Научная статья на тему 'Примеры создания образа одаренной личности в кинематографе'

Примеры создания образа одаренной личности в кинематографе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
252
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ / КИНЕМАТОГРАФ / ОЗАРЕНИЕ / ОДЕРЖИМОСТЬ / СЦЕНИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Илюхин Никита Игоревич

Данная статья посвящена процессу создания образа одаренности личности в кинематографе. Рассмотрены основные приемы создания образа одаренной личности, отличающие ее от других персонажей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Примеры создания образа одаренной личности в кинематографе»

SCIENCE TIME

ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Илюхин Никита Игоревич Саратовский государственный социальноэкономический университет, г. Саратов

E-mail: tringla@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена процессу создания образа одаренности личности в кинематографе. Рассмотрены основные приемы создания образа одаренной личности, отличающие ее от других персонажей

Ключевые слова: одаренная личность, кинематограф, озарение, одержимость, сценический контекст.

Явление одаренности является сложным и комплексным явлением, включающим в себя культурологический, психологический и исторический аспекты. Одаренность как отличительная черта, присущая характеру и поведению личности в обществе еще не изучена. Более того, на данный момент не существует каких-либо явных факторов, регламентирующих отличие одаренной личности от неодаренной. Тем не менее, образ одаренной личности становится популярным в современной культуре. Наиболее ярко, на наш взгляд он представлен в кинематографе.

В последнее время образ одаренной личности (далее ОЛ) является одним из самых часто встречающихся образов в кинематографе. Сценаристы и режиссеры из разных стран выдвигают на роль главного героя новый психологический тип, разносторонне развитый, обладающий талантом во многих сферах деятельности, а иногда даже позиционирующийся как гениальный.

Безусловно, ОЛ является, прежде всего, «как бы» простым человеком, живущим в социальной среде, также как и любой другой персонаж. Но в тоже время в поведении ОЛ наблюдаются присущие только ей особенности, противопоставляющие ее другим персонажам. Эти особенности являются значимыми, поскольку они не только раскрывают образ героя, но и являются универсальными инструментами создания данного образа. В качестве ключевых поведенческих характеристик ОЛ мы выделяем моменты так называемого

озарения и проявления одержимости.

В исследованных нами фильмах все персонажи талантливы, как правило, в какой-то одной сфере деятельности: медицине, психологии, криминалистике, физике, поэзии и т. д. Что перед ним герой, наделенный каким-либо талантом, зритель понимает посредством особого построения сюжета или через отчетливо кинематографически выраженные моменты озарения: внезапного появления свежих идей, прояснения разума или открытия истины. Эти случаи системны и встречаются только у ОЛ. Зритель может наблюдать как вербальное, так и невербальное проявление данного приема.

Вербально озарения вст речают ся в виде быст рых повт оров тематического слова и всегда сопровождаются ярко выраженными невербальными проявлениями. Все они в совокупности создают отдельный целостный прием, поэтому мы будем рассматривать примеры, описывая проявление данных аспектов в одном контексте, а не разделять их по группам «вербальное-невербальное»:

1. - Хм... Да. Вы правы. Рейс 007 / Uh, yeah, you’re right, flight 007.

SH: Что вы сказали? / What did you say? [Взгляд пристально устремлен на собеседника. Шерлок задерживает дыхание]

- Вы правы / You’re right

SH: Нет, нет, нет. После этого, что Вы сказали? / No, no, no. After that, what did you say after that? [Герой нетерпелив и раздражен, он близок к эмоциональному взрыву] 007 Рейса 007 007 007 007 007 Должно быть что-то 007 007 007 007 Но что? / 007 007 007 007 007. Flight 007 007 007 007 007 Something 007 007 007 007What?

Герой повторяет данное тематическое слово снова и снова, пытаясь вспомнить, где он его слышал, и сопоставить факты, чтобы решить головоломку. [1]

2. Ф: Антонов никогда бы не купил себе такой дешевый арбалет. Арбалет - это статус такой же, как марка автомобиля, марка часов, внешность жены, порода собаки. - Он мог его кому-то подарить

Ф: Кому-то подарить, подарить тому, кто не выпускал бы его из рук ни день, ни ночь, например, сыну.

- Нет, у него не было детей

Ф: У него не было детей, у него не было детей, у него не было детей [Герой ходит по кругу в такт произносимым словам, мимика на лице выражает боль, произнося слово «детей», герой постоянно нагибается. Он раздражен, но предельно внимателен] [2]

У ОЛ озарение может проявляться в большей степени невербально, с отсроченной вербализацией. В данном случае герой показан в самом процессе открытия чего-либо или же в процессе непосредственного творчества. Процесс

озарения при этом более длителен.

1. Гениальный врач, Грегори Хаус, пытается спасти жизнь своим пациентам и поставить нужный диагноз, удаляется в свой кабинет, садится на пол или в кресло напротив стены и бросает об стену ручной мяч. Эти сцены имеют определенную продолжительность, чтобы зритель мог понять, что перед ним разворачивается мыслительный процесс, и герой через несколько минут сможет сделать то, что не удалось ни одному известному в мире врачу: поставить правильный диагноз и спасти жизнь больному. [3]

2. В конце фильма «Амадей» есть сцена, в которой показано, как гениальный композитор сочиняет свой шедевр «Реквием». Умирающий Моцарт лежит на кровати, напротив него сидит Сальери и пишет музыку под его диктовку, поскольку Моцарт физически очень слаб. Моцарт напевает партию каждого инструмента. В глазах у него отражается нетерпение, взгляд хаотично пробегает по предметам интерьера. Глаза то широко раскрыты, то полностью закрыты. Когда композиция полностью записана, Моцарт с улыбкой засыпает. [4]

Другим ключевым инструментом создания образа ОЛ является проявления одержимости. Она является стартером развития всех существующих конфликтов в кинофильме, механизмом воплощения некоторых режиссерских приемов, непосредственно влияющих на формирование у зрителя симпатии к главному герою и восприятие героя зрителем.

С одной стороны, одержимость оправдывает некоторые поступки ОЛ, поскольку герой творит благо и вершит историю: создает шедевры искусства, исцеляет больных, находит и карает преступников, изобретает новые научные теории.

С другой стороны, одержимость является одной из главных причин возникающих противоречий героя с окружающей действительностью. ОЛ не может вести образ жизни стандартного человека, поскольку все его мысли, все стремления направлены на разрешение той или иной проблемы, связанной с его призванием. Следовательно, одно из основных настроений ОД - одиночество. Образовывается стена недопонимания между миром и главным героем. ОЛ становится «лишним человеком», несмотря на свою значимость для истории.

Одержимость ОЛ может проявляться вербально, посредством реплик главного героя, в которых он описывает свое состояние, или реплик других персонажей, обсуждающих влияние одержимости на жизнь героя:

1. Ты права, я не ищу себе оправданий. Мне просто нужно писать. Писать, чтобы получалось. Я так живу. В этом мой смысл! [З]

2. M: [стук в дверь] Я занят!!! / I’m busy!!! [смотрит в окно и не реагирует на стук]

-[по-прежнему за закрытой дверью] Долг зовет. Я пыталась тебе

дозвониться открывай дверь /Duty cal. I’ve been trying to catch you on the phone, open the door [стук продолжается]

Патрик подходит к двери и открывает ее. Лисбон и Патрик проходят мимо стены, на которой висит внушительных размеров доска, полностью покрытая листами с записями, заметками и фотографиями

- Доска поможет поймать тебе Красного Джона?/ Does that board have you any closer to catching Red John?

M: Я не знаю, но меня все время отрывают, мне нужна полная тишина Лисбон, неделю. Будь так добра /1 don't know. I keep getting interrupted. What I need is radio silence, Lisbon, for a week. [б]

Одержимость ОЛ может проявляться невербально. Это достигается за счет жестов и мимики главного героя. Немаловажную роль здесь играет режиссерский аспект. Невербально одержимость проявляется исключительно в тех случаях, когда поведение ОЛ помещено в сценический контекст. Под сценическим контекстом понимаем совокупность предметов или элементов быта и спецэффектов, располагающихся на сценической площадке и

взаимодействующих с героем таким образом, при котором происходит

о -

воздействие на зрителя, осуществляемое в рамках режиссерского замысла. Вырванная из данного контекста ситуация не будет однозначно расцениваться как проявление одержимости:

1. Герой просыпается, резко встает с постели и идет к столу. За окном идет дождь, на улице светло. Герой быстро садится за стол, берет чистый лист и вставляет его в печатную машинку. На столе беспорядок: повсюду исписанные листы, некоторые скомканы, несколько недопитых бутылок с алкоголем, несколько пустых стаканов. Все движения героя резки, он закуривает сигарету и начинает быстро печатать, взгляд быстро переходит с листка на клавиши печатной машинке [7].

2. Главный герой находится в своей лаборатории. На столе склянки и колбы, некоторые из них пустые, в некоторых имеется жидкость. На герое -носит защитный халат и медицинские перчатки. Он достает пинцетом из пластиковой коробки кусок материи и начинает внюхиваться в него. Герой сконцентрирован, скрупулезен, он не замечает, как в лабораторию заходит его сын. При этом герой повторят снова и снова слово «инсулин». На экране зритель может увидеть анимацию запаха, представленную в виде белого дыма, распространяющегося хаотично по нижней части экрана, а также нарисованный шприц. Наконец, герой замечает сына, быстро поворачивается к нему и говорит: « Я же просил не заходить в лабораторию, тем более, когда я работаю. Это что, так сложно понять?!» После этих слов герой пытается снова приняться за работу, но уже не может получить информацию. Он резко бросает кусок материи на стол, лицо выражает гнев. [в]

SCIENCE TIME

Итак, мы можем сказать, что в кинематографе на данный момент на первый план выдвигается новый психологический тип личности, обладающей талантом во многих сферах человеческой деятельности. При создании образа данного типа героя авторы используют универсальные инструменты, наделяя личность свойственными только ей характеристиками, недоступными другим персонажам.

Литература:

1. A Scandal in Belgravia // Sherlock. - The UK, 2010

2. 1 Сезон. 1 Серия // Метод Фрейда. - Россия, 2013

3. House, M.D. - USA, 2004-2012

4. Amadeus // directed by Milos Forman. - USA, Orion Pictures, 1984

5. Высоцкий. Спасибо, что живой // режиссер Пётр Буслов. - Россия, Дирекция кино, 2011

6. Red and Itchy // The Mentalist. - USA, 2008

7. In Utero // Californication. - USA, 2007

8. 7 Серия //Нюхач. - Украина, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.