Научная статья на тему 'Примеры применения интерактивных методов обучения по дисциплине «МСФО»'

Примеры применения интерактивных методов обучения по дисциплине «МСФО» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожнова О.В.

В статье рассмотрены вопросы использования интерактивных методов для наиболее эффективного обучения дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности». В качестве одной из возможных форм интерактивного обучения бакалавров и магистров предложены конкретные ролевые игры, для которых выбраны профессиональные ситуации, также проанализированы основные этапы проведения ролевых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Примеры применения интерактивных методов обучения по дисциплине «МСФО»»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 657.1

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МСФО»

О. В. РОЖНОВА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов предприятия E-mail: rognova@mail. ru Московский государственный машиностроительный университет

В статье рассмотрены вопросы использования интерактивных методов для наиболее эффективного обучения дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности». В качестве одной из возможных форм интерактивного обучения бакалавров и магистров предложены конкретные ролевые игры, для которых выбраны профессиональные ситуации, также проанализированы основные этапы проведения ролевых игр.

Ключевые слова: интерактивная модель обучения, Международные стандарты финансовой отчетности, ролевые игры, моделирование профессиональной ситуации.

Второе десятилетие ХХ в. характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), переосмыслением и пересмотром их концептуальных основ и многих правил, а с другой — все более широким использованием МСФО в нашей стране. В связи с этим для России важным вопросом является вопрос подготовки высококвалифи-

цированных кадров в области МСФО, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро. Сложность преподавания дисциплины «МСФО» обусловлена многими причинами, среди которых следует выделить следующие: МСФО создаются на английском языке, и, хотя имеется официальный перевод самих стандартов на русский язык, много сопутствующих документов не переводится, что затрудняет проникновение обучающимися в глубины предмета; пока еще остаются значительные отличия российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) от МСФО (например: наличие в РСБУ единого плана счетов; распространенность в РСБУ ориентации на юридическую сторону явлений и событий, а не на их экономическую сущность; ограниченность применения в РСБУ по сравнению с МСФО профессионального суждения; весьма редкое использование в РСБУ информации, генерируемой на рынках); в российских вузах на дисциплину «МСФО» предусмотрен не слишком большой объем часов. Полагаем, что для обеспечения

высокого качества преподавания дисциплины «МСФО» необходимо задействовать интерактивную модель обучения.

Данная модель предполагает взаимодействие как преподавателя со студентами, так и студентов между собой в процессе обучения. Интерактивная модель включает в себя различные формы обучения, в том числе такие, как ролевые игры и моделирование профессиональных ситуаций. Считаем наиболее эффективным для обучения дисциплине «МСФО» объединить две эти формы в рамках одного занятия.

Ролевые игры должны охватить сферу финансовой отчетности: для бакалавров — на уровне, который мы условно предлагаем назвать практическим; для магистров — на уровне, условно определяемом как теоретический.

Для бакалавров предлагаются следующие ролевые игры:

1. Взаимодействие непосредственных составителей отчетности (бухгалтеров) и менеджеров предприятия.

2. Взаимодействие непосредственных составителей отчетности и аудиторов.

3. Взаимодействие непосредственных составителей отчетности и программистов (представители компаний, создающих программное обеспечение процесса учета и формирования отчетности).

В первой игре интересными, на наш взгляд, сценариями будут такие, как установление и пересмотр сроков использования основных средств, методов амортизации; определение ценности использования при проверке активов на обесценение. Во второй игре — проверка аудиторами информации, использованной предприятием для установления справедливой стоимости объектов, выполнение требований стандартов в отношении раскрытий информации; правильность изменения учетной политики и отражение в отчетности этих изменений. В третьей игре — разработка требований составителями отчетности в отношении учета внутренних операций между компаниями группы; разработка программ для трансформации отчетности; предложения программистов по совершенствованию процесса учета для быстрого закрытия.

В перечень «магистерских» игр целесообразно включить:

4. Взаимодействие составителей отчетности и внутренних аудиторов.

5. Взаимодействие менеджеров предприятия (включая бухгалтеров) и пользователей отчетности.

6. Взаимодействие составителей правил отчетности и пользователей.

7. «Взаимодействие» пользователей отчетности с отчетностью (в разрезе групп пользователей).

Для четвертой игры можно предложить следующие сценарии: выявление внутренними аудиторами методических ошибок, допущенных составителями отчетности, обсуждение этих ошибок и мер по их предупреждению с составителями отчетности; совместная разработка внутренними аудиторами и составителями отчетности предложений по установлению и изменению учетной политики предприятия; проверка внутренними аудиторами правильности вынесения составителями отчетности профессиональных суждений.

Для пятой игры, на наш взгляд, уместны такие сценарии, как подготовка пользователями отчетности вопросов по отчетности предприятия; обсуждение менеджеров и пользователей отчетности предприятия, включая ответы менеджеров на вопросы пользователей по отчетности; разработка пользователями отчетности пожеланий к отчетности предприятия.

Сценарии шестой игры предполагают: подготовку пользователями критических замечаний по правилам отчетности (с соответствующим обоснованием и примерами из практики); подготовку ответов составителей отчетности на эту критику; совместную разработку возможных изменений правил отчетности.

К сценариям седьмой игры могут быть отнесены такие, как расчет на основании отчетности различных показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, результаты его деятельности; составление прогнозов развития предприятия на основании отчетности; определение перспектив сотрудничества с предприятием. При этом у каждой группы пользователей будут особые интересы в отношении предприятия, соответственно студенты должны быть готовы к тому, чтобы получить из отчетности ответы именно на те вопросы, которые волнуют ту группу пользователей, которую они представляют в данной игре. Так, например, пользователи, представляющие

интересы экологических организаций, будут анализировать резервы, созданные организацией в связи с нанесением ущерба природной среде, или выяснять причину несоздания подобных резервов и подобные вопросы, связанные с экологией.

Таким образом, всего предлагаются семь игр, из них три — для бакалавров и четыре — для магистров. Шестая игра предполагает хорошую теоретическую подготовку магистров по изучаемому курсу, которая позволит им понимать причины выбора тех или иных правил формирования отчетности, а также влияние этих правил на показатели отчетности.

Реализация каждой ролевой игры предполагает подготовку преподавателем сценария, причем в ряде случаев сценарий может иметь особенности, связанные уже с используемой в игре профессиональной ситуацией.

Проведение игры предполагает разделение группы студентов на подгруппы (5—7 человек), представляющие: непосредственных составителей отчетности; менеджеров предприятия (кроме составителей отчетности); пользователей отчетности; аудиторов (внешних); программистов (такая группа должна образовываться только для одного (двух) занятий). Для магистров, помимо этих подгрупп, считаем необходимым выделять отдельную подгруппу, представляющую внутренних аудиторов. В магистерской седьмой игре в идеале подразумевается образование не просто группы «пользователи» отчетности, а выделение таких их подгрупп, как инвесторы действующие; инвесторы потенциальные; инвесторы стратегические; аналитики; представители государственных органов (прежде всего — Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации); представители фондовых бирж; кредиторы; сотрудники; поставщики; покупатели. Целесообразно также внутри подгруппы инвесторов (как действующих, так и потенциальных) выделять стратегических инвесторов. При успешной работе студентов можно выделить и другие подгруппы пользователей отчетности. Но следует помнить, что в центре игры — профессиональная ситуация, относящаяся именно к отчетности.

Соответственно игра должна быть нацелена на работу с отчетностью, и все, что происходит в игре, должно рассматриваться и оцениваться в этом аспекте.

Каждый студент в течение курса обучения должен исполнить роль представителя всех перечисленных подгрупп, т. е. «побыть» и бухгалтером, и менеджером, и аудитором, и инвестором, и представителем государственных органов, и т. д.

В результате в любой игре должно происходить активное взаимодействие студентов друг с другом. Преподаватель выполняет следующие действия (этапы):

1) готовит содержание игры, моделирует профессиональную ситуацию, при необходимости вводит в профессиональную ситуацию новые условия;

2) оказывает студентам индивидуальную помощь (которую можно охарактеризовать как «направляющую поддержку»);

3) оценивает работу студентов в игре по разработанным параметрам.

Все перечисленные действия важны и вместе создают комплекс, которым и характеризуется деятельность тьютора, основная цель которой состоит в передаче профессионального опыта для выработки у студентов необходимых компетенций.

Рассмотрим более подробно выделенные этапы, отметив, что они представлены нами достаточно обобщенно, хотя их можно и детализировать, увеличив их число.

Для работы на первом этапе предлагается использовать перечисленные выше игры, а также выбрать профессиональные ситуации. Профессиональная ситуация предполагает работу с различной информацией, представленной в различных источниках. Прежде всего, студентам необходимо работать с:

— документами МСФО (концепция, стандарты, интерпретации и другие документы, выпускаемые Советом по МСФО;

— условными (при возможности, реальными) внутренними документами компании, касающимися не только процесса учета, но абсолютно всей ее деятельности;

— реальной финансовой отчетностью компаний, размещенной в Интернете, международными стандартами аудита (МСА);

— реальной информацией с различных рынков (товарных, фондовых) и прочей информацией (как реальной, так и условной).

При разработке преподавателем профессиональной ситуации необходимо ориентироваться на решение задачи обучения студента практическому применению полученных знаний и приобретению профессиональных навыков, а именно: выработки у студентов способности оптимальным образом собирать и анализировать новую уместную для ситуации информацию; «видеть» за цифрами отчетности реальное положение предприятия; делать прогноз его будущего; находить в работе бухгалтеров ошибки и исправлять их; доказывать аудитору правильность выбранной предприятием позиции по различным учетным вопросам; находить в отчетности «слабые» места; понимать, каким образом правила формирования отчетности влияют на результаты деятельности предприятия и его имидж; хорошо представлять интересы различных групп пользователей отчетности и конфликт их интересов на поле учета и отчетности.

Полагаем, что профессиональными ситуациями, отвечающими указанной задаче, прежде всего, являются следующие пять:

1. Проверка на обесценение активов.

2. Создание резервов.

3. Раскрытие информации о связанных сторонах.

4. Признание выручки.

5. Определение периметра консолидации.

Аргументы в пользу данных профессиональных ситуаций сформулированы нами в таблице. Мы перечислили в таблице1 далеко не все возможные аргументы, но те, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми. Приведенные в таблице профессиональные ситуации многоплановые, предполагающие знание многих тонкостей, заставляющие думать, выбирать, сопоставлять факты, находить информацию.

Безусловно, преподаватель может выбрать любую, на его взгляд, наиболее необходимую для обучения профессиональную ситуацию, но, полагаем, что именно указанные выше ситуации дают наибольший простор для творчества студентов,

1 Вид таблицы обусловлен тем, что некоторые аргументы имеют отношение сразу к нескольким профессиональным ситуациям.

появления у них новых идей, раскрытия своего научного потенциала и лидерских качеств.

На втором этапе преподаватель активизирует обсуждение сложных и дискуссионных вопросов, возникающих в процессе игры. Он может проводить обсуждение в одной из интерактивных форм: «Займи позицию», которая подразумевает формулирование студентом возникших в ходе дискуссии различных позиций и обоснование приоритетной (по его мнению), либо предлагаемую нами форму «Продвинь позицию», означающую формулирование собственной позиции, ее преимуществ и недостатков, и сделать попытку склонить других студентов к принятию этой позиции в ходе дискуссии.

На третьем этапе преподаватель оценивает работу студентов в игре. Для оценки преподавателем могут использоваться различные варианты, позволяющие выявить студентов, сумевших приобрести практические навыки и соответствующие компетенции. Оценка может проводиться по балльной системе, в которой баллы могут даваться как за определенные правильные действия, сообразно исполняемой роли, так и за активность, лидерство, умение работать в команде и т. п. Баллы должны быть предусмотрены за новые идеи (не бессодержательные и не абсолютно бредовые2).

Наиболее важным, с нашей точки зрения, является следующее предложение по осуществлению ролевой игры. Целесообразно, чтобы ее проводили два преподавателя: если игра предполагает взаимодействие составителей отчетности и аудиторов, то востребованы преподаватели МСФО и аудита, если взаимодействие пользователей отчетности с отчетностью, то — преподаватели МСФО и анализа, и т. д. Это позволит, во-первых, наилучшим образом организовать направляющую поддержку студентов; во-вторых, обеспечит так необходимое для эффективной организации учебного процесса взаимодействие между преподавателями различных дисциплин (во многих случаях работающих на разных кафедрах), позволит им на практике увидеть плоды своей деятельности в русле решения общей зада-

2 Преподаватель должен бережно подходить к новым идеям в учетной сфере, которые могут появиться в процессе игры или ее осмысления у студентов. Как известно, новое часто выглядит безумством.

Аргументы выбора для ролевых игр пяти профессиональных ситуаций

Аргументы выбора ситуации Профессиональная ситуация

1 2 3 4 5

Необходимость собрать значительный объем различной информации, как внутренней, так и внешней, — использовать данные управленческого учета и рынка х х х х х

Необходимость рассчитать различные виды оценок, в том числе справедливую стоимость по методике, установленной в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» х х

Дает возможность приобрести навык выделения единицы, генерирующей денежные средства х — — — —

Дает возможность приобрести навык вынесения профессионального суждения х х х х х

Заинтересованность всех групп, которые выше было предложено выделить, в результатах отражения в отчетности данной операции х х х х х

Значительное влияние данной операции на финансовое положение отдельного предприятия и на экономику страны (мира) в целом, а также на возможность прогнозировать и упреждать кризисные явления х х х х х

Дает возможность научиться достижению таких качественных характеристик отчетной информации, как правдивое представление, уместность, проверяемость х х х х х

Дает возможность научиться правильно использовать принципы*:

— соответствия доходов и расходов х х — х —

— осмотрительности х х — х —

— приоритета содержания над формой х х х х х

— нейтральности х х х х х

— существенности х х х — —

Дает возможность выделения для игры всех указанных выше подгрупп** х х х х х

* Показаны только наиболее значимые для данной профессиональной ситуации принципы.

** Могут быть выделены подгруппы: бухгалтеры; внутренние аудиторы; внешние аудиторы; менеджеры предприятия; инвесторы (действующие и потенциальные); аналитики; представители государственных органов; кредиторы; сотрудники; поставщики; покупатели; программисты.

чи — подготовки профессионала. Полагаем, что практическая реализация междисциплинарного подхода к изучению бухгалтерско-экономических дисциплин весьма актуальна.

В предложенной форме интерактивного обучения МСФО мы видим много проблем. Одна из них заключается в том, что не все магистры пройдут соответствующее обучение на бакалавра, т. е. им придется начать сразу с магистерских ролевых игр, пропустив ролевые игры для бакалавров, что, на наш взгляд, затруднит процесс обучения. Еще одна проблема состоит в том, что, как нам сейчас представляется, студент к началу игры уже должен иметь определенные знания по целому ряду предметов: теории бухгалтерского учета, аудиту, анализу, экономике и т. п., в связи с чем возникает вопрос: может ли студент, имеющий тройки по подобным дисциплинам, участвовать в ролевой игре с пользой, прежде всего, для себя, но и для коллектива также (других студентов)? Но, может быть, именно участие в ролевой игре сможет изменить его отношение к профессии и

учебе. Проблемой также остается уровень подготовки преподавателя к проведению ролевой игры, а также его умение выступить в роли и организатора, и, когда надо, стороннего доброжелательного наблюдателя, не заканчивающего игру «двадцатью двойками». Возможно, вкладыш к диплому должен включать не только курсовые работы, но ролевые игры. И, конечно, всегда будет вопрос: кого назначить главным бухгалтером? Сомнительно, чтобы за семестр все студенты успели побывать в этой роли — давать ли эту роль отличникам или, наоборот, постараться заинтересовать двоечников возможностью почувствовать себя самым главным. Важная проблема состоит в выборе преподавателем варианта условной информации или реальной информации. Условные данные преподаватель может придумать и предоставить студентам для игры, реальные данные они предварительно должны будут собрать сами, поиск может быть осуществлен предварительно, т. е. до игрового занятия. У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы. Безусловно, остаются

различные технические проблемы по организации игры, но, на наш взгляд, все они преодолимы.

В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример игры.

Роли — бухгалтеры, аудиторы, менеджеры предприятия.

Ситуация: российская компания может получить кредит. Преподаватель предлагает рассмотреть несколько вариантов условий кредита, различающихся размером выплат, сроком действия кредита и т. п. Бухгалтерам необходимо определить, каким образом каждый вариант повлияет на информацию отчетности.

Для этого бухгалтеры (бухгалтер) должны подготовить: учетную политику для отражения кредита; запрос информации, которая будет необходима для правильного отражения кредита.

Менеджеры, к которым обратятся бухгалтеры, должны собрать необходимую информацию по их запросу, а также разработать положения стратегии предприятия, которые будут иметь отношение к данному кредиту, обосновать требования к условиям кредита.

Должно быть проведено совместное обсуждение бухгалтерами и менеджерами вариантов кредита и выбран наилучший из них.

Бухгалтеры должны отразить выбранный вариант кредита в отчетности, сделать соответствующие раскрытия.

Аудиторы должны проверить правильность работы бухгалтеров по отражению кредита, подтверждая свои действия правилами МСА, а затем составить фрагмент аудиторского заключения в отношении отражения кредита.

Сложными моментами в данной игре, скорее всего, будут следующие:

— решить вопрос об отражении затрат, связанных с получением кредита, аудиторы обязательно должны проверить правильность учета данных затрат;

— получение данных о рыночной ставке по подобным кредитам;

— расчет влияния различных вариантов кредита на показатели отчетности (сроки платежей, суммы платежей, ставки процентов и др.).

Особое внимание необходимо будет уделить расчету ставки внутренней доходности по кредиту и ее сравнению с рыночной ставкой, для определения которой бухгалтеры могут обратиться к менеджерам. Возможно введение в игру «менеджеров банка», соответственно, менеджерам предприятия будет необходимо доказать менеджерам банка высокое качество отчетности своего предприятия, необходимые консультации им должны дать бухгалтеры. Для усложнения игры может быть предложена ситуация с кредитом в иностранной валюте.

Список литературы

1. Анацкая А. Г. Интерактивные методы обучения // Инновационное образование и экономика. 2012. Февр. URL: http://www. journal. omeconom. ru/index. php/2011-05-13-07-57-20/65-2012-02-2704-00-38.

2. Дымент Т. Л. Личностные факторы эффективности использования инновационных методов в образовании // сб. материалов международной научно-практической конференции «Инновационные методы в образовании». М.: РИПО ИГУМО, 2008. С. 21—27.

3. Зельдович Б. З. Роль активных методов в интенсификации учебного процесса // сб. материалов международной научно-практической конференции «Инновационные методы в образовании». М.: РИПО ИГУМО, 2008. С. 32—40.

4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

5. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. URL: http://www2.asu. ru/cppkp/index. files/ucheb. files/ innov/Part1/chapter1/1_2.html.

6. Макарова Е. Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса. URL: http://www. smtueco. ru/en/items/interactive-forms-of-learning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Международные стандарты финансовой отчетности. URL: http://www. consultant. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.