ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ MATERIAL PROCESS ENGINEERING
ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online) УДК 669:662.9:658.512 DOI: 10.18503/1995-2732-2022-20-2-53-61
ПРИМЕР МИНИ-ЗАВОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ ВТОРИЧНОЙ СТАЛИ
Ишметьев М.Е., Назаров Д.А., Левандовский С.А., Моллер А.Б., Тулупов О.Н.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия
Аннотация. Актуальность. На сегодняшний день, несмотря на замедление роста потребления стали в год, ведется развитие идеи металлургического мини-завода. Цель работы. Разработка концепции металлургического мини-завода, использующего в качестве сырья вторичную сталь. Используемые методы. В статье представлен обзор состояния мини-заводов в Российской Федерации и в мире, а также классификация данных предприятий. Проведена разработка концепции мини-завода. В ходе выполнения работы было решено выбрать старогодные рельсы в качестве сырья, а продукцию составит арматурная сталь и/или мелющие шары. Была рассмотрена технология производства с выделением следующих операций: нагрев рельсов под перекатку, перекатка рельсов в заготовку и прокатка в готовую продукцию. Были проанализированы несколько типов нагрева, после чего на основе критериев выбран наиболее благоприятный, для которого была разработана технологическая схема с указанием её особенностей. Перекатка рассматривалась при наличии процесса предварительного разделения рельса на 2 или 3 части. Был расписан участок прокатного стана, его состав и технические характеристики. Результат. На основе данных была спроектирована предварительная схема промышленной площадки под указанный мини-завод с указанием расположения оборудования. Практическая значимость. Полученная технологическая линия является высокоэкологичной, поскольку в качестве основного источника энергии используется электрический ток с ГЭС, а также не используется технология вторичной переплавки лома. Разработанная технология обладает благоприятной перспективой внедрения при нынешних экономических условиях, особенно для областей, имеющих высокое содержания железнодорожного полотна на своей территории.
Ключевые слова: арматурная сталь, вторичная сталь, индукционный нагрев, мелющие шары, мини-завод, прокатка, рельсовая сталь, старогодные рельсы.
© Ишметьев М.Е., Назаров Д.А., Левандовский С.А., Моллер А.Б., Тулупов О.Н., 2022
Для цитирования
Пример мини-завода с использованием в качестве сырья вторичной стали / Ишметьев М.Е., Назаров Д.А., Левандовский С.А., Моллер А.Б., Тулупов О.Н. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2022. Т. 20. №2. С. 53-61. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2022-20-2-53-61
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
AN EXAMPLE OF A MINI-PLANT USING SECONDARY STEEL AS A RAW MATERIAL
Ishmetev M.E., Nazarov D.A., Levandovskiy S.A., Moller A.B., Tulupov O.N.
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia
Abstract. Relevance. Today, despite the slowdown in the consumption growth per year, the ideas of a metallurgical mini-plant continue their development. Objective. The research is aimed at developing the concept of the metallurgical mini-plant using secondary steel as a raw material. Methods Applied. The paper presents an overview of the state of mini-plants in the Russian Federation and in the world, as well as the classification of these factories. The research provides for development of the idea for the mini-plant. In the course of the research, it was decided to choose used rails as raw materials, and the products would include reinforcing steel and/or grinding balls. The manufacturing process under consideration included the following operations: heating rails for rerolling, rerolling rails into a billet and rolling billets into finished products. Several heating types were analyzed, and the most favorable one was selected subject to the criteria. A process flow chart was developed for such heating type, indicating its special features. Rerolling was considered with a process of rail separation into 2 or 3 parts. There was a schedule of the rolling mill section, its composition and technical characteristics. Result. The data were used to design a preliminary equipment layout at the industrial site for the specified mini-plant. Practical Relevance. The resulting production line is highly environmentally friendly, because electric current from hydroelectric power stations is used as a main source of energy, and the technology of secondary scrap remelting is not used. The developed technology has a favorable prospect of implementation in the current economic conditions, especially for areas with many railroad tracks.
Keywords: reinforcing steel, secondary steel, induction heating, grinding balls, mini-plant, rolling, rail steel, used rails. For citation
Ishmetev M.E., Nazarov D.A., Levandovskiy S.A., Moller A.B., Tulupov O.N. An Example of a Mini-Plant Using Secondary Steel as a Raw Material. Vestnik Magnitogorskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2022, vol. 20, no. 2, pp. 53-61. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2022-20-2-53-61
Введение
Последние пять лет в металлургической отрасли наблюдаются следующие тенденции: медленный рост потребления стали в год, в среднем до 3%, несмотря на произошедшее в 2021 году увеличение до 13%, загруженность мощностей по производству продукции от 70 до 80%, а также снижение капиталовложений. Поэтому как производители металлопродукции, так и производители металлургического оборудования ищут пути адаптации к ситуации.
В последнее время наблюдается ориентирование на технологии производства в условиях мини-заводов, что было подтверждено на четвертой конференции компании Danieli «Fourth Danieli Innovaction Meeting», проведённой с 3 по 5 октября 2017 года в Италии [1, 2].
Мини-заводы: определение и классификация
Мини-завод - формат металлургического предприятия, характеризующийся следующими особенностями: небольшие размеры (географи-
ческие площади), небольшой сортамент продукции, ориентирование на реализацию продукции в регионе расположения.
На сегодня в области мини-заводов итальянская компания Danieli зарекомендовала себя в качестве надёжного партнёра [2]. Среди запущенных компанией заводов за последние пять лет можно отметить: мини-завод компании «Commercial Metals Co» (США) с производительностью до 500 тыс. т/год, мини-завод компании Grupo Simec (Мексика) с производительностью до 600 тыс. т/год и мини-завод компании POSCO SS-Vina (Вьетнам) с производительностью до 1,8 млн т/год, два микрозавода компании Taybah Group (Пакистан) с суммарной производительностью до 1 млн т/год, компания Aceria de Angola в Барра до Данде (Ангола) с микрозаводом производительностью 300 тыс. т/год, компания Mass Global Investment (Ирак) с мини-заводом производительностью до 1 млн т/год и др.
Мини-заводы, находящиеся на территории Российской Федерации: Абинский электрометаллургический завод ООО «АЭМЗ» с производи-
тельностью до 1,2 млн т/год, Тюменский металлургический завод «Электросталь Тюмени» с производительностью 550 тыс. т/год, Нижнесер-гинский метизно-металлургический завод (г. Рев-да, Свердловская область) с производительностью 2 млн т/год, металлургический завод ОАО «Амурсталь» (г. Комсомольск-на-Амуре) с производительностью до 2,2 млн т/год, Ашинский металлургический завод с производительностью до 1,3 млн т/год. В данных примерах мини-заводов, кроме последнего, производят арматуру, катанку, угловой прокат, на Ашинском заводе производят тонкий и толстый лист, а также ленту [3].
Существует два способа классификации мини-заводов: по составу оборудования данного предприятия и по объёму производства (табл. 1 и 2). [4, 5].
Таблица 1. Классификация мини-заводов по составу
оборудования Table 1. Classification of mini-plants by a composition of equipment
Таблица 2. Классификация мини-заводов по объёму
выпускаемой продукции Table 2. Classification of mini-plants by production volume
Несмотря на переизбыток мощностей, плавный рост производства продолжается, что связано с желанием участников рынка самостоятельно обеспечить свой регион продукцией. В усло-
виях экспансии китайских товаров и введения ограничений на ввоз поддержка локальных производителей существенно возрастает. Сейчас экономики разных стран стараются поддержать локальных участников рынка металлургии.
В странах бывшего СССР (в частности, Российская Федерация, Украина, Казахстан) до недавнего времени развитие концепций и создание металлургических мини-заводов было существенно замедлено. Данная ситуация может быть объяснена последствиями распада СССР в 1990-е годы и впоследствии ухудшением экономической ситуации в мире после кризиса 2008 года [6].
Создание мини-заводов для производства сортового или специального проката является одним из направлений развития. Данные предприятия относятся к малотоннажным специализированным производствам и позволяют удовлетворить региональные потребности в прокате для строительного назначения [7].
Распространение мини-заводов приводит к росту потребности в ломе. Для некоторых мини-заводов используется передельный чугун и перспективное железо прямого восстановления (ЖПВ). С сырьевой точки зрения в РФ есть хорошие перспективы развития технологии производства ЖПВ ввиду наличия существенных запасов природного газа и железной руды.
Мини-заводы укрепляют региональную экономику, а конкуренция между ними является стимулом для развития и совершенствования технологий. Как правило, ниши экономики, где существуют возможности и потребности, достаточно быстро заполняются.
Разработка концепции передельного мини-завода
В последние десятилетия увеличивается число производств, использующих вторичную сталь как источник сырья, как, например, мини-завод по производству труб из отслуживших свой срок автопокрышек [8]. Рассмотрим один из таких примеров - разработка технологии для передельного мини-завода, реализующего технологию переработки старогодных железнодорожных рельсов в мелющие шары и арматурную сталь для условий работы в Иркутской области. Технология разработана на основе методик и подходов развивающихся на кафедре ТОМ (технологий обработки материалов) ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».
Группа Характеристики
Усечённые Полупродукт производится в виде литых заготовок
Передельные Полупродукт в конечном виде производится без выплавки на территории завода
С полным циклом Выплавка и последующая обработка стали
Группа Производительность, тыс. т/год Стратегия развития
Нано- завод 40-230 Фиксация определённого сегмента рынка Специализация в производстве продукции
Микрозавод 230-600 Фиксация определённого сегмента рынка Специализация в производстве продукции Минимизация издержек
Мини-завод 600-2000 Минимизация издержек Комбинирование разных стратегий
Сырьём для завода рассматриваются старогодные (отработавшие свой эксплуатационный срок) железнодорожные рельсы и литая заготовка квадратного сечения (предполагается закупка у стороннего производителя). Использование в качестве сырья квадратной заготовки подразумевает применение достаточно эффективных (уже существующих) технологий, однако готовых решений для использования старогодных рельсов в качестве сырья не существует.
На начальной стадии был поставлен вопрос: возможно ли использовать рельсовую сталь для изготовления арматурной стали и мелящих шаров? Целесообразно в этом вопросе ориентироваться на рельсовую сталь К76, поскольку данная марка чаще всего применяется в конструкции железнодорожных путей. После анализа нормативной документации было выявлено сходство между марками К76 и 80С (табл. 3). Возможно применение рельсовой стали для производства арматурной стали класса прочности А600 без термообработки [9]. Что касается мелящих шаров, химический состав рельсовой стали полностью подходит для изготовления данного вида продукции.
Таблица 3. Сравнение характеристик марок стали К76 и 80С
Table 3. Comparison of steel grades K76 and 80S
На следующем этапе проводилась оценка возможности и целесообразности разработки такой технологии и её последующего применения. Составлен список предприятий с аналогичной деятельностью и изучен вопрос наличия/доступности вторичной стали (старогодных рельсов) в требуемом количестве (на рынке РФ существует несколько компаний, занимающихся поставкой старогодных рельсов, например ООО «Сила Сибири» и др.).
Были рассмотрены заводы-аналоги, производящие продукцию из старогодных рельсов, и сделан вывод, что применение такой технологии технически возможно. Изучение состояния рынка старогодных рельсов позволило понять, что перекатка изношенных рельсов не только возможна, но и будет обходиться дешевле, чем их переплавка [10-12]. Преимущественно 70% производимых рельсов - это типы Р-65 и Р-50, следовательно, можно ориентироваться на подобные типоразмеры.
Обратим внимание на технологию производства. Рассмотрим технологические операции:
1) предварительная обработка старогодных рельсов;
2) нагрев рельсов под прокатку;
3) прокатка заготовок под арматуру и шары;
4) прокатка арматурной стали;
5) прокатка мелющих шаров;
6) обработка после прокатки;
7) отгрузка и складирование.
Из всех элементов технологических операций стоит обратить особое внимание на нагрев рельсов под прокатку. Так как планируется запуск мини-завода на территории имеющейся промышленной площадки и сформированная ранее инфраструктура характеризуется сравнительно дешевой и доступной электрической энергией (географическое расположение вблизи гидроэлектростанции (ГЭС)), которую можно будет использовать, то сделан предварительный вывод об экономической целесообразности использования индукционного нагрева. Для принятия окончательного решения был проведён анализ основных способов нагрева заготовок под прокатку (табл. 4).
Как видно из табл. 4, выбор индукционного нагрева технологически обоснован [13].
Далее была представлена технологическая схема индукционного нагрева с учётом необходимой скорости нагрева для обеспечения запланированного объёма производства. Индукторы должны быть секционированы и между ними должны располагаться поддерживающие приводные ролики. Применяется двухчастот-ный нагрев: сначала рельс нагревают с частотой тока 2,4 кГц, затем подошву и шейку догревают с частотой тока 10 кГц при поддержании температуры головки на заданном уровне. Данная схема эффективна с точки зрения дальнейшего расхода энергии и позволяет сократить длину индуктора.
Характеристики К76 80C
Содержание ^ % 0,71-0,82 0,74-0,82
Содержание Mn, % 0,8-1,1 0,5-0,9
Содержание Si, % 0,25-0,45 0,6-1,1
Содержание Р, % <0,035 <0,04
Содержание S, % <0,04 <0,045
Предел текучести сТ, Н/мм2, не менее 740 590
Временное сопротивление разрыву ов, Н/мм2, не менее 1137 883
Относительное удлинение, %, не менее 6 6
Таблица 4. Сравнительный анализ способов нагрева
заготовок под прокатку Table 4. Comparative analysis of methods for heating blanks for rolling
Особенности индукционного нагрева перед прокаткой рельса:
- нагрев всех типоразмеров рельсов на частоте 2,4 кГц с догревом шеек и подошв на частоте 10 кГц. Применять две линии по 5 модулей 500 кВт, 2,4 кГц и три модуля 250 кВт, частота 10 кГц в выходной части. Длина нагревательной части 12 м;
- нагрев квадратной заготовки: в линии устанавливаются 6 модулей 500 кВт, частота 1 кГц с общей системой автоматического управления и защиты. Длина нагревательной части 8 м.
Индукционный нагрев перед прокаткой шаров ведётся на рабочей частоте 4 кГц при мощности 2000 кВт (4 блока по 500 кВт).
/
/ _
/ /
Рис. 1. Перекатка рельсов согласно патенту RU 2491139 Fig. 1. Rerolling rails according to patent RU 2491139
Далее рассмотрим технологию прокатки (перекатки) рельсов. Сегодня в мировой практике применяются несколько способов перекатки рельсов в заготовку, которую используют для последующего производства сортовой продукции. После патентного поиска и литературного обзора обнаружены три способа: перекатка с наплавкой, перекатка цельного рельса и перекатка в универсальных калибрах. Достаточно сложно реализовать данные способы без разделения рельса.
В большинстве случаев заводы используют метод прокатки с разделением на две или три части. Данные технологии запатентованы: патенты РФ RU 2541211С2 и RU 2491139. Решение патента RU2541211C2 - разделение рельса на три части: шейку, головку и подошву. Наиболее перспективным, с точки зрения реализации в рассматриваемых условиях, представляется решение патента RU 2491139 - перекатка рельсов с предварительным поперечным разделением на две части по шейке (рис. 1). Изученные охранные документы рекомендуют: нагрев до температуры в диапазоне значений 1000-1200°С, соблюдение минимальных вытяжек для устранения усталостных явлений и полного восстановления исходных свойств стали [14, 15].
Разделение рельса на две части является более простой операцией, которая также может быть выполнена и будет выполняться в прокатных клетях. Вместе с этим в технологии предусмотрено, что получаемое сечение требует дополнительных проходов для целенаправленного изменения формы.
Особенность нагрева Тип нагрева
Газовый В печах сопротивления Электроконтактный Индукционный
Поточность + - - +
Обезуглероживание - - + +
Нагрев сложной формы сечения - - - +
Окалинообразо-вание - - + +
Инфраструктура - + + +
Экологичность - + + +
Общий балл комплексной оценки 1 2 4 6
При разработке технологии учитывались габаритные размеры предварительно выбранной промышленной площадки (10 тыс. м2), особенности её инфраструктуры (рис. 2), которая рассматривалась как основа для размещения требуемого технологического оборудования, и наличие, а также расположение основных энергоносителей.
Рассматривались три варианта реализации технологии прокатки: первый вариант - непрерывные станы 700/500 и 300 при разделении рельса на две части, второй вариант - непрерыв-
ный стан 300 при разделении рельса на три части, третий вариант - реверсивный стан с клетью трио 500 и линейный стан 300 (500/300) при разделении рельса на две части.
Относительно обозначенных условий обеспечения технологических возможностей (прокатки продукции из квадратной заготовки со стороной квадрата до 100 мм и длиной от 3 до 6 м, перспективной разработки калибровки валков для производства углового проката со стороной до 40 мм) был выбран третий вариант, принципиальная схема которого представлена на рис. 3.
Рис. 2. Схема промышленной площадки под строительство завода Fig. 2. Layout of the industrial site for the construction of the plant
Ж/Д пути
~ - - _
1 1-1 1- 14
2 3 1 4 7 R 6
|—1 5 10 У 10 п 12 13
Ж/Д пути [_ 6
16 -J GO 19 15
1
Рис. 3. Схема производства: 1 - участок правки и зачистки рельсов; 2 - загрузочный стол; 3 - индукторы;
4 - шлеппер; 5 - передаточный рольганг; 6 - передаточный шлеппер; 7 - подъёмно-качающийся стол; 8 - линия стана трио; 9 - линия стана дуо; 10 - петлевое поле; 11 - холодильник; 12 - правильная машина и ножницы холодной резки; 13 - карман; 14 - склад готового проката; 15 - склад шаров; 16 - склад заготовок для шаропрокатного стана; 17 - машинное отделения шаропрокатного стана; 18 - участок резки и правки заготовок; 19 - шаропрокатный стан Fig. 3. Flow chart: 1 is an area for straightening and stripping rails; 2 is a loading table; 3 are inductors; 4 is a transfer bed; 5 is a transfer roller table; 6 is a transfer bed; 7 is a lifting-oscillating table; 8 is a three-high rolling mill line; 9 is a two-high rolling mill line; 10 is a loop field; 11 is a cooling bed; 12 is a straightening machine and cold cutting shears; 13 is a pocket; 14 is a storage area for finished rolled products; 15 is a warehouse of balls; 16 is a storage area for workpieces for the ball rolling mill; 17 is a machine room of the ball rolling mill; 18 is an area for cutting and straightening billets; 19 is a ball rolling mill
Итоговая цепочка технологических операций:
1. Подготовка рельсов к прокатке: очистка поверхности.
2. Порезка до длины не более 4 м (обрезка концов с отверстиями не производится).
3. Загрузка 4-метровых рельсов на загрузочный стол.
4. Нагрев в индукционной печи до температуры 1200-1250°С при выдаче заготовок с заданной скоростью.
5. Разделение рельса прокатными валками на две части в средней клети линии трио 500 с применением разделяющих калибров (относительно способа из патента RU 2491139).
6. После разделения часть рельса с головкой прокатывается до круглого поперечного сечения диаметром 20-50 мм на третьей клети линии трио 500, режется на мерные длины и отгружается в карман (штанги используются в качестве заготовки для шаропрокатного стана).
7. Часть рельса с подошвой прокатывается в первой клети линии трио 500 и затем в линейном стане 300.
8. Часть круглых заготовок для шаропрокат-ного стана перекатываются в арматуру с повторным нагревом. Заготовки после охлаждения краном перегружаются на загрузочный стол и прокатываются в линии трио и линейной группе.
9. После прокатки раскат разрезается на летучих ножницах под длину холодильника, охлаждается, правится и режется на мерные длины.
10. Заготовки в виде круга 20-50 мм далее прокатываются на специализированном шаро-прокатном стане (была подобрана технология для ШПС 20-60).
Повторному нагреву и прокатке будет подвергаться около 40-60 тыс. т/год. Требуемая производительность индукционной печи должна составлять 170-190 тыс. т/год. Расчётная производительность шаропрокатного стана составляет от 9500-36000 т/год (в зависимости от прокатываемого профиля от 20 до 60 мм).
Была обозначена необходимость использования в качестве заготовки (кроме обозначенного выше потенциального случая использования привозной квадратной заготовки) отслужившие свой срок железнодорожные рельсы категории Р1-Р3 (старогодные) и Р4 (не пригодные для укладки в железнодорожный путь) типа Р65 (вероятность 90%) и Р50, Р75 (вероятность 10%) длиной 12,5 м, которые подготавливаются к прокатке путем порезки автогеном на заготовки
длиной 4-6 м (с учетом возможности рационального использования участков, имеющих сверления на стенке рельса).
Участок прокатного стана состоит из линии трио и линии дуо.
Линия трио включает три клети трио. Краткая характеристика клетей: максимальное расстояние между осями валков - 530 мм, максимальный диаметр валков - 500 мм, длина бочки валка - 900 мм, обороты валков - 110 об/мин, мощность двигателя - 1500 кВт. Главная линия клетей трио состоит из следующих основных узлов: трех рабочих клетей, шпинделей, шестеренной клети, редуктора, маховика и электродвигателя.
Линейная группа дуо состоит из 7 -ми клетей переменное дуо. Краткая характеристика клетей: максимальное расстояние между осями валков - 360 мм, максимальный диаметр валков - 400 мм, длина бочки валка - 500 мм, обороты валков - 200 об/мин, мощность двигателя - 1500 кВт. Заказчику даны рекомендации по выбору поставщика оборудования для прокатных станов (станы трио и дуо) - компания Danieli в виду того, что итальянские технологические линии, как правило, дешевле немецких аналогов от компании SMS Group (однако необходимо запросить конкретные коммерческие предложения на разработанную технологию у обеих компаний).
Для реализации технологии: разработаны технологические режимы (в том числе и калибровка прокатных валков) для референтного сортамента (арматурная сталь номинальным диаметром 10-32 мм, заготовка для шара мелющего диаметром 20-60, шар мелющий диаметром 20-60 мм); рассчитана производительность (объём производства 80-130 тыс. т в год при нормативном фонде рабочего времени 7200 часов в год); описаны типовые пункты системы автоматизации и метрологического обеспечения и экологическая оценка технологии и оборудования.
Заключение
Технологии мини-заводов на сегодня продолжают развиваться и адаптироваться под потребности и возможности локальных рынков. Пример мини-завода, приведенный в статье, характеризуется потреблением вторичного металлургического сырья, минимальными отходами и, поскольку электричество поступает с ГЭС, эко-логичностью.
Список литературы
1. Danieli group. Danieli Innovaction meeting. Strategies for managing successfully during "new normal"// DaNews: электрон. науч. журн. 2018. №177. URL: https://www.danieli.com/en/news/da-news.htm# (дата обращения: 20.02.2022).
2. Danieli group. Danieli undisputed leadership in minimill technology// DaNews: электрон. науч. журн. 2016. №173. URL: https://www.danieli.com/en/news/da-news.htm# (дата обращения: 24.02.2022).
3. Гусев В.Е., Потапова М.В., Потапов М.Г. Анализ работы и перспективы развития металлургических мини-заводов Российской Федерации // Технологии металлургии, машиностроения и материалообработ-ки. 2017. №16. С. 21-28.
4. Металлургические мини-заводы: монография / Смирнов А.Н., Сафонов В.М., Дорохова Л.В., Цуприн А.Ю. Донецк: Норд-пресс, 2005. 469 с.
5. Рожков Г.К., Левандовский С.А. Развитие концепции мини-заводов для производства стального проката // Калибровочное бюро. 2018. № 12. С. 5-9.
6. Куберский С. В. Реализация стратегии создания микро- и мини-заводов в условиях металлургического комплекса России // Сборник научных трудов Донбасского государственного технического университета. 2020. № 18(61). С. 61-70.
7. Семенцул Р. В. Создание мини-заводов для производства сортового проката // Литье и металлургия. 2013. № 3S(72). С. 46-49.
8. Пат. 2096174 Российская Федерация, МПК B29B 17/00 B29D 23/00. Мини-завод по производству труб из отслуживших свой срок автопокрышек / Д.С. Тукнов; заявитель и патентообладатель Д.С. Тукнов. № 96105469/25; заявл. 22.03.1996; опубл. 20.11.1997.
9. Разработка современной ресурсосберегающей технологии производства арматурного проката и мелящих шаров / Г.К. Рожков, С.А. Левандовский, С.Ю. Саранча, А.Б. Моллер, Д.И. Кинзин, О.Н. Тулупов // Моделирование и развитие процессов ОМД. 2019. № 3 (30). С. 18-22.
10. Бахтинов Ю.Б. О целесообразности перекатки изношенных рельсов в сортовые профили // Производство проката. 2000. №7. С. 2-4.
11. Совершенствование режимов прокатки рельсовых профилей специального назначения при их производстве на универсальном рельсобалочном стане / А.А. Уманский, В. В. Дорофеев, А.В. Головатенко, А.В. Добрянский // Черные металлы. 2018. № 10. С. 38-42.
12. Разработка энергоэффективной технологии прокатки длинномерных железнодорожных рельсов на универсальном рельсобалочном стане АО «ЕВРАЗ ЗСМК» / А.В. Головатенко, В.В. Дорофеев, А.В. Добрянский, Д.Э. Первушин// Черные металлы. 2019. № 6. С. 29-34.
13. Рожков Г. К., Левандовский С.А. Особенности нагрева старогодных рельсов для производства сор-
тового проката // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т.1. С. 93-96.
14. Пат. 2541211 Российская Федерация, МПК В21В1/08. Способ изготовления сортового металлопроката из фрагментов рельс / А.М. Матлашов; заявитель и патентообладатель А.М. Матлашов. № 2012142473/02; заявл. 04.10.2012; опубл. 10.02.2015.
15. Пат. 2491139 Российская Федерация, МПК В21В1/08. Способ производства фасонного проката / И.З. Вольшонок, А.И, Трайно, Д.М. Иванов, А.Д. Русаков, М.П. Рыжик; заявитель и патентообладатель ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"». №2012109999/02; заявл. 15.03.2012; опубл. 27.08.2013.
References
1. DANIELI GROUP. Danieli Innovaction meeting. Strategies for managing successfully during "New Normal". DaNews: electronic scientific journal. 2018, no. 177. Available at: https://www.danieli.com/en/news/da-news.htm# (Accessed on February 20, 2022).
2. DANIELI GROUP. Danieli undisputed leadership in minimill technology. DaNews: electronic scientific journal. 2016, no. 173. Available at: https://www.danieli.com/en/news/da-news.htm# (Accessed on February 24, 2022).
3. Gusev V.E., Potapova M.V., Potapov M.G. Analysis of performance and possibilities for the development of metallurgical mini-plants in the Russian Federation. Tekhnologii metallurgii, mashinostroeniya i materialoo-brabotki [Technologies of Metallurgy, Mechanical Engineering and Material Processing], 2017, no. 16, pp. 21-28. (In Russ.)
4. Smirnov A.N., Safonov V.M., Dorokhova L.V., Tsu-prin A.Yu. Metallurgicheckie mini-zavody: monografiya [Metallurgical mini-plants: monograph]. Donetsk: Nordpress, 2005, 469 p. (In Russ.)
5. Rozhkov G.K., Levandovskiy S.A. Developing a concept of the mini-plants for the production of steel rolled products. Kalibrovochnoe byuro [Calibration Bureau], 2018, no. 12, pp. 5-9. (In Russ.)
6. Kuberskiy S.V. Implementation of the strategy for designing micro- and mini-plants in the conditions of the metallurgical complex of Russia. Sbornik nauchnykh trudov Donbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Collection of Research Papers of Donbass State Technical University], 2020, no. 18(61), pp. 61-70. (In Russ.)
7. Sementsul R.V. Designing mini-plants for manufacturing long products. Litie i metallurgia [Foundry and Metallurgy], 2013, no. 3S(72), pp. 46-49. (In Russ.)
8. Tuknov D.S. Mini-zavod po proisvodstvu trub iz otslu-zhivshikh svoy srok avtopokryshek [A mini-plant for manufacturing pipes from tires with an expired service life]. Patent RU, no. 2096174, 1997.
9. Rozhkov G.K., Levandovskiy S.A., Sarancha S.Yu., Moller A.B., Kinzin D.I., Tulupov O.N. Development of a modern resource-saving technology for the production of reinforcing steel and grinding balls. Modelirovanie i razvitie protsessov OMD [Modeling and Developing Metal Forming Processes], 2019, no. 3(30), pp. 18-22. (In Russ.)
10. Bakhtinov Yu.B. Feasibility of rerolling used rails into section bars. Proizvodstvo prokata [Rolled Products Manufacturing], 2000, no. 7, pp. 2-4. (In Russ.)
11. Umanskiy A.A., Dorofeev V.V., Golovatenko A.V., Dobryanskiy A.V. Improving rolling schedules for special purpose rail bars, when producing them on a universal rail and structural steel mill. Chernye metally [Ferrous Metals], 2018, no. 10, pp. 38-42. (In Russ.)
12. Golovatenko A.V., Dorofeev V.V., Dobryanskiy A.V., Pervushin D.E. Developing the energy efficient rolling
technology for long railway rails on the universal rail and structural steel mill at JSC EVRAZ ZSMK. Chernye metally [Ferrous Metals], 2019, no. 6, pp. 29-34. (In Russ.)
13. Rozhkov G.K., Levandovskiy S.A. Features of heating used rails for the production of long products. Aktualnye problemy sovremennoy nauki, tekhniki i obrazovaniya [Current Problems of Modern Science, Equipment and Education], 2017, vol. 1, pp. 93-96. (In Russ.)
14. Matlashov A.M. Sposob izgotovleniya sortovogo metal-loprokata iz fragmentov rels [A method of manufacturing section bars from parts of rails]. Patent RU, no. 2541211, 2015.
15. Volshonok I.Z., Traino A.I., Ivanov D.M., Rusakov A.D., Ryzhik M.P. Sposob proizvodstva fasonnogo pro-kata [A method of producing structural shapes]. Patent RU, no. 2491139, 2013.
Поступила 14.04.2022; принята к публикации 11.05.2022; опубликована 28.06.2022 Submitted 14/04/2022; revised 11/05/2022; published 28/06/2022
Ишметьев Матвей Евгеньевич - магистрант, кафедра технологий обработки материалов, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия. Email: matvey280798@gmail.com
Назаров Дмитрий Алексеевич - аспирант, кафедра технологий обработки материалов, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия. Email: seo@kolibri-group.ru
Левандовский Сергей Анатольевич - доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры технологий обработки материалов,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия. Email: levandovskiy@mail.ru. ORCID 0000-0002-8650-2241
Моллер Александр Борисович - профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой технологий обработки материалов,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия.
Email: amoller@mail.ru. ORCID 0000-0001-9090-2080
Тулупов Олег Николаевич - профессор, доктор технических наук,
профессор кафедры технологий обработки материалов, проректор по научной и инновационной работе, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия. Email: o.tulupov@mail.ru
Matvey E. Ishmetev - master's degree student, Materials Processing Department, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. Email: matvey280798@gmail.com
Dmitry A. Nazarov - postgraduate student, Materials Processing Department, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. Email: seo@kolibri-group.ru
Sergey A. Levandovskiy - PhD (Eng.), Associate Professor, Materials Processing Department, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. Email: levandovskiy@mail.ru. ORCID 0000-0002-8650-2241
Aleksandr B. Moller - DrSc (Eng.), Professor, Head of the Materials Processing Department, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. Email: amoller@mail.ru. ORCID 0000-0001-9090-2080
Oleg N. Tulupov - DrSc (Eng.), Professor, Materials Processing Department, Vice Rector for Research and Innovation, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. Email: o.tulupov@mail.ru