Научная статья на тему 'ПРИМЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ПРИМЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пунктуация / точка / запятая / восклицательный знак / вопросительный знак / интерактивные методы / начальные классы / правила / русский язык.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурмухамедова А.И., Садыков Р.М.

В этой статье рассматривается изучение пунктуации в начальных классах с помощью интерактивных методов. Почему именно в начальных классах? Потому что, именно в начальных классах дети изучают основы пунктуации, ознакамливаются с правилами пунктуации. В первом классе проходят такие знаки пропиная: точка (.), запятая (,), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), изучаются когда, и как их использовать, и им это надо запомнить, для этого нам и нужны интерактивные методы. Ведь, благодаря интерактивным методом можно создать наилучшие условия для изучения и запоминания пунктуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нурмухамедова А.И., Садыков Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

"RAQAMLI TA'LIMNING ZAMONAVIY TENDENTSIYALARI VA ULARNI TA'LIM-TARBIYA

JARAYONIGA TADBIQ QILISH YO'LLARI" MAVZUSIDAGIRESPUBLIKAILMIY-AMALIY KONFERENSIYASI

25-oktabr 2023-yil

ПРИМЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Нурмухамедова А.И.

студент 3 курса ТГПУ им. Низами Научный руководитель: Садыков Р.М.

ТГПУ им. Низами https://doi.org/10.5281/zenodo.10200721

Аннотация. В этой статье рассматривается изучение пунктуации в начальных классах с помощью интерактивных методов. Почему именно в начальных классах? Потому что, именно в начальных классах дети изучают основы пунктуации, ознакамливаются с правилами пунктуации. В первом классе проходят такие знаки пропиная: точка (.), запятая (,), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), изучаются когда, и как их использовать, и им это надо запомнить, для этого нам и нужны интерактивные методы. Ведь, благодаря интерактивным методом можно создать наилучшие условия для изучения и запоминания пунктуации.

Ключевые слова: Пунктуация, точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, интерактивные методы, начальные классы, правила, русский язык.

Annotatsiya. Ushbu maqolada boshlang'ich sinflarda finish belgilarini interfaol usullar yordamida o'rganish masalalari muhokama qilinadi. Nima uchun boshlang'ich maktabda? Chunki bolalar aynan boshlang 'ich sinflarda finish belgilarining asoslarini o 'rganadilar, finish belgilarini qo'yish qoidalari bilan tanishadilar. Birinchi sinfda quyidagi belgilar o'tadi: nuqta (.), vergul (,), savol belgisi (?), undov belgisi (!), ularni qachon va qanday ishlatishni o'rganadilar va buni eslab qolishlari kerak, buning uchun interfaol usullar kerak. Axir, interfaol usul tufayli siz finish belgilarini o'rganish vayodlash uchun engyaxshi sharoitlarniyaratishingiz mumkin.

Tayanch so'zlar: tinish belgilari, rus tili, interfaol usul, boshlang'ich sinflar, nuqta, vergul, savol belgisi, undov, ikki nuqta, vergul, imlo, savodxonlik.

Anstract. This article discusses the study of punctuation in the primary grades using interactive methods. Why in primary school? Because it is in the elementary grades that children learn the basics of punctuation and become familiar with the rules of punctuation. In first grade the following signs are passed through: period (.), comma (,), question mark (?), exclamation point (!), they learn when and how to use them, and they need to remember this, for this we need interactive methods. After all, thanks to the interactive method, you can create the best conditions for learning and memorizing punctuation

Keywords: punctuation rules, Russian language, interactive method, primary grades, period, comma, question mark, exclamation point, colon, comma, spelling, literacy.

В русском языке неотъемлемую часть играет пунктуация. Так как пунктуация участвует в грамотности чтении и в грамотности письма в русском языке. Можно сказать с уверенностью, что пунктуация у нас усваивается с большим трудом, чем орфография. Чем это объяснить? Причин тут много. Главная заключается в том, что пунктуации в школе уделяется недостаточно внимания. Ее изучают попутно, вместе с синтаксисом, и к тому же методика ее слабо разработана. Многие, в том числе и преподаватели разных предметов (кроме русского языка), и литераторы (писатели, журналисты), часто обнаруживают

"RAQAMLI TA'LШNШG ZAMONAVIY TENDENTSIYALARI УА ^АИШ TA'LIM-TARBIYA

JARAYONIGA TADBIQ QILISH YO'LLARI" MAVZUSIDAGI RESPUBLIKA ILMIY-AMALIY KONFERENSIYASI

25-оИаЬг 2023-уИ

непонимание роли пунктуации в литературном языке и плохое знание и понимание пунктуационных правил.

Пунктуация — это система знаков, которые используются для разделения текста на более мелкие части, чтобы улучшить его понимание и читаемость. В русском языке она имеет большое значение, поскольку позволяет читателю не только лучше понимать написанный текст, но и воспринимать его эмоциональную окраску. Без использования пунктуации, текст может стать нечитабельным и непонятным.

Правила пунктуации тесно связаны с состоянием и законами развития грамматического строя языка и его словарного состава. Пунктуационные изменения в известной мере отражают развитие структуры языка.

В XI-XII веках, на ранних этапах развития русской письменности, не было: точек, запятых других знаков препинания, которые мы используем сегодня. Вместо этого, текст разбивался на части с помощью пробелов и знаков, наносимых на конце строки. Со временем, по мере развития языка и литературы, пунктуация стала стандартизироваться, и сегодня мы имеем определённые правила использования знаков препинания. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного. Точка ставится для придания изложению большей выразительности после коротких предложений, рисующих какую-нибудь единую картину или быструю смену событий. Точка ставится после предложения, вводящего в дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развёрнутое повествование, описание или рассуждение.

Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.) Вопросительными могут быть и номинативные (назывные) предложения: Пожар? (Кож)

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения: Э, да это гроза! (Т.); Счастливый путь! (Кож.)

Восклицательный знак ставится в конце побудительных предложения, в которых приказание, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола, эмоционально окрашено.

Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато

Запятой разделяются однородные члены предложения

Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного. Запятой разделяются в сложноподчинённом предложении главное и придаточное.

Точка с запятой — используется для разделения сложных предложений или перечислений, когда внутри каждого пункта также используется запятая.

Двоеточие — ставится для выделения части предложения, которая должна быть особенно отмечена, например, цитаты или примера.

Тире — используется для выделения второстепенных элементов предложения, для выражения эмоций или для создания паузы.

Кавычки — необходимы для обозначения цитат, прямой речи, иностранных слов и выделения определённых слов.

Скобки — используются для выделения дополнительной информации, примечаний или пояснений.

"RAQAMLI TA'LIMNING ZAMONAVIY TENDENTSIYALARI VA ULARNI TA'LIM-TARBIYA

JARAYONIGA TADBIQ QILISH YO'LLARI" MAVZUSIDAGIRESPUBLIKAILMIY-AMALIY KONFERENSIYASI

25-oktabr 2023-yil

Для запоминания этих правил подойдут такие интерактивные методы как мозговой штурм, кластер, презентация, в том числе надо учить детей что неправильное использование знаков пунктуации может привести к искажению смысла предложения или даже к его полному искажению. Например, знаки восклицания или вопроса могут выражать разную эмоциональную окраску, в зависимости от их положения в предложении. Кроме того, некоторые знаки пунктуации могут иметь несколько разных функций, и правильное их использование требует хорошего знания грамматики и стилистики.

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются, прежде всего, показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

Вывод:

В Русском языке пунктуация находится на одном уровне с орфографией, поэтому нужно уделять больше времени для изучения пунктуации, ведь пунктуация используется не только в письме, но, также используется в разговоре. Больше времени уделяется пунктуации, потому что она стала сложнее в нынешнее время. В образовании начальных классах больше времени уделяется пунктуации и орфографии, так как они примерно на одном уровне по сложности.

REFERENCES

1. http://gramotno-po-russki.ru/pishem-gramotno/pravila-postanovki-zapyatyh

2. https://legalacts.ru/doc/pravila-russkoi-orfografii-i-punktuatsii-utv-an/ https://is.muni.cz/el/ped/jaro2017/R2MK_PGS2/um/ruska_interpunkce.pdf

3. Книга "Справочник по пунктуации"

4. https://spelling.spb.ru/articles/punktuaciya-russkogo-yazyka-pravila-i-trudnosti/

5. Книга "Современный русский язык. Пунктуация" А.Б. Шапиро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.