KULIKOVA Victoriya Viktorovna and others APPLICABILITY OF THE RINGELMANN EFFECT ..
Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 3(40)
е-ISSN: 2712-9772
V TT"K" Ч 4 1 1 l/^i (TliON l©2022 Контент доступен по лццешнн СС BY-NC 4.0
J М14 1 • 1 |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. j (j 57145/27129772 2022 11 03 05 lfcde3MI^Mhttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)
Применимость эффекта рингельмана в оценке
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
© Автор(ы) 2022
КУЛИКОВА Виктория Викторовна, кандидат географических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», научный сотрудник отдела учебно-воспитательной и научной работы
Владивостокский государственный университет, филиал в г. Находке 602902, Россия, Находка, vikkidis@mail.ru
SPIN-код: 6953-8308,
AuthorID: 252217
ORCID: 0000-0002-2754-4281
ЖИВОТОВ Виталий Анатольевич, кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
Владивостокский государственный университет, филиал в г. Находке 602902, Россия, Находка, docentvitalya@mail.ru
ORCID: 0000-0003-4211-8544
ПОДКОПАЕВА Ольга Викторовна, директор филиала
Владивостокский государственный университет, филиал в г. Находке 602902, Россия, Находка, olga_podkopaeva@mail.ru
ORCID: 0000-0001-8271-5090
Аннотация. Исследование качества профессиональной деятельности всегда актуально. Авторами анализируется возможность применения эффекта Рингельмана к преподавательской деятельности, в частности, такой аспект деятельности, как публикационная активность. Статья раскрывает такое социальное явление, как эффекта Рингельмана, в последующем называемое социальной леностью. Представлены причины исследуемого явления и предложены пути решения на примере конкретного предприятия - филиала ВВГУ в г. Находке. Проанализирована публикационная активность преподавателей на основе рейтинговой оценки и выявлен исследуемый эффект. Преподаватели, активно публикующие и имеющие возможность заполнить рейтинговую оценку результатами своей публикационной деятельности, получают выплаты стимулирующего характера. За исследуемый период публикационная активность наблюдается у одних и тех же сотрудников. Проведённое исследование позволило выделить, что постановка целей, распределение ответственности и др. являются важным и своевременным управленческим решением для выполнения поставленных задач перед преподавателями высшего образования. Даны краткие аспекты мотивации как функции процесса управления персоналом, и имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работника побудить эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, что актуально для образовательного учреждения и его научной деятельности. Затрагивается вопрос и успешной публикационной активности как источника самореализации (вознаграждение в заработной плате через рейтинговую оценку) и персонального роста.
Ключевые слова: эффекта Рингельмана, социальная лень, задача, цель, публикационная активность, мотивация, мероприятия, персонал, рейтинговая оценка.
APPLICABILITY OF THE RINGELMANN EFFECT IN ASSESSING STAFF MOTIVATION
© The Author(s) 2022
KULIKOVA Victoriya Viktorovna, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Researcher of the Department of Educational, Educational and Scientific Work Vladivostok State University, Branch in Nakhodka 602902, Russia, Nakhodka, vikkidis@mail.ru ZHIVOTOV Vitaliy Anatolyevich, Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Vladivostok State University, Branch in Nakhodka 602902, Russia, Nakhodka, docentvitalya@mail.ru PODKOPAEVA Olga Viktorovna, director of the branch Vladivostok State University, Branch in Nakhodka 602902, Russia, Nakhodka, olga_podkopaeva@mail.ru
Abstract. The study of the quality of professional activity is always relevant. The authors analyze the possibility of applying the Ringelmann effect to teaching, in particular, such an aspect of activity as publishing activity. The article reveals such a social phenomenon as the Ringelmann effect, later called social laziness. The causes of the phenomenon under study are presented and solutions are proposed using the example of a specific enterprise - a branch of VVGU in Nakhodka. The publication activity of teachers on the basis of the rating assessment was analyzed and the studied effect was revealed. Teachers who actively publish and have the opportunity to fill in the rating with the results of their publication activities receive incentive payments. During the study period, publication activity is observed in the same employees. The conducted research made it possible to highlight that goal setting, distribution of responsibility, etc. are an important and timely management decision for fulfilling the tasks set for higher education teachers. Brief aspects of motivation are given as a function of the personnel management process and aimed at activating the workforce and encouraging each employee to work effectively to achieve the goals formulated in the plans, which is relevant for an educational institution and its scientific activities. The issue of successful publishing activity as a source of self-realization (remuneration in wages through ratings) and personal growth is also touched upon.
Keywords: Ringelman effect, social laziness, task, goal, publication activity, motivation, activities, personnel, rating.
ВВЕДЕНИЕ Психологические эксперименты, проведенные в 1927
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- г. М. Рингельманом [1], выявили такой эффект в коллек-ными научными и практическими задачами. тиве, в последующем называемый социальной ленью,
20
OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 3(40)
е-ISSN: 2712-9772
КУЛИКОВА Виктория Викторовна и другие ПРИМЕНИМОСТЬ ЭФФЕКТА РИНГЕЛЬМАНА В ОЦЕНКЕ ...
при котором группа (команда, коллектив) с большой численностью имеет свойство перекладывать выполняемые одинаковые задачи друг на друга, тем самым испытывая меньшую ответственность. Многие работодатели знают о таком механизме функционирования группы, как о проблеме, достойной внимания, и грамотный руководитель учтёт рассматриваемый эффект в управленческих решениях.
Исследования М. Рингельмана были дополнены экспериментом с перетягиванием каната, при котором выявилось, что одиночное усилие даёт больше эффекта, чем коллективное, при котором каждый полагается на другого. Социальный эффект Максимилиана Рингельмана, дополненный коллективом под руководством Б. Латанэ, был назван социальной леностью [2]. Несмотря на то, что данные эксперимента были поставлены на физических аспектах (поднятие тяжестей, перетягивание каната и др.), мы полагаем, что они могут быть применены и в психологических аспектах, в таких как мотивация персонала и оценка публикационной активности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель данной работы - рассмотреть применимость эффекта Рингельмана в оценке мотивации персонала.
Объект работы - эффект Рингельмана в коллективе, а предмет исследования - оценка публикационной активности с точки зрения применимости эффекта Рингельмана в повышении мотивации.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии.
Воспользуемся известными методами исследования: анализ, дедукция, личный опыт, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Мотивация один из решающих аспектов успеха деятельности любого предприятия и важная функция управления персонала. Создание системы мотивации (внутренней и/или внешней) процесс трудный, но и выполняющий при этом главную роль в производительности труда персонала, и предприятия в целом, и поэтому индивидуален для каждого предприятия. Мотивация признаётся большинством её рассматриваемых авторов, зарубежных и отечественных, как фундаментальный феномен, имеющий прикладной характер. Данные аспекты исследования мотивации всегда остаются актуальными.
Мотивация обладает сложным механизмом. С одном стороны, мотивация как органическая часть процесса управления, с помощью которого (т.е. управления) руководство воздействует на результативность работы как коллектива в целом, так и каждого работающего в организации. Необходима постоянная оценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, ведь именно человеческий потенциал главное и, по сути, единственное конкурентное преимущество многих предприятий, в т.ч. и образовательных учреждений. С другой стороны, в основе процесса мотивации залегает индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение при этом достигается через поведение и действие. И произвести эффективные изменения в поведении людей сложнее всего. Руководитель, обладающий различными рычагами воздействия, может ими воздействовать, но будет ли от этого производительней труд человека? Необходимо учитывать весь спектр методов управления в противовес администрированию и жёсткому контролю.
Сложной такая задача отчасти является и потому, что трудно дойти до истинных причин поведения отдельных сотрудников или коллектива в целом. В мотивировании трудно учесть весь спектр мотивов, соответственно данный процесс имеет ограниченный набор использования в управлении мотивов. Метод принуждения в таких творческих коллективах, как преподавательский, может нанести вред, вызывая при этом страх получения отрицательного результата, «затухание» энергии поиска
и др. Грамотный руководитель, проводящий регулярно анализ деятельности своей организации, правильно должен понимать мотивационные регуляторы, представленные рабочей средой, вознаграждением, безопасностью, и главные мотиваторы на основе личного развития и роста, чувства причастности, интереса и вызова. В филиале реализуемая рейтинговая оценка сотрудника основана на методе вознаграждения, как пример материального стимулирования хорошего труда, другие мотивацион-ные регуляторы в пределах нормы; главные мотиваторы также реализуемы.
Публикационная активность педагогического состава, особенно высшего образования, «волнует» любого работодателя в вузовском образовании. Обозначившаяся конкуренция среди сотрудников, в основе которой выступает сейчас рейтинговая оценка, мотивирует персонал на повышение публикационной активности. Показатель публикации преподавателей и научных сотрудников является обязательным при учёте рейтинговой оценки.
Мотивационные факторы, толкающие сотрудников на написание статьи(ей) и их публикацию, различны, разнообразны, уникальны. Перечислим некоторые:
- основная деятельность преподавателя, связанная с профессиональными задачами;
- конкуренция, как соревновательный аспект;
- инициативность;
- рейтинговая оценка персонала, осуществляемая информационной системой под одноимённым названием, и на её основе различного рода доплаты (надбавка за высокие показатели и премия по итогам работы);
- участие в конкурсном отборе и заполнении листа самодиагностики;
- удовлетворённость и компенсация за данный труд;
- дисциплинированность в выполнении своих обязанностей и др.
Данный перечень не исчерпан, и может дополняться. Перечисленные мотивационные факторы для каждого сотрудника индивидуальны. Факторов мотивации в литературе представляется достаточным количеством.
Рассмотрим причины социальной лености:
- неудовлетворённость заработной платой и в целом выполняемой работой;
- профессиональное выгорание;
- неудовлетворённость результатом своей работы (неудачные статьи, отказы редакции, отрицательные рецензии);
- жёсткая дисциплина;
- эмоциональное «заражение» в передаче отрицательных эмоций;
- обязательность выполнения публикаций по трудовому договору (две статьи ВАК и (или) РИНЦ);
- снижение учебной нагрузки и соответственно моральной мотивации;
- низкая приверженность к коллективу и к предприятию в целом;
- низкий уровень лояльности;
- загруженность и нехватка времени;
- относительная монотонность труда и др.
Выделим мероприятия для уменьшения исследуемого эффекта и поднятия мотивации сотрудников:
- обозначение (фокусировка) роли участников, в данном случае преподавателей в публикационной деятельности. Для этого заведующий кафедрой акцентирует внимание на такое положение, что публикации необходимо осуществлять в зависимости от читаемых дисциплин и смежных с ними областями как в своей профессиональной деятельности, так и в публикационной деятельности со студентами, которая обозначается как НИРС.
- положительная обратная связь (можно применить и понимание тимбилдинга, при котором формируется командный дух; создание благоприятного климата для работы). В филиале преподаватели отчитываются в со-
KULIKOVA Victoriya Viktorovna and others APPLICABILITY OF THE RINGELMANN EFFECT ..
Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 3(40)
е-ISSN: 2712-9772
ответствии с составленным на учебный год индивидуальным планом как в осеннем, так и весеннем семестре, в конце года предоставляется годовой отчёт. В отчётах указывается информация об учебной деятельности, повышении квалификации, организационной деятельности, а также важная информация о НИР и НИРС (количество публикаций, их выходные данные с подтверждёнными ссылками на опубликованные статьи в журнале или на платформе eLibrary).
В филиале, как и в любых других учебных заведениях, существует практика заседаний кафедры, где на обсуждение выносятся вопросы различного характера, касающиеся деятельности кафедры, в том числе вопросы публикационного характера. В данном случае заведующий кафедрой может обратить внимание коллектива на активно публикующихся преподавателей как в количественном, так и в качественном плане.
Выделим, что публикации НПР в журналах с высокой индексацией приоритетны и указывают на эффективность деятельности ВУЗа за год, и обязательны к учёту при аккредитации.
Для оценки движения публикаций в отчетном периоде проводился мониторинг поквартально, составлялся отчёт. Также информационной базой послужили отчётность преподавателей и данные НЭБ eLibrary. Основные источники (в различных областях наук) достоверной информации публикаций авторов считаются данные НЭБ eLibrary (с 1999 г.) и особенно «Карта Российской науки», разработанная и внедрённая Минобрнаукой РФ. Представлен широкий перечень отечественных и зарубежных изданий.
Согласно Указу Президента № 204 от 07.05.18 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» стратегической целью РФ считается увеличение публикационной активности [3].
Активная публикационная деятельность позволяет выполнить необходимые показатели эффективности деятельности филиала за год, где учитывается количество публикаций НИР и НИРС. Возможно предложение -рассмотрение журналов научной периодики, индексируемые в базе данных РИНЦ с импакт-фактором не ниже 0,4 по направлениям подготовки, реализуемые кафедрой.
Также активная публикационная деятельность позволяет преподавателю успешно реализовать свои профессиональные качества, профессиональную предметность, панорамность мышления, самоактуализироваться, участвовать в рейтинговой оценке деятельности, которая осуществляется в информационной автоматизированной системе и др. Такая оценка деятельности даст возможность преподавателю получать выплаты стимулирующего характера. Причём, в показателях эффективности делается акцент на показателях публикационной активности студентов; в рейтинговой же оценке учитывается больший объём показателей: индекс Хирша, повышение квалификации, подготовка рецензий, НИР, НИРС, учебно-методическое обеспечение. Реализация рейтинговой оценки показывает нам принцип прозрачности. Любой преподаватель (сотрудник) может зайти к другому на страницу рейтинга и сравнить свои показатели с интересующими показателями данного сотрудника. Здесь можно почерпнуть информацию.
Концентрацию на публикационной активности увяжем с мотивом достижения. Преподаватели с более развитыми мотивами достижения, например, прилагающие больше усилий в написании статей, с активным и творческим подходом к своему делу, трудоспособные и пр., и получающие тем самым удовлетворение от проделанной работы и от сознания удачливости, получившие признание коллектива и похвалу, вознаграждение, верят в большую вероятность успеха, чем те, кто слабо верит в достижение. Отметим, что вознаграждение за проделанную работу, как источник удовлетворённости трудом, для данного коллектива является главным мотиватором,
реально увеличивающим усилия и энергию действий в отношении публикационной активности.
В этом реализуются такое мероприятие, как чётко поставленная цель, как общая, так индивидуальная. Общая через решение единой задачи - выполнить показатели эффективности; индивидуальная - денежные выплаты. В новом учебном году индивидуальные показатели рейтинговой оценки послужили управленческим инструментом для принятия решения по отношению учебной нагрузки преподавателя с более активной публикационной деятельностью.
Постановка сложных задач помогает поднять планку результата, реализовать новые идеи достижения. Например, участие в проектной деятельности со студентами, тем более, что дисциплина с одноимённым названием преподается на всех специальностях, реализуемых филиале. Головной вуз предоставляет такую возможность участия без ограничений во всех проектах. Однако наблюдается картина, что каждый из преподавателей думает, что таким участием займётся кто-либо другой: ссылались на загруженность учебной нагрузкой или не интересность темы, или слабую активностью студентов. В этом и видим проявление данного эффекта. В этом учебном году профессорско-преподавательский состав (17 человек) может участвовать в проектах («Гранит науки», «Студенческий стартап», «Молодой учёный», «Наука без границ») индивидуально или объединившись с другими сотрудниками. Итог - на данном поприще происходит реализация трёх проектов с участием двух преподавателей из 17. Тем самым преподаватель занимает позицию невмешательства, что говорит о низком уровне заботы о предприятии, где трудится человек, и здесь предложим мероприятия.
Обозначим данный процесс: заведующий кафедрой, или научный сотрудник как руководитель, определяет каждому преподавателю участие в конкретном проекте с учётом реалистичности его выполнения (например, препятствием могут быть финансовые условия), с уточнением ответственности, т.е. ожидаемые результаты. В конце выполнения данной задачи оцениваются результаты (как для филиала целом, так и для каждого преподавателя) в целях оценки вклада каждого сотрудника в плоды деятельности предприятия, тем самым создавая симбиоз «цель - результат», «показатель - сотрудник», как сложное переплетение многих функциональных задач на предприятии. Заведующий кафедрой может обратить внимание на ситуационное лидерство в публикационной деятельности преподавателей. Энергия личности в организации играет связующую роль в мотивации, а именно - в передаче такой энергии сотрудникам.
Психологами доказано, что получение новых знаний и развитие новых навыков защищает человека от последствий стресса. Отметим, что во время пандемии активность преподавателей намного снизилась, в настоящее время необходимо проводить дальнейшую публикационную (творческую) деятельность. Повышение ответственности снизит социальную леность, распределение ответственности увеличит производительность участников группы (коллектива).
Существуют и другие рекомендации по повышению мотивации и снижения социальной лености. Например, предложить идеальный размер команды и контроль её численности; давать ощущение значимости каждого из сотрудников, как члена коллектива, идентифицируя их вклад в общую цель филиала, к примеру, выполнение показателей эффективности; поддерживать мотивацию отдельных сотрудников и группы.
Руководители могут использовать разнообразный аппарат управления в целях оптимизации рабочего процесса. Одной из важных функций управления считается функция координации (согласованности) действий, поэтому считаем, что распределение роли и ответственности в практической деятельности является своеобразной своевременной мерой.
22
OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC
Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 3(40)
e-ISSN: 2712-9772
КУЛИКОВА Виктория Викторовна и другие ПРИМЕНИМОСТЬ ЭФФЕКТА РИНГЕЛЬМАНА В ОЦЕНКЕ ...
Предположим: состав профессорско-преподавательского состава за 2021 г. составил на ВО (высшем образовании) 17 человек; по результатам научно-исследовательской деятельности количество статей, согласно отчёту, составило 22; по условиям контракта каждый преподаватель в течение года должен написать две статьи. Конечным итогом количество статей должно быть 34, что на 12 статей меньше, чем в отчёте по результатам. Остальные сотрудники статей не предоставили. Календарный отчетный 2022 год заканчивается, отмечается однотипная тенденция. Таким образом, отмечаем наличие уменьшения количественных различий в публикационной деятельности и подтверждение эффекта социальной лености: из 17 сотрудников проявили себя четверо, остальные «паразитировали» либо «симбиоти-ровали».
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Эффект Рингельмана, как явление, достаточно изучен в различных областях человеческой деятельности, например, исследование сотрудничества в [4]. Существует и противоположный эффект, автором является немецкий психолог Кёлер, обнаруживший, что человек работает эффективнее как член группы, нежели в одиночку. В работе [5] проведён анализ моделей социальной лености с описанием разных причин и факторов исследуемого явления. Авторы К.Н. Стратилат, Н.И. Семечкин в своей работе [6] провели исследование о гендерных стереотипах в исследуемом эффекте социальной лености. Интересным аспектом послужили взаимосвязи культуры и эффективности работы в исследованиях Кристофера П. Эрли [7], который описывал, что в западной культуре цели личные и групповые находятся на одном уровне, в то время как в азиатской культуре главными целями считаются коллективные (групповые). В статье [8] авторы Н.А. Корягина, К.А. Кротова описывают проявление социальной лени в учебной деятельности у студентов. В зарубежных исследованиях [9; 10] выявлено, что между такой характеристикой личности, как добросовестность, и исследуемым эффектом социальной лености нет взаимосвязи. Однако применимость исследуемого явления к педагогической деятельности, в частности публикационной активности, недостаточно освещена.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Полагаем, что данный процесс обладает симбио-тической связью: сотрудник, ориентированный на достижение общих целей на предприятии, например, выполнение определённых показателей через публикацию статей в журналах ВАК или журналах с показателем им-пакт-фактора не ниже 0,4, получает определённые денежные выплаты. Осознание целей предприятия и ориентированность персонала, в частности преподавателей, на высокие результаты - основная задача мотивации.
Изучение регулирования данного эффекта повышает эффективность работы коллектива (группы). Показано, что личные усилия в публикационной активности снижены по сравнению с коллективными усилиями, что показывает применимость эффекта Рингельмана в психологических аспектах, в таких как мотивация персонала. Исследование показало, что преподаватели чаще стремятся к индивидуалистическим целям, а не к групповым. Таким образом, в целях снижения («размывания») ответственности рекомендуем данному коллективу применить ряд предложенных мероприятий. Руководству продолжить применение рейтинговой оценки персонала, как эффективной практики стимулирования персонала.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
В рамках исследования освещены вопросы мотивации, эффект Рингельмана и публикационная активность преподавательского состава филиала, авторы продолжат исследования в данном направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Kravitz D.A., Martin B. Ringelmann Rediscovered the Original Article. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, 50 (5). pp. 936-941
2. Latane B., Williams K., Harkins S. Many Hands Make Light the Work: The Causes and Consequences of Social Loafing. Journal of Personality and Social Psychology, 1979, 37 (6). pp. 822-832.
3. Указ Президента № 204 от 07.05.18 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.
— Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557309575
4. Гарбер И.Е. Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2018. — № 3. — С. 238244
5. Стратилат К.Н. Модели возникновения феномена социальной лености //Национальный психологический журнал. — 2017. — №4 (28).
— С. 57—66.
6. Стратилат К.Н., Семечкин Н.И. Гендерные различия в проявлении социальной лености: пересмотр проблемы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — № 4. — С. 173—181
7. Earley P.C. Social loafing and collectivism: A comparison of the United States and the People's Republic of China //Administrative Science Quarterly. — 1989. — pp. 565—581.
8. Корягина Н.А., Кротова К.А. К проблеме исследования феномена социальной лености (на примере студентов НИУ ВШЭ г. Москвы) //Вестник КГУ. Серия: Психология. — 2017. — № 3. — С. 64-70
9. Karau S.J., Kipling, W.D. Social Loafing: The Effects of Group Cohesiveness on Social Loafing and Social Compensation. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 1997. Vol. 1, №. 2. pp. 156168.
10. Tan H.H. and Tan M.L. Organizational citizenship behavior and social loafing: The role of personality, motives, and contextual factors. Journal of Psychology, 2008.Vol. 142, №. 1. pp. 89-108
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 23.10.2022 Revised date: 13.11.2022 Accepted date: 05.12.2022