А. Образ «пылающего Везувия» в художественном мире А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.П. Брюллова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2(48). С. 133-137.
20. Савенкова Л.Г. Художественное событие -современная составляющая интегрированного полихудожественного обучения // Педагогика искусства. 2017. № 3. С. 48-54.
* * *
1. Acarkina E.N. K.P. Bryullov. M.: Iskusstvo, 1963.
2. Bryullov K.P. Neizdannye pis'ma i dokumenty dlya ego biografii s predisloviem i primechaniyami M. Zheleznova. Zheneva, 1867.
3. Bulgarin F.V. «Geroj nashego vremeni». So-chinenie M. Lermontova // Severnaya pchela. 1840. № 246. S. 982.
4. Vrangel' N.N. Lermontov-risoval'shchik // Lermontov M.Yu. Polnoe sobranie sochinenij: v 5 t. SPb.: Razr. izyashchn. slovesnosti pri Imp. Akademii nauk, 1910-1913. T. V. S. 210-217.
5. Domanskij V.A. Literatura v sinteze iskusstv: monogr: v 3 t. Spb.: S.-Peterb. gos. un-t tekhnologii i dizajna, 2010.
6. Zinin S.A. Vnutripredmetnye svyazi v izuche-nii shkol'nogo istoriko-literaturnogo kursa. M.: Rus. slovo, 2006.
7. Karkina S.V. Soderzhanie i metod estetiche-skogo vospitaniya studentov vuza na osnove integracii iskusstv // Mir nauki. 2017. T. 5. № 4. S. 24.
8. Kiseleva I.A. Tvorchestvo M.Yu. Lermontova kak religiozno-filosofskaya sistema: monogr. M.: IIU MGOU, 2017.
9. Kolokol'cev E.N. Razvitie rechi. 8-9 klas-sy: russkij yazyk, russkaya slovesnost', literatura: proizvedeniya izobrazitel'nogo iskusstva: ucheb.-na-glyadnoe posobie dlya uchashchihsya obshcheob-razovatel'nyh uchrezhdenij. M.: Drofa, 2010.
10. Leont'eva G.K. Karl Bryullov. M.: Iskusstvo, 1983.
11. Lermontov M.Yu. Sobranie sochinenij: v 6 t. / red. N.F. Bel'chikov, B.V. Tomashevskij. M.: L.: Izd-vo AN SSSR, 1954-1957.
12. Lihachyov D.S. Chelovek v literature Drevnej Rusi // Ego zhe. Izbrannye raboty: v 3 t. L.: Hudozh. lit., 1987. T. 3. S. 3-164.
13. M.Yu. Lermontov v vospominaniyah sovre-mennikov. M.: Hudozh. lit., 1989.
14. Malkina V.Ya. «Pejzazh», «Natyurmort» i «Portret» kak zaglaviya liricheskih stihotvoreniya //
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Slavyanskij mir v tret'em tysyacheletii. 2019. T. 14. № 1-2. S. 186-205.
15. Marancman V.G. Izuchenie literatury v 9 klasse: metod. posobie dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1994.
16. Plavinskaya L.S. Mezhdisciplinarnye svyazi: literatura i zhivopis' (v ramkah prepodavaniya dis-cipliny «literatura») // Nauchnoe obozrenie. Ser. 2: Gu-manitarnye nauki. 2019. № 1-2. S. 134-142.
17. Potashova K.A. «Skazka o rybake i rybke» A.S. Pushkina v dorevolyucionnoj gimnazii: metodika prepodavaniya i metodologiya izucheniya // Literatura i istoriya. XIX vek: sb. nauch. tr. k 85-letiyu MGOU i 190-letiyu Doma Trudolyubiya (Elizavetinskogo uchilishcha). M.: IIU MGOU, 2016. S. 306-313.
18. Potashova K.A. Vliyanie zhivopisi na este-ticheskij ideal russkoj literatury pervoj treti XIX ve-ka (A.S. Pushkin i M.Yu. Lermontov): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2015.
19. Potashova K.A. Obraz «pylayushchego Ve-zuviya» v hudozhestvennom mire A.S. Pushkina, M.Yu. Lermontova, K.P. Bryullova // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 6-2(48). S. 133-137.
20. Savenkova L.G. Hudozhestvennoe sobytie -sovremennaya sostavlyayushchaya integrirovannogo polihudozhestvennogo obucheniya // Pedagogika is-kusstva. 2017. № 3. S. 48-54.
Signs of the times in the works of M.Yu. Lermontov and K.P. Bryulov: interdisciplinary approach as a means of the organization of cognitive activity in literature classes
The article deals with the substantiation of the hypothesis of the topicality of using the interdisciplinary approach while learning literature in the context of literature point of view. There are defined the ways of the analysis of the cooperation of literature and other types of art used in the practice of teaching the Russian Literature. There is presented the model of the integrated Literature lesson devoted to studying the cooperation of the works of M.Yu. Lermontov and K.P. Bryulov, directed to the comprehension of the establishment of the poet's mastery and the revealing of the peculiarities of the systems of the artistic images.
Key words: M.Yu. Lermontov, K.P. Bryullov, literature, painting, interdisciplinary approach, artistic image.
(Статья поступила в редакцию 02.03.2020)
О Евдокимова О.В., Мячина Л.А., 2020
о.в. евдокимова, лл. мячина
(Санкт-Петербург)
Н. ЛЕСКОВ И П. ФЛОРЕНСКИЙ: смыслы ИКОНОСТАСА
Впервые проведен сопоставительный анализ цикла Н.С. Лескова «Праведники» и труда П.А. Флоренского «Иконостас». Установлено, что в своих художественных построениях автор XIX в. наследует поэтике иконописного образа, реализуя принцип «алтарной преграды». «Праведники» в существе своем являются «иконостасом русских святых», это соответствует замыслу писателя, изложенному в предисловии к циклу. Лесков предваряет те открытия в области эстетики иконы, которые Флоренский сделает в труде «Иконостас».
Ключевые слова: Лесков, Флоренский, «Иконостас», «Праведники», эстетика иконы, алтарная преграда, видение.
Тема «Лесков и Флоренский» не только заявлена, но и получила развитие в литературоведческой науке. Е.С. Шкапа в статье «Н.С. Лесков как предтеча П.А. Флоренского» [18] говорит даже о влиянии сюжетов и образов автора «Запечатленного ангела» на философию русской иконы, сложившуюся в трудах богослова.
Отметим и отрефлексируем другие важные наблюдения исследователя темы. В статье сообщается, что Флоренский рекомендовал своим детям читать произведения Лескова. Это знак признания писателя, поскольку в XIX и в первой половине XX в. создатель «Левши» не считался бесспорным классиком, которого можно советовать читать в образовательных и просветительских целях [7, с. 3-38]. Флоренский же вписывает произведения Лескова в определенный историко-литературный ряд - между А.Н. Островским и И.С. Тургеневым: «Читай по русской словесности Островского, Лескова, Тургенева; побольше и повнимательнее читай Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Баратынского, а когда подрастешь -Тютчева и Фета. Из иностран. писателей читай Шиллера, В. Гюго, Гофмана. Пушкина хорошо тебе читать в издан. Поливанова, прочитывая каждый раз объяснение» [15, с. 35]. В письме, посланном двумя месяцами позже, он повторяет: «При случае почитай Лескова, да и другим тоже будет полезно и интересно» [Там же, с. 60].