Научная статья на тему 'ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОСВОЕННОГО В ПРОИЗВОДСТВЕ И ИМЕЮЩЕГО ХОРОШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ПРОЕКТЕ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ'

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОСВОЕННОГО В ПРОИЗВОДСТВЕ И ИМЕЮЩЕГО ХОРОШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ПРОЕКТЕ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / КОМПРЕССОР / ТУРБИНА / ОСНОВНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ / ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ / ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА / РЕАКТИВНОЕ СОПЛО / ИДЕАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Грехнев Андрей Владимирович

При разработке нового газотурбинного двигателя много времени и материальных средств расходуется на проектирование и испытания компрессора, который является наиболее сложной и трудоемкой сборочной единицей двигателя. Параметры компрессора определяют основные данные двигателя. В данной статье показано возможное применение компрессоров двигателей, разработанных в отрасли, в проектах новых турбореактивных двигателей и газотурбинных генераторов сжатого воздуха. Проведен сравнительный анализ идеальных циклов турбореактивного двигателя с форсажной камерой и турбореактивного двигателя с высокотемпературной камерой сгорания. Показано преимущество схемы двигателя с высокотемпературной камерой сгорания перед схемой турбореактивного двигателя с форсажной камерой. Высокая скорость истечения газов из реактивного сопла двигателя с высокотемпературной камерой сгорания позволяет применять данную схему двигателя для изделий со сверхзвуковой скоростью полета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXAMPLE OF USE OF GAS TURBINE ENGINE COMPRESSOR, WHICH HAS BEEN MASTERED IN PRODUCTION AND HAS GOOD CHARACTERISTICS IN A NEW PRODUCT PROJECT

The development of a new gas turbine engine requires a lot of time and money spent on the design and testing its compressor, which has been shown as the most complex and time-consuming assembly unit of the engine. This article examines the potential application of the industry-developed engine compressors in the designs of a new turbojet engine and a gas turbine compressor. The comparative analysis of the ideal cycles of an augmented turbojet engine and a turbojet engine with a high-temperature combustor is made. The advantage of the turbojet engine with a high-temperature combustor configuration over the augmented turbojet engine configuration is shown. The high rates of jet-pipe gas velocity make a turbojet engine with a high-temperature combustor suitable for supersonic cruise products.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОСВОЕННОГО В ПРОИЗВОДСТВЕ И ИМЕЮЩЕГО ХОРОШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ПРОЕКТЕ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ»

УДК 629.7.036.3

DOI: 10.25206/2588-0373-2022-6-4-53-59

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОСВОЕННОГО В ПРОИЗВОДСТВЕ И ИМЕЮЩЕГО ХОРОШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ПРОЕКТЕ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

А. В. Грехнев

Филиал ПАО «ОДК-Сатурн» — Омское моторостроительное конструкторское бюро», Россия, 644021, г. Омск, ул. Богдана Хмельницкого, 283

При разработке нового газотурбинного двигателя много времени и материальных средств расходуется на проектирование и испытания компрессора, который является наиболее сложной и трудоемкой сборочной единицей двигателя. Параметры компрессора определяют основные данные двигателя.

В данной статье показано возможное применение компрессоров двигателей, разработанных в отрасли, в проектах новых турбореактивных двигателей и газотурбинных генераторов сжатого воздуха. Проведен сравнительный анализ идеальных циклов турбореактивного двигателя с форсажной камерой и турбореактивного двигателя с высокотемпературной камерой сгорания. Показано преимущество схемы двигателя с высокотемпературной камерой сгорания перед схемой турбореактивного двигателя с форсажной камерой. Высокая скорость истечения газов из реактивного сопла двигателя с высокотемпературной камерой сгорания позволяет применять данную схему двигателя для изделий со сверхзвуковой скоростью полета.

Ключевые слова: турбореактивный двигатель, компрессор, турбина, основная камера сгорания, высокотемпературная камера сгорания, форсажная камера, реактивное сопло, идеальный цикл двигателя.

s >

N1

О s

K о E н T ^ >0 z р

С К

о S îÉ

Введение

Современные турбореактивные двигатели достигли существенного повышения своего технического совершенства, однако множество исследователей ищут пути их улучшения. Наиболее перспективным является совершенствование их термодинамического цикла. Ещё в работе [1] предлагалось использовать отдельные высокотемпературные камеры сгорания, в которые подается воздух из компрессора, с выходными каналами и соплами. В настоящее время предлагается множество способов повышения термодинамической эффективности циклов турбореактивных двигателей, например в работах [2, 3] рассматривается повышение мощности турбореактивного двигателя с помощью инжекции воды во входное устройство. В статье [4] рассматривается повышение эффективности авиационных турбореактивных двигателей за счёт применения рекуператора.

В работе [5] предложен способ увеличения полезной работы и коэффициентов полезного действия, основанный на использовании внутренних циклов. В ряде работ предлагают усовершенствование двигателя применением изотермического расширения в турбине [6 — 8]. В исследованиях зарубежных авторов широко представлены двигатели с межступенчатой турбинной горелкой [9, 10]. Все эти способы на практике редко приводят к значительному эффекту, либо требуют применения дорогостоящих материалов и значительного усложнения конструкции двигателя. В данной работе мы увидим, как на основе имеющихся многолетних наработок получить двигатель совершенно нового типа, применив незначительные доработки имеющейся конструкции.

Сравнение идеальных циклов турбореактивного двигателя с форсажной камерой с турбореактивным двигателем с высокотемпературной камерой сгорания

Рассмотрим идеальный цикл турбореактивного двигателя с форсажной камерой (ТРДФ), представленного на рис. 1. Цикл, который показан на рис. 2, хорошо известен [1; 11 — 13] и представляет собой совокупность двух циклов при р = соп81;: основного цикла ТРД (0-2-3-5) и форсажного цикла (4-4ф-5ф-5).

Рис. 1. Схема ТРДФ с компрессором КВД двигателя, разработанного в отрасли: 1 — компрессор; 2 — турбина; 3 — камера сгорания для турбины; 4 — камера сгорания форсажа; 5 — реактивное сопло Fig. 1. The augmented turbojet engine configuration with HPC compressor of the industry-developed engine:

1 — œmpressor; 2 — turbine; 3 — combustor; 4 — augmentor; 5 — jet pipe

Рис. 2. Идеальный цикл двигателя ТРДФ Fig. 2. The ideal cycle of an augmented turbojet engine

Добавление форсажного цикла к основному увеличивает полезную работу суммарного цикла:

Ы. = I +

осн ф

Из Р-У диаграммы видно, что основной цикл имеет более высокую степень сжатия, чем форсажный, поэтому у него более высокий термический КПД:

PP

= 1 - ■

>ТЪ ф = 1 - ■

k-1

I, k

где Р2 — давление за компрессором, Р4 — давление в форсажной камере* 1]( — термическьй КПД основного цикла, пф — термический КПД форсажного цикла.

Теперь рассмотрим идеальный цикл турбореактивного двигателя с высокотемпературной камерой сгорание (ТКДВК), пр едставленного на рис. 3. Данный цисл (рис. 4) также представляет собой совокупность двух циклов при р = сопв1:: основного цикла ТРД (0-2-3-5) и цикла высокотемпературной камеры сгорасия (3-4вс-5вк-5).

Добавление цикла высокотемпературной камеры сгорания к осьовному та5же увеличивает полезную работу суммарного цикла, однако в большей степени, поскольку его лолезная работа представляет собой площадь загптлиховгнной области (3-4вк-5вк-5), а термический КПД равен термическому КПД основного цл ялв, лолкольку во ре ние происходит при давлении Р2.

Объект исследования

На рис. 3 показана схема турбореактивного двигателя с компрессором двигателя, яаоработанного в отрасли, кооскетсквуюкцая питенту Я1И 2 418 969 — автор Грехнев А. В. [14].

Турбина * и реакт вное сопло двигателя выполнены с отдельным выходом газов, что обеспечивает наличие в высокотемюееаткрной камере сгорания перед соплом давление воздуха, равное выходящему из компрессора. Размещение выхода газов из турбины в эжектицуеаой чамеа пнеока ^чи-вает перепад давления на турбине и ведёт к увеличению ее энергии.

Рис. 3. Схема ТРДВК [14] с компрессором КВД двигателя, разработанного в отрасли: 1 — компрессор; 2 — турбина; 3 — камера сгорания для турбины; 4 — камера сгорания для реактивного сопла; 5 — сопло турбины; 6 — реактивное сопло Fig. 3. The turbojet engine with a high-temperature combustor configuration [14] with HPC compressor of the industry-developed engine: 1 — compressor; 2 — turbine; 3 — combustor; 4 — augmentor; 5 — turbine nozzle; 6 — jet pipe

Максимальное расширение газов в турбине соответствует максимальной энергии турбины. Передача этой энергии компрессору приводит к уменьшению количества воздуха, поступающего в камеру сгорания турбины и увеличению количества воздуха для высокотемпературной камеры сгорания перед реактивным соплом в сравнении с обычной схемой двигателей.

Математическая модель

Расчёт ведётся по параметрам заторможенного потока в характерных сечениях двигателя.

Определение параметров воздуха на входе в компрессор

Для заданного значения Н (высота полёта) определяются давление Рн и температура ТН окружающей среды, а также скорость звука на данной высоте а. В соответствии с заданной величиной МП (число Маха полёта) и типом входного устройства выбираем величину ош.

Полное давление на входе в компрессор определим как

> кф =

PP

P

0

1

k-1

К

k

К

2 3 Ш Т Tiф

Тз

Т2

О 5 5L )К т '0

Рис. 4. Идеальный цикл двигателя ТРДВК Fig. i. The ideal cycle of a turbojet engine with a high-temperaturecombustor

Я Й

n IS

?i о и

О О 2 н T ^ >О

Я >

k - a

• м.

а температура тор мо kite ьиь

Тв о Тн • I - + ) • ММ . | .

При использовании газодинамидес-их функций эти уравнеркк будут имьть виь

ь* g ^М^ и р: g

и(ум)

1(Уу

гдо Ум g f(Mn); и(у„) - уа - Оу-у У2у )0i ' ; т(Уу

-Оа - гПу^В™-

Скорость поуётд on:]|g<^))-gio\iai]yi по форму-е

где ср • ТО и срп • Т — теплосодержание газа и топлива в I-м сечении; Ни — низшая удельная теплота сгорания т оплива; пг— коэффициент полноты сгор а ния топлива в камере сгорания.

Расход воздуха реактивного сопла является частью известного расхода воздуха компрессора. Эту часть находим из условий равенства работ сжатия воздуха в компрессоре и полного расширения газов в турбине (при проходе через нее только частр от общего расхода через компрессор).

ЬК= ЬТ-Х для одного килограмма воздрга , проходящего через компрессор в секунду, где Х — часть

воздуха, проходящего через турбину, X е . Часть

воздуха, проходящего через реактивное сопло У = = 1— X. Расход газа через реактивное сопло Сс = С У.

БК

Следовательно, для ТРДВК

Яттгв

c р ■т*

-Ср • ТК

Hu -Чг~ Срп ■ T* + Срп ■ T0

• X

Я Е

< К

О О

Vn - М„ • а

Опркдолепие парамлтров вмедука нвр вхдре в крмеру саорания

Давление за азомпр ее со ром от ределям м по ф ор-муле

Определение параметре в газ а за турб и н ой

Задаёмся значением м* , то гда полное давление за турбиной будет

* = £ •

Темперртур¡а вокдзха ка компрессором

1 п -

ЬлУ Л

уе ь - а

Во

Определяем температвру каза зх турбиоой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вт В т

Р з

Р з

• Вв

Парамотры газа перем тур биной

Определзззие парамртров газовоiro потока перед роакти вным сопло or

Задаём значеьке ивмпературы гоза р'г , давление определяем по формуле

где аКС — по тери в камере сгоо ани я -

Относительный расход топаива опредпляется: для ТРДФ

Рйрр к

ср • йг- ср • йв

Та • Вг - Срз ■ йГ П 0рз ■ й0

Температура газа перед соплом: для ТРДФ тф а ГЗЗЗК ; для ТРДВК Твк а ГЗЗЗ К.

ДавлениФ гааа паред раактивным соклом : длятрдф рфф> а р; • рф; для ТРДВК Рвк а РК • Рвк,

где аф и нВк — кокффшнденты висстанивленкя полного давления.

Находим етносивеффный раехтк т^:к,(кифт для ТРДФ

o

Т к р •

1 в 1 в

3 к 3 • и

г г к в в.С

Таблица 1. Сравнение параметров ТРДФ и ТРДВК

Table 1. Comparisonof the parametersof an augmented turbojet engine and a turbojet engine with a high-temperature combustor

Схема двигателя q-гъ cc, м/с P , м/с P, Н C , кг/Н-ч

ТРДФ 0,0524 1401 737 3979 0,256

ТРДВК 0,0326 1626 941 5081 0,125

c ■ т * - c T * L р _ Ф L р тТ +- ■ ■ Щр„ T** ■ф -c P„'T ) для ТРДВК

Ни-Пф - cP„ ■ ТФ + cp„ • 70

Я.тфъ = Я.ТТФ ЯТФ■

для ТРДВ Т

Q гвв

Hu ■ Фвк - Срп ■ ТВК + Ср„ ■ T

[ тЕщ. = [ТТВК + [ТВК.

■Y

Коэффициент итмененит массы для ТРДФ

для ТРДК К

Ттф Н + ■IJTK, ,

РкКК 1 Ь С[ TEES'

акР = 2 •

2 •■

Определение уд ельной тяги и удельного расхода топлива

Удельную тягу в случае полного расширения определяем по формуле

P = Р - с - VП,

уд 'Г с П

а удельный расход топлива — из уравнения 3600 • q

Суд =

P.„

Определенив скорости истечения из реактивного сопла

Будем рассматривксь реактивное сопло с полным расширением.

Располагаемый пср^п^г^рс дакления на реактивном сопле равен: для ТРДФ

для ТРДВК

Сравнительный анализ параметров ТРДФ и ТРДВК

Для сравнительного анализа параметров ТРДФ и ТРДВК, представленных на рис. 1 и рис. 3, выполнен расчет на режиме работы: Н = 11 км, VП = = 2,5 М, где H — высота полёта, VП — скорость полёта, M — число Маха.

Данные компрессора: Gnр = 2,4 кг/с, пк = 5,4, Т = 0,8, где Gnр — приведенный расход воздуха че-р ез компе ее сор, Пк — степень повышения давления в ко мпрессо ре, Т| — адиабатический КПД компрессора.

Выполнен расчёт основных параметров ТРДФ и ТРДВК для одинаковых условий работы с одним и тем же компрессором по представленной выше атематической модели.

P

_ _ ВК

Скорость истеченик из реактивного сопла определяем с помощью газодинамических функций

с = X ф а ,

с сид с кр'

где Хид — идеальная приведенная скорость, которая определяется по газодинамической функции; ф — коэффициент скор ости реактивного сопла; акр — критическая сккфи сть свука, м/с;

в^ „) ь ^ .

якс

В зависимости от заданного значения kг, критическая скорость звука акр определяется по уравнениям: для ТРДФ

kr +1

Рис. 5. Схема ВСУ с компрессором КВД двигателя, разработанного в отрасли: 1 — компрессор; 2 — турбина; 3 — камера сгорания; 4 — выхлопное сопло турбины; 5 — канал движения сжатого воздуха потребителю Fig. 5. The auxiliary power unit configuration with HPC compressor of the industry-developed engine: 1 — compressor; 2 — turbine; 3 — combustor; 4 — jet exhaust; 5 — compressed air flow channel to the consumer

k

г

• R I

а

кр

kr +1

k

г

56

Результаты расчёта представлены в табл. 1.

Заключение

Сжигание топлива в (высокотемпературной) камере сгорания перед реактивным соплом в воздухе с давлением и температурой за компрессором позволяет максимально увеличить величину подводимой энергии за счет высокого давления и увеличенного подогрева газов. Увеличение энергии газов в реактивном сопле приводит к увеличению их скорости истечения из сопла и увеличению тяги двигателя. При этом увеличивается термический коэффициент полезного действия и уменьшается расход топлива.

Высокая скорость истечения газов из реактивного сопла способствует применению двигателя для изделий со сверхзвуковой скоростью полета.

На рис. 5 показана схема возможного генератора сжатого воздуха с компрессором двигателя Омского моторостроительного конструкторского бюро.

Компрессор содержит осевую и диагональную ступени, имеет высокий коэффициент полезного действия, большой запас устойчивой работы и малую массу.

Генератор сжатого воздуха с данным компрессором, выполненный по схеме рис. 5, способен поставлять потребителю до 1,8 кг в секунду с давлением 0,5 МПа при температуре 460 К.

Данный генератор сжатого воздуха может найти применение для самолетов, морских судов и для отряда службы чрезвычайных ситуаций.

Список источников

1. Стечкин Б. С., Казанджан П. К., Алексеев Л. П. [и др.]. Теория реактивных двигателей. Рабочий процесс и характеристики. Москва: Гос. изд-во оборонной промышленности, 1958. 534 с.

2. Никитин И. С., Магдин А. Г., Припадчев А. Д., Горбунов А. А. Повышение мощности турбореактивного двигателя с помощью охлаждения воздуха на входном устройстве // Вестник Московского авиационного института. 2021. Т. 28, № 3. С. 13-138. БОН 10.34759/УБ1-2021-2-130-138.

3. Пат. 2645373 Российская Федерация, МПК Б 02 К 3/02. Турбоэжекторный двигатель и способ его регулирования / Письменный В. Л. № 2016119202; заявл. 17.05.16; опубл. 21.02.18. Бюл. № 6.

4. Омар Х. Х., Кузьмичёв В. С., Ткаченко А. Ю. Повышение эффективности авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей за счёт применения рекуператора // Вестник Московского авиационного института. 2020. Т. 27, № 4. С. 133-146. БОН 10.34759^-2020-4-133-146.

5. Письменный В. Л. Двухконтурный турбореактивный двигатель // Известия высших учебных заведений. Машино-

строение. 2019. № 6. С. 50-59. DOI: 10.18698/0536-1044-20196-50-59.

6. Мураева М. А., Горюнов И. М., Харитонов В. Ф. Цикл ГТД с изотермическим расширением в турбине // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2015. Т. 19, № 2. С. 111-118.

7. Мураева М. А., Горюнов И. М., Харитонов В. Ф. Термодинамические основы изотермического расширения и методика расчета турбины ГТД с изотермическим расширением // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2015. Т. 19, № 3. С. 111-118.

8. Мураева М. А., Горюнов И. М. Совершенствование газотурбинного двигателя за счёт организации изотермического расширения в турбине // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017. Т. 16, № 1. С. 51-61. DOI: 10.18287/2541-7533-2017-16-151-61.

9. Thornburg H., Sekar B., Zelina J., Greenwood R. Numerical Study of an InterTurbine Burner (ITB) Concept with Curved Radial Vane // 45th Aerospace Sciences Meeting & Exhibit. Reno, Nevada. 2007. DOI: 10.2514/6.2007-649.

10. Yin F., Rao G. A. A review of gas turbine engine with interstage turbine burner // Progress in Aerospace Sciences. 2020. Vol. 121. 100695. DOI: 10.1016/j.paerosci.2020.100695.

11. Клячкин А. Л. Теория и расчёт воздушно-реактивных двигателей. Москва: Машиностроение, 1969. 512 с.

12. Теория и расчёт воздушно-реактивных двигателей / Под ред. С. М. Шляхтенко. Москва: Машиностроение, 1987. 568 с.

13. Казанджан П. К. Теория авиационных двигателей. Москва: Машиностроение, 1995. 317 с.

14. Пат. 2418969 Российская Федерация, МПК F 02 K 3/02. Турбореактивный двигатель / Грехнев А. В. № 2009107639/06; заявл. 03.03.09; опубл. 10.09.10. Бюл. № 25.

15. Абрамович Г. Н. Прикладная газовая динамика. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Наука, 1976. 888 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГРЕХНЕВ Андрей Владимирович, кандидат технических наук, ведущий инженер-конструктор филиала ПАО «ОДК-Сатурн» — ОМКБ», г. Омск. БРНЧ-код: 8595-0362 АиШотГО: 684442

Адрес для переписки: niov@yandex.ru

Для цитирования

Грехнев А. В. Пример использования компрессора газотурбинного двигателя, освоенного в производстве и имеющего хорошие характеристики, в проекте новых изделий // Омский научный вестник. Сер. Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2022. Т. 6, № 4. С. 53-59. Б01: 10.25206/2588-0373-2022-6-4-53-59.

Статья поступила в редакцию 29.09.2022 г. © А. В. Грехнев

UDC 629.7.036.3

DOI: 10.25206/2588-0373-2022-6-4-53-59

AN EXAMPLE OF USE OF GAS TURBINE ENGINE COMPRESSOR, WHICH HAS BEEN MASTERED IN PRODUCTION AND HAS GOOD CHARACTERISTICS IN A NEW PRODUCT PROJECT

A. V. Grekhnev

Branch of the Public Joint Stock Company «UEC-Saturn» — Omsk Engine Design Bureau, Russia, Omsk, Bogdan Khmelnitsky, 283, 644021

The development of a new gas turbine engine requires a lot of time and money spent on the design and testing its compressor, which has been shown as the most complex and time-consuming assembly unit of the engine.

This article examines the potential application of the industry-developed engine compressors in the designs of a new turbojet engine and a gas turbine compressor. The comparative analysis of the ideal cycles of an augmented turbojet engine and a turbojet engine with a high-temperature combustor is made. The advantage of the turbojet engine with a high-temperature combustor configuration over the augmented turbojet engine configuration is shown. The high rates of jet-pipe gas velocity make a turbojet engine with a high-temperature combustor suitable for supersonic cruise products. Keywords: turbojet engine, compressor, turbine, main combustion chamber, high temperature combustion chamber, afterburner, jet nozzle, ideal engine cycle.

References

1. Stechkin B. S., Kazandzhan P. K., Alekseev L. P. [et al.]. Teoriya reaktivnykh dvigateley. Rabochiy protsess i kharakteristiki [Theory of jet engines. Workflow and Specifications]. Moscow, 1958. 534 p. (In Russ.).

2. Nikitin I. S., Magdin A. G., Pripadchev A. D., Gorbu-nov A. A. Povysheniye moshchnosti turboreaktivnogo dvigatelya s pomoshch'yu okhlazhdeniya vozdukha na vkhodnom ustroystve [Turbojet engine power increasing by air-cooling at the inlet device] // Vestnik Moskovskogo aviatsionnogo instituta. Aerospace MAI Journal. 2021. Vol. 28, no. 3. P. 130-138. DOI: 10.34759/vst-2021-2-130-138. (In Russ.).

3. Patent 2645373 Russian Federation, IPC F 02 K 3/02. Turboezhektornyy dvigatel' i sposob ego regulirovaniya [Turbojet engine and method of its regulation] / Pis'mennyy V. L. No. 2016119202. (In Russ.).

4. Omar H. H., Kuz'michyov V. S., Tkachenko A. Y. Povyshenie effectivnosti aviatsionnykh dvukhkonturnykh turboreaktivnykh dvigateley za schyot primeneniya rekuperatora [Efficiency improving of aviation bypass turbojet engines through recuperator application] // Vestnik Moskovskogo aviatsionnogo instituta. Aerospace MAI Journal. 2020. Vol. 27, no. 4. P. 133-146. (In Russ.).

5. Pis'mennyy V. L. Dvukhkonturnyy turboreaktivnyy dvigatel' [Bypass turbojet engines] // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Mashinostroeniye. BMSTU Journal of Mechanical Engineering. 2019. No. 6. P. 50-59. DOI: 10.18698/0536-10442019-6-50-59. (In Russ.).

6. Muraeva M. A., Goryunov I. M., Kharitonov V. F. Tsikl GTD s izotermicheskim rasshireniem v turbine [GTE (Gas Turbine Engine) cycle with isothermal expansion in turbine] // Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta. Vestnik USATU. 2015. Vol. 19, no. 2. P. 111-118. (In Russ.).

7. Muraeva M. A., Goryunov I. M., Kharitonov V. F. Termodinamicheskiye osnovy izotermicheskogo rasshireniya i

metodika rascheta turbiny GTD s izotermicheskim rashireniem [thermodynamic foundations of isothermal expansion and methods of turbine GTE calculation with isothermal expansion] // Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta. Vestnik USATU. 2015. Vol. 19, no. 3. P. 111-118. (In Russ.).

8. Muraeva M. A., Goryunov I. M. Sovershenstvovaniye gazoturbinnogo dvigatelya za schyot organizatsii izotermicheskogo rashireniya v turbine [Improvement of gas turbine engines due to isothermal expansion in the turbine] // Vestnik Samarskogo universiteta. Aerokosmicheskaya tekhnika, tekhnologii I mashinostroeniye. Vestnik of Samara University. Aerospace and Mechanical Engineering. 2017. Vol. 16, no. 1. P. 51-61. DOI: 10.18287/2541-7533-2017-16-1-51-61. (In Russ.).

9. Thornburg H., Sekar B., Zelina J., Greenwood R. Numerical Study of an InterTurbine Burner (ITB) Concept with Curved Radial Vane // 45th Aerospace Sciences Meeting & Exhibit. Reno, Nevada. 2007. DOI: 10.2514/6.2007-649. (In Engl.).

10. Yin F., Rao G. A. A review of gas turbine engine with inter-stage turbine burner // Progress in Aerospace Sciences. 2020. Vol. 121. 100695. DOI: 10.1016/j.paerosci.2020.100695. (In Engl.).

11. Klyachkin A. L. Teoriya i raschyot vozdushno-reaktivnykh dvigateley [Theory and calculation of jet engines]. Moscow: Mashinostroyeniye Publ., 1969. 512 p. (In Russ.).

12. Shlyakhtenko S. M. Teoriya i raschyot vozdushno-reaktivnykh dvigateley [Theory and calculation of jet engines]. Moscow: Mashinostroyeniye Publ., 1987. 568 p. (In Russ.).

13. Kazandzhan P. K. Teoriya aviatsionnykh dvigateley [Aircraft engine theory]. Moscow: Mashinostroyeniye Publ., 1995. 317 p. (In Russ.).

14. Patent 2418969 Russian Federation, IPC F 02 K 3/02 Turboreaktivnyy dvigatel [Turbojet engine] / Grekhnev A. V. No. 2009107639/06. (In Russ.).

15. Abramovich G. N. Prikladnaya gazovaya dinamika [Applied gas dynamics]. Moscow: Nauka Publ., 1976. 888 p. (In Russ.).

GREKHNEV Andrey Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Leading Design Engineer of Branch of the Public Joint Stock Company «UEC-Saturn» — Omsk Engine Design Bureau», Omsk. SPIN-code: 8595-0362 AuthorlD: 684442

Correspondence address: niov@yandex.ru

For citations

Grekhnev A. V. An example of use of gas turbine engine compressor, which has been mastered in production and has good characteristics in a new product project // Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2022. Vol. 6, no. 4. P. 53-59. DOI: 10.25206/2588-0373-2022-6-4-53-59.

Received September 29, 2022. © A. V. Grekhnev

I >

Si

O s

K o

E h

T i

>o

z p a K

os S

si

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.