Научная статья на тему 'Пример как средство формирования духовно-нравственных ценностей молодежи Республики Калмыкия'

Пример как средство формирования духовно-нравственных ценностей молодежи Республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПРИМЕР ЛИЧНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА / VALUES / EXAMPLE OF PERSONALITY / YOUTH / CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарманджиев Дорджи Адьянович

В статье рассматриваются вопросы воспитания подрастающего поколения республики на примерах выдающихся представителей национальной интеллигенции. Используя материалы социологических опросов, автор рассматривает ценностные представления молодежи Калмыки и в контексте изучения предпочтений молодых людей в выборе примеров пр и реализации жизненных стратегий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMPLE AS A MEANS OF FORMATION SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUTH IN KALMYK REPUBLIC

The article describes issues of educating younger generation of the republic on the examples of native famous educated people. Using materials polls, the author examines values of Kalmyk young people in the context of examination their preferences in the choice of examples for implementation life strategies.

Текст научной работы на тему «Пример как средство формирования духовно-нравственных ценностей молодежи Республики Калмыкия»

УДК 159 ББК 60.54

Д.А. Шарманджиев

ПРИМЕР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитания подрастающего поколения республики на примерах выдающихся представителей национальной интеллигенции. Используя материалы социологических опросов, автор рассматривает ценностные представления молодежи Калмыкии в контексте изучения предпочтений молодых людей в выборе примеров при реализации жизненных стратегий

Ключевые слова: ценности, пример личности, молодежь, культура.

D.A. Sharmandzhiev

EXAMPLE AS A MEANS OF FORMATION SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUTH IN KALMYK REPUBLIC

Summary. The article describes issues of educating younger generation of the republic on the examples of native famous educated people. Using materials polls, the author examines values of Kalmyk young people in the context of examination their preferences in the choice of examples for implementation life strategies.

Keywords: values, example of personality, youth, culture.

Современная ситуация в России, в том числе и в Калмыкии характеризуется усилением духовно-нравственного кризиса и проявлением бездуховности, что все более ощутимо сказывается на отсутствии у многих молодых людей идеалов и примеров при реализации своих жизненных и творческих планов. Известно, что понятие «пример», представляет собой «... поступок, поведение или явление, служащее образцом для кого-л., чего-л., а также (разг.) тот, кому надо следовать, подражать в своих действиях, поступках. ...» [3].

В данной статье мы рассматриваем примеры выдающихся личностей, которые могут служить образцом или жизненным ориентиром для молодежи. В жизни человека, как правило, пример играет наиболее активную роль в системе духовно-нравственных ценностных ориентаций. Однако при определенных условиях примеры могут представляться в образах, не свойственных сложившемуся этническому характеру и психологии россиян, особенно молодым людям.

По данным исследований, проведенных под руководством профессора И.А. Бока-чева, в начале 1990-х гг. 78 % школьников старших классов (8-11 кл.) считали своим идеалом героев Гражданской и Отечественных войн, космонавтов, героев мирных и военных лет, своих учителей и родителей, героев художественных произведений [1]. Немногим более 20 лет спустя ситуация кардинально изменилась. Проведенный опрос показал, что для 26% российских старшеклассников примером становятся «герои», порожденные западной киноиндустрией, а 15,5 % - находят своих кумиров среди современных звезд сценического искусства, артистов театра и кино. Для 43 % опрошенных идеал представляется нечто тем, что «хотелось бы иметь». Более 15 % опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос, так как не знают о чем идет речь.

В Калмыкии на протяжении последнего десятилетия, Центр этносоциальных исследований, а ныне отдел социально-политических и экологических исследований КИГИ РАН периодически проводил социологические исследования, которые позволяли выявить, в том числе, наличие морального образца или примера у людей различных возрастов и социальных групп.

В 2009 г. для большинства респондентов примером в жизни являлись родители (60%). Другие альтернативы: друг, подруга, персонаж из литературы, политик и др. значительно уступали. Так, например, находившийся на втором месте ответ «друг, подруга» набрал 4,7% голосов, у респондентов от 18-ти до 39лет - 2%.

Существенных различий в ответах, связанных с образовательным уровнем опрошенных, выявлено не было.

В 2012 г. так же как и во время предшествовавшего опроса, наиболее высокое ранжирование получил ответ «родители» (62%). В то же время увеличилось количество респондентов, выбравших в качестве примера для жизни друга, подругу (12%). На наш взгляд, положительным результатом, выявленным во время последнего опроса является значительное сокращение числа опрошенных, ответивших, что у них нет каких-либо примеров или образцов для жизненных ориентиров (11%). Для сравнения, в 2009 г. таких было 25%, а среди молодого поколения - около 30%.

Также, в 2012 г. в графе «другое» молодежь чаще стала указывать деятелей культуры, образования, бизнесменов, актеров Голливуда (см. таблицу).

Кто для Вас является образцом или примером в жизни?

Образцы Количество опрошенных В % от количества опрошенных на один вопрос В % от количества опрошенных на все вопросы

Родители 472 62,1% 73,5%

Друг 91 12,0% 14,2%

Персонаж 29 3,8% 4,5%

Политик 16 2,1% 2,5%

Деятель культуры, науки, образования 39 5,1% 6,1%

Другое 25 3,3% 3,9%

Таких нет 82 10,8% 12,8%

Актеры голливуд 1 ,1% ,2%

Родственники 1 ,1% ,2%

Бизнесмены 4 ,5% ,6%

Всего 760 100,0% 118,4%

Среди других особенностей результатов опроса 2012 г. можно назвать увеличение числа опрошенных молодого возраста (до 20 лет, 20-29лет), выбравших родителей в качестве примера для своей жизни. Для сравнения, в 2009 г. всего 3,4% респондентов юношеского возраста (до 20 лет) и 18% 20-29-летних выбрали данную альтернативу. В 2012 г., отвечая на этот вопрос, назвали своих родителей 19,7% подростков и 39% 20-29-летних. Возможно, этот факт свидетельствует, во-первых, об укреплении авторитета родителей в сознании молодых респондентов, и, во-вторых, о повышении значимости в целом ценностей семьи, что, несомненно, является положительным явлением в социальной жизни современной молодежи Калмыкии. По другим позициям рассматриваемого вопроса, связанным с уровнем образования, национальностью, местом проживания, мы не нашли значительных различий в ответах респондентов.

Почему, в какое-то время, тот или иной человек кажется нам идеалом или примером? Как правило, не потому, что он на самом деле им является, даже если этот человек может быть выдающимся по своим душевным и профессиональным качествам. На самом деле, данная личность олицетворяет или скорее показывает те черты, которые мы хотим видеть. В этой связи будет уместным напомнить слова Джозефа «Джо» Патрика Кеннеди-старшего (англ. Joseph Patrick «Joe» Kennedy, Sr.; 1888-1969 гг.) (отца бывшего Президента США Джона Фицджеральда Кеннеди): «Важно не то какой ты на самом деле, а то, что о тебе думают окружающие».

Основатель этнопедагогической науки, действительный член Российской академии образования Г.Н. Волков считал, что понятие личность-символ связано с такими категориями как событие-символ, дело и слово-символ, пример-идеал. В своем утверждении он продолжает идеи философа Освальда Шпенглера, который рассматривал отдельные значительные факты мировой истории как события-символы. «... Египетская система управления, античное монетное дело, аналитическая геометрия, чек, Суэцкий канал, китайское книгопечатание, прусское войско и римская техника постройки дорог, в равной мере понимаются как символы и как таковые истолковываются.» [5, С. 10].

Помимо событий-символов, о которых говорил немецкий философ, можно назвать и личности-символы, выражающие не только состояние технического и общественного прогресса цивилизации на данный исторический период, но и отражающие представление людей об окружающей действительности, об их идеалах и мировоззрении.

В современных российских социально-философских науках существует утверждение, что в любом обществе существуют два идеала личности. В книге «Психология и педагогика» под авторством А.А.Радугина анализируются эти разновидности идеалов человека. «.Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный идеал-это герой своего времени, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям. Во время Великой Отечественной войны был идеал боевого офицера, защитника Родины. И после войны бравый офицер еще долго оставался кумиром молодежи, а военные училища могли снимать сливки с каждого выпуска средних школ. Затем постепенно лидерство захватили научные работники (особенно физики), талантливые инженеры, другие высококвалифицированные специалисты.» [4, С.198].

В ходе многолетних исследований, мы пришли к выводу о необходимости усовершенствования выдвинутой А.А. Радугиным структуры идеала человека. На основе названной группы идеалов нами предлагается новая классификация идеала личности:

1. Фольклорно-собирательный. Идея совершенного человека отраженная в фольклоре народов: в мифах, эпических произведениях, сказках, обрядах и т.д.

2. Символические «реальные идеалы» («реальные идеалы» как символы эпохи, времени). Каждый этнос в определенные исторические периоды выдвигает свой символический ряд героев. Например, для монголов XII в. такими героями были «люди длинной воли» (монг. utu duri - yin quun). Для постсоветской России 90-х годов ХХ в. это были, так называемые, «новые русские».

3. Традиционные «реальные идеалы». Например, для монголов, калмыков досоветского времени это были «реальные идеалы», выраженные в представителях родовой аристократии. В советское время, партийные и хозяйственные руководители.

Иногда, в определенные исторические периоды, традиционные «реальные идеалы» могут вбирать в себя черты символических «реальных идеалов».

Среди знаменитых людей, символизировавших свою эпоху и народы, Г.Н. Волков называл Чингис-хана, Лютера, Коменского, Ломоносова, Яковлева И. Я. (чувашского просветителя), Корчака, Штейнера, Фрейре, Сухомлинского.

В калмыцкой истории наиболее значительными личностями-символами и примерами-идеалами были хан Эсен, объединивший в первой половине XV в. ойратов и монголов и разгромивший в 1449 г. огромную китайскую армию в битве при Туму, князь Галдама, воспетый в песнях и названный непогрешимым «даже в самомалейших поступках», просветитель и создатель ойратской письменности Зая-Пандита, Аюка-хан, при котором Калмыцкое ханство достигло наивысшего расцвета. В советскую и постсоветскую эпохи такими личностями-символами, по нашему мнению, являются поэт Давид Кугультинов, писатель Алексей Балакаев; доктор педагогических наук, академик РАО, создатель технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) П.М. Эрдниев; первый калмыцкий драматург Баатр Басангов; композитор Аркадий Манджиев; трагически погибший молодой ученый и общественный деятель Санал Минаев и другие представители калмыцкой интеллигенции.

В последние годы в российских средствах массовой информации, научных публикациях широко обсуждается тема русской эмиграции «первой волны». Подчеркивается, что, несмотря на все превратности судьбы, вынужденные эмигранты увезли с собой и бережно сохранили тот национальный дух, которым на протяжении столетий крепло российское государство. Так же, как и русские эмигранты, калмыцкие общины зарубежья, сформировавшиеся в 20-х гг. ХХ в. в европейских странах и США прилагали большие усилия по сохранению национальной культуры и образования, этнокультурного и религиозного самосознания, формирования у эмигрантов веры в благополучную судьбу подрастающего поколения. Деятельность калмыцких эмигрантов по сбережению культурных и религиозных традиций народа может стать примером в деле традиционного воспитания не только молодежи, но и тех, для которых неизвестная страница национальной истории станет настоящим откровением.

Говоря о воспитательном значении деятельности калмыцких эмигрантов, хотелось бы упомянуть о работе Калмыцкой комиссии культурных работников (КККР), действовавшей в Чехословацкой Республике. Она имела свой печатный орган «Улан Залат», который освещал вопросы национально-культурного развития калмыцкой диаспоры. Более всего Калмыцкая комиссия культурных работников прилагала усилия по воспитанию и обучению молодого поколения. В отдельные годы ей удавалось устроить в Пражскую гимназию до 55 человек. Члены комиссии собирали и записывали произведения калмыцкого фольклора. На базе собранного материала к 1930 г. было выпущено пять томов калмыцкой хрестоматии «Хонхо». Произведения народного творчества: легенды, предания, сказки, пословицы, поговорки и буддийские произведения дидактического содержания использовались калмыцкой эмиграцией для воспитания подрастающего поколения. В связи с этим исследователи отмечали, что «.элементы этнопедагогики, о которой много сегодня дискутируют, давно и с успехом применялись калмыцким зарубежьем» [2, С. 105].

Пример калмыцкой эмиграции в деле воспитания молодого поколения позволяет, выявить пути преодоления кризиса этнической идентичности, наблюдаемой в последние годы у современной молодежи Калмыкии. Поможет найти духовно-нравственные ориентиры, на примере жизни и деятельности тех выдающихся представителей калмыцких сообществ в западных странах, которые предприняли значительные усилия по сохранению традиций и культурного наследия своего народа в непростых условиях вынужденной эмиграции.

В заключение, следует отметить, что проблемы молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день российского общества. От представлений, ценностей, норм и установок современной молодежи, напрямую зависит и будущее нашего общества.

Список литературы

1. Бокачёв И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. - Ставрополь, 2000. 299 с.: ил. РГБ ОД , 71 01-9/97-1.

2. Борисенко И.В., Горяев А.Т. «Очерки истории калмыцкой эмиграции». Элиста, 1998. 236 с.

3. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка М., «Русский язык», 2000. 1223 с.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М.: Центр, 2002. 256 с.

5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. 303 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.