Педагогика
УДК 37
DOI 10.21661/r-558267 Филатов С.С., Сорокотягина А.С.
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению такой темы, как применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Говоря о здоровьесберегающих технологиях, авторы определяют термин данного понятия, рассказывают о пользе данных технологий в лечении детей с дефектами речи и врожденными или приобретенными заболеваниями. Также авторы приводят примеры различных приемов лечения, которые входят в систему здоровьесберегающих технологий, а также делают вывод по проведенной работе.
■ Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, нарушение речи, моторика, терапия, здоровый образ жизни.
У каждого человека формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста и для детей важно сохранять и укреплять свое здоровье как на специальных занятиях, так и в обыденное время. Такие способы развития здорового образа жизни очень важны для детей, у которых выявлены нарушения речи, так как они соматически ослаблены и даже могут иметь хронические заболевания. Стоит отметить, что по статистике с каждым годом у нас увеличивается количество детей, которые болеют такими болезнями как дизартрией, моторной, сенсорной алали-ей и заиканием. Чтобы предотвращать это существуют специальные здоровьесберегающие технологии, которые уже не первый год применяются ведущими логопедами странны и имеют результат в их деятельности. В чем же заключаются данные технологии? Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка [1]. Использование здоровьесберегающих технологий становится очень перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В чем же еще плюсы таких технологий? Плюсом стоит отметить, что многие дети имею повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы, но здоровьесберегающие технологии позволяют улучшить результаты работы над данными проблемами и способствовать улучшению здоровья ребенка.
Существует множество приемов, которые входят в данную методику, позволяющие улучшить состояние ребенка или предотвратить развитие или же вовсе появление таких заболеваний. Такие приемы в своей статье раскрывает А.А. Хвостикова [2]. К ним относятся:
1) артикуляционная гимнастика. Данный вид гимнастики способствует к развитию правильного произношения нужных звуков. Данные упражнения подбираются из правильной артикуляции звука и формируется комплексами упражнений;
2) развитие мелкой моторики. При развитии мелкой моторики во внимание берется моторика пальцев рук.
Это довольно важное упражнение так как движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией [3]. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения;
3) Су-джок терапия. Данный вид терапии является нестандартным методом терапии, однако является в современной коррекционной педагогике одним из эффективных средств профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей. Она подразумевает использование специальных колец и шариков для массирования кистей рук и стоп человека;
4) гимнастика для глаз. Глазная гимнастика помогает снимать напряжение мышц глаза, а также укрепить их. Это полезно прежде всего тем что улучшается концентрация внимания и аккомодация. Также это помогает ребенку научиться управлять своими движениями;
5) развитие общей моторики. Данный вид упражнений проводится, как правило, в форме физминуток, которые проводятся в форме оздоровительных игр. Это уже устоявшееся и давно закрепленный метод оздоровления ребенка, так как направлен на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
В заключение хотелось бы сказать что здоровьесберегающие технологии это комплексная система, которая направленна на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Данные технологии обеспечивают благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.
Педагогика_
Литература
1. Усикова Е.В. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях / Е.В. Уси-кова // Молодой ученый. - 2016. - №27 (131). - С. 680-683 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/131/36516/ (дата обращения: 19.11.2022).
2. Хвостикова А.А. Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях / А.А. Хвостикова // Проблемы педагогики. - 2022. - №1 (59). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/primeneme-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-na-logopedicheskih-zanyatiyah (дата обращения: 19.11.2022).
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с. + цв. вкл.
4. Дондокова И.Б. Су-Джок-терапия в коррекционно-логопедической работе / И.Б. Дондокова // Инновационные педагогические технологии: мат. VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 95-97. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12245/ (дата обращения: 19.11.2022).
5. Усенко А.И. Коррекция речевой функции учащихся младших классов специализированной речевой школы средствами физического воспитания (Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры): дис. ... канд. пед. наук / А.И. Усенко. - Краснодар, 2000. - 168 с. - EDN NLUIHF.
6. Дворкин Л.С. Физическое состояние детей 7-9 лет с тяжелыми нарушениями речи / Л.С. Дворкин, А.И. Усенко, Н.Д. Фролова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №2. - С. 42-47. - EDN RVRQZN.
7. Усенко А.И. Коррекции речевой функции учащихся младших классов специализированной речевой школы средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Усенко. - Краснодар, 2000. - 18 с. - EDN ZLPHFB.
8. Цыганкова В.О. Координационные способности в тхэквондо / В.О. Цыганкова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. по мат. нац. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ (Краснодар, 28-29 октября 2020 года). - Краснодар: Кубанский гос. аграрн. ун-т им. И.Т. Трубилина, 2020. - С. 443-453. - EDN PJCKJG.
9. Цыганкова В.О. Педагогические аспекты формирования координационных способностей у юных тхэквондистов / В.О. Цыганкова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики : сб. ст. по мат. нац. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ (Краснодар, 28-29 октября 2020 года). - Краснодар: Кубанский гос. аграрн. ун-т им. И.Т. Трубилина, 2020. - С. 665-674. - EDN KZRBYL.
10. Цыганкова В.О. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов Кубанского ГАУ средствами внеурочных занятий тхэквондо / В.О. Цыганкова, И.В. Куликова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №5 (195). - С. 429-432. - DOI 10.34835. - ISSN 2308-1961.2021.5. - С. 429-433. - EDN WVITJR.